Техногенные аварии – источники негативных факторов техносферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Исследование данной темы волнует нас с точки зрения обеспечения безопасности. То есть технологические катастрофы – которые в принципе последствие деятельности человека – необходимо исследовать и изучать именно дл обеспечения безопасности для человека при возникновении таких катастроф.
Безопасность является одним из природных факторов существования живых систем, потому что без защиты от внешних и внутренних опасностей не выживет ни один живой организм.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ 4
1.1. Аварии на гидротехнических сооружениях 4
1.2. Аварии на транспорте 5
1.3. Аварии на морском и речном транспорте 6
1.4. Аварии на авиационном транспорте 6
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУПНЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ 8
3. СПАСАТЕЛЬНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КРУПНЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 17

Файлы: 1 файл

техногенные ката.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  

 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  данной работы - «Техногенные аварии – источники негативных факторов техносферы».

     Исследование  данной темы волнует нас с точки  зрения обеспечения безопасности. То есть технологические катастрофы – которые в принципе последствие деятельности человека – необходимо исследовать и изучать именно дл обеспечения безопасности для человека при возникновении таких катастроф.

     Безопасность  является одним из природных факторов существования живых систем, потому что без защиты от внешних и внутренних опасностей не выживет ни один живой организм. Следовательно, рассматривая проблему безопасности организмов, можно отнести ее к проблеме экологии. Человек также является живым организмом, но его безопасность имеет специфические особенности. Как разумное существо он создает собственную среду обитания, не похожую на природную, а значит имеющую опасности, каких в природной среде нет. На заре человечества людям угрожала опасности природных явлений, другие животные организмы, но в последствии творцом опасностей стал сам человек, который искал способы защиты от этих опасностей. В то же время непрерывно изменялись и природные условия, менялся климат, появлялись новые представители биологического мира. Поэтому процесс эволюции человека стал процессом обеспечения собственной безопасности в складывающихся условиях. Человек, создавая собственную среду обитания, не успевая приспосабливаться к новым условиям, обеспечивать свою защиту. Так происходит и в настоящее время, когда человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Например, огромное количество людей получают инвалидность, становятся больными, погибают в дорожно-транспортных происшествиях, на производстве. Происхождение опасностей может быть различным – природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические, социальные.

 

1. ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ

     1.1. Аварии на гидротехнических сооружениях

     Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

     Высота  и скорость волны прорыва зависят  от размеров разрушения гидросооружения и  разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

     Значительные  участки местности через 15 – 30 минут  обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

     По  каждому гидроузлу имеются схемы  и карты, где показаны границы  зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

     В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

     При возвращении на прежние места  остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться – возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

     1.2. Аварии на транспорте

     Чрезвычайные  ситуации на железной дороге могут  быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

     При возгорании непосредственную опасность  для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

     Для уменьшения последствий возможной  аварии пассажиры должны строго соблюдать  правила поведения в поездах.

     Чрезвычайные  ситуации на станциях, в тоннелях,  в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода  с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

     Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно  от них самих.

     Одним из правил безопасности является неукоснительное  выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного  происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

     Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой  и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

     Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГАИ.

     1.3. Аварии на морском и речном транспорте

     Ежегодно  в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

     При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

     Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

     1.4. Аварии на авиационном транспорте

     Безопасность  полета  зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.

     Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

     Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

     Если  полет будет проходить над  водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет  и как им пользоваться.

     При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

 

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУПНЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ

     Крупные аварии и катастрофы на объектах могут  возникать в результате стихийного бедствия, а также нарушения технологии производства, правил эксплуатации различных машин, оборудования и установленных мер безопасности. Их воздействия подобны стихийным бедствиям.

     Под аварией понимают внезапную остановку  работы или нарушение процесса производства на промышленном предприятии, транспорте, других объектах, приводящие к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

     Под катастрофой понимают внезапное бедствие; событие, влекущее за собой трагические последствия. Катастрофы сопровождаются разрушением зданий различных сооружений, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.

     Наиболее   опасным   следствием крупных  аварий и катастроф являются пожары и взрывы. В ряде случаев, особенно на предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности, аварии вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Аварии и катастрофы могут быть на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также в результате обрушения при строительстве и монтаже сооружений и конструкций различных объектов.

     Основы  использования формирований при стихийных бедствиях, крупных авариях и катастрофах. Для ликвидации последствий, вызванных стихийными бедствиями, могут привлекаться как формирования общего назначения, так и формирования служб ГО. В отдельных случаях помимо указанных формирований могут привлекаться воинские части ГО и Вооруженных Сил РФ.

     Основная  задача формирований при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф—спасение людей и материальных ценностей. Характер и порядок действий формирований при выполнении этой задачи зависят от вида стихийного бедствия, аварии или катастрофы,  сложившейся  обстановки, количества и подготовленности привлекаемых сил гражданской обороны, времени года и суток, погодных условий и других факторов.

     Успех действий формирований во многом зависит  от своевременной организации и проведения разведки и учета конкретных условий обстановки.

     В районах стихийных бедствий разведка определяет: границы очага бедствия и направления его распространения, объекты и населенные пункты, которым угрожает непосредственная опасность, места скопления людей, пути подхода техники к местам работ, состояние поврежденных зданий и сооружений, а также наличие в них пораженных людей, места аварий на коммунально-энергетических    сетях, объем спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

     При крупных авариях и катастрофах разведка уточняет степень и объем разрушений и возможность проведения работ без средств индивидуальной защиты, возможность обрушения зданий и сооружений, которые могут повлечь за собой увеличение размера аварии или катастрофы, места скопления людей и степень угрозы для их жизни, а также состояние коммунально-энергетических сетей и транспортных коммуникаций.

     Разведку  ведут разведывательные группы и звенья. В состав разведывательных формирований рекомендуется включать специалистов, знающих расположение объекта и специфику производства. Если в районе предстоящих действий могут быть сильнодействующие ядовитые вещества, то в состав разведывательных формирований необходимо включать специалистов-химиков и медицинских работников.

     В связи с внезапностью возникновения стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф оповещение личного состава формирований, их укомплектование, создание группировки проводятся в короткие сроки.

     В первый эшелон группировки сил обычно  включаются формирования объектов, где  произошли бедствия, а во второй — формирования соседних объектов (районов). Выдвижение формирований из районов сбора в район действий осуществляется на максимально возможных скоростях.

     В районах стихийных бедствий и  местах крупных аварий спасательные работы в первую очередь проводят с целью предупреждения возникновения  катастрофических последствий, бедствий (аварий), предотвращения возникновения вторичных причин, которые могут вызвать гибель людей и материальных ценностей. Командиры формирований должны постоянно знать обстановку в районе работ и в соответствии с ее изменением уточнять или ставить новые задачи подразделениям.

     После выполнения поставленных задач формирования выводятся в район постоянного расквартирования.

Информация о работе Техногенные аварии – источники негативных факторов техносферы