Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 22:46, реферат
Сертификация – это документальное подтверждение чьего-либо соответствия стандартам и требованиям. Субъекты и объекты сертификации могут быть самые разные. В качестве объекта сертификации, чьи характеристики субъект оценки соответствия сличает с документом, может выступать отдельный человек, а может и целая организация, коммерческая или государственная.
Введение………………………………………………………………………….3
1. История сертификации……………………………………………………..4
2. Сертификация в России…………………………………………………….6
3. Сертификация пищевой продукции: цели и задачи,
направления и принципы…………………………………………..8
4. Сертификация безопасности пищевой продукции
(HACCP 22001/ГОСТ Р ИСО 22001)…………………………………..10
5. Органы по сертификации…………………………………………………13
6. Обязательная сертификация……………………………………………...17
7. Добровольная сертификация……………………………………………..19
8. Одновременное использование нескольких видов сертификации…….22
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………..
Содержание
Список литературы……………………………………………………
Введение
Сертификация – это документальное подтверждение чьего-либо соответствия стандартам и требованиям. Субъекты и объекты сертификации могут быть самые разные. В качестве объекта сертификации, чьи характеристики субъект оценки соответствия сличает с документом, может выступать отдельный человек, а может и целая организация, коммерческая или государственная. Организации, проходя сертификацию, сообщают об этом на материальном результате своей деятельности, например, на упаковках продукции. Любая организация, в частности компания, может содержать в себе несколько элементов. Сертифицировать можно, как ее в целом, так и отдельную составляющую: организацию охраны труда, систему менеджмента качества и т. д.
Сертификация – это своего рода форма контроля, с помощью которой государство или система сертификации проверяет характеристики продукции. Именно поэтому данную форму контроля называют сертификацией в государственно регулируемой или нерегулируемой сфере.
Из глубины веков
Изданный в 1900 году словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона определяет сертификат как «удостоверение». Само слово происходит от латинского certum («верно») и facere («делать»). Термин «сертификация» получил широкое распространение с конца 90-х гг., хотя сам процесс сертификации насчитывает гораздо более длительную историю. Продукция маркировалась производителями с древнейших времен, что традиционно означало определенные гарантии качества. Еще художники эпохи Возрождения давали трехсотлетнюю гарантию качества покупателям своих полотен. Процесс сертификации продукции стал приобретать массовый характер в странах Запада начиная с 20-х гг. двадцатого века, а 60-е гг. были ознаменованы созданием национальных систем сертификации.
Сертификация в условиях советской экономики
Во времена СССР сертификация осуществлялась в рамках государственных испытаний, определявших уровень качества продукции, а также на основе государственной приемки продукции. Существовал государственный надзор за стандартами, и проводилась аттестация по категориям качества. Контроль государства за соблюдением стандартов качества был довольно строгим – например, 30% всей выпущенной продукции подвергались государственным испытаниям. Будучи членом СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), СССР присоединился к принятой в 1988 году Конвенции о системе оценки качества и сертификации взаимозаменяемой продукции. Данный шаг означал признание стандартов СЭВ, а также введение обязательной аккредитации исследовательских центров. В начале 1991 года в России существовало 14 центров сертификации.
Причины наплыва некачественных товаров с Запада
С распадом СССР была прекращена практика государственных испытаний, государственной приемки и аттестации продукции по категориям качества. Девяностые годы запомнились бурным ростом объемов импортной продукции, среди которой нередко встречались откровенно некачественные, а порой и опасные для потребителей товары. Причиной массового притока в Россию подобной продукции был именно низкий уровень требований к качеству ввозимой продукции. Товары, которые из-за низкого уровня качества были забракованы в странах Европы и подлежали там утилизации, успешно направлялись в Россию и другие государства, национальные стандарты которых предъявляли более низкие требования по качеству. Подобная ситуация наносила вред не только отечественным потребителям, но и российским производителям, не выдерживавшим конкуренции с дешевыми импортными товарами, купленными по бросовой цене. Столь активное распространение некачественной продукции стало настоящей национальной проблемой, для решения которой требовалось наличие мощной централизованной национальной системы обязательной сертификации.
Создание современной системы обязательной сертификации
С 1992 года функцию регулирующего органа по сертификации стал выполнять Госстандарт России (Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации), затем переименованный в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Принятый в 1992 году ФЗ «О защите прав потребителей» определил перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Для обязательной сертификации были отобраны товары, к которым ГОСТы предъявляли определенные требования в области безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также товары, которые ГОСТы обязывали быть безопасными для окружающей среды. Так было положено начало Российской национальной системе сертификации, в основе которой лежали ГОСТы, разработанные еще во времена СССР.
Почему нельзя было перенять западные стандарты
Хотя в Европе исчерпывающие стандарты по безопасности изделий были разработаны уже в начале 90-х гг., простой их перевод на русский язык не представлялся возможным. Применять западные стандарты в качестве национальных было невыполнимой задачей в те времена, поскольку российские производители использовали качественно иное сырье и оборудование, не дотягивая до западного уровня производства.
Во времена СССР сертификация осуществлялась в рамках государственных испытаний, определявших уровень качества продукции, а также на основе государственной приемки продукции. С 1992 года функцию государственного надзора за процессом сертификации стал выполнять Госстандарт России (Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации).
Система обязательной сертификации ГОСТ
В России действует национальная система ГОСТ Р, в рамках которой производится обязательная сертификация работ услуг. Данная система часто применяется и для добровольной сертификации. Объектами обязательной сертификации выступают определенные товары для личных нужд населения, продукция производственно-технического назначения, работы и услуги, оказываемые населению, продукция строительства, системы качества, технологии производства. Обязательной сертификации подлежат как импортируемые товары, так и товары отечественного производства, перечисленные в Постановлении Правительства РФ "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" от 13.08.97г. № 1013. Перечень работ, услуг, оборудования и технических средств, подлежащих обязательной сертификации определяется Госстандартом. Данные списки товаров, подлежащих обязательной сертификации, постоянно расширяются и корректируются.
Законодательная база сертификации в России
Принятый в 1992 году Закон РФ «О защите прав потребителей» призван контролировать соблюдение требований по безопасности и выполнению правил сертификации к товарам, подлежащим обязательной сертификации. Это товары, к которым ГОСТы предъявляют определенные требования по безопасности для окружающей среды, для жизни и здоровья потребителей, а также для их имущества. Закон предусматривает государственный надзор за соблюдением правил обязательной сертификации органами, ее осуществляющими. Помимо этого существует инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, призванный определить ее соответствие требованиям, подтвержденным при получении сертификатов. Функция инспекционного контроля возложена на органы, производящие сертификацию. Расходы по осуществлению обязательной и добровольной сертификации практически всегда несет заявитель, за исключением ряда пунктов, изложенных в законе. За нарушение правил обязательной сертификации предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Основы механизма сертификации содержатся в ФЗ «О сертификации продуктов и услуг» с изменениями и дополнениями, принятом в 1993 году. Согласно закону, объектом сертификации могут выступать товары народного потребления, продукция производственно- технического назначения, а также услуги. Сертификация осуществляется аккредитованной независимой экспертной организацией, сертификат соответствия выдается в письменной форме.
Будучи участником некоторых международных систем сертификации, для ряда объектов Россия установила национальные стандарты в области сертификации, которые полностью соответствуют общемировым – например, для электротехнических товаров, транспортных средств, ручного огнестрельного оружия. Органами сертификации могут выступать только аккредитованные организации различных форм собственности, подтвердившие высокий уровень своей компетенции.
Виды систем сертификации
Выделяют различные системы сертификации в зависимости от вида продукции (услуг) – например пищевых продуктов, сырья для пищевой промышленности, электротехнической продукции или бытовых услуг. Каждая система содержит перечень ОКП (общего классификатора продукции) или ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). Все системы сертификации, как добровольной, так и обязательной, подлежат регистрации в Госстандарте. Каждая система определяет конкретный порядок выдачи сертификатов, а также их регистрации и оформления. Форма выдачи является единой для всех документов в рамках одной системы.
Виды сертификации
Деятельность по обязательной сертификации осуществляется исключительно на основе лицензии, для получения которой орган сертификации должен соответствовать высоким требованиям. Добровольная сертификация на договорной основе может осуществляться без лицензии, для ее осуществления достаточно пройти процедуру регистрации в Госстандарте. Помимо добровольной и обязательной, существует сертификация в форме принятия производителем декларации соответствия. Данный документ подлежит регистрации в органе, осуществляющем сертификацию.
3.Сертификация пищевой продукции: цели и задачи, направления и принципы
В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 28 апреля 1999 г. N 21 "О правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья" объектом обязательной сертификации может быть конкретная пищевая продукция, требования к качеству и безопасности которой установлены на территории Российской Федерации. В соответствии с п.4 ст.7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации. Объектами добровольной сертификации в Системе ГОСТ Р (далее - добровольная сертификация) могут быть любые пищевые продукты, продовольственное сырье, пищевые добавки и другие натуральные и синтетические компоненты, используемые при производстве пищевых продуктов.
Сертификация — это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям».
По старому закону о сертификации, само понятие как «сертификация» было следующим - это процедура подтверждения соответствия посредством которой не зависимо от изготовителя (продавца-исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
В новом законе два понятия. Подтверждения соответствия – это документальное удостоверение продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, а сертификация - это форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положением стандартов или условием договоров осуществляемое органом по сертификации. Формы подтверждения могут носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение может быть путем обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.