Рабочее место секретаря

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2011 в 16:16, реферат

Краткое описание

Приемная офиса - это центр работы фирмы, ее сердце. Самый талантливый и умный руководитель не сможет справиться с работой, если плохо организована работа приемной. Главное же лицо в приемной - это секретарь. Все чаще должность секретаря даже объединяют с должностью офис-менеджера.

Оглавление

Введение 3
Планировка рабочего места 5
Оснащение и оборудование рабочих мест 13
Условия труда 18
Освещение 21
Влияния микроклимата и шумовых эффектов. 25
Психофизиологические условия труда 32
Вывод 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.44 Кб (Скачать)

 Так же как  не рекомендуется смотреть телевизор  в темной комнате, так нельзя  и работать за дисплеем только  при местном освещении. Это  связано с таким явлением, как  адаптация зрения. Периодическое  приспособление глаза с одной  яркости на другую приводит  к быстрому утомлению, потери  зрения, отрицательно влияет на  психику. С целью избежания  нагрузки на зрение, необходимо  соблюдать требование: разница между  яркостью монитора и яркостью  окружающих предметов, находящихся  в поле зрения оператора, должна  быть равна отношению 1:3. 

 Яркость же  самого монитора, точнее его электронно-лучевой  трубки, должна быть такова, что  можно было бы получить оптимальный  контраст изображения. Для получения  такого контраста можно воспользоваться  защитным экраном, который уменьшает  общую яркость изображения, устраняет блики, увеличивает общий контраст, при этом не подавляя темные участки текста. 

 Чтобы уменьшить  напряжение глаз, необходимо учесть, что легче воспринимаются глазом  темные знаки на светлом фоне. Глаз меньше утомляется, держится  хорошая скорость и точность  считывания при чтении желто-зеленых  знаков на белом фоне. Были  установлены оптимальные комбинации  цвета знаков с цветом фона: синий на белом, зеленый на  белом, черный на желтом, черный  на белом. 

 Старайтесь не  допускать длительной работы  с текстом на мониторе, выполненным  красными буквами на зеленом  фоне, оранжевыми на белом, черными  на пурпурном, оранжевыми на  черном. 

 Положительно  на работе глаз скажется, если  вы будете соблюдать золотое  правило – располагать монитор  на расстоянии равном двум  диагоналям вашего экрана. Угол  наклона монитора должен быть  таков, чтобы верхний край экрана  находился на уровне ваших  глаз. 

 Имея на рабочем  столе работающий компьютер, мы  получаем в своем рабочем кабинете  электронное, электростатическое, рентгеновское  и ультрафиолетовое излучение.  Основным источником вредного  воздействия на организм человека  являются электромагнитные колебания  низкой частоты, связанные с  работой схем развертки электронного  луча, они воздействуют на обмен  веществ в организме, могут  привести к патологическим изменениям  в клетках мягких тканей. 

 Скапливающийся  на экране монитора электростатический  заряд вызывает деионизацию атмосферы,  что приводит к вредному воздействию  на центральную нервную систему.  Результатом такого воздействия  может быть не только угнетенное  состояние или депрессия, но  и гормональный дисбаланс. 

 Синий монитор  экрана имеет частичное излучение  в ультрафиолетовой области спектра.  Это воздействие существенно  при длительной работе с компьютером  или заболеваниях сетчатки глаза. 

 Защитить себя  от этих видов излучения возможно, если иметь защитный экран,  имеющий сертификат качества  НИИ эргономики или Шведского  института защиты от излучения  и соответствующий стандарту  ТСО 95. 

 К сожалению,  защитные свойства экрана вам  помогут в том случае, если  вы располагаетесь перед монитором.  Незначительный сдвиг вправо  или влево, в сторону, и вы  оказываетесь в «кольцах смерти»  монитора.

 Влияния микроклимата  и шумовых эффектов. 

Рабочее место секретаря  должно комплектоваться достаточным  набором технических средств, канцелярских принадлежностей, средств организационной  технике, отвечать требованиям эргономики. 

 Микроклимат влияет  на функциональное состояние  человека во время работы настолько  широко, что его можно назвать  одним из определяющих факторов  работоспособности. Известно, что  повышение или понижение температуры  на 10 градусов снижает производительность  труда почти на 15%. Отмечено и  другое, понижение температуры на 3 - 4 градуса относительно комфортного  повышает качество выполнения  задач, связанных с вниманием  и слежением. 

 Микроклимат характеризуется  такими величинами как температура,  относительная влажность и скорость  воздуха. Температура и влажность  являются величинами, зависящими  как от времени года, суток,  так и от погодных условий.  Кроме того, источниками тепла  в служебных помещениях может  быть различное оборудование, потребляющее  энергию, часть которой в виде тепла выделяется в окружающую среду, и сам человек, выделяющий в час до 1200 кдж. Наиболее комфортной для человека является температура 19 - 20 градусов. Учитывая сезонные и суточные колебания, температура в служебных помещениях не должна превышать 22 градуса - в жаркие дни, и не должна быть ниже 18 градусов в холодное время, независимо от количества людей находящихся в помещении. 

 В санитарных  нормах по микроклимату в служебных  помещениях определены требования  к влажности и скорости воздуха.  Эти физические величины согласно  законам физики оказывают непосредственное  влияние на теплообмен человеческого  организма. Так, влажность холодного  воздуха способствует интенсивной  отдаче тепла организма, т.к.  воздух, насыщенный влагой, обладает  большей теплопроводностью, чем  сухой. При высокой температуре  воздуха и повышении влажности  ограничивается выделение пота, а эта функция человеческого  организма выполняет 25% работы  при теплообмене. 

 Из приведенных  в табл. 3 данных видно, что уровень  температуры связан с влажностью  воздуха. При более низких температурах  допускается большая влажность,  при высоких влажность воздуха  должна быть ниже. В физиологическом  плане большая влажность при  высокой температуре оказывает  гнетущее воздействие. Психологически  при одной и той же температуре  влажный воздух кажется жарким, сухой - холодным. Минимальная влажность  не должна быть ниже 25 - 30%, нормальная - в пределах 40 - 60%. 

 Есть еще одна  характеристика, на которую необходимо  обратить внимание. Это чистота  воздуха. 

 При работе  с бумажными носителями, а также  в помещениях, где расположены  средства оперативной полиграфии  и высокочастотные устройства, воздух  наполняется различными токсическими  веществами и биологическими  агентами (бактерии), которые проникают  в организм человека и оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей, глаз, кожу. Особенно опасно, когда токсичные вещества через дыхательные пути или поврежденную кожу попадают непосредственно в кровь, что вызывает нарушение деятельности всего организма или его систем. 

 Наиболее распространенным  вредным фактором воздушной среды  в современном офисе является  озон. Озон выделяется средствами  оргтехники, которые по технологическому  процессу образовывают электрические  заряды и ультрафиолет. 

 Другим наиболее  распространенным видом загрязнения  воздуха является пыль, в том  числе и бумажная. 

 Воздействие пыли  зависит от ее токсичности  и концентрации в воздушной  среде. На частичках пыли находятся  споры, бактерии, грибки с потоком  воздуха они разносятся внутри  помещения. 

 Совсем недавно  ученые открыли существование  микроскопического пылевого клеща.  Живет такой клещ в мягкой  мебели, ковровых дорожках. Попадая  на слизистую дыхательных путей,  он вызывает чихание, на оболочку  глаз слезовыделение, может вызвать,  например, насморк и другие аллегригческие  реакции. При постоянном попадании  в легкие возникают специфические  заболевания. 

 Вести борьбу  с вредными микроскопическими  веществами можно путем общегигиенических  мероприятий: влажная уборка, проветривание,  регулярная чистка пылесосом. 

 Необходимо сказать  несколько слов о курении. От  курения страдают не только  легкие, но и глаза. Часто бывает, что некоторые некурящие предпочитают даже сменить работу, чем выносить постоянный чад. Против постоянного дыма от курения бессильна самая совершенная вентиляция. Поэтому курению в служебных помещениях и вообще в рабочем здании надо сказать решительное «нет». 

 В служебных  помещениях необходимо добиваться  кондиционирования воздуха, т.е.  одновременного регулирования его  температуры, влажности, чистоты  и воздухообмена. Особенно оправданно  кондиционирование в летние месяцы, а точнее во всех случаях,  когда температура в помещении  достигает 27 градусов и выше. Полное  кондиционирование воздуха повышает  производительность на 15%, одновременно  значительно сокращаются простудные  заболевания. 

 Еще одним правилом  должно стать внимательное отношение  к вновь приобретенным предметам  (например мебели) и средствам  труда, чтобы они не стали  источником выделения токсических  веществ в офисе. При покупке  новой оргтехники обязательно  загляните в паспорт, поинтересуйтесь  у продавца, из каких материалов  сделана техника, есть ли сертификаты  качества на эти материалы,  на сам предмет покупки, какие  выделяются вещества во время  технологического процесса. 

 Особый разговор - это предметы интерьера. Ни  для кого не секрет, что мебель, обои, напольное покрытие может  быть источником выделения токсических  веществ. Согласно ст.4.14 «Гигиенических  требований...» материалы, используемые  для внутренней отделки интерьера  помещения,  

 должны быть  разрешены для применения органами  Государственного санитарного надзора. 

 К более решительным  мерам следует прибегать, если  окна помещения выходят на  автомобильную магистраль или  находятся рядом с промышленными объектами. Известно, что автомобиль выбрасывает в атмосферу более 280 наименований токсических веществ. 

 Также к эргономическим  факторам относится шум. Было  бы большой ошибкой считать,  что это незначительный фактор, характеризующий рабочее место.  С достоверностью установлено  вредное воздействие шума на  функциональное состояние человека  и в первую очередь на его  нервную систему. 

 Под термином  «шум» в эргономики подразумевается  беспорядочное смешение звуков  различной частоты и силы. Предельно  допустимые уровни шума хорошо  известны. Условно он разделен  на пять уровней по характеру  реакции организма человека. Принятая  единица измерения шума - децибелы (дБ). До 10 дБ характерно для звуков  тихо шумящего моря, леса. Для  городского человека, живущего в  условиях постоянного шума, такие  звуки могут вызвать состояние  монотонии, невозможности сосредоточенной  работы, тяги ко сну. Ему необходим  период привыкания к тишине.  

 Известно, что  отсутствие обычного звукового  оформления может стать источником  депрессивного состояния. 

 Шумовой фон,  до 60 дБ оказывает активирующее  влияние на организм человека. Работа в таких условиях осуществляется  более эффективно. Но уже фон,  равный 60 дБ (а это примерно, шум,  когда говорят одновременно 5 человек), приводит к изменениям физиологических  реакций (изменение пульса, кровяного  давления). При длительном воздействии  шума в 80 - 100 дБ снижается эффективность  поведения, затрудняется выполнение  интеллектуальных операций. Могут  произойти патологические изменения  в сердечно-сосудистой системе.  Шум в 140 дБ вызывает болевой  порог, а при 160 дБ - шок, судороги, паралич. 

 Уровень шума  для офисных помещений, установленный  европейским союзом, равен 55 дБ. Согласно  п.6.2 Гигиенических требований уровень  шума не должен превышать 75 дБ. 

 Однако шум,  издаваемый компьютером, принтером  и факсом, находящийся в комнате  без звукопоглощающих материалов, превышает 70 дБ. Поэтому не рекомендуют  ставить всю оргтехнику на  одном рабочем месте, также  следует применять шумоизолирующие  материалы. 

 Оборудование, уровни  шума которого превышают предельно  допустимые, должно выноситься за  пределы помещения, где располагаются  рабочие места. 

 Снизить уровни  шума можно, если использовать  в качестве отделки помещения  шумопоглощающие материалы, ковровые  покрытия, занавески из плотной  ткани (их ширина должна превосходить  ширину окна не менее чем  в 2 раза), коврики под шумящее  оборудование могут быть дополнительным  условием в борьбе против шума.

 Психофизиологические  условия труда 

 Психофизиология  выработала ряд правил и требований, которые необходимо соблюдать  для обеспечения высокоэффективной  деятельности и сохранения работоспособности  сотрудников на длительный период. 

 В работу надо  входить постепенно. Время, необходимое  для вхождения в процесс труда,  называется периодом врабатываемости.  Это время формирования доминанты,  обеспечивающей конкретный вид  трудовой деятельности. Длительность  периода врабатываемости различна  в зависимости от состояния  организма человека, переутомления,  состояния санитарно-гигиенических  условий труда, сложности выполняемой  работы. Обычно он длится 15 - 20 минут,  но может доходить и до 45 - 60 минут. Сокращение длительности врабатываемости добиваются организационными мерами: введением распорядка рабочего дня, упорядочивающего контакты с руководителем и другими служащими во времени, продумыванием порядка выполнения работы на предстоящий день. 

Информация о работе Рабочее место секретаря