Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование причин возникновения лесных пожаров, выявление приемов их ликвидации и экологических последствий лесных пожаров.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи:
1) привести общие статистические сведения о лесных пожарах;
2) рассмотреть классификацию лесных пожаров;
3) выявить причины возникновения лесных пожаров;
4) проанализировать тактики и приемы локализации лесных пожаров, а также приемы их ликвидации;
5) проанализировать экологические последствия лесных пожаров;
6) рассмотреть правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства;
7) выполнить расчеты, относящиеся к лесным пожарам.

Оглавление

Введение
1. Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров
1.1 Общие статистические сведения о лесных пожарах в РФ и в мире
1.2 Лесной пожар и его виды
1.3 Причины возникновения лесных пожаров
1.4 Ликвидация лесных пожаров
1.4.1 Основы тактики и приемы локализации при тушении различных видов лесных пожаров
1.4.1.1 Тактические способы локализации лесных пожаров
1.4.1.2 Приемы локализации и ликвидации лесных пожаров
1.4.1.3 Пожарный робот FFR-1 как один из новейших методов тушения пожара
1.4.2 Защита населенных пунктов от лесного пожара
1.5 Экологические последствия лесных пожаров
1.5.1 Экологические последствия для атмосферы
1.5.2 Экологические последствия для биоты
1.5.3 Экологические последствия для гидросферы
1.5.4 Экологические последствия для литосферы
2. Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства
3. Расчетная часть

Файлы: 1 файл

Причины ликвидация и экологические последствия лесных пожаров.doc

— 928.50 Кб (Скачать)
  1. Зона наземной  охраны - 48261,4 тыс. га;
  2. Зона авиационной охраны - 501176,0 тыс. га;
  3. Зона космического мониторинга - 558687,5 тыс. га;

Кодекс  РФ об административных правонарушениях в статье 8.32 за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц- от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц- от 200 до 300 МРОТ.

Монреальский Протокол - это международное соглашение, ограничивающее производство и потребление химикатов, включая ХФУ, Галоны, ГФХУ, ГБФУ, бромид метил и других, разрушающих стратосферный озоновый слой. Подписанный в 1987, протокол предписывает сторонам принятие мер для защиты озонового слоя, замораживая, сокращая или прекращая производство и потребление контролируемых веществ. Это соглашение является протоколом к Венской конвенции.

Стороны Монреальского  Протокола согласились следовать двух-аспектной стратегии достижения постепенного сокращения галона. Во-первых, они будут использовать галоны только в "особых" случаях, когда альтернативные технологии не доступны. Это требует эффективного управления и передислокации "банков" существующих галлонов. Во-вторых, они применяют альтернативные системы и технологии для замены галонов.

Протокол предлагает типы галоновых альтернатив для  портативных огнетушителей:

  • Водные гасители – эффективны для использования при горении обычного горючего материала (класс А). Не все они эффективны для использования при горении электрического оборудования (класс С). Водные гасители не должны использоваться при горении огнеопасных жидкостей (класс В).
  • Жидкий слой формирующий пену (ЖСФП) – ЖСФП, как и другие типы пенных огнетушителей, приемлем для использования при горении обычного горючего материала (класс А). Этот тип гасителя может быть небезопасен для использования при горении электрического оборудования (класс С).
  • Сухие химикаты– обычные сухие химические гасители приемлемы для использования при горении огнеопасных жидкостей и газов (класс В). Многоцелевые сухие химические гасители приемлемы для использования при горении обычного горючего материала (класс А), a также при горении огнеопасных жидкостей и газов. Оба типа сухих химических гасителей подходят для использования при горении электрического оборудования (класс С).
  • Двуокись углерода – CO2 огнетушители подходят для использования при горении огнеопасных жидкостей (класс В), а также при горении электрического оборудования (класс С). Этот тип гасителя неэффективен при горении обычного горючего материала (класс А).

Пожары класса А – горение обычных горючих  материалов (древесина, ткань, бумага, каучук и др. пластмассы)

Пожары класса В – горение огнеопасных или горючих жидкостей, огнеопасных газов, жиров и похожих материалов.

Пожары класса С – горение электрического оборудования. Этот тип пожара можно тушить как  пожар класса А или В если электрическое  оборудование отключено.

В целом, в соответствии с положениями Венской конвенции и Монреальского протокола и Лондонской поправки к нему Российской Федерации было необходимо прекратить производство применяемых в качестве средств огнегашения галонов с 1 января 1994 г. Для справки: производство этих ОРВ в России прекращено 20 декабря 2000 г.

После прекращения  производства ОРВ в стране российская экономика функционирует в принципиально  новых условиях остаточного потребления  галонов из их ограниченных резервных  запасов, а также необходимости  ускоренной конверсии на озонобезопасные вещества и технологии жизненно важных для обеспечения здоровья населения и национальной безопасности секторов экономики. Остаточное потребление ОРВ в Российской Федерации будет продолжаться еще несколько лет, поскольку экономические трудности не позволили своевременно и полностью осуществить предусмотренные Первоочередными мерами и Перечнем мероприятий работы. Помимо этого следует учитывать потребности действующего парка противопожарного оборудования, который необходимо обеспечить галонами, либо их альтернативными заменителями в объемах, достаточных для обеспечения бесперебойной работы на весь срок службы.

Рассмотрены правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства. Основными законами являются: Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Лесной кодекс РФ.

Проанализированы  следующие правовые основы: Федеральный закон "О пожарной безопасности", Лесной кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370, Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, Постановление правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах", Приказ Министерства природных ресурсов от 25 мая 2005 г. N 112 "О космическом мониторинге лесных пожаров", Кодексе РФ об административных правонарушениях, Монреальский протокол.

 

3. Расчетная часть

 

Расчетная часть  включает следующие составляющие: расчет времени тушения участка кромки крупного лесного пожара рабочими с ручными инструментами, расчет времени тушения участка кромки пожара протяженностью S бригадой численностью n, расчет суммарной производительности бригады из n тушильщиков. Вышеперечисленные расчеты выполнены в соответствии с методикой, изложенной в [1]. Расчет экологического ущерба от общего числа возникших пожаров выполнен в соответствии с методикой, изложенной в [28].

 

3.1 Расчет  времени тушения участка кромки  крупного лесного пожара рабочими с ручными инструментами

 

Цель  расчета: рассчитать время тушения участка кромки крупного лесного пожара рабочими с ручными инструментами

Время тушения  определяется по формуле:

 

  (1)

 

Где n - количество тушильщиков (непосредственно работающих на кромке, без выполнения вспомогательных операции);

S - протяженность  кромки, закрепленной за данной  бригадой, м;

W1, - средняя скорость одного рабочего при тушении кромки, м/мин;

Vпер - средняя скорость передвижения рабочих по лесу при переходе с одного участка на другой, м/ч, м/мин;

Vкр - скорость продвижения кромки на участке работ бригады, м/мин.

Исходные  данные: S=1000 м, n=10 чел., W1=2 м/мин, Vпер= 30 м/мин, Vкр=1 м/мин

Подставляя  данные для расчета в формулу, находим время тушения:

 

 = 88 мин.

 

В случае, когда  бригада перед началом тушения  находится на середине участка с  протяженностью кромки S и, разделившись на 2 группы, проводит тушение, формула несколько изменяется:

 

 (2)

 

Тогда при тех  же данных для расчета время тушения составляет:

 

=71 мин.

 

Таким образом, время тушения участка кромки крупного лесного пожара рабочими с  ручными инструментами составляет 88 минут, однако если бригада перед началом тушения находится на середине участка с протяженностью кромки 1000 и, разделившись на 2 группы, проводит тушение, время тушения сократится и составит 71 минуту.

 

3.2 Расчет  времени тушения участка кромки  пожара протяженностью S бригадой численностью n

 

Цель  расчета: рассчитать время тушения участка кромки пожара бригадой

При заданных параметрах время тушения определяется количеством  рабочих, занятых непосредственно  тушением кромки (nтуш), при условии, что вспомогательные рабочие (nвсп) обеспечивают ритмичную работу тушильщиков. Поэтому на первом этапе расчета необходимо определить соотношение между числом тушильщиков и количеством вспомогательных рабочих. Из состава бригады вычисляется nтуш:

 

 (3)

 

Число вспомогательных  рабочих составляет:

 

 (4)

 

Затраты времени  на тушение кромки заданной протяженности определяются в этом случае количеством тушильщиков и устанавливаются по формуле:

 

  (5)

 

где

S- протяженность кромки, закрепленной за бригадой, м;

n- количество рабочих в бригаде;

W1- средняя производительность одного тушильщика, м/мин;

Vпер- средняя скорость передвижения рабочих по лесу, м/мин;

Vкр- скорость движения кромки пожара в секторе работ бригады, м/мин;

l1-среднее расстояние подноски опрыскивателей к месту тушения, м;

τзапр- время заправки опрыскивателя, мин;

τ1запр- время тушения одной заправкой, мин.

Исходные  данные: S=2000 м, n=12 чел., W1=15 м/мин, Vпер=30 м/мин, Vкр=0,5 м/мин, l1= 100 м, τзапр=5 мин, τ1 запр= 8 мин.

Тогда число  тушильщиков:

 

= 5 чел.

 

Число вспомогательных  рабочих:

 

= 7 чел.

 

Время тушения:

 

=464 мин.

 

Таким образом, время тушения участка кромки пожара протяженностью 2000м бригадой численностью 12 чел. составляет 464 минуты.

 

3.3 Расчет суммарной производительности бригады из n тушильщиков

 

Цель  расчета: рассчитать суммарную производительность бригады из n тушильщиков

Расчет суммарной  производительности бригады из n тушильщиков (n групп) при выполнении операций по заданному направлению производится по формуле:

 

 (6)

где

n- количество рабочих в бригаде;

W1- средняя производительность одного тушильщика, м/мин;

Vпер- средняя скорость передвижения рабочих по лесу, м/мин;

Исходные  данные:

Определить  общую производительность бригады, проводящей отжиг от естественной преграды тремя группами по два человека в каждой при следующих условиях: n=3, Vпер=30 м/мин, W1=5 м/мин.

По формуле (6) находим производительность бригады:

 

= 11,25 м/мин

 

Таким образом  суммарная производительность бригады  из 3 тушильщиков составляет 11,25 м/мин.

 

3.4 Расчет  экологического ущерба от общего числа возникших пожаров

 

Цель  расчета: рассчитать экологический ущерб от лесного пожара

Экологический ущерб от общего числа пожаров (Уэк.общ), возникших за сезон, определяется по формуле:

 

   (7)

 

Где Удр.п – ущерб от потерь древесины на покрытых лесом землях, пройденных пожарами, тыс. руб.;

Кгл – коэффициент, учитывающий горные леса;

Ккз – коэффициент, учитывающий категории земель (лесные не покрытые лесом и нелесные).

Коэффициент, учитывающий  горные леса, определяется по формуле:  

 

   (8)

 

где

Дг – доля горных лесов, %;

Кг – коэффициент повышения ценности горных лесов.

Коэффициент, учитывающий  категории земель, определяется по формуле:

 

   (9)

 

где

Днп, Днл – доли соответственно не покрытых лесом и нелесных земель, %;

Кнп, Кнл – коэффициенты понижения, соответственно, для лесных не покрытых лесом и нелесных земель.

Исходные  данные:

Общие запасы древесины  составляют 64303,0 тыс. м3 и распределяются следующим образом: сосна - 13110,0 тыс. м3, ель – 8115,9, пихта – 1877,9, лиственница 20601,9, кедр – 6243,0, твердолиственные породы – 2497,2 и мягколиственные – 11861,7 тыс. м3.

Средний процент  отпада древесины для основных лесообразующих пород от их общего запаса на пройденной огнем площади, принимается равным: для сосны 45, ели 75, пихты 80, лиственницы 35, кедра 50, твердолиственных пород 30 и мягколиственных 45 %.

Для стоимостной  оценки потерь древесины от общего числа пожаров по РФ следует использовать усредненные лесные ставки на древесину вышеперечисленных основных пород в целом по РФ.

Усредненные лесные ставки на древесину вышеперечисленных  основных пород для сосны – 14,6, кедра – 17,4, лиственницы – 12,5, ели, пихты – 13,1, твердолиственным – 29,8, мягколиственным – 7,8 руб./м3.

Доля горных лесов в общем лесном фонде  России составляет 40 %, а коэффициент  повышения ценности этой категории  лесов равен 2.

Коэффициенты  понижения для не покрытых лесом  и нелесных земель равны, соответственно, 0,25 и 0,45 стоимостной оценки потерь древесины на лесопокрытых землях.

Лесные не покрытые лесом земли составляют 86,4 тыс. га (9%), нелесные (болота) – 105,6 тыс. га (11%).

Размер потерь древесины по отдельным породам  и общий их объем (Vo6) определяется путем умножения запаса этих пород на соответствующий им средний процент отпада древесины

 

Уоб = 13110,0 • 0,45 + 8115,9 • 0,75 + 1877,9 • 0,80 + 20601,9 • 0,35 + 6243,0 • 0,50 + 2497,2 • 0,30 + 11861,7 • 0,45 = 5899,5 + 6086,9 + 1498,3 + 7210,7 + 3121,5 + 749,2 + 5337,8 = 29903,9 тыс. м3

 

Определенный  по усредненным лесным ставкам на древесину и размеру потерь древесины  по отдельным породам ущерб от потерь древесины на лесопокрытых землях, пройденных пожарами, составит:

Информация о работе Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров