Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование причин возникновения лесных пожаров, выявление приемов их ликвидации и экологических последствий лесных пожаров.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи:
1) привести общие статистические сведения о лесных пожарах;
2) рассмотреть классификацию лесных пожаров;
3) выявить причины возникновения лесных пожаров;
4) проанализировать тактики и приемы локализации лесных пожаров, а также приемы их ликвидации;
5) проанализировать экологические последствия лесных пожаров;
6) рассмотреть правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства;
7) выполнить расчеты, относящиеся к лесным пожарам.

Оглавление

Введение
1. Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров
1.1 Общие статистические сведения о лесных пожарах в РФ и в мире
1.2 Лесной пожар и его виды
1.3 Причины возникновения лесных пожаров
1.4 Ликвидация лесных пожаров
1.4.1 Основы тактики и приемы локализации при тушении различных видов лесных пожаров
1.4.1.1 Тактические способы локализации лесных пожаров
1.4.1.2 Приемы локализации и ликвидации лесных пожаров
1.4.1.3 Пожарный робот FFR-1 как один из новейших методов тушения пожара
1.4.2 Защита населенных пунктов от лесного пожара
1.5 Экологические последствия лесных пожаров
1.5.1 Экологические последствия для атмосферы
1.5.2 Экологические последствия для биоты
1.5.3 Экологические последствия для гидросферы
1.5.4 Экологические последствия для литосферы
2. Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства
3. Расчетная часть

Файлы: 1 файл

Причины ликвидация и экологические последствия лесных пожаров.doc

— 928.50 Кб (Скачать)

Наиболее сильное  воздействие на лесные экосистемы оказывают  пожары самой высокой интенсивности, к каким в первую очередь относятся верховые повальные. В связи с выгоранием всей почвенной органики корни больше не могут удерживать деревья и они вываливаются, как и при ветровале. Такие пожары приводят к полной смене насаждения на очень длительный период, необходимый для восстановления почвенной органики. В итоге сукцессионный процесс восстановления первоначальной экосистемы будет начинаться буквально с нуля.

На пройденных огнем участках, с увеличением  общей освещенности и влажности  почвы, немногие уцелевшие деревья оказываются в непривычных условиях и находятся в угнетенном состоянии. Вывалившиеся с корнем деревья образуют западины, благоприятные для заселения пород-пионеров, которые благодаря повышенной нитрификации и увлажненности почвы уже через 3-4 года формируют сомкнутый ярус подроста лиственницы и березы. Формируется одновозрастное насаждение исключительно семенного происхождения. На более плодородных почвах восстановление леса на гарях идет преимущественно через осину, благодаря ее способности образовывать коренные отпрыски из спящих почек на корнях. Здесь так же формируется одновозрастное насаждение, но уже порослевого происхождения.

Однако процесс  лесовосстановления на таких гарях  возможен лишь при недопущении повторных  пожаров и начинается с образования послепожарной травяно-кустарниковой растительности и последующего накопления почвенного субстрата и лишь после этого – восстановление лесного насаждения, прежде всего – породами-пионерами - лиственница, береза, осина [19].

При пожарах страдают или гибнут дикие животные. Так более миллиона диких животных погибли в лесных пожарах Австралии, в том числе опоссумы, бандикуты и вомбаты. В Восточной Сибири, пожары часто идут сплошным фронтом, и в выгорающих лесных массивах гибнет большое количество лесных животных.

Также лесные пожары могут приводить к миграции животных [23].

 

1.5.3 Экологические  последствия для гидросферы

Лес непосредственно  участвует в круговороте воды в природе и таким образом  взаимодействует с гидросферой. Лес задерживает почвенные воды от их ухода с реками в крупные водоёмы. Таким образом, потеря леса, растущего берегам рек приводит к их обмелению, что ведёт к ухудшению водоснабжения населённых пунктов и снижению плодородия сельскохозяйственных угодий.

Лес играет важную роль в поддержании нормального режима стока рек и ручьев. Лесной полог задерживает (растягивает во времени) весеннее снеготаяние, иногда на несколько недель по сравнению с открытым местом - в результате чего паводки на реках оказываются заметно сглаженными, а летний сток - заметно более полноводным. Лесная почва и подстилка, богатые органическим веществом и обычно обладающие неровной поверхностью со множеством впадин, эффективно удерживают воду после мощных дождей или снеготаяния - тем самым также сберегая ее для более сухих периодов.

Лишая почву  растительного покрова, лесные пожары приводят к серьезному и долговременному  ухудшению состояния водосборных  бассейнов, снижают рекреационную  и научную ценность ландшафтов.

Лесные пожары ведут к уменьшению стока рек. Лесной пожар приводит к снижению общего уровня грунтовых вод. Экологический ущерб принимает особенно крупные масштабы, когда на больших площадях гарей происходит смена хвойных лесов на производные мелколиственные. В этом случае изменяется гидрологический режим природных комплексов. Снижение водорегулирующей функции лесов вследствие появления больших площадей гарей является одной из главных причин наводнений [27].

 

1.5.4 Экологические  последствия для литосферы

Почва, как главный  компонент биогеоценоза, наиболее чувствителен к воздействию пожаров. Помимо прямого (пиролиз), пожары оказывают огромное косвенное влияние на лесные биогеоценозы. Они коренным образом меняют эдафические условия, а значит, микробиологические и биохимические процессы в почвах.

Воздействие пожаров на почву идет несколькими путями. Это – непосредственное воздействие высоких температур на твердую фазу почв, единовременное поступление на поверхность почвы значительного количества золы, образовавшейся при минерализации подстилки и других горючих материалов, изменение структуры и качества органического вещества и смена одних растительных сообществ другими.

Можно отметить, что в результате пожаров существенно  изменяются физико-химические свойства, механический состав, водно-воздушный  и гидротермический режим почв, что оказывает непосредственное влияние на биологические свойства почв. Значительное влияние лесных пожаров на физико-химические свойства почв заключается в повышении величины рН, уменьшении гидролитической кислотности.

Прогрев почвы  по глубине является основным фактором воздействия огня на свойства почв и микрофлору. Степень нагревания почвы часто определяет послепожарную растительность, влияет на водопроницаемость почвы и образование эрозии. Температура на поверхности почвы при пожаре может превышать 900оС, доходить до 1500оС при высокоинтенсивных пожарах, а температура в 200-300оС является обычной при горении.

При пожарах  сгорает лесная подстилка. Вместе с почвой погибают и почвенные животные и растения. Следствием уничтожения слоя подстилки является усиление не только водной и ветровой эрозии почвы, но и вынос мелкозёма и органических веществ осадками. Однако чаще при пожаре сгорает только часть подстилки, почва и нижняя часть подстилки при этом, как правило, остаются влажными. В такой ситуации прямой эффект на почву незначителен [25].

Несмотря на то, что происходит повышение плодородия почв за счет ее удобрения золой, говорить о положительном влиянии лесного  пожара на почву не приходится - повышение  плодородия почв носит временный  характер и через 2-3 года почвы вновь истощаются[21].

В данном разделе дипломной работы приведены общие статистические сведения о лесных пожарах. Указаны территории Российской Федерации с наиболее высокой горимостью лесов. Приведено ранжирование районов Республики Башкортостан (на основании данных 2000-2009 года) по количеству природных пожаров, по их площади, по горимости лесов, по опасности перехода на населенные пункты. Перечислены страны, в которых традиционно фиксируется значительное число пожаров.

Рассмотрена классификация лесных пожаров. Они подразделяются на низовые, верховые и подземные. В свою очередь низовые и верховые пожары могут быть устойчивыми и беглыми. Указана классификация лесных пожаров по скорости распространения (для низового и верхового пожара) и по глубине выгорания (для подземного пожара). Приведена также классификация в зависимости от площади возгорания.

Выявлены причины возникновения лесных пожаров: большая часть лесных пожаров возникает по вине населения (72%), значительный вклад в возникновение пожаров вносят грозовые разряды (14%) и 7% лесных пожаров происходит из-за сельхозпалов. Возникновению лесных пожаров во многом способствуют засухи, также причиной возникновения пожаров могут стать и метеорологические условия.

Проанализированы тактики и приемы локализации лесных пожаров, а также приемы их ликвидации. Указаны последовательно осуществляемые стадии (этапы) тушения лесного пожара. Приведены тактические способы локализации пожаров. Проанализированы способы и технические средства , применяемые при тушении лесных пожаров. Рассмотрены возможности пожарного робота FFR-1 как один из новейших методов тушения пожара. Приведены основные меры защиты населения от лесных пожаров.

Проанализированы экологические последствия лесных пожаров. Приведена различная классификация экологических последствий лесных пожаров. Рассмотрены экологические последствия лесных пожаров в зависимости от продолжительности последствий (краткосрочные и отдаленные): все краткосрочные последствия носят негативный характер, отдаленные же могут быть как позитивными, так и негативными. Выявлены экологические последствия природных пожаров и для каждого из компонентов биосферы: атмосферы, гидросферы, литосферы и биоты.

 

2. Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства

 

Защита лесов  от пожаров является важным направлением деятельности федеральной и региональной власти, других структур, имеющих отношение  к лесному хозяйству.

Федеральный закон "О пожарной безопасности", который является базовым в сфере пожарной безопасности, довольно в малой степени регламентирует вопросы защиты лесов от пожаров.

Все сводится к  тому, что в ст. 6 отмечено, что "государственный пожарный надзор в лесном фонде Российской Федерации и в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации, осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства".

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Применительно к лесному хозяйству:

  • Министерство природных ресурсов РФ;
  • Федеральное агентство лесного хозяйства;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Как отмечалось выше, базовый закон в области  пожарной безопасности содержит упоминание только о Федеральной службе по надзору  в сфере природопользования.

О роли, месте  и значении Министерства природных  ресурсов РФ, Федерального агентства лесного хозяйства закон умалчивает. Нет в нем и упоминания о других структурах, имеющих отношение к лесному фонду, в том числе в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности. Такую ситуацию с законодательной регламентацией деятельности в сфере пожарной безопасности лесного фонда, а также лесов не входящих в лесной фонд, вряд ли можно назвать достаточной и полной. К этому необходимо добавить, что законодатель четко не определил границы и сегмент деятельности МЧС России, а также других структур, имеющих отношение к лесному фонду, по их участию в обеспечении противопожарной защиты лесного хозяйства.

Сегодня сложно сказать, как недостаточное законодательное  регулирование сказывается на ситуации с лесными пожарами, но можно предположить, что оно не способствовало качественному решению проблем, имеющихся в этой сфере.

Лесной  кодекс РФ также содержит положения, касающиеся защиты лесов от пожаров. Часть первая ст. 51 указанного кодекса предусматривает, что "леса подлежат охране от пожаров", а далее в ст. 52 делается уточнение о том, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с уже упоминавшимся выше Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Лесным кодексом РФ. При этом в ст. 51 Лесного кодекса РФ отмечается, что охрана лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В число полномочий органов государственной власти РФ в области лесных отношений в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ применительно к вопросам пожарной безопасности относится:

  • установление правил пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора.

У органов государственной  власти субъектов РФ каких-либо полномочий в области лесных отношений (ст. 82) применительно к вопросам пожарной безопасности вообще нет.

Аналогичная ситуация в области лесных отношений сложилась  и по отношению к полномочиям  органов местного самоуправления. Статья 84 Лесного кодекса РФ не предусмотрела  для органов местного самоуправления каких-либо полномочий в вопросах пожарной безопасности.

Лесной кодекс РФ предусмотрел возможность передачи отдельных полномочий РФ в области  лесных отношений органам государственной  власти субъектов РФ. Если субъект  принял делегированные ему полномочия, то тогда на него возлагается "организация использования лесов, их охраны (в том числе тушение лесных пожаров)". Для этих целей ему из федерального бюджета выделяются субвенции.  

Статья 53 Лесного  кодекса РФ устанавливает требования пожарной безопасности в лесах. Она предусматривает, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное  обустройство лесов, в том числе  строительство, реконструкция и  содержание дорог противопожарного  назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения  лесных пожаров (пожарные техника  и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг  пожарной опасности в лесах;

4) разработка  планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных  пожаров;

6) иные меры  пожарной безопасности в лесах.

Пункт 2 ст. 53 нового Лесного кодекса РФ предусматривает, что "привлечение граждан, юридических лиц для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1993 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Данная норма закона позволяет говорить о привлечении граждан и юридических лиц для ликвидации лесного пожара только после того, как он стал чрезвычайной ситуацией (ЧС). В то же время четкие критерии отнесения лесного пожара к ЧС и в Лесном кодексе РФ, и в Федеральном законе "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", и в постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 307, изданном после вступления в силу Лесного кодекса РФ, отсутствуют. Нет ясности по порядку привлечения для тушения лесных пожаров авиации, и в первую очередь самолетов и вертолетов, подведомственных МЧС России.

Информация о работе Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров