Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование причин возникновения лесных пожаров, выявление приемов их ликвидации и экологических последствий лесных пожаров.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи:
1) привести общие статистические сведения о лесных пожарах;
2) рассмотреть классификацию лесных пожаров;
3) выявить причины возникновения лесных пожаров;
4) проанализировать тактики и приемы локализации лесных пожаров, а также приемы их ликвидации;
5) проанализировать экологические последствия лесных пожаров;
6) рассмотреть правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства;
7) выполнить расчеты, относящиеся к лесным пожарам.

Оглавление

Введение
1. Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров
1.1 Общие статистические сведения о лесных пожарах в РФ и в мире
1.2 Лесной пожар и его виды
1.3 Причины возникновения лесных пожаров
1.4 Ликвидация лесных пожаров
1.4.1 Основы тактики и приемы локализации при тушении различных видов лесных пожаров
1.4.1.1 Тактические способы локализации лесных пожаров
1.4.1.2 Приемы локализации и ликвидации лесных пожаров
1.4.1.3 Пожарный робот FFR-1 как один из новейших методов тушения пожара
1.4.2 Защита населенных пунктов от лесного пожара
1.5 Экологические последствия лесных пожаров
1.5.1 Экологические последствия для атмосферы
1.5.2 Экологические последствия для биоты
1.5.3 Экологические последствия для гидросферы
1.5.4 Экологические последствия для литосферы
2. Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства
3. Расчетная часть

Файлы: 1 файл

Причины ликвидация и экологические последствия лесных пожаров.doc

— 928.50 Кб (Скачать)

В Лесном кодексе  РФ отсутствует какое-либо упоминание о пожарных подразделениях, специально предназначенных для ликвидации лесных пожаров в виде пожарно-химических станций и добровольных пожарных дружинах.

Статья 97 Лесного  кодекса РФ, имеющая название "Государственный пожарный надзор в лесу", является отсылочной и предусматривает, что он осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Лесным кодексом РФ. Следует отметить, что ни тот, ни другой законодательный акт не устанавливают сам порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесу.

Постановлением  Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ. Позже, в том числе и после принятия Лесного кодекса РФ, в него были внесены изменения и дополнения. Оно предусматривает, что МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию в области лесных отношений. МПР России также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства лесного хозяйства, которые имеют непосредственное отношение к решению вопросов пожарной безопасности в лесах. При этом в самом Положении о МПР России отсутствует какое-либо упоминание, связанное со словом "пожар". Прямо обозначенная функция по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию пожарной безопасности в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, у МПР России отсутствует.

Все, что связано  с лесными пожарами, их профилактикой  и тушением практически, отдано на откуп  субъектам РФ, которые сами определяют и политику, и нормативное регулирование в этой сфере деятельности.

Субъекты РФ, которым поручено осуществлять тушение  лесных пожаров, не справляются с  этой задачей и зачастую скрывают истинные масштабы лесных пожаров.

Такое положение  в определенной степени является результатом недостатков правового регулирования и нечеткости функций и полномочий Министерства природных ресурсов РФ, ответственного за государственную политику в области лесных отношений.

Постановление №972 от 29 декабря 2007 г. Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" предусматривает следующие мероприятия:

1) разработка современных организационно-технологических  решений для комплексного противопожарного  устройства лесов и планирования  противопожарных мероприятий (объемы финансирования- 24 млн. рублей);

  1. создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров и их последствий для жизненно важных объектов экономики (объемы финансирования- 48,2 млн. рублей);
  2. разработка технических комплексов для системы мониторинга лесных пожаров и их последствий для жизненно важных объектов экономики (объемы финансирования- 118,6 млн. рублей).

Результаты ФЦП предполагаются соответственно следующие:

  1. предложения и рекомендации для обоснования затрат по охране лесов и оценке результатов функционирования системы охраны леса, предложения и организационно-технологические решения по реализации пилотных проектов развития системы охраны леса;
  2. организационная и функциональная инфраструктура системы мониторинга лесных пожаров и их последствий, включающей технологии детектирования и картографирования лесных пожаров, прогнозирования крупных лесных пожаров и оценка угрозы населенным пунктам и объектам инфраструктуры, рекомендации по использованию выходных продуктов системы мониторинга лесных пожаров и их последствий для планирования противопожарных мероприятий и принятия управленческих решений;
  3. технические комплексы для детектировании и картографирования лесных пожаров, прогнозирования крупных ленных пожаров и оценки угрозы населенным пунктам и объектам инфраструктуры.

Концепция развития лесного  хозяйства Российской Федерации  на 2003 - 2010 годы утверждает, что организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей.

Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Повышение эффективности охраны лесов  должно осуществляться по следующим  направлениям:

  • организация эффективной системы государственного лесного контроля и надзора;
  • развитие системы государственной инвентаризации лесов.

Охрана лесов от пожаров должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в существенно меняющихся природных условиях.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.

Развитие наземных служб обнаружения  лесных пожаров должно осуществляться путем эффективного использования  стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.

Главными целями авиационных работ  по охране и защите лесов являются обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих целей следует обеспечить необходимую периодичность авиапатрулирования.

Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение  малой авиации. Необходимо завершить  создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением  авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Необходимо продолжать внедрение современных технологий радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществлять радиоэлектронного контроля работы воздушных судов, переоснащать радиосети, применяемые в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров дистанционного мониторинга лесных пожаров на территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров.

Система охраны лесов от пожаров предусматривает:

  • осуществление районирования территории Российской Федерации по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий;
  • совершенствование системы управления тушением крупных лесных пожаров;
  • осуществление мониторинга лесных пожаров в лесах на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;
  • расширение научно-исследовательских и проектных работ в области охраны лесов от пожаров.

Постановление правительства  Российской федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах".

Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах.

В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство  лесов, в том числе строительство,  реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности  в лесах;

4) разработка планов тушения  лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности  в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих  Правил, осуществляются в зависимости  от целевого назначения лесов, показателей  природной пожарной опасности лесов  и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

Согласно постановлению, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

2) органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  - в отношении лесов, расположенных  на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

3) Федеральным агентством лесного  хозяйства - в отношении лесов,  расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

4) Федеральной службой по надзору  в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

5) Федеральными органами исполнительной  власти, уполномоченными в области  обороны и безопасности, - в отношении  лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Привлечение юридических лиц и  граждан для тушения лесных пожаров  осуществляется в соответствии с  Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В Постановлении изложены следующие  требования:

  1. общие требования пожарной безопасности в лесах;
  2. требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений;
  3. требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;
  4. требования пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности;
  5. требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;
  6. требования пожарной безопасности в лесах при добыче торфа;
  7. требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых;
  8. требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов;
  9. требования к пребыванию граждан в лесах;

Также указана ответственность  за нарушение настоящих Правил и  государственный пожарный надзор в  лесах.

Приказ Министерства природных ресурсов от 25 мая 2005 г. N 112 "О космическом мониторинге лесных пожаров" ссылается на статью 92 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой леса подлежат охране от пожаров. Для обеспечения охраны осуществляется мониторинг лесных пожаров, который по способам подразделяется на космический, авиационный и наземный.

Приказ освещает следующие пункты:

  1. перечень формируемых документов;
  2. порядок формирования отчетных форм;
  3. порядок обработки материалов космического мониторинга.

В приложении 2 к приказу сообщается, что общая площадь лесного фонда Российской федерации составляет 1108124,9 тыс. га. В том числе разделение по зонам охраны следующее:

Информация о работе Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров