Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование причин возникновения лесных пожаров, выявление приемов их ликвидации и экологических последствий лесных пожаров.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи:
1) привести общие статистические сведения о лесных пожарах;
2) рассмотреть классификацию лесных пожаров;
3) выявить причины возникновения лесных пожаров;
4) проанализировать тактики и приемы локализации лесных пожаров, а также приемы их ликвидации;
5) проанализировать экологические последствия лесных пожаров;
6) рассмотреть правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства;
7) выполнить расчеты, относящиеся к лесным пожарам.
Введение
1. Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров
1.1 Общие статистические сведения о лесных пожарах в РФ и в мире
1.2 Лесной пожар и его виды
1.3 Причины возникновения лесных пожаров
1.4 Ликвидация лесных пожаров
1.4.1 Основы тактики и приемы локализации при тушении различных видов лесных пожаров
1.4.1.1 Тактические способы локализации лесных пожаров
1.4.1.2 Приемы локализации и ликвидации лесных пожаров
1.4.1.3 Пожарный робот FFR-1 как один из новейших методов тушения пожара
1.4.2 Защита населенных пунктов от лесного пожара
1.5 Экологические последствия лесных пожаров
1.5.1 Экологические последствия для атмосферы
1.5.2 Экологические последствия для биоты
1.5.3 Экологические последствия для гидросферы
1.5.4 Экологические последствия для литосферы
2. Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства
3. Расчетная часть
В Лесном кодексе РФ отсутствует какое-либо упоминание о пожарных подразделениях, специально предназначенных для ликвидации лесных пожаров в виде пожарно-химических станций и добровольных пожарных дружинах.
Статья 97 Лесного кодекса РФ, имеющая название "Государственный пожарный надзор в лесу", является отсылочной и предусматривает, что он осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Лесным кодексом РФ. Следует отметить, что ни тот, ни другой законодательный акт не устанавливают сам порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесу.
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ. Позже, в том числе и после принятия Лесного кодекса РФ, в него были внесены изменения и дополнения. Оно предусматривает, что МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию в области лесных отношений. МПР России также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства лесного хозяйства, которые имеют непосредственное отношение к решению вопросов пожарной безопасности в лесах. При этом в самом Положении о МПР России отсутствует какое-либо упоминание, связанное со словом "пожар". Прямо обозначенная функция по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию пожарной безопасности в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, у МПР России отсутствует.
Все, что связано с лесными пожарами, их профилактикой и тушением практически, отдано на откуп субъектам РФ, которые сами определяют и политику, и нормативное регулирование в этой сфере деятельности.
Субъекты РФ, которым поручено осуществлять тушение лесных пожаров, не справляются с этой задачей и зачастую скрывают истинные масштабы лесных пожаров.
Такое положение в определенной степени является результатом недостатков правового регулирования и нечеткости функций и полномочий Министерства природных ресурсов РФ, ответственного за государственную политику в области лесных отношений.
Постановление №972 от 29 декабря
2007 г. Федеральная целевая программа
1) разработка современных
Результаты ФЦП предполагаются соответственно следующие:
Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы утверждает, что организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей.
Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Повышение эффективности охраны лесов должно осуществляться по следующим направлениям:
Охрана лесов от пожаров должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в существенно меняющихся природных условиях.
Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.
Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров должно осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.
Главными целями авиационных работ по охране и защите лесов являются обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих целей следует обеспечить необходимую периодичность авиапатрулирования.
Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение малой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля.
Необходимо обеспечить дальнейшее
развитие технологии тушения лесных
пожаров с воздуха с
Система охраны лесов от пожаров предусматривает:
Постановление правительства Российской федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах".
Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
1) противопожарное обустройство
лесов, в том числе
2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
3) мониторинг пожарной опасности в лесах;
4) разработка планов тушения лесных пожаров;
5) тушение лесных пожаров;
6) иные меры пожарной
Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды.
Согласно постановлению, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются:
1) органами государственной
2) органами государственной
3) Федеральным агентством
4) Федеральной службой по
5) Федеральными органами
Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В Постановлении изложены следующие требования:
Также указана ответственность за нарушение настоящих Правил и государственный пожарный надзор в лесах.
Приказ Министерства природных ресурсов от 25 мая 2005 г. N 112 "О космическом мониторинге лесных пожаров" ссылается на статью 92 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой леса подлежат охране от пожаров. Для обеспечения охраны осуществляется мониторинг лесных пожаров, который по способам подразделяется на космический, авиационный и наземный.
Приказ освещает следующие пункты:
В приложении 2 к приказу сообщается, что общая площадь лесного фонда Российской федерации составляет 1108124,9 тыс. га. В том числе разделение по зонам охраны следующее:
Информация о работе Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров