Правовые основы борьбы с терроризмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:40, реферат

Краткое описание

Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий……5

1.1 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в……7 России

2 Криминологический аспект борьбы с терроризмом………………………..10

2.1 Уголовная ответственность за терроризм…………………………………10

2.2 Проблема организации борьбы с терроризмом на современном этапе….14

3 Заключение…………………………………………………………………….19

4 Список литературы……………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат по правоведению.docx

— 134.25 Кб (Скачать)

 

На самом  деле вплоть до 2003 года основная роль в  борьбе с терроризмом принадлежала исключительно ФСБ. В 2003 году вторым полноправным субъектом борьбы стало  Министерство внутренних дел. Структуры, участвующие в борьбе с терроризмом: 
 
В ФСБ - Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, 
 
В МВД - Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, Внутренние войска.

 

До августа 2004 года в случае захвата заложников или проведения терактов другого  рода предполагалось, что руководителем  оперативного штаба должен быть начальник  областного (республиканского) Управления ФСБ (или начальник местного ГУВД, если целью захвата является получение  денежных средств).

 

После обновления законодательства в конце 90-х гг. в мире произошло немало

 

16

событий, которые  повлияли на формирование правовой базы, а именно: множество террористических актов в разных странах, повлекших  масштабные трагические последствия. В этот период значительно активизировались антитеррористические настроения в  гражданском обществе. Международное  право адекватно отреагировало  на ситуацию. Например, были приняты  две конвенции: против организованной транснациональной преступности (2000 г.), о борьбе с финансированием  терроризма (1999 г.). Эти и ряд других важных конвенций наша страна ратифицировала и выполняет обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с нормами международного права, как требует и Конституция  Российской Федерации. 
 
Пересмотр базового Федерального закона "О борьбе с терроризмом" вызван анализом обстоятельств и последствий террористических актов, имевших место в Российской Федерации в период с 1999 по 2004 гг., а также зарубежного опыта США, Израиля, Испании, Франции, Германии, Великобритании и других государств. Само название законопроекта - "О противодействии терроризму" - позволяет судить о его концепции. Противодействие - это широкий фронт, который объединяет все государственные и общественные институты. Если Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" 1998 г. определял задачи в основном силовых ведомств, то действующий закон отражает изменение характера и масштабов террористической опасности.

 

Итак, мы установили, что важным инструментом борьбы с  терроризмом является проведение специальных  контртеррористических операций. Однако, несмотря на высокую эффективность специальной операции, как инструмента противодействия террористической деятельности, при ее организации и осуществлении, безусловно, присутствуют определенные недостатки. Неполная или недостоверная информация, недооценка противника, низкий уровень подготовки личного состава все это существенно снижает результативность специальной операции, зачастую приводит к неоправданным потерям среди сотрудников правоохранительных органов и местных жителей. 
 
Стоит также отметить важность международного сотрудничества различных государств в вопросах противодействия террористическим угрозам. Проблему противодействия терроризму в России следует рассматривать как важнейшую общегосударственную задачу. Наступление терроризма в России требует безотлагательного нормативного регулирования и борьбы с этим явлением. Применительно к правовому обеспечению необходимо внести корректировки в действующий закон "О противодействии терроризму", напрашивается новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении. Существенных дополнений и коррекции требуют законы об оружии, оперативно-розыскной деятельности, об обеспечении безопасности ядерных, химических, бактериологических и т.п. объектов, об информационной безопасности, о рекламе и деятельности СМИ, о местном самоуправлении и др.

 

17

В рассматриваемом  аспекте необходима конкретизация  договоров о размежевании и взаимном делегировании полномочий РФ и ее субъектов. Необходимые дополнения требуется внести в нормативные  акты о координации правоохранительной деятельности, о государственных  инспекциях, пожарной безопасности и  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Заключение

В социально-политическом процессе современной России задача борьбы с терроризмом является особенно актуальной. В конце ХХ века началась борьба с незаконными вооруженными формированиями на территории ряда северокавказских республик, которая продолжается и  в настоящее время. Сегодня рецидивы этой борьбы проявляются в виде террористических актов, как на территории образованного  Северокавказского Федерального Округа, так и в различных регионах России.

 

Наша страна идет по пути становления правового  государства, в котором верховенство закона затрагивает все сферы  его существования, в том числе  и вопросы противодействия террористической деятельности и борьбы с незаконными  вооруженными формированиями в целом. 
 
Анализ результатов проведенных операций выявил целый ряд характерных проблем: 
 
отсутствие системного подхода к формированию единой государственной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных программ ее реализации; 
 
- слабое нормативно-правовое регулирование основополагающих принципов функционирования системы противодействия терроризму; 
 
- недостаточно четкое распределение задач и функций в сфере борьбы с терроризмом; 
 
- отсутствие слаженности в работе и единого управляющего центра; 
 
- несовершенство системы контроля и надзора за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму; 
 
- недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

 

Огромную  роль в противодействии терроризму играет налаживание сотрудничества с международными организациями  и отдельными государствами. В связи с этим необходима дальнейшая разработка на международно-правовом уровне базовых принципов борьбы с терроризмом (неотвратимость ответственности за участие в актах терроризма и содействие им; обязательность национальных мер по ликвидации выявленных террористических организаций; недопустимость использования

 

19

форм и  методов терроризма для решения  любых социальных и политических  
задач, включая реализацию права наций на самоопределение; недопустимость политических уступок террористам и двойных стандартов в отношении к терроризму и др.)  Было бы целесообразно разработать своеобразный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свод принципов и базовых правил взаимопомощи в конкретных ситуациях. Подобные документы были бы хорошим дополнением существующих международных договоров в этой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Список литературы

 

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации

 

  1. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»

 

  1. В.И. Юртушкин «Чрезвычайные ситуации. Защита населения и территорий» 2008 г.

 

  1. Журнал «Смена», «Терроризм: конец сезона?», №3 март 2011 г.

 

  1. С.А.Гончаров «Особенности терроризма в Россию. Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма». Вып. №4. 2007 г. 

 

  1. Ю.М. Антонян «Терроризм. Криминологическое и уголовно - правовое исследование» 2008 г.

 

  1. Энциклопедия «Обо всем», «Терроризм и насилие», 1998 г.

 

  1. Ролан Жаккар «Именем Усамы бен Ладена. Секретное досье на террориста, которого разыскивает весь мир», 2002 г.

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Терроризм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Приложения

 

Приложение 1 (мнения о терроризме с 2004 по 2007 года)

 

                                 

 

 

Приложение 2 (мнения об оправдании террористического  акта)

 

 

 

Приложение 3 (об известном крушении «братьев-близнецов»)

 

 

 

 

 

22


Информация о работе Правовые основы борьбы с терроризмом