Правовые основы борьбы с терроризмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:40, реферат

Краткое описание

Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий……5

1.1 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в……7 России

2 Криминологический аспект борьбы с терроризмом………………………..10

2.1 Уголовная ответственность за терроризм…………………………………10

2.2 Проблема организации борьбы с терроризмом на современном этапе….14

3 Заключение…………………………………………………………………….19

4 Список литературы……………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат по правоведению.docx

— 134.25 Кб (Скачать)

 

9

путем, и  финансированию терроризма", в котором  четко обозначены меры, направленные на противодействия финансированию терроризма. В дальнейшем в 2002 г. Российская Федерация ратифицировала Международную  конвенцию о борьбе с финансированием  терроризма, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1999г. и посвящена, главным образом, вопросам сотрудничества между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц. Согласно данной Конвенции помимо финансирования конкретного преступления террористического характера, наказанию подлежит и отчисление средств на обеспечение международного терроризма в целом. 
 
В связи с этим кажется несколько недоработанным вопрос о финансировании терроризма, освещенный в законодательных актах РФ. С одной стороны, Федеральный закон "О противодействии терроризму" предусматривает в качестве составляющих террористической деятельности финансирование террористического акта, что подразумевает ответственность за совершения данного деяния. С другой стороны, по смыслу УК РФ лицо, оказывающее финансовую поддержку терроризму, а иными словами - осуществляющее систематическое совершение преступлений террористического характера, не попадает ни под какой из видов соучастников (ст.33 УК РФ), поскольку его действия не направлены на совершение конкретного преступления.

 

Подводя итоги  вышесказанному, следует отметить, что правовая регламентация в  сфере антитеррористической деятельности является важнейшей составляющей всего  комплекса мер по борьбе с терроризмом. Основой этой борьбы должна быть единая, целостная, комплексная, стратегически  ориентированная государственная  концепция. При этом необходимо помнить, что она должна быть согласована  с существующими международно-правовыми  актами с учетом особенностей государственного и общественного устройства.

 

2 Криминологический аспект борьбы с терроризмом

 

2.1 Уголовная ответственность за терроризм

Включение в  уголовный кодекс специального состава  преступления – терроризма – представляет собой значительный шаг вперед в  деле более эффективного использования  уголовного закона в борьбе со столь  опасным преступлением. До 1994 г. уголовная ответственность предусматривалась только за убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного

 

10

повреждения тем же лицам с той же целью.

 

Содержание  ст. 205 УК РФ: 
 
1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. 
 
2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением огнестрельного оружия наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. 
 
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, наказываются лишением свобода на срок от десяти до двадцати лет. 
 
Примечание: Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

 

В часть 3 данной статьи Федеральным законом от 09.02.99 № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс РФ» были внесены  изменения. Объективная сторона  данного преступления была дополнена  такими действиями как посягательство на объекты использования атомной  энергии либо использование ядерных  материалов, радиоактивных веществ  или источников радиоактивного излучения.

 

Терроризм выражается, согласно закону, в совершении «взрыва, поджога или иных действий, создающих  опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно  опасных последствий» или в угрозе «совершения указанных действий». Таким образом, речь идет об общественно  опасных поступках, следовательно, под «иными действиями» следует  понимать устройство обвалов, затоплений, камнепадов, аварий на объектах жизнеобеспечения населения водой, теплом,

 

11

электроэнергией и т.п.; блокирование транспортных коммуникаций, устройство аварий и крушений на транспорте; захват и разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных  сооружений; заражение источников воды и продуктов питания, распространение  болезнетворных микробов, способных  вызвать эпидемию или эпизоотию, иное, радиоактивное, химическое, бактериологическое заражение местности. Разумеется, дать исчерпывающий перечень «иных действий, создающих…» невозможно, поскольку людская изобретательность по части злодейства неисчерпаема. Здесь приведены те, которые встречаются чаще других, а также те, которые наиболее вероятны. В целях предупреждения последних во всех странах предпринимаются меры обеспечения безопасности соответствующих объектов. 
 
Акт терроризма следует считать законченным, если уже совершены вышеуказанные действия либо возникла реальная угроза их осуществления, причем эта угроза чаще всего высказана самими террористами и ими уже совершены необходимые подготовительные действия. Для оконченного состава терроризма не требуется фактического наступления указанных в законе последствий. Достаточно, чтобы террористические действия создавали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.

 

Часть 3 ст. 205 УК РФ устанавливает уголовную ответственность  за деяния, предусмотренные частями  первой и второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством  на объекты использования атомной  энергии либо с использованием ядерных  материалов, радиоактивных веществ  или источников радиоактивного излучения.  
 
Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в п.3 ст. 205 последствиям. Естественно, что неосторожно может быть нанесен и нетяжкий ущерб – в этом случае ответственность должна наступать по ч.1 или по ч.2 ст. 205.

 

Ст. 205 УК РФ содержит примечание, согласно которому лицо, «принимавшее участие в подготовке акта терроризма , освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом содействовало предотвращению осуществлению акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления». Данная норма в определенной степени дублирует норму о добровольном отказе от преступления (ст.31), но в то же время и расходится с

 

12

ней. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то должна применяться ст. 31 как  норма общей части УК, согласно которой лицо не подлежит уголовной  ответственности (а в соответствии с примечанием к ст. 205 – освобождается).

 

Освещая уголовно – правовой аспект борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на такой вопрос как ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). Ложное сообщение об акте терроризма травмирует людей в той же степени, как и правдивое. Такие сообщения зачастую вызывают необходимость эвакуации из помещений людей, приостанавливают трудовые процессы, ведут к прекращению работы транспорта, учебы в школах, вузах, порождают материальные и трудовые издержки. В связи с этим в Уголовном кодексе РФ установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207).

 

Субъектом преступления является лицо, достигшее четырнадцати лет. Наказывается преступление штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами от одного до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

 

Уголовная ответственность  за хулиганство (по ч. 1 ст. 213 УК РФ) наступает с 16, а за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, как отмечалось, — с 14 лет.

 

Существует  еще одно преступление, тесно переплетенное  с терроризмом, на которое хотелось бы обратить внимание. Это – посягательство на жизнь государственного или общественного  деятеля (террористический акт). Это  одно из наиболее опасных преступлений, поскольку оно способно дестабилизировать  политическую обстановку в стране, обострить социальные, политические, государственные и экономические  противоречия. Не случайно, такие террористические акты использовались и в прошлом, и в настоящем. 
 
Уголовный кодекс содержит прямое указание на цели подобного террористического акта: прекращение государственной или иной политической деятельности государственного или общественного деятеля либо месть за такую деятельность. Для сравнения можно отметить, что в ст. 66 УК РСФСР (1960 г.) целью террористического акта называлась несколько иная, но весьма сходная цель – подрыв или ослабление Советской власти, а в ст. 67 («Террористический акт против представителя иностранного государства») – провокация войны или международных отношений. В действующем уголовном кодексе говориться о мести лишь за соответствующую государственную или общественную деятельность. По мимо целей чрезвычайно важно обратить внимание на мотив (или мотивы) террористического акта против

 

 

13

государственного  или общественного деятеля. 
 

В диспозиции ст. 277 УК РФ указаны цели такого преступления – прекращение государственной  или иной политической деятельности потерпевшего либо месть за такую  деятельность. Этот признак носит  обязательный характер. Следовательно, если происходит посягательство на жизнь  видного общественного деятеля  не за его политическую деятельность или не из мести, данное посягательство нельзя будет квалифицировать в  качестве террористического акта. Указание в законе на «иную политическую деятельность»  всякий раз требует точного установления того, была ли она политической или  нет. 
 
Это преступление может быть совершено только с прямым умыслом – лицо осознает, что его деяние направлено на лишение жизни государственного или общественного деятеля, предвидит наступление таких последствий и желает их.

 

 

2.2 Проблема организации борьбы с терроризмом на современном этапе

 

Как мы уже  установили ранее, правовую основу борьбы с терроризмом в Российской Федерации  составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления  и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые  в соответствии с ними иные нормативные  правовые акты федеральных органов  государственной власти. 
 
Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
 
В соответствии со ст.2 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, борьба с терроризмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений.

 

14

В общей системе  мер по борьбе с террористическими  акциями важнейшая роль принадлежит  криминалистическим методам, приёмам  и средствам её обеспечения. Поскольку  терроризм относится к категории  особо тяжких преступлений, оперативные  работники и следователи должны, прежде всего, представлять сущность терроризма, его криминалистическую характеристику, построенную на основе анализа и  обобщения закономерностей подготовки, совершения и сокрытия терроризма.

 

Важным этапом развития законодательства по противодействию  терроризму является период конца ХХ - начала XXI в. В 1996 г. был принят Уголовный  кодекс Российской Федерации, в котором  была установлена уголовная ответственность  за терроризм (ст. 205 УК РФ), вовлечение в совершение преступлений террористического  характера или иное содействие их совершению (ст. 205 УК РФ), организация  экстремистского сообщества (ст.282 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст.282 УК РФ). В 1998 г. был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", в 2006 г. - федеральный закон "О противодействии терроризму".

 

Следует отметить, что российский терроризм имеет  свои специфические черты, а именно:  
 
1. деятельность террористов всегда групповая, организованная, а не индивидуальная, даже если группы немногочисленные, 
 
2. террористические акции террористы и их организаторы обосновывают некой политической и иной идеологией и программой, 
 
3. наличие лидеров, способных мобилизовать людей на совершение террористических актов, 
 
4. терроризм проявляется в актах социально и политически неприемлемого насилия, 
 
5. любое политическое движение, совершаемое террористическими актами, преднамеренно стремится оказать психологическое воздействие на определенные группы населения насилием, с тем, чтобы изменить их отношение или политическое поведение.

 

Говоря о  системе борьбы с терроризмом, следует  отметить, что до 2005 года она имела  следующую структуру: 
 
1. Федеральная служба безопасности - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих

 

15

политические  цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной  террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях 
 
2. Министерство внутренних дел - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. 
 
3. Служба внешней разведки и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций. 
 
4. Федеральная служба охраны - осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов. 
 
5. Министерство обороны - обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

Информация о работе Правовые основы борьбы с терроризмом