Правовые основы борьбы с терроризмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:40, реферат

Краткое описание

Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий……5

1.1 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в……7 России

2 Криминологический аспект борьбы с терроризмом………………………..10

2.1 Уголовная ответственность за терроризм…………………………………10

2.2 Проблема организации борьбы с терроризмом на современном этапе….14

3 Заключение…………………………………………………………………….19

4 Список литературы……………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат по правоведению.docx

— 134.25 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирский филиал

Торгово-экономический  факультет

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

по дисциплине: Правоведение.

на тему: Правовые основы борьбы с терроризмом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  1 курса  группы 27Т

очной формы обучения

Специальности: Торговое дело

                                               

ФИО: Ополева Любовь Сергеевна

                   

Руководитель: к.т.н., доц.

Чельцова Марина Геннадьевна.

 

 

 

 


 

Новосибирск 2012 г.

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий……5

 

1.1 Нормативное регулирование антитеррористической  деятельности в……7 России

 

2 Криминологический аспект борьбы с терроризмом………………………..10

 

2.1 Уголовная ответственность за терроризм…………………………………10

 

2.2 Проблема организации борьбы с терроризмом на современном этапе….14

 

3 Заключение…………………………………………………………………….19

 

4 Список литературы……………………………………………………………21

 

5 Приложения……………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Терроризм относится к числу самых опасных  и трудно прогнозируемых явлений  современности, которое приобретает  все более разнообразные формы  и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют  войны, недоверие и ненависть  между социальными и национальными  группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

 

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что борьба с преступностью  в Российской Федерации, особенно в  последние годы, стала одной из приоритетных задач государства. Эта  проблема, наряду с существующим экономическим  кризисом и политической нестабильностью, в настоящее время глубоко  беспокоит общество.

 

Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами меры, острота проблемы терроризма и преступлений террористического характера, не снижается. Введение относительно недавно уголовной ответственности за терроризм, захват заложника, организацию незаконного вооруженного формирования и т.д. требует серьезного научного осмысления как уголовно-правовых норм, в которых предусмотрена ответственность за данные преступления, так и иных норм, направленных на охрану личности, общества и государства, а также практики их применения. 
 
Объект исследования - общественные отношения в сфере борьбы с преступлениями террористического характера.  
 
Предмет исследования - уголовно-правовые нормы российского законодательства об ответственности за террористический акт и преступления, содействующие террористической деятельности.  
 
Целью реферата является исследование вопросов уголовно-правовой характеристики террористического акта.

 

Исходя из поставленной нами цели, рассмотрим следующие задачи:

 

  1. выявить отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий;

 

  1. рассмотреть нормативное регулирование антитеррористической деятельности;  

3

  1. проанализировать вопросы уголовной ответственности за терроризм; 
  2. проанализировать проблему организации борьбы с терроризмом на современном этапе.

 

Теоретическую основу исследования составили труды  таких ученых, как Антоняна Ю.М. Салимова К.Н., Чуфаровского Ю.В., Емельянова В.П., Петрищева В.Е., Артамонова И.И., Гаухмана Л.Д., Гринько С.Д., Дерюгиной Ю.Н., Долговой А.И., Дикаева С.У., Дьякова С.В., Еделева А.Л. 
 
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно -  процессуальный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий

 

 

 

Рассматривая  проблему терроризма как уголовного преступления нельзя не остановиться на вопросах разграничения терроризма и смежных с ним преступлений. Наиболее важным представляется разграничение  терроризма с убийством лица или  его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного  долга или совершенным общеопасным способом (п. "б", "е", ч.2 ст.105 УК РФ).¹  
 
Для разграничения составов преступлений в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, необходимо проанализировать субъективные признаки преступления, а именно - в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий. Когда мы говорим о терроризме, речь идет о действиях, суть которых - нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на властные структуры. Взрыв, поджог и сопряженное с ними убийство человека используются как средство достижения поставленной задачи, но не являются самоцелью. 
 
При убийстве, подпадающем под п. "б" ч.2 ст.105 УК РФ, цель - навредить конкретному лицу, в то время как в случае терроризма жертвой может оказаться любое случайное лицо, в том числе и выполняющее свой служебный или общественный долг. 
 
Что касается вида вины по отношению к смерти жертвы, то согласно п. "е" ч.2 ст.105 УК РФ речь идет об умысле, косвенном или прямом, а по ч.3 ст. 205, в случае смерти речь идет о неосторожной вине. 
 
Также сложным представляется разграничение диверсии и терроризма, поскольку внешнее проявление данных преступлений практически совпадает. Согласно ст.281 УК РФ под диверсией понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.²  
 
Однако, если в ст.281 УК РФ, говорящей об ответственности за диверсию, дан

____________________________________________

¹ Ю.М. Антонян «Терроризм. Криминологическое и уголовно - правовое исследование» 2008 г.

² С.А.Гончаров «Особенности терроризма в России. Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма» Вып. №4. 2007 г.

 

5

исчерпывающий перечень преступных действий, то перечень действий,

относящихся к терроризму, гораздо  шире, чем представленный в ст. 205 УК

РФ. Иные действия могут состоять в  устройстве аварий, катастроф и крушений

 на транспорте, разрушении зданий, культурных или религиозных сооружений,

 в радиоактивном, химическом, бактериологическом или ином заражении

местности и  т.д. Кроме того, в диспозиции ст. 205 УК РФ предусмотрено не только действие, но и угроза совершения таких действий.  
 
Сравнивая данные преступления, необходимо отметить, что диверсия является совершенной в момент причинения вреда, главной составляющей которого является материальный ущерб, терроризм же окончен в момент возникновения угрозы общественно опасных последствий. Целью диверсии является само уничтожение или повреждение материальных объектов, задача терроризма - воздействовать на принятие решения органами власти. Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства - общественная безопасность при терроризме и экономическая безопасность - в случае диверсии.  
 
Терроризм и другие преступления с признаками терроризирования следует отличать от политических и заказных убийств. Если убийство террористической направленности служит средством создания обстановки страха, напряженности и одновременно способом воздействия на третьих лиц, то политическое или заказное убийство без элементов терроризирования является способом решения каких-либо вопросов самим фактом его совершения; здесь нет необходимости в понуждении кого-то к чему-то, все разрешается в результате самого наступившего последствия. 
 
Оценивая уголовно-правовое значение угрозы для квалификации конкретных действий как терроризма, необходимо видеть различие между угрозой при терроризме и угрозой убийства или причинением тяжких телесных повреждений (ст.119 УК РФ), угрозой или насильственными действиями в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст.296 УК РФ). Различия можно обнаружить как в характере самих действий, их масштабах, и, что более важно, в целях поступков. 
 
От акта терроризма следует отличать также совершение общеопасных действий на почве хулиганских побуждений (ст.213 УК РФ). Данное преступление может предусматривать политические мотивы, однако в отличие от терроризма хулиганство преследует иные цели. Хулиганский мотив заключается в стремлении виновного открыто противопоставить себя, своё поведение общественному порядку, общественным интересам, показать своё пренебрежение к окружающим, проявить цинизм, жестокость. В этой части хулиганский мотив в значительной мере схож с террористической направленностью деяния, однако акты терроризма отличаются значительной

 

6

масштабностью. 
 
Итак, мы сопоставили преступление, квалифицируемое по ст. 205 УК РФ, с рядом смежных преступлений, установили их различия, которые, главным образом, выражаются в мотивах целях и последствиях совершаемого преступления. При этом стоит отметить главное, что для оконченного состава терроризма не требуется фактического наступления указанных в ч.1 ст. 205 последствий. Необходимо лишь, чтобы террористические действия создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Угроза же совершения иных действий, не подходящих под вышеназванную характеристику, не образует состава терроризма, а может образовывать состав другого преступления (например, квалифицируемого по ст. ст.119, 296, 318 УК РФ).

 

 

    1. Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в России

 

Несмотря  на тот факт, что жертвами террористических действий становятся обычные граждане, мотивом террористических действий является желание оказать влияние  на власть, что позволяет нам охарактеризовать терроризм как серьезную угрозу для государства. Это позволяет  нам сделать вывод о том, что  главным субъектом борьбы с терроризмом  должно быть государство.  
 
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

 

Основным  нормативным актом в борьбе с  терроризмом является Федеральный  закон от 6.03.2006 "О противодействии  терроризму", который определяет правовые и организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации, субъекты этого противодействия, основы их взаимодействия и роль иных государственных и негосударственных  органов и граждан в противодействии  терроризму.

 

 

Главными  принципами борьбы с терроризмом  признаются:  
 
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 

7

2) законность; 
 
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 
 
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 
 
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 
 
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 
 
7) приоритет мер предупреждения терроризма; 
 
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 
 
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 
 
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 
 
11) недопустимость политических уступок террористам; 
 
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 
 
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

 

 

Особый интерес  для понимания организации борьбы с терроризмов в России представляет Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом в 2009 г. Согласно данному  документу основными задачами противодействия  терроризму являются: 
 
1) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; 
 
2) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных

 

8

преступлений  террористического характера; 
 
3) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
 
4) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; 
 
5) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; 
 
6) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

 

 

Также согласно данной Концепции противодействие  терроризму предусматривает следующие  меры: 
 
а) предупреждение (профилактика) терроризма; 
 
б) борьба с терроризмом; 
 
в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

 

Следует отметить, что по вопросу о проведении контртеррористической  операции законодателем допущены некоторые  упущения, В частности, законом регламентируется управление контртеррористической  операции, привлечение сил и средств  для её проведения, организация проведения переговоров, порядок распространения  информации и окончание контртеррористической  операции, однако Закон не определяет продолжительность проведения контртеррористической  операции, меры, которые необходимо предпринять в случае затягивания  операции и перерастании её в крупномасштабную с привлечением различных подразделений и техники всех силовых структур.

 

Рассматривая  вопрос борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимания на такую актуальную проблему, как финансирование террористической деятельности со стороны частных  лиц, кредитных организаций и  даже государств. В этой связи был  принят Федеральный закон от 07.08.01 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

Информация о работе Правовые основы борьбы с терроризмом