Повышение содержательности и привлекательности труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

Повышение содержательности и привлекательности труда подразумевает собой улучшение условий труда на предприятии. Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности.

Оглавление

Введение.
Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей. Стр. 4
Анализ различных видов труда (популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные) Стр. 8
Характеристика труда по напряженности. Стр.11
Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения производительности труда. Стр. 15
Предложения по повышению содержательности труда. Стр. 17
Список использованной литературы. Стр. 19

Файлы: 1 файл

БЖД КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

    При автоматизированных формах труда от работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения возникающих неполадок.

    4. Групповые формы труда — конвейерные. Отличительные особенности данной формы — разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера.

    При конвейерной форме требуются соответствующие темп и ритм работы. Чем проще содержание операции, тем меньше работник тратит времени на нее и тем монотоннее работа.

    Одно  из отрицательных последствий конвейерного труда — монотония, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

    5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд). С точки зрения физиологии различают две основные формы управления производственными процессами: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких.

    Умственный (интеллектуальный) труд представлен  профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), и профессиями вне материального производства (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

    Интеллектуальный  труд заключается в переработке  и анализе большого объема разнообразной  информации, а следовательно, требует  мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют всего 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

    Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

    Умственный  труд подразделяют на: операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Различия здесь касаются организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

    Чем сложнее условия труда, тем трудовой коллектив труднее организуется, психоклимат менее поддается воздействию. Структура неформальных взаимоотношений, изученная в восьми рабочих бригадах на Кемеровском электромеханическом заводе (КЭМЗ) и двадцати бригадах на Сибэлектромаше (СЭТМ) и описанная трижды в разные моменты обследования с перерывами в один год, оказалась различной для одних и тех же коллективов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Характеристика труда  по напряженности. 

       Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

    Оценка  напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе  трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

     а) Интеллектуальные нагрузки.

          Интеллектуальные нагрузки рассматривают трудовой процесс с точки зрения его мыслительной деятельности. Они имеют экспертные оценки, которые исследователь устанавливает на основе изучения функциональных обязанностей работников, тех регламентов работы, наблюдения алгоритма деятельности

     Содержание  работы связано со сложностью задач, решаемых по известным, алгоритмам простым  или сложным, (ручной, механизированный, автоматизированный, диспетчерский труд и многое другое). Для творческого труда характерна поисковая работа, создание нового алгоритма, что является наиболее сложным в умственном труде (труд композитора, поэта, художника, архитектора, технолога и т.п.). Целый ряд трудовых процессов следует отнести к смешанным по характеру их алгоритмизации  (медицина, педагогика и т.п.).

          б) Сенсорные нагрузки.

       Напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь характерно для любого вида труда и особенно для умственного. Блок сенсорных характеристик, включающий: длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов за 1 час, число объектов одновременного наблюдения условно характеризует произвольное, волевое внимание, направленное на предмет деятельности.

      Напряжение зрительного анализатора характеризуется размерами рассматриваемого объекта, работой с оптическими приборами и экранами видеотерминалов. Все эти факторы имеют временные характеристики как в процентах от общей продолжительности смены, так и непосредственно в часах работы. Поэтому при их определении следует воспользоваться методом хронометража.

      При определении величины нагрузки на органы слуха следует исходить из таких уточняющих обстоятельств, как "помехи", на фоне которых речь должна быть расслышана с того или иного расстояния. Когда их нет, разборчивость слов принимается за 100%. По мере усиления помех эта разборчивость уменьшается.

       По одной из методичек НИИ Медицины труда РАМН разборчивость слов зависит от отношения громкости речи и фонового уровня шума, который и является "помехой": 
 

  • 1 класс  - помех нет, разборчивость слов - 100%;
  • 2класс - громкость речи больше уровня шума на 10 - 16 Дб;
  • 3.1. класс  - громкость речи равна уровню  шума;
  • 3.2. класс  - уровень шума больше громкости  речи на 5 Дб.

         Нагрузка на голосовой аппарат характеризует напряжение органов речи, имеющее место при интенсивной вокальной разговорной деятельности с необходимостью форсирования звука. Она определяется с помощью хронометражного метода. Для получения суммарной нагрузки за неделю следует воспользоваться графиками радио или телепередач, лекций, репетиций, спектаклей  и т.п., в течение недели. Нагрузки на слуховой и голосовой аппарат характерны для профессий вокально-речевого жанра (артистов, педагогов, диспетчеров, телефонистов, сферы обслуживания, руководителей и служащих различных ведомств).

     в) Эмоциональные нагрузки.

     Эмоциональные нагрузки в трудовом процессе обусловлены  разнообразными причинами. Ответственность  различной степени за результат собственной деятельности может иметь моральный, материальный, административный, уголовный аспекты.

         Наиболее существенным из всех показателей напряжённости является риск для здоровья и жизни (своей и других лиц) безотносительно к степени его вероятности.

     Отрицательные эмоциональные нагрузки, будучи проявление профессионального стресса, сопровождаются напряжением вегетативных функций (повышение уровней пульса и кровяного давления, усилением потоотделения, изменением температурной реакции кожи).В дальнейшем это может привести  к негативным последствиям со стороны сердечно-сосудистой системы.

          Эмоциональные нагрузки часто встречаются в профессиях связанных с медициной, педагогикой, вождением транспорта, сферой обслуживания, бизнесом. Они характерны также для диспетчеров различных служб, спасателей, пожарных, милиции и т. п. 

     г) Монотонность нагрузок.

           Число элементов в операции и их продолжительность в секунду являются характеристиками сенсомоторной (рукотворной) деятельности. Эти показатели можно исследовать хронометражным методам на примере любых работ локального, локально-регионального и регионального типа, выполняемых на конвейере с непрерывным или прерывистым тактом.

     Время активных действий и время пассивного наблюдения это проявления монотонности сенсорного типа, свойственной диспетчерским видам труда, вождению транспорта, работе в охране. Они также определяются путем хронометрических исследований. Величина этих периодов высчитывается в процентах к общей продолжительности смены.

      Учитывая особенности труда,  в котором преобладают интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, при оценке этих факторов следует подробно изучить функциональные обязанности работающих, технологические инструкции и при необходимости прибегнуть к опросу и интервьюированию работников.

        
 
 
 
 
 

4. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации

    Привлекательность труда – означает  условия  труда при которых человек  положительно относится к работе и готов в дальнейшим трудится на данном предприятии. Привлекательность труда складывается из благоприятных условий труда, заработанной платы, поощрений и других льгот.

    Благоприятные условия труда напрямую влияют на работоспособность человека, его  здоровье, отношение к труду, повышают производительность труда.

    Какие условия труда можно назвать благоприятными? Такие, при которых выполняются: оптимальное соотношение режима труда и режима отдыха; оптимальный уровень механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, используется современная высокопроизводительная техника. Также высоким требованиям отвечает организация рабочих мест (его размеры, устройство, оборудование, освещенность и т. п.); темп работы; улучшено транспортное обслуживание рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда.

    Также предусмотрено чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.); чередования работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими; чередование работ разной сложности и интенсивности. Используются следующие меры по повышению содержательности и привлекательности труда:  оптимизация режимов труда и отдыха; ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены); компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, и другие.

    Также на привлекательность труда большое  влияние оказывают санитарно-гигиенические факторы условий труда: микроклимат, чистота воздушной среды, освещенность, шум, вибрация, ультразвук, различные излучения, биологические и другие воздействия. Поэтому все эти факторы должны быть в норме.

    Далеко  не последнее место в привлекательности  труда играют эстетические факторы, воздействие которых может вызывать у человека соответствующее отношение к условиям труда с точки зрения художественного восприятия окружающей среды (имеется в виду использование цвета, формы, музыки в трудовой деятельности человека). Эти элементы находят свое применение в решении художественно-конструкторских качеств рабочего места, инструмента, рабочей одежды, вспомогательных средств, а также в архитектурно-художественном оформлении интерьера. Важными элементами в современных условиях являются функциональная музыка и окраска производственных помещений. Их применение положительно воздействует на состояние исполнителя работы и способствует его работоспособности.

    Стоит упомянуть также  о социально-психологических факторах. Они определяются составом и особенностями предприятия (социально-демографический состав персонала, интересы работников, стиль руководства в подразделениях предприятия и др.). Под действием этих факторов формируется морально-психологический климат на предприятии, выражающийся в уровне стабильности персонала, его сплоченности, характере взаимоотношений между группами работников, настроениях, дисциплине труда, трудовой активности и творческой инициативе. 
 
 
 
 
 
 
 

5. Предложения по повышению содержательности труда

    Повышение содержательности труда должно включать следующие меры:

    I. Меры по профилактике утомления и переутомления (оптимальный режим труда и отдыха). Необходимость чередования работы и отдыха является одной из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Занятия физкультурой в организациях во время работы позволяют повысить производительность труда от 3 до 14% и улучшить некоторые показатели физиологического состояния организма работающих. Необходимыми факторами для профилактики утомления, являются надлежащие санитарное состояние производственных помещений, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

Информация о работе Повышение содержательности и привлекательности труда