Понятие терроризма. Мероприятия по защите от террористических актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

Целью реферата является, прежде всего, выявление четкой формулировки определения понятия терроризма и мероприятий по защите от террористических актов.
Задачами данного реферата являются:
- рассмотреть специфику мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами;
- подробно рассмотреть мероприятия, проводимые в целях предупреждения терактов в режиме повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности;
- выявить общегосударственную систему противодействия терроризму.

Оглавление

Введение
1. Понятие и виды современного терроризма
2. Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами
3. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами:
3.1 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневной деятельности
3.2 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повышенной готовности
4. Общегосударственная система противодействия терроризму
Заключение

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

Подготовка населения  к действиям в условиях угрозы либо возникновения ЧС, обусловленной  террористическими актами[12]:

Подготовка населения  к действиям в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими  актами, должна осуществляться с учетом особенностей в данной области защиты населения и территории.

В программах обучения, в  соответствии со спецификой подготовки групп (категории) населения, должны изучаться  такие вопросы, как:

- общие сведения о  терроризме, правовая база борьбы  с этим социальным явлением; подготовка  населения по предупреждению  и минимизации последствий возможных  террористических актов на данном  объекте;

- характеристика среды  обитания (места жительства, работы) как объекта возможного террористического  акта; действия при наличии угрозы  проведения теракта; действия  населения при совершении террористических  актов различного характера и  ликвидации их последствий.

В группах (категориях) руководящего состава органов исполнительной власти и органов управления РСЧС всех уровней должны отрабатываться вопросы организации защиты населения  и территорий по различным вариантам  возможных террористических актов  с учетом тесного взаимодействия с органами управления ФСБ, МВД и  других ведомств, задействованных в  этой области.

По наиболее актуальным вопросам, касающимся защиты в условиях проведения террористических актов, населению  должны даваться рекомендации по правилам поведения в данных ситуациях  и проводиться практические занятия[13].

Инженерно-технические  мероприятия по защите персонала  объектов, населения и территорий должны проводиться в первую очередь  на объектах «критических инфраструктур» (объекты, обеспечивающие безопасность и жизнедеятельность государства), а также на потенциально опасных  объектах в основном на этапах их проектирования и размещения с учетом максимально  возможного противодействия поражающим факторам, как обычных средств  поражения, так и средств поражения  на новых физических принципах (лазерное, электромагнитное оружие, компьютерные вирусы). Кроме этого необходимо обеспечить инженерно-техническую защиту особо важных объектов от возможности проникновения террористов непосредственно на объект. Инженерно-технические мероприятия по непосредственной защите территории, зданий и помещений объектов должны соответствовать рекомендациям руководящих документов МВД РФ в этой области; основным положениям других нормативных актов, определяющих порядок и способы оснащения средствами инженерной защиты и охранной сигнализацией проектируемых, строящихся и реконструируемых зданий помещений с учетом методов повышения технической защищенности действующих объектов.

На территории расположения арсеналов, баз и складов Вооруженных  Сил РФ, других войск и воинских формирований в целях обеспечения  безопасности хранения вооружения, военной  техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов при  ЧС природного и техногенного характера (в том числе обусловленных  террористическими актами) должны устанавливаться  запретные зоны и запретные районы с определенным статусом. Ширина запретной зоны в зависимости от вида хранения имущества может быть от 100 до 400 м. Запретный район шириной не менее 3 км от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается только для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и опасных химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

В целях повышения оперативности  и качества оказания экстренной медицинской  помощи, принятия своевременных и  неотложных мер при ликвидации последствий  террористических актов могут проводиться  следующие медико-профилактические мероприятия[14]:

- создание в субъектах  РФ медицинских формирований  и базовых медицинских учреждений, привлекаемых для оказания экстренной  медицинской помощи пострадавшим  при террористических актах, обеспечение  данных формирований необходимой  медицинской аппаратурой и имуществом;

- подготовка комплексного  использования сил и средств скорой медицинской помощи, служб медицины катастроф территориального и ведомственного подчинения для оказания экстренной медицинской помощи пораженным при совершении крупномасштабных террористических актов с разрушением жилья и нарушением жизнеобеспечивающих коммуникаций;

- создание в субъектах  РФ в районах расположения  радиационно (ядерно) и химически  опасных объектов штатных бригад  специализированной медицинской  помощи постоянной готовности  радиационного, токсико-терапевтического  и санитарно-токсикологического  профиля для проведения профилактики  и оказания экстренной медицинской помощи пораженным.

3.2 Мероприятия, проводимые  заблаговременно в целях предупреждения  террористических актов в режиме повышенной готовности

При наличии оперативных  данных о возможности террористического  акта в зависимости от его ожидаемого масштаба соответствующие органы исполнительной власти, органы управления РСЧС различных  уровней могут проводить следующие  мероприятия[15]:

- приведение в готовность  органов управления исполнительной  власти, органов управления и  структурных подразделений министерств  и ведомств, осуществляющих борьбу  с терроризмом;

- введение при необходимости  усиленного режима работы всех  органов управления;

- уточнение планирования  защиты населения и территорий  в зависимости от возможного  характера прогнозируемого террористического  акта;

- приведение в готовность  аварийно-спасательных формирований  данного района (региона), в том  числе и подразделений медицины  катастроф «Защита»;

- усиление режима контроля  обстановки.

При прогнозе возможных  взрывов осуществляется проверка зданий, сооружений, коммуникаций на предмет  фактической закладки взрывных устройств; проверка подозрительных лиц и автотранспорта в районе возможного проведения террористического  акта. Кроме того, проводится усиление контроля воздушного пространства вокруг объекта с помощью приборов и  средств визуального и технического контроля; ужесточение режима физической защиты объектов и в первую очередь  объектов «критических инфраструктур» данного района (региона); усиление режима наблюдения в местах массового  скопления людей; при необходимости осуществление информации населения через СМИ о возможности террористических актов в данном районе и рекомендации по его поведению.

 Наиболее сложная  обстановка может создаться при  проведении террористических актов,  связанных с взрывами в жилых  зданиях и в местах массового  скопления людей - на выставках,  вокзалах, ярмарках, стадионах, рынках, в крупных магазинах и т.  д.

Вариант последовательности проводимых мероприятий по защите населения  и территорий может быть следующим:

Действия дежурных органов  управления различных служб и  ведомств (УВД, ФСБ, ГОЧС):

- получение информации  о проведении теракта от пострадавших  или очевидцев события, как  правило, органами УВД соответствующего  уровня;

- передача информации  от органов УВД дежурным службам  ФСБ, ГОЧС, подразделениям медицины  катастроф «Защита», прибытие на  место проведения теракта оперативных  групп УВД (ФСБ, ГОЧС) и проведение  определенных мероприятий под  общим руководством представителя  ГОЧС: экспресс-оценка обстановки - характер теракта, наличие пострадавших, потребность в экстренной медицинской  помощи, наличие (возможность) радиоактивного, химического загрязнения (заражения), взрывов и пожаров, потребность  в силах и средствах для  ликвидации ЧС;

- информация руководства  УВД, ФСБ, ГОЧС, медицины катастроф  «Защита» о данной ЧС;

- принятие решения о  мерах по ликвидации ЧС имеющимися  силами и средствами;

- начало ликвидации  ЧС - проведение спасательных работ  и оказание первой медицинской  помощи пострадавшим, тушение пожаров,  проведение других неотложных  работ.

Действия ОШ (ОГ) ГОЧС по ликвидации ЧС:

- уточнение обстановки;

- уточнение решения  по ликвидации ЧС;

- уточнение задач имеющимся  силам, обеспечение прибытия дополнительных  сил и средств, постановка им  задач;

- при необходимости  оповещение (информация) населения  об обстановке и основных правилах  поведения в создавшейся обстановке;

- постановка задач вновь  прибывшим подразделениям спасателей, организация взаимодействия, обеспечение  управления всеми силами и  средствами;

- ликвидация последствий  ЧС: организация экстренной медицинской  помощи пострадавшим, их эвакуации  по необходимости;

- прекращение (минимизация)  возможного воздействия различных  поражающих факторов - теплового  воздействия, ионизирующего излучения,  химического заражения;

- локализация аварий  на коммунальных сетях, расчистка  завалов при обрушении конструкций  объектов, поиск и нейтрализация  взрывоопасных предметов, проведение  мероприятий по обеспечению жизнедеятельности  населения, пострадавшего при  разрушении жилых зданий.

 Мероприятия по защите  персонала отдельного объекта,  его территории и населения,  проживающего вблизи объекта,  при проведении там террористических  актов осуществляется в той  же последовательности, но с учетом  наличия на объекте штатных  органов управления, штатных и  нештатных спасательных формирований ГОЧС.[16]

4. Общегосударственная  система противодействия терроризму

Целью противодействия  терроризму в Российской Федерации  является защита личности, общества и  государства от террористических угроз  и проявлений.

Основными задачами в достижении указанных целей являются[17]:

- выявление и устранение  факторов, способствующих возникновению  и распространению терроризма;

- выявление, предупреждение  и пресечение действий лиц  и организаций, направленных на  подготовку и совершение преступлений  террористического характера и  (или) оказание содействия такой  деятельности;

- привлечение к ответственности  субъектов террористической деятельности  в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации;

- пресечение попыток  переноса на территорию России  деятельности международных террористических  организаций, привлечение к этому  процессу потенциала международной  антитеррористической коалиции;

- постоянное совершенствование  ОГСПТ, поддержание в состоянии  готовности к использованию сил  и средств, предназначенных для  выявления, предупреждения, пресечения  террористических актов и минимизации  (ликвидации) их последствий;

- обеспечение антитеррористической  защиты объектов террористических  посягательств - критической инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового  пребывания людей;

- противодействие распространению  идеологии терроризма, осуществление  активных пропагандистских мероприятий  антитеррористической направленности.

Общегосударственная система  противодействия терроризму (ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных  структур (субъектов противодействия  терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными  на их основе нормативными правовыми  актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют  комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов.

ОГСПТ, в силу возложенных  задач, призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов.

Формы и методы противодействия  террористическим проявлениям определяются сложной социально-политической и  военной природой терроризма.

Субъектами ОГСПТ являются уполномоченные органы государственной  власти, в компетенцию которых  входит проведение мероприятий по противодействию  терроризму, негосударственные организации  и объединения, а также отдельные  граждане, оказывающие содействие органам  государственной власти в осуществлении  мероприятий в данной сфере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным  законодательством Президент Российской Федерации определяет основные направления  государственной политики в области  противодействия терроризму; устанавливает  компетенцию федеральных органов  исполнительной власти, руководство  деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; принимает  решение в установленном порядке  об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную  основу противодействия терроризму на федеральном уровне.

Правительство Российской Федерации определяет компетенцию  федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью  которых оно осуществляет, в области  противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер  по предупреждению терроризма и минимизации  и (или) ликвидации последствий его  проявлений; организует обеспечение  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Информация о работе Понятие терроризма. Мероприятия по защите от террористических актов