Особенности обеспечения безопасности подъемно- транспортного оборудования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:29, реферат

Краткое описание

Наиболее трудоемкими являются погрузочно-разгрузочные работы, которые занимают существенный объем в производственной деятельности предприятий. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются на всех этапах основных производственных процессов. Для механизации этих операций используется подъемно-транспортное оборудование.
Подъемно-транспортное оборудование предприятий – машины и механизмы, предназначенные для механизации работ при погрузке и выгрузке сырья во время их приемки и хранении, перемещении сырья внутри предприятия, транспортировке готовой продукции к месту реализации, транспортировки, выполнении монтажных и пусконаладочных работ по установке торгово-технологического оборудования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Подъемно-транспортное оборудование: понятие, классификация…4
Глава 2. Особенности обеспечения безопасности подъемно-транспортного оборудования…………………………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

пто - Копия.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Реферат на тему: Особенности обеспечения безопасности подъемно-

транспортного оборудования.

Дисциплина: Основы безопасности труда.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Подъемно-транспортное оборудование: понятие, классификация…4

Глава 2. Особенности обеспечения безопасности подъемно-транспортного оборудования…………………………………………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованной литературы…………………………………………..23

Введение

 

      Одним из путей повышения эффективности труда во многих сферах является механизация тяжелых и трудоемких работ. При механизации труда создаются условия для внедрения прогрессивных методов производства и реализации готовой продукции, увеличения объемов перерабатываемого сырья, повышение культуры производства.

       Наиболее трудоемкими являются погрузочно-разгрузочные работы, которые занимают существенный объем в производственной деятельности предприятий. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются на всех этапах основных производственных процессов. Для механизации этих операций используется подъемно-транспортное оборудование.

        Подъемно-транспортное оборудование предприятий – машины и механизмы, предназначенные для механизации работ при погрузке и выгрузке сырья во время их приемки и хранении, перемещении сырья внутри предприятия, транспортировке готовой продукции к месту реализации, транспортировки, выполнении монтажных и пусконаладочных работ по установке торгово-технологического оборудования.

        При проектировании подъемно-транспортного оборудования должны быть соблюдены требования технического регламента и других законодательных актов, содержащих требования по обеспечению безопасности подъемно-транспортного оборудования.

Глава 1. Подъемно-транспортное оборудование:

понятие, классификация

 

       Подъемно-транспортное оборудование представляет собой совокупность различных приспособлений, механизмов и машин, предназначенных для разгрузки транспортных средств и перемещений грузов.

       Подъемно-транспортное оборудование, применяемое на предприятиях, классифицируют по следующим признакам: по функциональному назначению, по направлению перемещения груза, по структуре рабочего цикла и по виду приводного устройства.

        По функциональному назначению подъемно-транспортное оборудование подразделяется на грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное. В группу подъемного оборудования включается оборудование, предназначенное для подъема и опускания груза. Эта группа оборудования используется на предприятиях для межэтажного перемещения грузов, при ремонте и монтаже оборудования, а также при проведении погрузочно-разгрузочных работ. В эту группу входят: лебедки, тали, тельферы, лифты, подъемники, элеваторы.

       Транспортирующее оборудование объединяет машины и установки различных видов, предназначенные для перемещения грузов на одном уровне на значительные расстояния. Это оборудование используется для транспортировки сырья, продуктов, посуды и инвентаря, готовой продукции в пределах предприятия. Сюда входят: транспортеры (конвейеры), гравитационные установки, грузовые тележки.

       Погрузочно-разгрузочное оборудование используется при выполнении работ в складских помещениях. Эта группа оборудования отличается от остальных возможностью одновременного подъема и перемещения груза на небольшие расстояния. Она включает: погрузчики, штабелеры.

       По направлению перемещения груза подъемно-транспортное оборудование на предназначенное для вертикального и сильнонаклонного перемещения, горизонтального и слабонаклонного перемещения, для смешанного движения и в вертикальном и в горизонтальном направлении, а также для пространственного перемещения по сложной траектории. Вертикальное и сильнонаклонное оборудование: лебедки, тали, лифты, подъемники, элеваторы. Горизонтальное и слабонаклонное оборудование: транспортеры, гравитационные установки, грузовые тележки. Смешенное: погрузчики, штабелеры, тельферы, подъемники с изгибающимися платформами. Пространственное: конвейеры с двухмерной тяговой цепью.

       По структуре рабочего числа подъемно-транспортное оборудование классифицируется на оборудование непрерывного и периодического действия. В группу периодически действующего оборудования входят все виды оборудования, для которых рабочий цикл состоит из трех операций: загрузки, перемещения, выгрузки, происходящих с разрывом по времени, сюда входят: погрузчики, штабелеры, грузовые тележки, лебедки, тали, тельферы, лифты, подъемники. В оборудовании непрерывного действия эти операции происходят одновременно в разных местах пространства. Это транспортеры, гравитационные устройства, подъемники с изгибающимися платформами, элеваторы.

       По виду приводного устройства подъемно-транспортное оборудование может быть ручным (лебедки, ручные грузовые тележки); электромеханическим (тельферы, транспортеры, лифты, подъемники, элеваторы, погрузчики, штабелеры) и гравитационным, когда груз перемещается под действием собственного веса (роликовые транспортеры, спуски).1

 

 

 

Глава 2. Особенности  обеспечения безопасности

подъемно-транспортного  оборудования

        Подъемно-транспортное оборудование должно быть безопасно в рабочем и нерабочем состояниях.

     Рабочим является состояние, в котором подъемно-транспортное оборудование полностью смонтировано и оборудование в целом или его части (с грузом/пассажирами или без груза/пассажиров) могут перемещаться с помощью его механизмов.

     Нерабочими являются состояния, в которых:

     - груз/пассажиры отсутствует, подъемно-транспортное оборудование отключено от источника энергии и установлено в положение, предусмотренное инструкцией по эксплуатации;

     - при монтаже или демонтаже;

     - при погрузке /выгрузке, при транспортировке и/или перебазировании подъемно-транспортного оборудования в собранном или демонтированном виде;

     - при хранении и/или длительной консервации подъемно-транспортного оборудования;

     - при испытаниях подъемно-транспортного оборудования.

        Безопасность подъемно-транспортного оборудования должна обеспечиваться в течение жизненного цикла до выработки назначенного ресурса или наступления предельного состояния с учетом следующих условий:

     - окружающей среды,

     - климатических,

     - метеорологических,

     - сейсмических,

     - взрывоопасных,

     - пожароопасных.

           Эти условия должны быть указаны в эксплуатационных документах подъемно-транспортного оборудования.

           В конструкции подъемно-транспортного оборудования при проектировании должны быть исключены или уменьшены до допустимых значений риски от всех идентифицированных опасностей на всех стадиях жизненного цикла, включая нормальную эксплуатацию, чрезвычайные ситуации (отказы и внешние воздействия), предполагаемые ошибки персонала и недопустимое (прогнозируемое) использование, связанных с:

     - материалами, применяемыми для изготовления;

     - веществами, используемыми при работе;

     - недостаточным освещением обслуживаемого пространства, кабин управления и аппаратных помещений;

     - системой управления, включая органы управления, программное обеспечение, защиту от логических ошибок и ошибок операторов, защиту от непреднамеренных пуска и экстренного торможения;

     - применением механической, в том числе гидравлической и пневматической, а также электрической видов энергии;

     - прекращением или нарушением подачи энергии;

     - механическими свойствами конструкции, ее частей и соединений, включая надежность, прочность, долговечность, устойчивость формы и положения конструкции, шлангов и сосудов, содержащих жидкости при высокой температуре и давлении;

     - действием на оператора и лиц, перемещаемых с помощью ПТО, вредных производственных факторов (шум, вибрация, экстремальные температуры, выделения пыли и газа, радиация, лазерное облучение);

     - травмирующими поверхностями, кромками и углами;

     - движущимися частями ПТО и груза;

     - падением груза, инструмента и деталей;

     - накоплением статического электричества;

     - пожаром и взрывом;

     - погрешностями монтажа и сборки;

     - неудобством технического обслуживания, включая доступ к местам работы, возможность падения, спотыкания и скольжения людей;

     - недостаточным учетом требований эргономики;

     - погрешностями работы информационных приборов и средств защиты;

     - маркировкой;

     - недостатками технической документации.2

       Самое главное — соблюдать инструкции по использованию техники для обработки грузов. Для штабелеров и для тележек они, конечно, разные, но существуют основополагающие правила использования подъемно-транспортного оборудования.

1. При складировании  груза на стеллажах используется  правило прогрессии: внизу самый тяжелый груз, сверху — самый легкий.

2. Не стоять под  грузом, не маневрировать техникой  с поднятым грузом.

3. Перед стеллажом  желательно установить отбойник (при случайном наезде техника  упрется в отбойник и не  заденет стеллаж).

 4. Тележку нужно везти за собой. Очень часто по разным причинам тележку начинают толкать от себя, при этом ручки ломаются.

5. Гидравлическую тележку  при транспортировке нужно полностью  поднимать, в противном случае  при неровностях пола начинают  работать не колеса, а ушки, которые держат колеса, то есть тележка едет на вилах, а не на роликах, что приводит к поломке оборудования.3

        Кроме того, следует помнить, что погрузчик — это механизм, поэтому при выборе важно учитывать эксплуатационные факторы, обуславливающие безопасность работы с ним. Относительно большой вес машины (2,2–5 т) плюс вес перевозимого груза (по популярным моделям грузоподъемность составляет 1–3,5 т), "помноженный", как правило, на стесненные рабочие проходы, достаточно высокую скорость, смещение центра тяжести при подъеме/опускании груза, высокую маневренность и постоянное движение вперед-назад обуславливают его высокую травмоопасность.

       Согласно  статистике наиболее «популярное» происшествие при работе — опрокидывание погрузчика на бок при входе в поворот на большой скорости. Поэтому большинство изготовителей уделяют постоянное внимание повышению безопасности выпускаемой техники — прочности защитного ограждения водителя ("крыше"), обязательному использованию ремней безопасности.

       В настоящее время уделяется повышенное внимание улучшению эргономичных показателей — снижению уровня вибрации, увеличению обзорности, ограничению скорости движения на поворотах, улучшению конструкции рулевой колонки. Также современные погрузчики оснащены электронными системами безопасности. Например, система контроля присутствия оператора IPS (Integrated Presence System), которая установлена на современный вилочный погрузчик Mitsubishi новой серии N, обладает следующими элементами системы безопасности:

· при отсутствии оператора на сиденье немедленно блокируются ход и функции наклона, подъема и опускания мачты;

· если оператор покидает сиденье без активации стояночного тормоза, включается звуковой сигнал;

· когда оператор покидает сиденье при работающем двигателе и рычаге реверсора в положении "вперед" или "назад", трансмиссия автоматически через 3 с переключается в нейтральное положение, а также блокируется опускание груза;

· предупреждающий индикатор ремня безопасности горит 10 с, напоминая оператору о необходимости пристегнуть ремень безопасности.

 

 

    

Требования  безопасности при изготовлении подъемно-транспортного оборудования

     При изготовлении ПТО должно быть обеспечено выполнение требований к нему, предусмотренных проектом, настоящим техническим регламентом и специальным техническим регламентом "О безопасности машин и оборудования".

     Изготовитель  обязан обеспечить аттестацию  руководителей и специалистов, связанных  с изготовлением металлических  конструкций, узлов, механизмов, приборов безопасности и в  целом ПТО.

     Изготовитель  обязан обеспечить возможность  проверки качества выполнения  всех технологических операций, от которых зависит безопасность  ПТО.

      Материалы для изготовления металлических конструкций и механизмов ПТО должны выбираться с учетом:

     - требований проекта;

     - агрессивности и нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана, степени и характера нагружения элементов;

     - сопротивлений постоянным и переменным напряжениям, коррозии, износу, ударным воздействиям, хладноломкости, а также их изменчивость в зависимости от старения.

     Качество  и свойства материалов должны  удовлетворять требованиям соответствующих  технических условий и подтверждаться  сертификатами поставщиков. Материалы,  не имеющие сертификата, к использованию не допускаются.4

Информация о работе Особенности обеспечения безопасности подъемно- транспортного оборудования