Основы безопасности дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:16, реферат

Краткое описание

Тормозной путь зависит от коэффициента сцепления с дорогой. Если тормозная сила превышает коэффициент сцепления то автомобиль начинает тормозить юзом, т.е полной блокировкой колес. При торможении юзом заблокированные колеса не реагируют на повороты руля, таким образом, автомобиль будет двигаться по первоначальной траектории. Для избежания торможения юзом на скользкой дороге торможение следует выполнять прерывистым нажатием тормоза. В случае, если автомобиль оборудован антиблокировочной системой (АБС), то на скользкой дороге торможение следует выполнять путем нажатия на педаль тормоза до упора, в этом случае система выполняет эти действия. АБС не исключает заноса и сноса автомобиля.

Файлы: 1 файл

6 лекция.doc

— 132.50 Кб (Скачать)
  1. Обморок – это кратковременная потеря сознания, возникшая в результате ухудшения кровоснабжения головного мозга. Пострадавшего следует уложить на твердую ровную поверхность, ноги приподнять вверх, голову повернуть набок, обеспечить дополнительный доступ свежего воздуха, расстегнуть стесняющую одежду (ремень, ворот), дать вдохнуть пары нашатырного спирта, после того как очнется дать вовнутрь горячие напитки, крепкий очень сладкий чай.
  2. Травматический шок – это тяжелое общее состояние организма, которое наступает спустя некоторое время после тяжелых механических повреждений, большой кровопотери, обширных ожогов. В этом случае пострадавшего необходимо уложить, укутать в теплые вещи, дать болеутоляющие средства и постоянно контролировать дыхание и пульс.

 

Общее устройство автомобиля

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя шасси и кузова.

Двигатель является источником механической энергии.

Шасси — совокупность агрегатов, предназначенных  для передачи механической энергии от двигателя к ведущим колесам, передвижения автомобиля и управления им.

Кузов — несущая часть легкового  автомобиля, на которой закреплены двигатель и агрегаты трансмиссии, ходовой части и системы управления. В кузове размещаются пассажиры и багаж.

Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и системы управления. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста.

Сцепление позволяет водителю кратковременно разъединять вал двигателя и  трансмиссию перед включением передачи и плавно их соединять после переключения для трогания автобиля с места или изменения скорости. При отсутствии сцепления автомобиль вынужден был бы трогаться с места в момент пуска двигателя.

Коробка передач необходима для  выбора скорости и реализации мощности двигателя в разных режимах движения путем включения различных передач, а также для изменения напpaвления движения (например, с переднего хода на задний и наоборот).

Карданная передача (на заднеприводном автомобиле) передает крутящий момент от валов коробки передач к ведущему мосту.

Ведущий мост объединяет главную передачу и приводные валы (полуоси), передающие вращение и усилие валов трансмиссии  к ведущим колесам автомобиля.

Ходовая часть объединяет колеса и  системы их крепления к кузову (переднюю и заднюю подвески). Она обеспечивает движение автомобиля с помощью ведущих колес.

Системы управления включают в себя рулевое управление для изменения  направления движения автомобиля и  тормозную систему.

 

Двигатель внутреннего  сгорания — самый распространенный тип двигателя легкового автомобиля. Работа двигателя этого типа основана на свойстве газов расширяться при нагревании. Источником теплоты в двигателе является смесь топлива с воздухом (горючая смесь).

Двигатели внутреннего сгорания бывают двух типов: бензиновые и дизельные. В бензиновом двигателе горючая смесь (бензина с воздухом) воспламеняется внутри цилиндра от искры, образующейся на свече зажигания. В дизельном двигателе горючая смесь (дизельного топлива с воздухом) воспламеняется от сжатия, а свечи зажигания не применяются.

Дизельный двигатель экономичнее, чем аналогичный по рабочему объему и мощности бензиновый. Однако конструкция  дизеля обычно сложнее, а требования к качеству изготовления деталей  и применяемого топлива — выше. Также дизельный двигатель требует более квалифицированного и частого технического обслуживания. Детали и элементы дизельных двигателей (например, топливные фильтры) не взаимозаменяемы с применяемыми на бензиновых двигателях, а в смазочных системах дизелей следует использовать специальные моторные масла.

В эксплуатации дизельные двигатели  отличаются от бензиновых незначительно  более высокой шумностью и  необходимостью своевременного перехода на сезонный сорт топлива («летнее» или  «зимнее»). Зимой «летние» сорта топлива густеют, что может создать трудности при пуске холодного двигателя.

При неработающем двигателе источником питания электроприборов и оборудования автомобиля служит аккумуляторная батарея. Она состоит из шести последовательно соединенных между собой аккумуляторов, одинаковых по устройству.

Действие аккумулятора основано на последовательном превращении электрической  энергии в химическую (при заряде) и обратно — химической энергии  в электрическую (при разряде). Напряжение каждого из аккумуляторов после зарядки составляет 2 В, а всей аккумуляторной батареи — 12 В.

Основное назначение аккумуляторной батареи — приведение в действие стартера при пуске двигателя. После  пуска снабжать электроэнергией  приборы и системы автомобиля начинает генератор. Одновременно происходит подзарядка аккумуляторной батареи.

Действие генератора основано на преобразовании механической энергии в электрическую. Генератор служит для питания всех потребителей и заряда аккумуляторной батареи при работающем двигателе. В случае неисправности генератора все приборы электрооборудования начинают питаться от аккумуляторной батареи, в результате чего батарея быстро разряжается, и произвести запуск двигателя после остановки становится невозможно.

Электрический стартер служит для пуска двигателя. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока, преобразующий электрическую энергию аккумуляторной батареи в механическую работу (вращение коленчатого вала).

Запуск исправного двигателя происходит в течение 2-5 сек. с момента работы стартера. Если двигатель не запустился, повторно включать стартер можно лишь через 30-40 сек. После четырех-пяти неудачных попыток пуска следует прекратить включения стартера и выяснить причину неисправности двигателя. Включать стартер более чем на 10-15 сек. не следует: неисправный двигатель запустить все равно не удастся, а аккумуляторная батарея под действием больших нагрузок быстро разрядится и придет в негодность.

Трансмиссия состоит из ряда взаимодействующих между собой агрегатов, которые передают крутящий момент от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса, изменяя частоту и направление их вращения.

У легкового автомобиля «классической» схемы ведущими являются задние колеса. Такой автомобиль называют заднеприводным. При его работе вращение коленчатого  вала последовательно передается через сцепление, коробку передач, карданный вал, ведущий мост и полуоси на задние колеса. Главная передача и дифференциал расположены в картере ведущего моста.

В автомобиле с приводом на передние колеса все агрегаты трансмиссии  находятся под капотом автомобиля. Коробка передач, главная передача и дифференциал имеют общий корпус. Валы привода передних колес получают вращение от ведомой шестерни главной передачи и передают крутящий момент к передним ведущим колесам.

У полноприводных легковых автомобилей привод на все четыре колеса, он может быть как постоянным (неотключаемым), так и включаемым принудительно или автоматически. Наиболее распространенная в России конструкция полноприводного автомобиля с раздаточной коробкой, связанной специальным валом с коробкой передач. Карданные валы передают крутящий момент от раздаточной коробки к переднему и заднему ведущим мостам автомобиля.

Сцепление предназначено для разъединения коленчатого вала двигателя и ведущего вала трансмиссии автомобиля при переключении передач и плавного их соединения после включения нужной передачи и при трогании с места.

Ведущий вал коробки передач выполнен соосно с коленчатым валом двигателя, а его передний конец опирается на подшипник, запрессоввнный в торце коленчатого вала. На шлицах первичного вала помещен подвижный ведомый диск сцепления. Если прижать диск сцепления к маховику, то в результате трения, возникающего между маховиком и ведомым диском, крутящий момент передается от двигателя на ведущий вал коробки передач. При выключении сцепления ведомый диск отводится от маховика и передача крутящего момента прекращается.

Привод выключения сцепления может  быть механическим или гидравлическим. На переднеприводных автомобилях чаще применяется механический (тросовый) привод, на заднеприводных — гидравлический. На автомобилях с тросовым приводом усилие на вилку и муфту выключения сцепления передается от педали, нажимаемой водителем, через прочный гибкий трос. На автомобилях с гидравлическим приводом на рычаг и выжимную муфту воздействует давление жидкости, передающееся по трубке от главного цилиндра, расположенного в моторном отсеке, к рабочему цилиндру, закрепленному на корпусе сцепления. При выключении сцепления (нажатии на педаль) гидропривод обеспечивает более плавное нарастание силы трения между нажимным и ведомым дисками при включении сцепления. Нажимать на педаль для выключения сцепления следует быстро и до упора и только после этого включать или выключать нужную передачу. Отпускать педаль сцепления необходимо плавно, но тоже быстро. Кратковременная пробуксовка сцепления допускается только при трогании с места.

При трогании автомобиля с места, разгоне  и установившемся движении крутящий момент или сила тяги на ведущих  колесах, с которой колесо «отталкивается»  от дороги, разные.

Чтобы изменить силу тяги на колесах, применяют ступенчатые коробки передач. Коробка передач служит также для изменения скорости, направления движения автомобиля (вперед или назад) и разъединения двигателя и трансмиссии на длительное время.

В передаче из двух шестерен, в которой меньшая является ведущей, а большая — ведомой, крутящий момент на ведомой шестерне будет большим во столько раз, во сколько раз число ее зубьев будет больше числа зубьев ведущей шестерни. При этом частота вращения (или скорость) ведомой шестерни будет соответственно меньше, чем ведущей. Отношение чисел зубьев ведомой и ведущей шестерен называется передаточным числом.

Если вращение от ведущей шестерни передается на ведомую через промежуточную  шестерню, то ведомая шестерня будет вращаться в обратную сторону относительно ведущей.

На легковых автомобилях применяются  коробки передач двух основных типов: механические и автоматические (гидромеханические). Механической коробкой передач управляет  водитель, включая нужную передачу по своему выбору (в зависимости от режима движения автомобиля). В гидромеханической коробке передачи переключаются автоматически в зависимости от нагрузки на двигатель (частоты вращения коленчатого вала).

Первая передача предназначена  для трогания с места и движения автомобиля с самой низкой скоростью. При разгоне до 10-15 км/ч можно перейти на вторую передачу, затем при скорости 30-40 км/ч — на третью и, наконец, при скорости 60-70 км/ч — на четвертую передачу. В Руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля обязательно указана максимальная скорость движения на каждой передаче.

Переключать передачи «вверх» (от низшей к высшей) следует только последовательно. При замедлении и переключении передач  «вниз» некоторые ступени можно  пропускать, если позволяет скорость движения автомобиля.

Ходовая часть автомобиля состоит из передней и задней подвесок и колес с шинами. Подвески служат для смягчения и поглощения ударов, воспринимаемых колесами от неровностей дороги, и обеспечения плавности хода автомобиля. Они бывают независимые и зависимые. При независимой подвеске колеса одной оси имеют возможность совершать вертикальные перемещения независимо друг от друга. При зависимой подвеске перемещение одного колеса оси зависит от перемещения другого колеса.

На всех легковых автомобилях подвеска передних колес независимая, с поперечными рычагами. Задние подвески также могут иметь независимую конструкцию, но чаще выполняются зависимыми. В качестве упругих элементов в задних подвесках применяются цилиндрические пружины и гидравлические телескопические амортизаторы.

Амортизаторы. Предназначены для  повышения плавности хода автомобиля и гашения колебаний колес  относительно кузова при деформации пружин или рессор подвески. На легковых автомобилях применяются телескопические  гидравлические амортизаторы двустороннего действия.

Рулевое управление необходимо для задания направления движения автомобиля. Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевой механизм служит для уменьшения усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу. Наиболее распространены на современных автомобилях рулевые механизмы червячного и реечного типов.

Рулевой привод предназначен для передачи усилия от рулевого механизма к управляемым  колесам, обеспечивая их поворот  на неодинаковые углы с целью обеспечения единого центра поворота автомобиля без бокового скольжения колес. Рулевой привод включает в себя сошку, рулевые тяги, шаровые шарниры и рычаги, закрепленные на поворотных кулаках.

Для замедления скорости движущегося  автомобиля вплоть до остановки, а также для удержания его при остановке или стоянке на уклоне служат тормозные системы. Каждый автомобиль оборудован рабочей и стояночной тормозными системами. Механизмы рабочей тормозной системы установлены на каждом колесе, механизмы стояночной тормозной системы действуют только на задние колеса.

Рабочий тормоз состоит  из тормозных механизмов барабанного  или дисковидного типа с гидравлическим приводом.

Гидравлический привод тормозов включает в себя: главный  тормозной цилиндр, колесные цилиндры, соединяющие трубопроводы (тормозные шланги).

Информация о работе Основы безопасности дорожного движения