Охрана культурных ценносте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:57, реферат

Краткое описание

Культура — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Кyльтура не имеет количественных критериев в численном выражении.

Оглавление

Введение 2
Контрабанда культурных ценностей 4
ЗAКOH О BЫBOЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТИ 5 РЕКОМЕНДАЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ДВИЖЕМЫХ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 10
ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
Охрана памятников истории и культуры 21
Охрана музеев и экспозиции 25
Памятники Тимашевского района 31
Заключение 32
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ведение.docx

— 70.32 Кб (Скачать)

В России меры по охране отдельных памятников старины впервые были приняты Петром I (1722). Указами 1838 и 1839 была утверждена государственная опека над памятниками, начата работа по их учёту и каталогизации. Большой вклад в организацию охраны памятников истории и культуры внесли Императорская археологическая комиссия (с 1850) и Московское археологическое Общество (с 1864). Советское государство с первых дней своего существования принимало меры к сбережению памятников искусства и культуры. Изданные по инициативе В. И. Ленина в 1918-24 декреты (более 20 декретов, в том числе декрет "Об учёте и охране памятников искусства, старины и природы" от 7 января 1924) заложили основу советской государственной системы охраны памятников. На базе национализации художественных собраний создавалась сеть художественных и исторических музеев, государственные реставрационные мастерские и др. С 1922 вопросами охраны памятников истории и культуры ведал Народный комиссариат просвещения РСФСР, с 1932 - Комитет по охране памятников при ВЦИК, с 1936 - Комитет по делам искусств СНК СССР. В конце 40-х - начале 50-х гг. функции охраны памятников истории и культуры были переданы Комитетам по делам архитектуры и по делам искусств Совета Министров СССР и Комитетам по делам культурно-просветительских. учреждений Совета Министров союзных республик. Важнейшим общесоюзным актом явилось постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 "О мерах улучшения охраны памятников культуры". В 50-70-х гг. в СССР были осуществлены огромные по объёму работы по восстановлению разрушенных фашистами городов и памятников (в Ленинграде, Новгороде, Пскове, Киеве и других городах). Важнейшие вопросы правовой охраны памятников регламентированы Законом СССР от 29 октября 1976 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и аналогичными законами союзных республик, Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982.           

Памятники истории и культуры в  СССР являются общенародным достоянием. Статья 68 Конституции СССР (1980) гласит: "Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР". Государственное управление в области  охраны памятников истории и культуры осуществляется ныне Советом Министров  СССР и Советами Министров союзных  и автономных республик, исполкомами  местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными  государственными органами. Все памятники  на территории СССР (находящиеся в  собственности государства, колхозов, кооперативных и общественных организаций, отдельных граждан) охраняются государством. Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускается  только с предварительным уведомления  государственных органов. Памятники  используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического идейно-нравственного, интернационального и эстетического  воспитания. Использование памятников в хозяйственных и иных целях  допускается лишь в том случае, если это не наносит ущерба их сохранности. В целях охраны недвижимых памятников близ них устанавливаются зоны охраны (охранная зона, зона регулирования  застройки и зона охраняемого ландшафта), в пределах которых запрещаются земляные, строительные и другие работы. Ансамбли и комплексы памятников, представляющие собой историческую, научную и художественную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедниками. Снос, перемещение и изменение архитектурных памятников допускаются лишь с особого разрешения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Законом СССР 1976 и законами союзных республик предусмотрен порядок ведения археологических раскопок и разведок. Самовольные раскопки запрещаются. Для проведения раскопок выдаётся специальное разрешение - "открытый лист". Лица, виновные в несоблюдении правил охраны, использования, учета и реставрации памятников, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с государственным законодательством. Разрушение и порча памятников истории и культуры караются законом. Большую помощь государственным органам в деле выявления, охраны, учёта, реставрации и популяризации памятников оказывают Общества охраны памятников истории и культуры.[9 с. 245-249]

Охрана музеев и экспозиций

Профессиональная охрана, взаимодействующая с музеем на основе договора услуг, каждого посетителя встречает на входе, где тот проходит проверку с использованием металлодетектора, а при необходимости производится и личный досмотр. На металлодетекторе изымаются все опасные для  людей и экспонатов предметы: ножи всех видов, садовые и строительные инструменты, гвозди, газовые баллончики, баллоны с краской, пневматические и газовые пистолеты, петарды, ракетница, тем более спортивное и боевое оружие всех видов. Все эти меры осуществляются при помощи частного охранного предприятия. Новые технологии охраны экспонатов требуют крупных первоначальных вложений, но в дальнейшем стоимость технической безопасности сравнительно невелика. Одновременно с полным финансированием музейных систем охраны и служб безопасности передвижных экспозиций следует соблюдать информационную безопасность. Заявлять о плачевном состоянии охраны нужно только после устранения ее вопиющих недостатков. Недостаточно охраняемые шедевры в провинциальных музеях постоянно рискуют оказаться на «черном рынке», но, несмотря на это, не принято поднимать вопрос об их передаче в крупные государственные музеи с хорошей охраной. Ни один музей мира не желает расстаться со своими ценнейшими экспонатами. Степень угрозы экспонатам и необходимый уровень их защиты определяются, исходя из страховых оценок. Как правило, они в музее сделаны для каждой вещи, и оценка корректируется в зависимости от ее состояния, времени, прошлых аукционов. Самые редкие иконы, картины, украшения из коллекций провинциальных музеев – частые и желанные гости на выставках в Москве, в Санкт-Петербурге и за границей. К путешествующим экспонатам привязаны дополнительные страховые риски, часть из которых – в компетенции организаций, подряженных на охрану предметов искусства вне стен родного музея. Любой провинциальный музей изобразительных искусств может быть ограблен через грубое вторжение, если элементарно не сможет противостоять взлому 5-10 минут. Даже если здание и экспозиция музея будут оборудованы тремя рубежами охраны: охраняются окна, объем залов и отдельные экспонаты. Даже если музей будет расположен на соседней улице от здания вневедомственной охраны. Действия нарушителей: разбить удобное окно (лестница поможет на высоких этажах), быстро ворваться в помещение, завладеть желаемым и скрыться. Пусть все рубежи сигнализации сработали, а вневедомственная охрана приехала через пару минут после тревоги, но все меры будут тщетны, если окна не оборудованы решетками. Высокочувствительные приборы дают возможность отслеживать, например, попытки снятия картин, вырезания полотен. Для охраны окон и дверей применяется извещатели отслеживают попытки открытия окон, дверей, вырезания, выбивания или выдавливания стекол, взлома замков, высверливания или пропиливания засовов, петель и т.п. При этом они не реагируют на ветровые нагрузки, сквозняки, осадки, естественные вибрации, электромагнитные помехи и т.п. С чувствительными охранными сенсорами и извещателями можно ставить под охрану отдельные предметы и группы предметов различных масс (статуи, картины, технику, рукописи, шкафы, сейфы и пр.), находящихся в любом расположении и креплении (стоящие, лежащие, висящие и т.п.). Обнаруживаются все попытки поднять, сдвинуть, деформировать предметы. Вокруг контролируемого предмета сенсорным элементом формируется локальная объемная зона, в которой контролируются проникновение и перемещение нарушителя по изменению электростатического поля. Подключение элемента к извещателю всегда скрыто, а поскольку приборы пассивные, нарушители не могут найти чувствительные элементы ни визуальным осмотром, ни с помощью специальной поисковой техники. Более того, скрытая охранная техника, в том числе удаленные сигнализации, имеет и другое преимущество: не замечающие ее действия грабители часто в процессе ограбления собирают ценности не спеша, и попадают в руки успевающей на автоматический сигнал группе задержания. Эффективная техническая составляющая охраны страхует и физическую охрану на случай, если охранников окажется слишком мало для успешного сопротивления вандалам или грабителям. Частные охранные предприятия, которым предлагают охрану выездной выставки или даже собственно транспортировку известных шедевров, должны объективно оценивать свою способность оградить эти предметы от посягательств преступных сообществ и спонтанно действующих воров-одиночек. Смотрителям, которые в России почти все сплошь низкооплачиваемые пенсионеры, всегда тревожно, когда музей посещают школьники и студенты. Приходится следить за несмышленышами, которые пытаются лепить к картинам жвачки и что-нибудь подрисовывать. Какой бы многоступенчатой и неожиданной для потенциальных нарушителей не была бы система охраны, не один музей мира не застрахован от ЧП полностью. Где-то непреступны стены и окна музея, а через входы-выходы нельзя ничего вынести, но в таком случае более слабым звеном становятся служители и сами охранники. Во всех случаях преступники неизбежно будут натыкаться на необходимость поиска пути наименьшего сопротивления и риска, и тут задача профессиональной охраны – ввести их в заблуждение. При любой краже «крайним» становится музей, независимо от того, были ли застрахованы все утраченные предметы искусства. Собственником коллекции является государство, которое на уровне региональных властей ответственно за музейные ценности, но часто скупится на установку дорогого оборудования. Лучшей временной заменой полноценной комплексной системы безопасности является круглосуточная охрана силами ЧОП, однако не следует забывать, что лучший охранник – тот, за которым постоянно следят камеры, особенно в запасниках. В последние годы многие музеи столкнулись с проблемой выноса имущества из запасников самими служителями музеев, что специалисты идентифицируют как начало длинных криминальных цепочек посредников-покупателей, иногда приводящих наши произведения на «зеркальные» аукционы мировой известности. Эту проблему нужно решать по тому же принципу, по которому пресекается вынос продукции с заводов: после смены каждый сотрудник проходит мимо охранников, а те выборочно проводят так называемый добровольный осмотр верхней одежды и багажа выходящих. Разумеется, используется возможность приглашать и осматривать каждого вызвавшего подозрение посетителя музея, имеющаяся у лицензированных частных охранников. Во всяком музее действуют правила запрета доступа посетителей в некоторые помещения. Идеальный режим охраны для музеев и хранилищ – открытые для посещения днем, приводимые в порядок вечером и ночью. Если ночью рядом с экспонатами никого нет, кроме чувствительных приборов, реагирующих на любое движение, у них и меньше шансов быть украденными. В дежурной комнате охраны не менее 2-х охранников должны иметь перед глазами мониторы с информацией с камер и охранно-пожарные сигнализации, запитанные и работающие независимо друг от друга. Крупный музей должен иметь несколько постов охраны. Оборудованные специальной контрольной техникой музеи патрулировать не следует, чтобы не ограничивать возможности охранной аппаратуры, за исключением постоянных обходов прилегающих территорий. Музеи более скромного масштаба, не оборудованные охраной по последнему слову техники, следует патрулировать в ночное время постоянно. В таких музеях, как правило, установлены более дешевые видеокамеры, на которых плохо заметны малейшие изменения обстановки, такие как, например, повернутый шпингалет на оконной раме. Видеонаблюдение на вверенных нам объектах (в музеях, их запасниках и экспозициях) ведется не только внутри, но и снаружи. Просматриваются прилегающие территории, расположенные рядом высокие здания, позволяющие осуществить «высотное» вторжение, входы/выходы, все коридоры, внутренние дворы, стены и окна. Записи хранятся несколько месяцев или даже годы, как в федеральных хранилищах. В темное время суток камеры должны работать в ночном режиме. Не следует пытаться круглосуточно освещать помещения малых музеев – ничего, кроме лишних затрат на электроэнергию, это не дает, к тому же сугубо дневные камеры легко «ослепить», затемнив выставку или запасник. Охране музеев и экспозиций иногда приходится взаимодействовать с таможней, хотя большую часть «пограничной» работы делают сами работники выставочной коллекции. Большая часть таможенных хлопот у охраны связана с поиском утраченных ценностей и сопровождением уже обнаруженных в родные стены. Чаще всего из России нелегально вывозят иконы, картины, старинные монеты и книги, с их возвратом и приходится иметь дело. Но шансы обнаружить краденные экспонаты невелики, т. к. их контрабанда осуществляется умело, а реализация осуществляется вне официальных каналов, поэтому лучше не доводить до поисков редкостей и шедевров, а как следует предупреждать их утрату. Около 130 музеев на территории РФ не имеют никакой охраны вообще, а больше двухсот регулярно получают неудовлетворительную оценку по безопасности. Служба вневедомственной охраны обеспечивает безопасность 1800 музеев в России, тогда как всего их в стране более 3500, оберегаемых в лучшем случае ЧОП, в худшем – сторожами-пенсионерами. С осени 2006 г., после выявления крупнейшей кражи из хранилища Государственного Эрмитажа, проверки музейных фондов и их безопасности проводятся несколькими ведомствами систематически. Бывали случаи, когда сами работники музеев, стесненные жизненными обстоятельствами, выносили самые неприметные экспонаты (но которые наверняка можно будет реализовать) – чтобы в целом коллекция выдержала поверхностную проверку. Вещи, на которых не нашлось покупателя, они даже возвращали на место. Воры со стороны наоборот – выносят только самое ценное, и обычно уже под конкретного объявившегося заказчика, которого нередко представляет перекупщик или посредник. Нередко пропажа экспонатов происходит после пожара – это не обязательно действия пожарников, на которых принято списывать все пожарные и после пожарные пропажи. Преступники могут быть из персонала или охраны – пытающимися спрятаться за спинами пожарников. Крупным музеям, конечно же, помимо охраны и персонала, испытывающих здоровую степень осторожности друг к другу, необходимо держать службу безопасности, следящую за всеми, осуществляющую внутренний контроль и взаимодействие с правоохранительными органами. Многие музеи придерживаются правила не предоставлять охране доступ ко всем помещениям. Специалисты группы «Ветераны Силовых Структур», например, полагают, что это правило скорее полезное, чем вредное, и в большинстве случаев охранникам действительно должны быть доверены только входы-выходы, внешний периметр и круглосуточное видеонаблюдение. Вход в залы и запасники охранникам должен быть открыт только для пресечения противоправных действий в них, и только при наличии видеокамер. Музей – это, как правило, сложный с точки зрения охраны комплекс помещений и построек, и безопасность его приходится обеспечивать по многим направлениям. В их число входит защита зданий и коллекций музея от несанкционированных проникновений, от хищений, террактов, актов вандализма, защиту от пожара, сохранность фондов. Все эти задачи решаются совместно, и потому службы безопасности и все инженерные службы, службы смотрителей и хранителей обязаны действовать согласовано. Система безопасности должна быть ориентирована ли на защиту всех фондов музея в равной степени – не нужно пытаться охранять отдельные экспонаты особо тщательно. С позиции коллекции все экспонаты музея в равной степени бесценны, даже если есть разница в технических средствах: например, золото и драгоценные камни дополнительно укрываются в специально защищенных витринах. Надо заметить, что в оборудовании музеев охранными комплексами на территории России участвуют исключительно российские производители и поставщики оборудования. Правда, можно применять импортные приборы и материалы, сертифицированные согласно российским стандартам и входящие в перечень тех средств, допущенных к установке на таких объектах. Иногда системы безопасности создаются специально для конкретного музея или хранилища. Современный уровень безопасности музеев достигается еще на стадии строительства или капремонта зданий – при оборудовании новых корпусов музеев, когда основы интегрированной системы безопасности закладываются еще в цикле строительства. При таком подходе надежность функционирования систем безопасности музея будет весьма высока, и различные инциденты, связанные с реализацией преступных замыслов, почти исключены. Такие системы охраны музеев практически непреступны.[10]

 

Памятники Тимашевского района

Памятник  - это объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа, произведения искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. В каждом населенном пункте есть памятники Солдатам Великой Отечественной войны. В 1943-1944 годах тимашевские железнодорожники первыми в стране начали восстанавливать разбитые паровозы. Вручную поднимали их на Голубой линии, доставляли и своими руками возвращали эти покалеченные снарядами машины к жизни в память об этих трудовых подвигах стоит на пьедестале голубой локомотив СУ 215-50. В Тимашевске, в сквере, установлен гранитный камень – обелиск в память о тимашевских ребятах, погибших во время войны в Афганистане, малолетним узникам концлагерей.[11 с. 3]

Заключение

Каждый из нас мог бы припомнить случай, когда яркое литературное произведение, картина или спектакль  в театре заполнили нас, стали  источником радости, открытия мира. Но понимать прекрасное надо учится. В  школе, по телевидению, радио, на эстраде, в художественном музее. Об искусстве  надо говорит достойно и в серьез. Люди учатся в Русском музее думать, чувствовать, видеть. Они перешагнули  рубеж поверхностного отношения  к явлениям жизни, они превращаются в гармоничном развитых людей, понявших, что их духовный мир способен, а  следовательно, обязан вместить и тонкости избранной ими основной профессии, и прелесть искусства, которое создается и живет для каждого человека. Культурные ценности, создаваемые человеком на протяжении веков и отражающие все грани развития и становления ситуации, духовности и культуры общества, в современном мире считаются не столько бесценным культурным наследием и достоянием народов и в отдельности взятых стран, но и наиболее надежным инвестицией состояния, не подверженным ни инфляциям, ни девальвациям, а с прошествием времени только приобретающим увеличенную цену. Охрана памятников истории и культуры, система международных, государственных и общественных мероприятий, ставящих целью сохранение и защиту культурного наследия человечества. Охране подлежат литературные и исторические памятники, произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологические находки и комплексы, имеющие национальное и международное значение. Я хочу сказать, что культурные ценности это величайшее достояние человечества, их нужно охранять для следующего поколения. Большинство культурных ценностей находятся в музее. Большое дело, охранять, изучать, возрождать к новой жизни многие бесценные культурные ценности.

 

Список литературы

[1]http://ru.wikipеdiа.оrg/

 

[2]ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РOCCИЙСКОЙ ФEДEPAЦИИ О КУЛЬТУРЕ

 

[3] Кyльтypoлогия/ А. А. Рaдугина/ 1999 г./

 

[4]Контрабанда культурных ценностей: криминологичecкое исслeдoвaние/ Васильев Д. В./ 2003г./

 

[5]Культурология /Аверченкова В. И. Симкинa Н. Н./1991 г./

 

[6]ЗАКOН O ВЫВOЗЕ И ВВOЗЕ КУЛЬTУPНЫХ ЦЕННOCТEЙ 15 апреля 1993 года

 

[7]РЕКОМЕНДАЦИЯ ОБ OXPАНЕ ДВИЖЕМЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. ООН 28 ноября 1978г.

 

[8] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 мая 2002 года

 

[9]Охрана памятников истории и культуры/ Л. А. Стешe, В. Д. Тепферов /1973г./

 

[10]http://www.vssgrоuр.ru/sеrviсеs/охrаnnуе-uslugi/охrаnа-оbеktоv/охrаnа-muzееv/sреcifika-охrаnу-muzееv-i-еksроzicij

 

[11] Н. Басманова/ Знамя труда /1999г.

 


Информация о работе Охрана культурных ценносте