Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 01:18, курсовая работа
Цель данного исследования: теоретическое обоснование опасных факторов лавин и выработка комплекса мероприятий по защите населения и территорий при возникновении лавин.
Объект исследования: лавины как опасные природные явления.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по защите населения и территорий при возникновении лавин.
Введение……………………………………………………………………..…....3
1 Теоретическое обоснование организационной защиты населения и территорий от снежных лавин……………..........................................................5
1.1 Понятие, классификация и природа снежных лавин……………………….5
1.2 Причины возникновения лавин………………………………………..……..9
1.3 Прогнозирование лавинной опасности…………………………………….14
2 Организация защиты населения и территорий при угрозе возникновения снежных лавин ……………………………………....…......................................18
2.1 Меры по защите и снижению последствий от снежных лавин…………18
2.2 Действия населения при угрозе, вовремя и после схода лавин…………..27
3 Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ЧС природного характера…………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………..…………………….....
2. Алтунин А.Т., Гражданская оборона: учебное пособие /Под. ред. А.Т. Алтунина. - М.: 2009.
3. Арустамов Э.А., Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Изд.центр Акад., 2009.
4. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов/П.Э.Шлендер, В.М.Маслова и др. М.:ВЗФЭИ, 2007
5. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под общ. ред. Белова С.В. 2-е изд., испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. – М.: Академия, 2007.
6. Исаков В.И., Гутенев В.В., Денисов В.В., Спиридонов В.П., и д.р.; под. ред. В.В. Денисова. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. - М-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – 715с.
7. Кукин П.П., Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин В.Л. Лапин Н.Л. Пономарев. - М.: Высш. шк., 2006.
8. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн 1 Коллективная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2008.
9. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн. 1 Личная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2007.
10. Михайлов Л. А. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – Питер, 2006.
11. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. / О.Н.
12. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. – СПБ.: Издательство «Лань», 2008.
13. Сергеев, В. С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие / В. С. Сергеев ; Мос. открытый социальный ун-т. - [3-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Академический проект, 2006. - 432 с. - (Gaudeamus). - Библиогр.: с. 422-425.
14. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
15. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий., - М: 2008 – 318 с.
Приложение
Урок-проект "Катастрофы в современном мире"
Учитель: тема нашего урока-проекта “Чрезвычайные ситуации природного характера”.
Резюме проекта:
Проблема проекта:
Что делать?
Изучить виды ЧС и катастроф, их классификацию по масштабу распространения и тяжести последствий, используя коммуникативные технологии, Интернет-ресурсы, методическую литературу, средства массовой информации.
Результат:
Провести ролевую игру “Заседание Генеральной Ассамблеей ООН по проблеме катастроф в современном мире, разработка и принятие резолюции ООН”
Какие задачи решаются в ходе проекта?
Познавательные: углубить знания о видах, классификации ЧС и катастроф, о масштабах их распространения и тяжести последствий.
Воспитательные: закрепить знания и умения, востребованные в повседневной жизни, позволяющие предвидеть ЧС и в случае их наступления правильно и быстро действовать.
Развивающие: коммуникативную, информационную компетентность, исследовательские умения и практические навыки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Что понимается под стихийным бедствием?
– Какие стихийные бедствия и катастрофы возможны на территории нашей страны? В нашей местности?
2. Изучение новой темы.
Лекция с элементами беседы.
Окружающая среда и условия жизни человека в процессе его деятельности и воздействия сил природы непрерывно изменяются. Эти изменения в ряде случаев могут создавать экстремальные, ЧС для населения и приобретать характер стихийных бедствий и катастроф.
Катастрофы (стихийные бедствия) нередко сопровождаются внезапными массовыми потерями населения, сильными разрушениями, пожарами, обширными очагами химического и бактериального поражения. Что же такое катастрофа?
Катастрофа – это крупномасштабная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, нарушение жизнедеятельности населения, загрязнение и заражение окружающей среды значительный материальный ущерб из-за разрушения объектов и материальных ценностей.
При катастрофах человек нередко попадает в экстремальную ситуацию.
Экстремальная ситуация – это быстрые изменения условий жизни или окружающей среды, угрожающие психическому и физическому здоровью человека или его жизни.
Катастрофа является одним из видов ЧС.
В Федеральном законе “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (СТ. 1 ОТ 21.12.1994Г.) ДАНО СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧС:
Чрезвычайная Ситуация (ЧС) – это неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
Мы с вами заранее распределились на группы. Каждая группа получила задание – привести примеры ЧС природного геологического происхождения и подготовить презентацию по данной ЧС.
1-я группа работала по изучению землетрясений и извержению вулканов;
2-я группа работала, изучая обвалы и оползни;
3-я группа познакомит нас со снежными лавинами
4-я группа готовила работу по изучению пожаров.
К концу урока, получив соответствующую информацию, вы должна предложить способы предупреждения ЧС и защиты населения в ЧС природного характера. У вас на столах есть дополнительная информация в приложениях, которой вы можете пользоваться.
Приложение №1.
ВИДЫ ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий подразделяются на:
– локальные;
– местные;
– территориальные;
– региональные;
– федеральные.
Приложение №2
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ПО МАСШТАБУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ТЯЖЕСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ
№ п/п |
Наименование вида ЧС |
Количество пострадавших людей |
Прямой материальный ущерб (в минимальных зарплатах) |
Число человек, для которых нарушены условия жизнедеятельности |
1 |
Локальная (объектовая) |
до 10 |
до 100 |
до 1000 |
2 |
Местная |
11-50 |
101-300 |
1001-5000 |
3 |
Территориальная |
51-500 |
301-500 |
5001-500000 |
4 |
Региональная |
51-500 |
501-1000 |
501000-5 млн |
5 |
Федеральная |
свыше 500 |
свыше 1000 |
свыше 5 млн |
Приложение№3
Извлечения из Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
Статья 1 . “Основные понятия”.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения”.
Статья 3 (о цели настоящего ФЗ):
Глава 4. “Права и обязанности граждан РФ в области зашиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших”- Статья 18. “Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС”.
– Статья 19. “Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС”
Интерактивная часть
Учитель: Я предлагаю провести ролевую игру “Заседание Генеральной Ассамблеи ООН”. В ходе заседания наша задача ответить на следующие вопросы:
Учитель: для проведения заседания нам необходимо избрать генерального секретаря ООН. Ваши предложения.
Ход заседания:
Генеральный секретарь ООН (ученик):– Уважаемые члены Генеральной Ассамблеи ООН, тема нашего заседания: “Современные природные катастрофы геологического происхождения: последствия и пути их предотвращения”. В заседании принимают участие группы экспертов (из учащихся), гости из различных государств (учителя ), которые также могут принимать участие в нашем заседании.
В современном мире резко участились случаи катастроф, что ставит под угрозу существование человеческой цивилизации. А значит, их предотвращение является одной из важных глобальных проблем. Сейчас государства – участники нашего заседания могут поделиться своим опытом в области их решения.
Учитель: Стихийные действия сил природы, пока ещё не в полной мере подвластны человеку, наносят экономике всех государств и населению огромный ущерб. Сейчас мы все вместе рассмотрим характеристику и классификацию стихийных бедствий геологического происхождения. Для начала дадим определение стихийных бедствий.
Стихийные бедствия – такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов. К стихийным бедствиям относят землетрясения и извержения вулканов, наводнения, селевые потоки и оползни, снежные лавины, бури и ураганы, пожары. Стихийные бедствия возникают внезапно и носят чрезвычайный характер. Они могут разрушать здания и сооружения, уничтожать ценности, Нарушать процессы производства, вызывать гибель людей и животных.
По характеру воздействия на объекты отдельные явления природы могут быть аналогичны воздействию некоторых поражающих факторов ядерного взрыва и других средств нападения противника.
Генеральный секретарь ООН: Обратимся к экспертам, которые представляют теоретический аспект данной проблемы. Предоставляю слово 1 эксперту по проблеме “Землетрясения и извержения вулканов”.
Землетрясения и извержения вулканов – наиболее опасные и разрушительные стихийные бедствия. Землетрясения обычно охватывают обширные территории. При сильных землетрясениях нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выводятся из строя коммунально-энергетические сети, возможны человеческие жертвы. В горах возможны обвалы и лавины. Если землетрясения или извержение вулкана происходит под водой, возникают огромные волны – цунами, вызывающие страшные разрушения на суше. Последствия сильных землетрясений в некоторой степени похожи на последствия ядерного взрыва.
Презентация “Землетрясения и извержения вулканов”.
Генеральный секретарь ООН: Второй эксперт ознакомит нас с проблемами оползней.
Оползни – скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Они возникают на каком-либо участке склона или откоса вследствие нарушения устойчивости грунта или горных пород склона. Силы трения, обеспечивающие сцепления грунтов или горных пород на склонах, оказываются меньше силы тяжести, и вся масса грунта приходит в движение. Известно, что большая часть поверхности земли – это склоны. Чем круче склон, тем значительнее составляющая сила тяжести, стремящаяся преодолеть силу сцепления частиц пород и сместить их вниз, создав оползень. Оползни часто приводят к катастрофическим последствиям и приобретают характер стихийного бедствия.
Образование оползней зависит от прочности пород склона, чередования слоёв грунта различного состава и их наклона, наличие грунтовых вод. Оползни могут вызываться как естественными, так и искусственными причинами, связанными с жизнедеятельностью человека. К естественным причинам относятся: увеличение крутизны склонов; залегание на склоне глинистых пород, особенно если они сильно увлажнены; подмывания основания склонов морскими и речными водами, а также сейсмические толчки (землетрясения).