Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ЧС природного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 01:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: теоретическое обоснование опасных факторов лавин и выработка комплекса мероприятий по защите населения и территорий при возникновении лавин.
Объект исследования: лавины как опасные природные явления.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по защите населения и территорий при возникновении лавин.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…....3
1 Теоретическое обоснование организационной защиты населения и территорий от снежных лавин……………..........................................................5
1.1 Понятие, классификация и природа снежных лавин……………………….5
1.2 Причины возникновения лавин………………………………………..……..9
1.3 Прогнозирование лавинной опасности…………………………………….14
2 Организация защиты населения и территорий при угрозе возникновения снежных лавин ……………………………………....…......................................18
2.1 Меры по защите и снижению последствий от снежных лавин…………18
2.2 Действия населения при угрозе, вовремя и после схода лавин…………..27
3 Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ЧС природного характера…………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………..…………………….....

Файлы: 1 файл

лавины.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

5. Выключите электро-, газо- и водоснабжение, погасите огонь  в трубах.

6. Закройте плотно окна, двери, вентиляционные и прочие  отверстия.

7. Вынесите из дома  легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества и по возможности спрячьте в ямах или погребах.

8. Выходите самостоятельно  в безопасные места на возвышенности  в случае экстренной эвакуации (маршрут эвакуации должен быть  известным заранее).

9. Уважаемые путешественники, запомните эти правила: не выходите в горы в снегопад и в ненастье; изучайте перед путешествием в горы маршрут своего движения; следите в горах за изменением погоды;

10. Запомните, что наиболее  опасный период схождения лавин - весна и лето, от 10-ти часов  утра до заката солнца;

11 Избегайте мест возможного  схода лавин (зачастую он случается  при крутизне склонов свыше 300, если склон без кустарника  и деревьев - при крутизне 200; а  при крутизне 450 лавины сходят  практически после каждого снегопада);

Действия населения в случае схождения снеговых лавин.

1. Сохраняйте спокойствие, избегайте паники, при необходимости  окажите помощь инвалидам, детям, людям преклонного возраста и  соседям.

2. Услышав шум снеговой  лавины, которая приближается, немедленно  спрячьтесь за скалу, дерево, лягте на землю, защитите руками голову, прижмите колени к животу, ориентируя свое тело по движению лавины и дышите через одежду[4].

3. Вас захватила и сносит  лавина:

а) выполняйте плавательные движения и держитесь, по возможности, с края лавины, где скорость движения меньше;

б) попробуйте создать пространство вокруг лица и грудной клетки в случае остановки лавины - это поможет вашему дыханию;

в) не кричите, если вы оказались внутри лавины, снег полностью поглощает звуки, а крик и бессмысленные движения лишь лишат вас сил, кислорода и тепла;

г) не паникуйте и не позволяйте себе заснуть;

д) помните, что вас ищут и могут спасти в течение некоторого времени.

Действия населения после схождения снеговой лавины.

1. Оповестите, по возможности, о бедствии органы местных властей самого ближайшего населенного пункта, если вы очутились вне зоны схождения лавины.

2. Сохраняйте спокойствие, успокойте детей и тех, кто  получил психическую травму в  результате селя (лавины), оцените ситуацию.

3. Выбравшись из-под лавинного  снега самостоятельно или с помощью спасателей, обследуйте свое тело, обратитесь к врачу, даже если вы считаете себя здоровым.

4. Помогите, по возможности, пострадавшим, вызовите медпомощь  тем, кто в ней нуждается.

5. Помогите, при необходимости, спасателям в поиске и спасении потерпевших.

6. Сообщите своим родственникам  о своем состоянии и местопребывании. Не занимайте долго телефон, а  только для сообщения о серьезной  опасности.

7. Убедитесь, что ваше  жилье не повреждено. Осмотрите  внешне состояние сетей электро-, газо- и водоснабжения. Не пользуйтесь открытым огнем, освещением, нагревательными приборами, газовыми плитами и не включайте их до того времени, пока не будете уверенны, что нет истока газа.

8. Держитесь подальше  от домов, столбов электросетей, высоких заборов.

9. Не спешите с осмотром  населенного пункта, не посещайте  зоны разрушений, если там не  нужна ваша помощь.

10. Узнайте у местных  органов государственной власти  и местного самоуправления адреса  организаций, которые отвечают за  предоставление помощи потерпевшему населению[9].

 

 

 

 

 

 

 

3 Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ЧС природного характера

 

Планирование и проведение занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется в рамках освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования.

Образовательный процесс по данной тематике имеет следующие целевые ориентиры:

- освоение учащимися знаний  о ЧС природного происхождения; о безопасном поведении человека при их возникновении;

- овладение умениями оценивать  ситуации, опасные для жизни и  здоровья;

- воспитание ценностного  отношения к человеческой жизни;

- развитие черт личности, необходимых для безопасного  поведения в случае возникновения ЧС;

- формирование навыков безопасного поведения школьников в ЧС природного характера, навыков пользования средствами коллективной защиты, правильных действий по сигналу «Внимание всем!».

Содержание занятий по ЧС природного происхождения включает в себя изучение ЧС геологического происхождения (землетрясения, вулканы, оползни), ЧС метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи и т.д.), ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами), ЧС биологического происхождения (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии), причин их возникновения, возможных последствий и системы защиты населения от последствий ЧС природного характера.

Организацию и проведение занятий по ЧС природного характера, выбор форм, методов и средств обучения необходимо осуществлять исходя из специфики содержания изучаемых тем, возрастных особенностей подросткового возраста.

Для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:

- традиционный комбинированный  урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала;

- широко применять словесные  методы обучения – рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической  и самостоятельной работой учащихся со средствами обучения;

- предпочтение отдавать  частично-поисковым, исследовательским  методам обучения, стимулирующим  познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с  текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, не допускать возникновения опасной ситуации, при возникновении – правильно действовать);

- объяснение нового материала  осуществлять с опорой на имеющийся опыт и знания учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;

- закрепление теоретических  знаний и развитие умений и  навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах – при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций, учебных проектов и т.д.;

- домашнее задание формировать  не с позиций «прочитать…выучить…рассказать», а посредством включения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач, составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ и т.д.);

- использовать внеурочное  время для закрепления учебного  материала по обеспечению безопасности  при подготовке и участии обучаемых  во Всероссийском детско-юношеском  движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций  и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.

Специфика содержания тем обусловлена широтой их представления в СМИ, литературе, научно-популярных изданиях, Интернет-ресурсах. Вследствие данного обстоятельства педагогу необходимо как можно реже прибегать к методам устного изложения материала, используя частично-поисковые, исследовательские методы обучения. При использовании метода рассказа и объяснения желательно применять наглядные методы обучения не в качестве иллюстрации сказанного, а на основе проблемного изложения, стимулирующего развитие способностей учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать явления, устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий, творческого решения учебной задачи.

Организацию и проведение занятий необходимо осуществлять на основе сотрудничества педагога и учащихся, учащихся друг с другом. Необходимыми компонентами сотрудничества при обучении являются позитивная взаимозависимость, личное взаимодействие, личная и групповая ответственность и межличностные навыки. Самым эффективным способом обучения на основе сотрудничества является структурированная групповая работа.

Другим вариантом проведения занятий является соревновательный тип. Соревновательное обучение воспитывает концентрацию, целеустремленность в достижении результата, самоуважение, качества лидера-командира у победителя, в то время как проигравшие получают мотивацию быть похожим и равняться на лучших.

В целях достижения качества и эффективности занятий по ЧС природного характера необходимо использовать разнообразные организационные формы работы: интегрированные т бинарные уроки: ОБЖ-история, ОБЖ-литература, ОБЖ-география и другие.

В соответствии с психофизиологическими особенностями подросткового возраста диагностические задания для подростков должны быть увлекательными по форме и творческими по содержанию. Педагогу необходимо минимизировать практики устного опроса, аттестацию учащихся осуществлять на основе применения разнообразных методов контроля – наблюдения за учащимися во время проведения смостоятельных и практических работ, использования контент-анализа творческих продуктов учащихся (рефератов, мини-сочинений, проектов, исследовательских работ), применения тестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Предупреждением возникновения лавин, опасных для населенных пунктов, туристических баз и различных коммуникаций, занимаются специализированные службы. В частности, в России эти функции возложены на противолавинные службы, действующие в системе Росгидромета. Для предотвращения появления опасных для человека лавин проводится комплекс специальных мероприятий по лавинной безопасности, который включает в себя активные и пассивные меры противолавинной защиты. 

К активным методам противолавинной защиты относят мероприятия, направленные на инициирование схода лавин, чтобы последствия этого были минимальными. Для этих целей издавна применялась стрельба из артиллерийского орудия (причем как снарядом — в область нахождения опасной снежной массы, так и холостым выстрелом, с целью создания акустического воздействия, приводящего к преднамеренному сходу лавины). Издавна применяются методы простой «подрезки» снежных масс лыжами и обвала снежных козырьков, но, эти способы требует хороших навыков и очень опасны. Современный путь предотвращения негативных последствий лавин — активная динамическая противолавинная защита, представляющая собой устройства, размещающиеся в местах наибольшего лавинообразования и управляемые дистанционно, которые позволяют воздействовать на снежные массы с целью искусственного схода лавины, с помощью сжатого воздуха или взрывов газовоздушной смеси. 

Пассивные меры противолавинной защиты направлены на удержание снега на склоне и недопущение схода лавин либо на направление сошедших лавин в безопасном направлении. К таким мерам относится возведение на склонах противолавинных барьеров, лотков, лавинорезов и дамб. На линейных объектах, таких как автомобильные или железные дороги, сооружают лавинозащитные галереи.

Для предотвращения несчастных случаев и гибели находящимся в условиях повышенной лавинной опасности следует соблюдать меры лавинной безопасности. Работники противолавинных служб рекомендуют при выходе в горы учитывать прогноз по пятибалльной шкале, кататься группой и не выходить в опасные районы без знания основ лавинной безопасности. Крайне желательно наличие лавинного приёмопередатчика, позволяющего найти попавшего в лавину. Лавинные рюкзаки с системами надувных подушек способствуют «всплыванию» в снежной толще человека, попавшего в лавину, а также его дальнейшим поискам. При движении по лавиноопасному склону в составе туристической группы каждому участнику следует повязать на талию лавинную ленту. 

При попадании в лавину следует как можно быстрее избавиться от рюкзака, лыж, лыжных палок. Нужно стремиться как можно дольше держаться на поверхности, перекатываться, а при попадании внутрь массы снега — делать активные плавательные движения, стремясь вынырнуть из лавины. После остановки лавины перед лицом нужно сделать воздушный мешок для дыхания, затем, если вы неглубоко — поднять руку, стремясь привлечь внимание спасающих, а если глубоко — постараться меньше двигаться, экономя кислород. Кричать для привлечения внимания следует только если голова не находится в массе лавины, во избежание попадания снега в дыхательные пути. 

В ходе курсовой работы были выполнены задачи:

1. На основе анализа  специальной литературы были  рассмотрены причины возникновения  и опасные факторы лавин.

2. Определены основные  пути, направленные на снижение  материальных и людских потерь  при возникновении лавин.

3. Предложен комплекс  мероприятий по защите населения и территорий при возникновении лавин.

4.   Предложены методические рекомендации по организации обучения учащихся действиям при угрозе и во время схода лавин; составлен план-конспект урока по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Азаров В.Н., Грачев В.А., Спиридонов В.П., Теличенко В.И и др.; под общ. ред. В.В. Гутенева. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. - М.-Волгоград: ПринТерра, 2009. — 512 с.

Информация о работе Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ЧС природного характера