Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 01:18, курсовая работа
Цель данного исследования: теоретическое обоснование опасных факторов лавин и выработка комплекса мероприятий по защите населения и территорий при возникновении лавин.
Объект исследования: лавины как опасные природные явления.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по защите населения и территорий при возникновении лавин.
Введение……………………………………………………………………..…....3
1 Теоретическое обоснование организационной защиты населения и территорий от снежных лавин……………..........................................................5
1.1 Понятие, классификация и природа снежных лавин……………………….5
1.2 Причины возникновения лавин………………………………………..……..9
1.3 Прогнозирование лавинной опасности…………………………………….14
2 Организация защиты населения и территорий при угрозе возникновения снежных лавин ……………………………………....…......................................18
2.1 Меры по защите и снижению последствий от снежных лавин…………18
2.2 Действия населения при угрозе, вовремя и после схода лавин…………..27
3 Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ЧС природного характера…………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………..…………………….....
5. Выключите электро-, газо- и водоснабжение, погасите огонь в трубах.
6. Закройте плотно окна, двери, вентиляционные и прочие отверстия.
7. Вынесите из дома
легковоспламеняющиеся и ядовит
8. Выходите самостоятельно
в безопасные места на
9. Уважаемые путешественники, запомните эти правила: не выходите в горы в снегопад и в ненастье; изучайте перед путешествием в горы маршрут своего движения; следите в горах за изменением погоды;
10. Запомните, что наиболее опасный период схождения лавин - весна и лето, от 10-ти часов утра до заката солнца;
11 Избегайте мест возможного
схода лавин (зачастую он случается
при крутизне склонов свыше 300,
если склон без кустарника
и деревьев - при крутизне 200; а
при крутизне 450 лавины сходят
практически после каждого
Действия населения в случае схождения снеговых лавин.
1. Сохраняйте спокойствие, избегайте паники, при необходимости окажите помощь инвалидам, детям, людям преклонного возраста и соседям.
2. Услышав шум снеговой лавины, которая приближается, немедленно спрячьтесь за скалу, дерево, лягте на землю, защитите руками голову, прижмите колени к животу, ориентируя свое тело по движению лавины и дышите через одежду[4].
3. Вас захватила и сносит лавина:
а) выполняйте плавательные движения и держитесь, по возможности, с края лавины, где скорость движения меньше;
б) попробуйте создать пространство вокруг лица и грудной клетки в случае остановки лавины - это поможет вашему дыханию;
в) не кричите, если вы оказались внутри лавины, снег полностью поглощает звуки, а крик и бессмысленные движения лишь лишат вас сил, кислорода и тепла;
г) не паникуйте и не позволяйте себе заснуть;
д) помните, что вас ищут и могут спасти в течение некоторого времени.
Действия населения после схождения снеговой лавины.
1. Оповестите, по возможности, о бедствии органы местных властей самого ближайшего населенного пункта, если вы очутились вне зоны схождения лавины.
2. Сохраняйте спокойствие, успокойте детей и тех, кто получил психическую травму в результате селя (лавины), оцените ситуацию.
3. Выбравшись из-под лавинного снега самостоятельно или с помощью спасателей, обследуйте свое тело, обратитесь к врачу, даже если вы считаете себя здоровым.
4. Помогите, по возможности, пострадавшим, вызовите медпомощь тем, кто в ней нуждается.
5. Помогите, при необходимости, спасателям в поиске и спасении потерпевших.
6. Сообщите своим родственникам
о своем состоянии и
7. Убедитесь, что ваше
жилье не повреждено. Осмотрите
внешне состояние сетей электро
8. Держитесь подальше от домов, столбов электросетей, высоких заборов.
9. Не спешите с осмотром населенного пункта, не посещайте зоны разрушений, если там не нужна ваша помощь.
10. Узнайте у местных
органов государственной
3 Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ЧС природного характера
Планирование и проведение занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется в рамках освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования.
Образовательный процесс по данной тематике имеет следующие целевые ориентиры:
- освоение учащимися знаний о ЧС природного происхождения; о безопасном поведении человека при их возникновении;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- воспитание ценностного
отношения к человеческой
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в случае возникновения ЧС;
- формирование навыков безопасного поведения школьников в ЧС природного характера, навыков пользования средствами коллективной защиты, правильных действий по сигналу «Внимание всем!».
Содержание занятий по ЧС природного происхождения включает в себя изучение ЧС геологического происхождения (землетрясения, вулканы, оползни), ЧС метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи и т.д.), ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами), ЧС биологического происхождения (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии), причин их возникновения, возможных последствий и системы защиты населения от последствий ЧС природного характера.
Организацию и проведение занятий по ЧС природного характера, выбор форм, методов и средств обучения необходимо осуществлять исходя из специфики содержания изучаемых тем, возрастных особенностей подросткового возраста.
Для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:
- традиционный комбинированный
урок проводить с
- широко применять словесные
методы обучения – рассказ, объяснение,
беседу в сочетании с
- предпочтение отдавать
частично-поисковым, исследовательским
методам обучения, стимулирующим
познавательный интерес к
- объяснение нового материала осуществлять с опорой на имеющийся опыт и знания учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;
- закрепление теоретических
знаний и развитие умений и
навыков обеспечения личной
- домашнее задание формировать
не с позиций «прочитать…выучить…рассказать»
- использовать внеурочное
время для закрепления
Специфика содержания тем обусловлена широтой их представления в СМИ, литературе, научно-популярных изданиях, Интернет-ресурсах. Вследствие данного обстоятельства педагогу необходимо как можно реже прибегать к методам устного изложения материала, используя частично-поисковые, исследовательские методы обучения. При использовании метода рассказа и объяснения желательно применять наглядные методы обучения не в качестве иллюстрации сказанного, а на основе проблемного изложения, стимулирующего развитие способностей учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать явления, устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий, творческого решения учебной задачи.
Организацию и проведение занятий необходимо осуществлять на основе сотрудничества педагога и учащихся, учащихся друг с другом. Необходимыми компонентами сотрудничества при обучении являются позитивная взаимозависимость, личное взаимодействие, личная и групповая ответственность и межличностные навыки. Самым эффективным способом обучения на основе сотрудничества является структурированная групповая работа.
Другим вариантом проведения занятий является соревновательный тип. Соревновательное обучение воспитывает концентрацию, целеустремленность в достижении результата, самоуважение, качества лидера-командира у победителя, в то время как проигравшие получают мотивацию быть похожим и равняться на лучших.
В целях достижения качества и эффективности занятий по ЧС природного характера необходимо использовать разнообразные организационные формы работы: интегрированные т бинарные уроки: ОБЖ-история, ОБЖ-литература, ОБЖ-география и другие.
В соответствии с психофизиологическими особенностями подросткового возраста диагностические задания для подростков должны быть увлекательными по форме и творческими по содержанию. Педагогу необходимо минимизировать практики устного опроса, аттестацию учащихся осуществлять на основе применения разнообразных методов контроля – наблюдения за учащимися во время проведения смостоятельных и практических работ, использования контент-анализа творческих продуктов учащихся (рефератов, мини-сочинений, проектов, исследовательских работ), применения тестирования.
Заключение
Предупреждением возникновения лавин, опасных для населенных пунктов, туристических баз и различных коммуникаций, занимаются специализированные службы. В частности, в России эти функции возложены на противолавинные службы, действующие в системе Росгидромета. Для предотвращения появления опасных для человека лавин проводится комплекс специальных мероприятий по лавинной безопасности, который включает в себя активные и пассивные меры противолавинной защиты.
К активным методам противолавинной защиты относят мероприятия, направленные на инициирование схода лавин, чтобы последствия этого были минимальными. Для этих целей издавна применялась стрельба из артиллерийского орудия (причем как снарядом — в область нахождения опасной снежной массы, так и холостым выстрелом, с целью создания акустического воздействия, приводящего к преднамеренному сходу лавины). Издавна применяются методы простой «подрезки» снежных масс лыжами и обвала снежных козырьков, но, эти способы требует хороших навыков и очень опасны. Современный путь предотвращения негативных последствий лавин — активная динамическая противолавинная защита, представляющая собой устройства, размещающиеся в местах наибольшего лавинообразования и управляемые дистанционно, которые позволяют воздействовать на снежные массы с целью искусственного схода лавины, с помощью сжатого воздуха или взрывов газовоздушной смеси.
Пассивные меры противолавинной защиты направлены на удержание снега на склоне и недопущение схода лавин либо на направление сошедших лавин в безопасном направлении. К таким мерам относится возведение на склонах противолавинных барьеров, лотков, лавинорезов и дамб. На линейных объектах, таких как автомобильные или железные дороги, сооружают лавинозащитные галереи.
Для предотвращения несчастных случаев и гибели находящимся в условиях повышенной лавинной опасности следует соблюдать меры лавинной безопасности. Работники противолавинных служб рекомендуют при выходе в горы учитывать прогноз по пятибалльной шкале, кататься группой и не выходить в опасные районы без знания основ лавинной безопасности. Крайне желательно наличие лавинного приёмопередатчика, позволяющего найти попавшего в лавину. Лавинные рюкзаки с системами надувных подушек способствуют «всплыванию» в снежной толще человека, попавшего в лавину, а также его дальнейшим поискам. При движении по лавиноопасному склону в составе туристической группы каждому участнику следует повязать на талию лавинную ленту.
При попадании в лавину следует как можно быстрее избавиться от рюкзака, лыж, лыжных палок. Нужно стремиться как можно дольше держаться на поверхности, перекатываться, а при попадании внутрь массы снега — делать активные плавательные движения, стремясь вынырнуть из лавины. После остановки лавины перед лицом нужно сделать воздушный мешок для дыхания, затем, если вы неглубоко — поднять руку, стремясь привлечь внимание спасающих, а если глубоко — постараться меньше двигаться, экономя кислород. Кричать для привлечения внимания следует только если голова не находится в массе лавины, во избежание попадания снега в дыхательные пути.
В ходе курсовой работы были выполнены задачи:
1. На основе анализа
специальной литературы были
рассмотрены причины
2. Определены основные пути, направленные на снижение материальных и людских потерь при возникновении лавин.
3. Предложен комплекс мероприятий по защите населения и территорий при возникновении лавин.
4. Предложены методические рекомендации по организации обучения учащихся действиям при угрозе и во время схода лавин; составлен план-конспект урока по данной теме.
Список использованной литературы
1. Азаров В.Н., Грачев В.А., Спиридонов В.П., Теличенко В.И и др.; под общ. ред. В.В. Гутенева. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. - М.-Волгоград: ПринТерра, 2009. — 512 с.