Классификация и характеристика ассортимента моющих средств, реализуемых в магазине 000 «Людмила»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь современного человека невозможно представить без химических товаров. Они облегчают быт, сохраняют потребительские свойства одежды, предметов домашнего обихода. Ассортимент синтетических моющих средств постоянно обновляется и расширяется за счёт как отечественной, так и зарубежной продукции. Малофункциональные препараты уступают место более эффективным, опасные – более безопасным для здоровья людей и состояния окружающей среды.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………….
Теоретическая часть……………………………………………………………………………….....
Современный Российский рынок моющих средств………………………...............................
Классификация моющих средств…………………………………………………………
Химический состав и факторы формирующие качество СМС…………….
Безопасность синтетических моющих средств……..…………………………….
Методы исследования качества моющих средств………………………………

Практическая часть…………………………………………………………………………………….
Ассортимент и качества моющих средств, реализуемых в магазине ООО "Людмила»……………………………………….......................
Ассортимент моющих средств. Показатели ассортимента………………..
Показатели ассортимента…………………………………………………………………….
Экспертиза качества моющих средств…………………………………………………
Рекомендации по улучшению ассортимента и качества моющих средств, реализуемых ООО «Людмила»
Заключение
Список используемой литературы………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая пишу.docx

— 66.95 Кб (Скачать)

порошкообразные моющие средства должны представлять собой гранулированный порошок от белого до светло – жёлтого цвета или окрашенный. Цвет или белизна порошка (по шкале белых цветов) должна быть не ниже 60 %. Для окрашенных порошков и порошков с биодобавками показатель цвета не определяют. На каждое конкретное наименование порошка, отличающегося от других составом, разрабатывают отдельные технические условия.     

По  показателям качества порошкообразные  синтетические моющие средства должны соответствовать требованиям, приведённым в таблице 2. 
     Таблица 2  
     Показатели  качества порошкообразных синтетических моющих средств

№ п\п

Наименование  показателя

Норма

1

2

3

1

Массовая доля пыли, %

Не более 5

2

Показатель  концентрации ионов водорода, рН

7,5 -11,5

3

Массовая доля фосфорнокислых солей, %

Не более 22

4

Пенообразующая  способность (для порошков с пониженным пенообразованием), мм

Не более 200

Устойчивость  пены, ед.

Не более 0,3

5

Моющая способность, %

Не менее 85

6

Отбеливающая  способность (для порошков, содержащих химические отбеливатели), %

Не менее 80


 

  
     Показатели 4, 5 и 6 обеспечивают сохранность имущества  потребителя (стиральная машина, вещи). 
     Качество  жидких и пастообразных моющих средств регламентировано отраслевыми стандартами. Пастообразные и жидкие средства должны быть без посторонних примесей и без неприятного запаха. 
     Определение моющей способности моющих средств обычно проводят путём стирки предварительно загрязнённых стандартным загрязнителям образцов ткани стандартной бытовой машине (ГОСТ 22567.15–95 «Средства моющие синтетические. Метод определения моющей способности»). Показатель моющей (отстирывающей) способности синтетических моющих средств рассчитывают по формуле: 
     

,                            (1) 
     где Rc – коэффициент отражения выстиранной ткани; 
     Ro – коэффициент отражения исходной белой ткани от загрязнения; 
      – коэффициент отражения ткани, загрязненной стандартным загрязнителем. 
     Срок  годности порошков с химическими  отбеливателями и (или) биодобавками ограничен  и составляет от 9 до 12 месяцев. Для  остальных порошкообразных моющих средств срок годности не ограничен. Устойчивость свойств синтетических моющих средств обеспечивает хранение упакованного товара при температуре не выше 35 °С, влажности не более 70 % в условиях зашиты от прямых солнечных лучей. 
     Упаковывают порошкообразные моющие средства в пачки с четырьмя клапанами, которые тщательно заклеивают. Дополнительные вкладыши не требуются, поскольку картон покрыт специальным материалом, защищающим порошок от влаги. Стандартные пачки – вместимостью 450, 600, 1000, 1350 г. экономная упаковка – полиэтиленовые пакеты. Вместимость в этом случае может быть увеличена до 1,5; 3; 4,5; 6,9; 15 кг. 
     Таблетированные формы моющих средств, которые имеют определённое преимущество при дозировании, упаковывают в стрипы и блистеры. 
     Жидкие  и пастообразные моющие средства фасуют в полимерную тару – банки, флаконы, трубы. Жидкие средства снабжены дозирующими колпачками (типа «Пуш – пул» – толкай – тяни и «Флип – топ» – крышка с защёлкой). 
     Маркировка  синтетических моющих средств должна производиться по ГОСТ Р 51121 – 97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие сведения». 
     На  потребительской таре должна быть нанесена маркировка, содержащая: 
     – наименование и назначение продукции; 
     – способ применения в соответствии с требованиями нормативной документации; 
     – массу нетто или объём; 
     – обозначение нормативной документации; 
     – срок годности, если он ограничен, и дата изготовления (месяц, год); 
     – наименование предприятия – изготовителя, его товарный знак и юридический адрес; 
     – предупредительные надписи и меры предосторожности; 
     – условия хранения; 
     – штриховой код. 
     Порошкообразные синтетические моющие средства хранят в сухих помещениях при влажности не выше 70 % вдали от отопительных приборов и прямых солнечных лучей. Температура хранения не ниже минус 10 °С и не выше плюс 35 °С. Гарантийный срок хранения от 9 до 12 месяцев. На упаковке должен быть поставлен знак соответствия при обязательной сертификации. 
     При хранении товаров высота штабеля  для групповых упаковок, товаров  в полимерных бутылках, упакованных  в картонные ящики, не должна превышать 1,6 м. 
     Моющие  средства перевозятся всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта. 
     При многорядном упаковывании в транспортную тару каждый ряд должен быть разделён прокладками из картона или плотной бумаги в несколько слоёв. При многорядном укладывании в картонных пачках прокладки не применяются. 
     Предупредительные надписи и меры предосторожности в соответствии с разделом «Требования  безопасности», например, на транспортной таре моющих средств указывается манипуляционный знак «Беречь от влаги».  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребительские свойства синтетических моющих средств 

 
  
     В современных синтетических моющих средствах используют ПАВ, которые имеют степень биоразложения не менее 90 %: алкилсульфонаты R- – натриевые соли сульфокислот жирного ряда; алкансульфонаты (R – алкил С11 – С18) с высокой моющей способностью и высокой биоразлагаемостью (до 99 %); олефинсульфонаты (R – алкил С10 – С14) обладают хорошим моющим действием, в т.ч. в жёсткой воде; гидроксиолефинсульфонаты (R – алкил. С10 – С14) и др. 
     Алкилсульфаты R – 0S03Na – натриевые соли сернокислых эфиров высших животных спиртов (R-алкил С11-С17). Сульфаты оксиэтилированных жирных спиртов обладают высоким моющим действием и 100 % биоразлагаемостью. Алкилсульфаты и алкилсульфонаты относятся к классу анионактивных ПАВ. 
     Из  катионактивных ПАВ практическое применение имеют четвертичные аммониевые соединения с различными функциональными группами в гидрофобной цели. Катионактивные ПАВ используют как ингибиторы коррозии (для защиты стиральных машин), антистатики, эмульгаторы; они обладают также и дезинфицирующим действием. В сочетании с неионогенными ПАВ они находят применение в моющих средствах с бактерицидным действием. 
     Для усиления действия ПАВ в синтетические моющие средства вводят щелочные соли – карбонат и силикат натрия. При гидролизе они создают щелочную среду, что смягчает воду. Кроме того, анионоактивные ПАВ проявляют своё действие только в щелочной среде. Щелочные электролиты вводят в состав синтетических моющих средств для хлопчатобумажных и льняных тканей. Силикат натрия замедляет коррозию металлических частей стиральных машин, усиливает антирезорбиционную способность и уменьшает гигроскопичность порошкообразных синтетических моющих средств. 
     В синтетические моющие средства вводят нейтральные соли – сульфат и фосфат натрия. Сульфат натрия используется для улучшения сыпучести порошка и растворимости его в воде, увеличивает моющую способность синтетических моющих средств, он входит во все виды синтетических моющих средств. Моющие средства содержат также до 30 % фосфорных солей – тринатрийфосфатов и полифосфатов для снижения щелочности моющих растворов до рН ? 7. Это необходимо для действия таких добавок как ферменты. Действие фосфатов заключается в том, что они устраняют налёт на тканях, образованный малорастворимыми соединениями, снижают зольность тканей. Полифосфаты усиливают действие ПАВ. Фосфаты имеют, однако, недостаток – загрязняют сточные воды. 
     В состав синтетических моющих средств для льняных тканей вводят карбоксиметилцеллюлозу (натриевая соль простого эфира целлюлозы и гликолевой кислоты). Она предотвращает повторное осаждение загрязнений на поверхность хлопчатобумажных тканей. Для предотвращения резорбции грязи на шерстяных и шёлковых тканях в синтетические моющие средства добавляют поливинилпирролидон. 
     Моющая  способность современных синтетических моющих средств не определяется количеством пены, образующейся при стирке, поскольку существуют низкопенные ПАВ, обладающие высокой отстирывающей способностью. Большое количество пены – это традиция ручной стирки. Для синтетических моющих средств ручной стирки пенообразующая способность обеспечивается введением стабилизаторов пены (алкилоламиды). 
     Для сохранения белизны изделий белого цвета, в состав синтетических моющих средств вводят химические и физические (оптические) отбеливатели. Из химических отбеливателей, которые используют в синтетических моющих средствах для льняных и хлопчатобумажных тканей, обычно применяют соли перекисных кислот (персоли), например, перборат натрия. При температуре моющего раствора свыше 60 °С это вещество гидролизуется, выделяя атомарный кислород, который и является отбеливающим и дезинфицирующим агентом. Химические отбеливатели – сильные окислители, они разрушают ткани при длительном и многократном воздействии. Для защиты волокон от разрушения, в синтетические моющие средства добавляют силикат натрия. В последнее время найдены способы активации перекисных солей при более низких температурах моющего раствора. 
     Для тканей из смешанных волокон, синтетических и натуральных белковых тканей – шерсти и шёлка до повышения белизны и устранения жёлтого оттенка белых тканей, применяют оптические отбеливатели – бесцветные флуоресцирующие органические соединения, которые адсорбируются из раствора. Оптические отбеливатели обладают способностью поглощать невидимые ультрафиолетовые лучи солнечного света (300 – 400 нм) и преобразовывать их в видимые лучи голубой части отражённого света с большей длиной волны (400 – 500 нм), предавая тканям голубизну; при искусственном освещении эффект оптического отбеливания не проявляется. 
     Современные синтетические моющие средства содержат специальные биодобавки для удаления загрязнений жирового происхождения и белковых веществ, содержащих протеин (следы крови, яичного белка, молока) – ферменты (энзимы). Протеолитические ферменты (протеазы) осуществляют ферментативный гидролиз полипептидных групп в крупных белковых молекулах и разрушает их до небольших аминокислотных остатков, которые легко удаляются с волокон при стирке. Моющие средства, содержащие протеазы, нельзя использовать для стирки изделий из натуральных шёлка и шерсти, поскольку они также имеют белковую природу. Амилазы – ферменты, гидролизирующие углеводы, липазы – ферменты, способствующие разрушению жировых загрязнений. Эффективность моющих средств с ферментами зависит от температуры моющего раствора и рН среды. 
     В состав синтетических моющих средств для стирки синтетических волокон иногда дополнительно вводят антистатики, которые снимают заряды статического электричества. В качестве антистатиков обычно используют неионогенные и катионоактивные ПАВ. 
     Неприятный  запах порошкообразных синтетических моющих средств, особенно содержащих ферменты, устраняется введением отдушек. В качестве дезинфицирующих добавок чаще всего применяют вещества (или ПАВ), обладающие фунгицидным (противогрибковым), бактерицидным или бактериостатическим действием. 
     Применение  красителей в составе синтетических моющих средств основано на оптическом эффекте, поскольку красители адсорбируются на поверхности тканей без химического воздействия на ткань. Для этой цели используют ультрамарин, индиго, синтетические органические пигменты. При этом ткань приобретает большую белизну и яркость за счёт голубого оттенка. 
     Определённое  влияние на потребительские свойства синтетических моющих средств оказывают особенности их производства. Технология изготовления синтетических моющих средств включает приготовление композиций, сушку, фасовку и упаковку. 
     Приготовление композиции заключается в смешивании ПАВ с полезными добавками. Затем раствор фильтруют и пропускают через коллоидную мельницу для придания однородности. При распылении раствора в сушильной башне под давлением 30 – 50 ат. и температуре 250 – 350 °С происходит сушка – порошки получают в гранулированном виде. Для производства моющих средств применяют метод кристаллизации: распылительные установки работают при низкой температуре в сушильной башне. 
     Основную  массу порошковых синтетических моющих средств у нас в стране и за рубежом производят методом высокотемпературной распылительной сушки, обеспечивающим получение гранулированного продукта высокого качества. Однако этот метод отличается энергоёмкостью, возможностью разложения триполифосфата натрия, большим расходом упаковочного материала, загрязнением окружающей среды пылью синтетических моющих средств из отработавшего воздуха. 
     Кроме небашенного способа производства порошковых моющих средств существуют также: сухое смешение исходных компонентов в смесителях (образующийся продукт, однако, содержит значительное количество пылевидной фракции), напыление жидких компонентов на сухую основу, находящуюся во взвешенном состоянии (может быть получен гранулированный продукт, по качественным показателям не уступающий продукту распылительной сушки, но при меньших затратах). 
     Наряду  с порошковыми моющими средствами выпускают жидкие, которые лучше  растворяются в воде, легко дозируются, их производство менее затратно. 
     Качество  вырабатываемой продукции прямо  зависит от повышения чистоты  применяемого сырья – улучшение  цвета, уменьшения содержания примесей; расширение производства полезных добавок и повышения их качества, совершенствования технологии производства синтетических моющих средств. Новые экологические требования привели к созданию технологий, альтернативных башенной, таблетирование, экструзия, гранулирование, англомерирование в «кипящем» моющем средстве и т.д. получаемая при этом продукция больше соответствует новым типам стиральных машин, не содержит наполнителя, требует меньше упаковочного материала. 
     Порошковые  синтетические моющие средства массой от 200 до 500 г для бытового потребления фасуются в основном в картонные пачки вместимостью по 1100 см?. Кроме того, используется так называемая экономичная упаковка по 1; 3 и 5 кг. Чем крупнее упаковка, тем меньше стоимость единицы массы. 
     Жидкие  и пастообразные моющие средства фасуют в основном в полимерную тару – флаконы, банки, тубы и др. 
     Для гигиенической характеристики синтетических моющих средств очень важно установить степень биологической разрушаемости ПАВ. Это имеет особенное значение для сохранения чистоты водоемов, так как поступающие в них химические вещества отрицательно влияют на процессы естественного самоочищения воды и водные организмы. В настоящее время считают, что моющие средства могут быть применяемы в быту в том случае, если они разлагаются в водоемах не менее чем на 80 %. 
     Наиболее  быстро и полно разрушаются в  водоемах алкилсульфаты и сульфаты эфиров, медленнее – сульфонол  НП-1. Сульфонол НП-1 распадается только на 38%; сульфонол НП-3 – на 76%. Фосфаты легко подвергаются биологическому разрушению. Однако содержание их в составе синтетических моющих средствах и их накопление в сточных водах приводит к усиленному росту водорослей. Поэтому в ряде стран (Канада, США) уменьшено производство моющих средств, содержащих фосфаты. Перспективного заменителя для них еще не найдено и, поскольку причиной усиленного роста водорослей являются не только фосфаты, а и другие соединения, фосфаты еще не выведены из состава моющих. 
     Интенсивность распада ПАВ анионного типа зависит  от длины и степени разветвления алкильной группы. При сильном ее разветвлении процессы биохимического окисления ПАВ заторможены. Особенно сложен процесс расщепления алкилбензолсульфоната разветвленного строения. Биологическая разрушаемость неионоген-ных веществ зависит от природы гидрофобной части ее структуры, присоединенного количества окиси этилена. Предельно допустимая концентрация ПАВ в воде водоемов не должна превышать для анионных веществ 0,5 мг/л, для неионогенных – 0,05–0,1 мг/л. 
     Биологическое разрушение синтетических моющих средств протекает летом быстрее, чем зимой. ПАВ при температуре 0 – 5° С биологически не разрушаются, а при 35° С быстро утилизируются микроорганизмами. 
     Срок  биологического разрушения моющих средств значительно удлиняется и скорость реакции замедляется при повышенной концентрации моющего вещества. 
     За рубежом в последнее время пользуются широким спросом у населения моющие средства, в состав которых входят ферменты. Они обладают высокой моющей способностью и оказывают бактерицидное действие. Однако влияние этих средств на организм человека изучено еще недостаточно. 
     Токсикологическая лаборатория фирмы Хенкель подтвердила, что в процессе клинических наблюдений у 11 тыс. женщин, применяющих для  стирки белья синтетические моющие средства с энзимами, не обнаружено раздражения кожи кистей и предплечий рук. Аналогичные результаты получены во время наблюдений за состоянием здоровья домашних хозяек, пользовавшихся энзимосодержащими моющими препаратами от 2 недель до 3 месяцев. Пеленки, выстиранные в растворах этих же средств, не вызывали изменений кожи младенцев. В то же время у мужчин, занятых физическим трудом, носивших рубахи, выстиранные в растворах синтетических моющих средств с ферментами, наблюдалось покраснение участков кожи. 
     В Швеции было опубликовано обращение о прекращении производства и потребления моющих средств с энзимами, так как они опасны для здоровья. Федеральная торговая палата США и Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов исследовали токсичность СМС с энзимами в связи с поступлением сведений о заболеваниях астмой и дерматитами среди рабочих и аллергической реакции у применяющих эти средства. 
     Результаты  исследований показали, что моющие средства, в состав которых входят энзимы, полученные даже из безвредных бактерий, и активные добавки, могут оказать вредное действие на человека. По нашему мнению, такое отрицательное влияние обусловлено не самим энзимом, а скорее ПАВ и другими компонентами, входящими в состав рецептуры моющего средства и их сочетанием с энзимом. 
     В Англии заболевания рабочих астмой наблюдаются на производстве во время  распыления энзимов, а также готовой  продукции энзимосодержащих синтетических моющих средств. Опасность можно значительно уменьшить, используя различные технические устройства при распылении энзимов и готовых форм моющих средств, а также обычные медицинские средства для предупреждения признаков дерматита. 
     Создание  новых образцов синтетических моющих средств, ПАВ и добавок, а также внедрение их в производство и быт требуют всестороннего изучения их биологического действия. Моющие средства должны изготавливаться в соответствии с рецептурами и техническими условиями и отвечать следующим гигиеническим требованиям. Все моющие средства, рекомендуемые для применения в быту, и входящие в них компоненты, должны быть безвредны для здоровья людей. Они не должны вызывать местного колено-раздражающего действия, оказывать токсического, кожно-резорбтивного и аллергического влияния на организм. Моющие средства и компоненты, входящие в их состав, не должны оказывать на организм мутагенного, тератогенного, эмбриотоксического и канцерогенного действия, не должны обладать способностью накапливаться в организме. Синтетические моющие средства должны легко и быстро удаляться с кожных покровов человека и тканей, изделий (одежды, обуви) и др. Моющие препараты могут выпускаться в виде порошков, жидкостей, паст и гранул. При разработке новых рецептур моющих средств следует отдавать предпочтение биологически разрушаемым синтетическим ПАВ, т.е. таким, которые разлагаются в водоемах не менее чем на 80 %. Моющие средства должны обладать высокими моющими свойствами и характеризоваться хорошей растворимостью в воде, не должны иметь резкий запах. 
     Применяемые концентрации синтетических моющих средств должны быть такими, которые не вызывали бы интенсивного обезжиривания кожи; активная реакция (рН) растворов не должна превышать 9. Некоторые моющие средства должны характеризоваться бактерицидными свойствами. 
     Для повышения эффективности моющих средств целесообразно в их состав и рецептуру вводить ферменты протеолитического, амилолитического и другого действия. Это обеспечит более быстрое и эффективное удаление белковых, жировых, и углеводных загрязнений. 
     Синтетические моющие средства, используемые для обработки изделий, не должны снижать физико-гигиенические свойства и химическую стабильность тканей и материалов для одежды и обуви (воздухопроницаемость, влагоемкость, паропроницаемость и т.д.), адсорбироваться на поверхности кожи и изделий, которые подвергаются обработке. 
     Подготовленная  для продажи населению каждая укупоренная единица моющих средств должна содержать характеристику его, рецептурный состав, правила и условия применения в быту. 
     При гигиенической оценке продукции  бытовой химии необходимо установить степень токсичности исследуемого вещества при однократном поступлении в организм. Дозы определяют при поступлении через органы дыхания и кожу. 
     При токсикологическом определении  бытовых химических веществ, среди  которых могут быть препараты  малой интенсивности воздействия на организм, необходимо учитывать не только так называемые интегральные показатели, но и результаты исследований, в основе которых лежит знание первичных механизмов действия изучаемых веществ. Это позволяет выявить начальные сдвиги в организме. 
     Большинство из наиболее распространенных анионных и неионогенных ПАВ при однократном  оральном введении оказывают невысокое  токсичное действие. Многие из них  при единичном воздействии не проявляют кумулятивных свойств, а  при хроническом накапливаются  в организме.   
  
  
  
  
  
 
 

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
2. Практическая  часть  
 
2.1. Общая  характеристика торгового предприятия  
  
 
     Магазин «Людмила» осуществляет свою деятельность в форме индивидуального предпринимательства (ИП Цуканова В.А.). В индивидуальном предпринимательстве бизнесмен действует самостоятельно и фирмы организации устанавливаются им самим. 
     Цукановой Виктории Александровне выдано свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства и присвоен ИНН 304310211300301 от 22.04.2004 (прил. 1). 
     Магазин «Людмила» располагается по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Малиновка, ул. Кирова, д.7. 
     Режим работы магазина: с 8–00 до 20–00, пер. с 13–00 до 14–00, без выходных. 
     Магазином осуществляется розничная торговля непродовольственными товарами (косметика, парфюмерия, бытовая химия, средства гигиены). 
     Общая площадь магазина составляет – 63,9 м2, торговая площадь – 39,6 м2. Планировка магазина соответствует следующим требованиям: 

Торговый зал технологически связан с помещениями для торговли товаров с продаж 
Помещение для подготовки товаров к продаже не являются проходными. 
Планировка магазина создаёт для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; площади магазина оптимально используются, создаются необходимые условия работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов. 
Планировка магазина обеспечивает лёгкость и простату совершения покупок, создаёт максимальную видимость выложенных товаров и обеспечивает обозримость ассортимента, стимулирует совершение импульсивных покупок, минимизирует время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.     

В магазине осуществляется индивидуальное обслуживание покупателей, т.е. продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаров, упаковывает и отпускает товар. 
     Штат  магазина составляют три продавца – консультанта, работающих посменно (прил. 2). 
     Анализ  хозяйственной деятельности является одной из важнейших подсистем  общей системы управления торговым предприятием, которая направлена на обеспечение необходимой информацией  таких важнейших сфер функционирования, как определение целей деятельности, формирование стратегии маркетинга и финансовой политики, прогнозирование и планирование всех аспектов торгового процесса, контроль за его ходом, на основе экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновывается управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты работы по продаже товаров. 
     Задача  экономического анализа состоит  в том, чтобы из различного рода данных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую, целостную картину хозяйственного процесса, выявить присущие ему тенденции и предложить наилучший в данных условиях вариант для принятия решения по управлению этим процессом, таким образом, анализ всегда предшествует управленческим решениям и действиям, обосновывает их, обеспечивает объективность и эффективность. 
     Цель  анализа носит двойственный характер, с одной стороны, он призван определить экономическую эффективность торговой деятельности и степень достижения поставленных целей, а с другой – выявить оптимальные направления развития этой деятельности на текущий и перспективный периоды. 
     Изучим, как сложилась прибыль от реализации товаров магазином «Людмила» за отчётный 2010 год по сравнению с данными за базисный 2009 годом. Исходная информация приведена в таблице 3. 
     Большое значение имеет оценка доходов от реализации товаров. 
     Сумма валового дохода в 2010 году составила 1069,7 тыс. руб. и увеличилась на 143,2 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Это увеличение обусловлено изменениями объёма продаж, ростом за счёт этого фактора суммы доходов на 229,94 тыс. руб. и уменьшением за счёт снижения уровня торговых надбавок на 3 % к объёму продаж на 86,73 тыс. руб. Совокупное влияние указанных факторов составило: 143,21 тыс. руб. 
     Таблица 3  
     Динамика  основных показателей деятельности магазина «Людмила»  
     за  период с 2008 по 2010 годы

№ п\п

Наименование  показателя

Годы

Отклонение 2010 от 2008 г

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

1

Товарооборот  всего, тыс. руб.

2316,24

2480,58

2891,08

574,84

2

Валовой доход (без НДС), тыс. руб.

926,5

868,2

1069,7

143,2

3

Доход в% к обороту

40

35

37

– 3

4

Издержки обращения  в сумме, тыс. руб.

456

460

465

9

5

Издержки обращения  в% к обороту

19,69

18,54

16,8

– 3,61

6

Прибыль от реализации, тыс. руб.

470,5

408,2

604,7

134,2

7

Рентабельность, %

20,31

16,46

20,92

0,61


 

  
     Далее рассмотрим основные факторы, влияющие на изменение суммы прибыли от реализации в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Сумма прибыли от реализации в 2010 году составила 604,7 тыс. руб., т.е. увеличилась по сравнению с 2008 годом на 134,2 тыс. руб. 
     На  увеличение суммы прибыли от реализации повлиял рост объёма товарооборота  на 116,75 тыс. руб. и за счёт увеличения её уровня сумма прибыли повысилась на 17,64 тыс. руб. совокупное влияние  указанных двух факторов повлияло на её увеличение на 134,39 тыс. руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Знаки «+» или «–» показывают направление влияния на прибыль от реализации перечисленных факторов. 
     Повышение уровня рентабельности для коллектива магазина означает укрепление финансового положения, а значит, и увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, на социальную защиту. Для собственника магазина – это информация о результатах внедрение управленческих решений, о целесообразности изменения тактики управления. С позиции государства повышение уровня рентабельности означает увеличение размера средств, перечисляемых в бюджет. С точки зрения партнёров увеличение рентабельности свидетельствует о повышении рыночной стоимости предприятия, возможности взаимодействия. 
     Для более полной характеристики работы магазина по реализации синтетических моющих средств данные за отчётный год сопоставляются с их стоимостным объёмом за базисный год. Такое сопоставление целесообразно проводить за несколько лет. Цель такого исследования – установить, какие перемены произошли в товарной структуре реализации, в развитии новых видов продаж, как изменился объём реализации в текущих и постоянных (базовых) ценах, как изменились в среднем продажные цены. 
     Приведём  данные о реализации синтетических моющих средств магазином «Людмила» за период 2008 – 2010 гг. (таблица 4).  
  
  
  
  
 
     Таблица 4 
Данные  о реализации синтетических моющих средств за 2008 – 2010 гг.

Ценовая категория № п\п

2008

2009

2010

Кол-во, шт.

Цена за ед., руб.

Сумма, руб.

Кол-во, шт.

Цена за ед., руб.

Сумма, руб.

Кол-во, шт.

Цена за ед., руб.

Сумма, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

540

13

7020

540

15

8100

600

15

9000

2

2400

20

48000

2600

20

52000

3000

23

69000

3

2592

30

77760

2800

28

78400

3456

30

103680

4

2400

40

96000

2400

43

103200

2800

45

126000

5

2640

50

132000

2720

52

141440

2810

56

157360

6

20

80

1600

23

90

2070

25

100

2500

7

980

108

105840

1000

111

11000

1008

115

115920

8

480

135

64800

490

140

68600

520

150

78000

9

144

200

28800

152

203

30856

160

210

33600

10

6

300

1800

7

300

2100

9

290

2610

11

5

430

2150

5

430

2150

3

430

1290

12

15

490

7350

15

520

7800

21

510

10710

13

4

750

3000

5

820

4100

7

880

6160

14

3

980

2940

4

1020

4080

5

1088

5440

итого

12229

-

579060

12761

-

615896

14424

-

721270

Информация о работе Классификация и характеристика ассортимента моющих средств, реализуемых в магазине 000 «Людмила»