Факторы опасности на транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 21:20, реферат

Краткое описание

В современном мире транспорт является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый день мы, чтобы попасть в какое-либо место, будь то работа, учеба или дом, должны выбрать тот или иной вид транспорта. К примеру, по статистике только в столице России, Москве в среднем в сутки 8,5-9 млн пассажиров пользуются метро; 4,5 млн людей в день для передвижения используют наземный общественный транспорт; 2-3 млн владельцев автотранспортных средств выезжают ежедневно на дороги Москвы.
Отсюда можно сделать вывод, что существуют и факторы опасности, возникающие в процессе пользования средствами передвижения. Они же (факторы) приводят к авариям, порой очень масштабным, уносящим жизнь сотням, а иногда и тысячам людей.
Взглянем на статистику: дорожно-транспортные происшествия ежегодно в мире приводят к гибели 1,24 млн человек, еще 20-50 млн получают травмы.

Оглавление

Введение 3
1.« Факторы опасности аварий на транспорте» 4
1.1. Факторы опасности железнодорожных аварий и авиакатастроф 7
1.2. Факторы опасности аварий на автомобильном и водном транспорте 8
1.3.Факторы опасности на трубопроводном транспорте 9
2. Меры предупреждения аварий на транспорте 10
2.1. Меры предупреждения аварий железнодорожном транспорте и в сфере гражданской авиации. 10
2.2. Меры предупреждения аварий на автомобильном и водном транспорте. 12
2.3. Меры предупреждения аварий на трубопроводном транспорте 13
3. Действия населения при авариях на транспорте 14
3.1. Действия населения при авариях на железнодорожном и воздушном транспорте 14
3.2. Действия населения при авариях на автомобильном и водном транспорте 15
3.3. Действия населения при авариях на трубопроводном транспорте 18
Заключение. 19
Список использованной литературы. 20

Файлы: 1 файл

бжд.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире транспорт является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый день мы, чтобы попасть в какое-либо место, будь то работа, учеба или дом, должны выбрать тот или иной вид транспорта. К примеру, по статистике только в столице России, Москве в среднем в сутки 8,5-9 млн пассажиров пользуются метро; 4,5 млн людей в день для передвижения используют наземный общественный транспорт; 2-3 млн владельцев автотранспортных средств выезжают ежедневно на дороги Москвы.

Отсюда можно сделать вывод, что существуют и факторы опасности, возникающие в процессе пользования средствами передвижения. Они же (факторы) приводят к авариям, порой очень масштабным, уносящим жизнь сотням, а иногда и тысячам людей.

Взглянем на статистику: дорожно-транспортные происшествия ежегодно в мире приводят к гибели 1,24 млн человек, еще 20-50 млн получают травмы.

Я считаю, что эта тема очень актуальна в современном мире. любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Целью данной работы является рассмотрение сущности транспортных аварий и катастроф.

Исходя их поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- выделить сущность аварий и катастроф, критерии и отличия;

- рассмотреть виды транспортных  аварий и катастроф, их причины  и характеристики;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.« Факторы опасности аварий на транспорте»

 

Прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса, необходимо понять, что такое транспорт и что подразумевают под собой факторы опасности.

Транспорт – это совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информацию из одного места в другое. Различают несколько основных видов транспорта:

    • Железнодорожный;
    • Воздушный;
    • Водный (морской, речной);
    • Автомобильный;
    • Трубопроводный и др.

 

Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта. Факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

 

1.1. Факторы опасности железнодорожных аварий и авиакатастроф

 

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций. 
        Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:

    • Неисправности путей;
    • Выход из строя средств сигнализации и блокировки;
    • Ошибки диспетчеров;
    • Невнимательность и халатность машинистов;
    • Сход подвижного состава с рельсов;
    • Столкновения;
    • Наезды на препятствия на переездах;
    • Пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
    • Повреждение ж/д (железнодорожных) путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
    • Изношенность технических средств.

Одной из крупных железнодорожных катастроф является авария на переезде между станциями «Поплавенец» и «Березайка» близ г. Бологое, которая возникла в результате неисправности путей. В кювете оказалось 15 вагонов пассажирского поезда «Аврора». Во время крушения в вагоне-ресторане возник пожар, впоследствии охвативший весь состав. Погибли 28 человек, 106 пассажиров были госпитализированы.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В авиации также авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.

Среди причин авиакатастроф выделяют следующие:

    • Ликвидация централизованной государственной системы управление и обеспечения безопасности;
    • Рост числа мелкий коммерческих организаций-перевозчиков;
    • Снижение дисциплин надзора и контроля безопасности полетов в целом;
    • Ошибки пилотов;
    • Ошибки диспетчерских служб;
    • Неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);
    • Погодные условия.

 

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос 27 марта 1977 г.– крупнейшая катастрофа за всю историю гражданской авиации (не считая террористического акта 11 сентября 2001), в которой погибло 583 человека. Трагедия произошла на земле в условиях тумана. Самолёт авиакомпании KLM совершал взлёт. На скорости 250 км/ч он врезался, пытаясь перелететь, в двигавшийся ему навстречу по той же взлётной полосе лайнер авиакомпании «Pan Am». 

Рис.1-Схема движения самолетов на взлетной полосе

 

1.2. Факторы опасности  аварий на автомобильном и водном транспорте

 

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Крупными автомобильными авариями считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).

Данное положение объясняется следующими причинами:

    • Неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;
    • Большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;
    • Многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;
    • Неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающие допустимые;
    • Нарушением водителями ПДД (Правил Дорожного Движения);
    • Плохой подготовкой водителей;
    • Превышением скорости на опасных участках дорог, выездами на полосу встречного движения;
    • Управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии.

 

Последствием этих факторов были самые крупные ДТП (Дорожно-Транпортные Проишествия). К примеру, 24 декабря 2006 года возле французского города Бордо, где в тумане столкнулось ровно 300 автомобилей;  несколько десятков человек были госпитализированы, спасти удалось не всех. ДТП на трассе Берлин - Ганновер, произошедшего 20 июля 2009 года; непосредственно в ДТП попало 259 автомобилей, 66 человек пострадали. Часть пострадавших пришлось эвакуировать вертолетами. ДТП на юге Китая, где 27 декабря прошлого года в провинции Гуйчжоу водитель грузовика не справился с управлением и на полной скорости влетел в АЗС, в результате ДТП пострадало не меньше ста автомобилей, погибли в ДТП 5 человек, и лишь чудом не загорелся разлившийся на большой площади бензин.

В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.

Основными причинами этих аварий являются:

    • Нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;
    • Износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;
    • Погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.);
    • Ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
    • Ошибки при проектировании и строительстве судов;
    • Посадка на мель;
    • Взрывы и пожары на борту;
    • Неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
    • Низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

 

1.3.Факторы опасности  на трубопроводном транспорте

Авария на трубопроводе- это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или взрывоопасных веществ, приводящая  к возникновению техногенной ЧС.

Объекты трубопроводного транспорта, как носителя опасных и вредных производственных факторов, относятся к категории повышенной опасности.

Основными факторами и обстоятельствами, определяющими категории повышенной опасности объектов и технологический объектов трубопроводного транспорта, являются:

а)   Опасные и вредные свойства нефти и входящих в ее состав легких и тяжелых углеводородных фракций;

б) Большие единичные мощности, высокие давления, большие объемы и потоки, высокая энерговооруженность;

в)   Технологические особенности;

г)   Большая рассредоточенность технологических объектов;

д)   Широта диапазона и специфика работ;

е)    Необходимость постоянного производства ремонтных и обще-

строительных работ.

По информационным источникам GreenPeace, в России аварии на нефтепроводах происходят, в основном, по причине износа труб (более 1/3 нефтепроводов имеют возраст более 30 лет), из-за внутренней коррозии (внутрипромысловые нефтепроводы) и из-за внешней коррозии (магистральные нефтепроводы). Часто нефтепроводы прокладывают с нарушением глубины заложения. На внутрипромысловых нефтепроводах 42% труб служат менее 5 лет из-за внутренней коррозии. В результате сокращения утечек до уровня мировых нормативов можно сохранить до 24 млрд. куб. м газа (по произведенным расчетам).

 

2. Меры предупреждения аварий на  транспорте

2.1. Меры предупреждения  аварий  железнодорожном транспорте и в сфере гражданской авиации.

 

Избежать той или иной аварии на железнодорожном транспорте, помогают защитные сооружения. К примеру, технические средства физической защиты – это средства видео-наблюдения и охранной сигнализации периметров, которыми оборудуются мосты, тоннели, виадуки, вокзалы и другие объекты железнодорожного транспорта. Подобные системы позволяют своевременно оповещать работников ведомственной охраны о нарушителях.

Помогают обеспечивать безопасность на ж\д транспорте и регулярные внеплановые проверки, помогающие устранить те или иные недостатки в ходе работы людей, имеющих работу, связанную с железнодорожным транспортом.

Также для обеспечения пожарной безопасности пассажиров, кроме первичных средств пожаротушения, в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации «Тесла».

В Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 09.02.2007г. разработана классификация нарушений, вытекающая из Приложения №1 МПС «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте», в котором были расписаны основным меры предупреждения аварий на железнодорожном транспорте.

Лучше же всего избежать аварий, а для этого следует помнить и соблюдать простые, доступные каждому правила поведения.

Правила поведения и меры безопасности при нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта:       

1) при движении вдоль  железнодорожных путей не следует  подходить ближе 5 м к крайнему  рельсу;      

2) на электрифицированных  участках нельзя подниматься  на опоры, прикасаться к ним  и к спускам, идущим от опоры  к рельсам, лежащим на земле  электропроводам;      

3) переходить железнодорожные  пути только в установленных  местах, пользуясь при этом пешеходными  мостами, туннелями, переходами, а там, где их нет, – по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути». Перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям и лишь после этого продолжать переход;      

4) при переходе через  пути ни в коем случае не  подлезать под вагоны и не  перелезать через автосцепки;      

5) при подходе к железнодорожному переезду следует внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии – убедившись, что нет близко идущего подвижного состава;       

Информация о работе Факторы опасности на транспорте