Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 21:20, реферат
В современном мире транспорт является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый день мы, чтобы попасть в какое-либо место, будь то работа, учеба или дом, должны выбрать тот или иной вид транспорта. К примеру, по статистике только в столице России, Москве в среднем в сутки 8,5-9 млн пассажиров пользуются метро; 4,5 млн людей в день для передвижения используют наземный общественный транспорт; 2-3 млн владельцев автотранспортных средств выезжают ежедневно на дороги Москвы.
Отсюда можно сделать вывод, что существуют и факторы опасности, возникающие в процессе пользования средствами передвижения. Они же (факторы) приводят к авариям, порой очень масштабным, уносящим жизнь сотням, а иногда и тысячам людей.
Взглянем на статистику: дорожно-транспортные происшествия ежегодно в мире приводят к гибели 1,24 млн человек, еще 20-50 млн получают травмы.
Введение 3
1.« Факторы опасности аварий на транспорте» 4
1.1. Факторы опасности железнодорожных аварий и авиакатастроф 7
1.2. Факторы опасности аварий на автомобильном и водном транспорте 8
1.3.Факторы опасности на трубопроводном транспорте 9
2. Меры предупреждения аварий на транспорте 10
2.1. Меры предупреждения аварий железнодорожном транспорте и в сфере гражданской авиации. 10
2.2. Меры предупреждения аварий на автомобильном и водном транспорте. 12
2.3. Меры предупреждения аварий на трубопроводном транспорте 13
3. Действия населения при авариях на транспорте 14
3.1. Действия населения при авариях на железнодорожном и воздушном транспорте 14
3.2. Действия населения при авариях на автомобильном и водном транспорте 15
3.3. Действия населения при авариях на трубопроводном транспорте 18
Заключение. 19
Список использованной литературы. 20
Оглавление.
В современном мире транспорт является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый день мы, чтобы попасть в какое-либо место, будь то работа, учеба или дом, должны выбрать тот или иной вид транспорта. К примеру, по статистике только в столице России, Москве в среднем в сутки 8,5-9 млн пассажиров пользуются метро; 4,5 млн людей в день для передвижения используют наземный общественный транспорт; 2-3 млн владельцев автотранспортных средств выезжают ежедневно на дороги Москвы.
Отсюда можно сделать вывод, что существуют и факторы опасности, возникающие в процессе пользования средствами передвижения. Они же (факторы) приводят к авариям, порой очень масштабным, уносящим жизнь сотням, а иногда и тысячам людей.
Взглянем на статистику: дорожно-транспортные происшествия ежегодно в мире приводят к гибели 1,24 млн человек, еще 20-50 млн получают травмы.
Я считаю, что эта тема очень актуальна в современном мире. любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.
Целью данной работы является рассмотрение сущности транспортных аварий и катастроф.
Исходя их поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- выделить сущность аварий и катастроф, критерии и отличия;
- рассмотреть виды транспортных аварий и катастроф, их причины и характеристики;
Прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса, необходимо понять, что такое транспорт и что подразумевают под собой факторы опасности.
Транспорт – это совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информацию из одного места в другое. Различают несколько основных видов транспорта:
Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта. Факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
Значительное место в общем
объеме грузоперевозок занимает железнодорожный
транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских
перевозок, а также до 50% доставок грузов.
Среди последних большое количество опасных
грузов. Поэтому железнодорожный транспорт
является отраслью народного хозяйства
с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Основными причинами аварий
и катастроф на железнодорожном транспорте
являются:
Одной из крупных железнодорожных катастроф является авария на переезде между станциями «Поплавенец» и «Березайка» близ г. Бологое, которая возникла в результате неисправности путей. В кювете оказалось 15 вагонов пассажирского поезда «Аврора». Во время крушения в вагоне-ресторане возник пожар, впоследствии охвативший весь состав. Погибли 28 человек, 106 пассажиров были госпитализированы.
Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.
В авиации также авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.
Среди причин авиакатастроф выделяют следующие:
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос 27 марта 1977 г.– крупнейшая катастрофа за всю историю гражданской авиации (не считая террористического акта 11 сентября 2001), в которой погибло 583 человека. Трагедия произошла на земле в условиях тумана. Самолёт авиакомпании KLM совершал взлёт. На скорости 250 км/ч он врезался, пытаясь перелететь, в двигавшийся ему навстречу по той же взлётной полосе лайнер авиакомпании «Pan Am».
Рис.1-Схема движения самолетов на взлетной полосе
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
Крупными автомобильными авариями считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).
Данное положение объясняется следующими причинами:
Последствием этих факторов были самые крупные ДТП (Дорожно-Транпортные Проишествия). К примеру, 24 декабря 2006 года возле французского города Бордо, где в тумане столкнулось ровно 300 автомобилей; несколько десятков человек были госпитализированы, спасти удалось не всех. ДТП на трассе Берлин - Ганновер, произошедшего 20 июля 2009 года; непосредственно в ДТП попало 259 автомобилей, 66 человек пострадали. Часть пострадавших пришлось эвакуировать вертолетами. ДТП на юге Китая, где 27 декабря прошлого года в провинции Гуйчжоу водитель грузовика не справился с управлением и на полной скорости влетел в АЗС, в результате ДТП пострадало не меньше ста автомобилей, погибли в ДТП 5 человек, и лишь чудом не загорелся разлившийся на большой площади бензин.
В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.
Основными причинами этих аварий являются:
Авария на трубопроводе- это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или взрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС.
Объекты трубопроводного транспорта, как носителя опасных и вредных производственных факторов, относятся к категории повышенной опасности.
Основными факторами и обстоятельствами, определяющими категории повышенной опасности объектов и технологический объектов трубопроводного транспорта, являются:
а) Опасные и вредные свойства нефти и входящих в ее состав легких и тяжелых углеводородных фракций;
б) Большие единичные мощности, высокие давления, большие объемы и потоки, высокая энерговооруженность;
в) Технологические особенности;
г) Большая рассредоточенность технологических объектов;
д) Широта диапазона и специфика работ;
е) Необходимость постоянного производства ремонтных и обще-
строительных работ.
По информационным источникам GreenPeace, в России аварии на нефтепроводах происходят, в основном, по причине износа труб (более 1/3 нефтепроводов имеют возраст более 30 лет), из-за внутренней коррозии (внутрипромысловые нефтепроводы) и из-за внешней коррозии (магистральные нефтепроводы). Часто нефтепроводы прокладывают с нарушением глубины заложения. На внутрипромысловых нефтепроводах 42% труб служат менее 5 лет из-за внутренней коррозии. В результате сокращения утечек до уровня мировых нормативов можно сохранить до 24 млрд. куб. м газа (по произведенным расчетам).
Избежать той или иной аварии на железнодорожном транспорте, помогают защитные сооружения. К примеру, технические средства физической защиты – это средства видео-наблюдения и охранной сигнализации периметров, которыми оборудуются мосты, тоннели, виадуки, вокзалы и другие объекты железнодорожного транспорта. Подобные системы позволяют своевременно оповещать работников ведомственной охраны о нарушителях.
Помогают обеспечивать безопасность на ж\д транспорте и регулярные внеплановые проверки, помогающие устранить те или иные недостатки в ходе работы людей, имеющих работу, связанную с железнодорожным транспортом.
Также для обеспечения пожарной безопасности пассажиров, кроме первичных средств пожаротушения, в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации «Тесла».
В Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 09.02.2007г. разработана классификация нарушений, вытекающая из Приложения №1 МПС «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте», в котором были расписаны основным меры предупреждения аварий на железнодорожном транспорте.
Лучше же всего избежать аварий, а для этого следует помнить и соблюдать простые, доступные каждому правила поведения.
Правила поведения и меры безопасности при нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта:
1) при движении вдоль
железнодорожных путей не
2) на электрифицированных участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсам, лежащим на земле электропроводам;
3) переходить железнодорожные
пути только в установленных
местах, пользуясь при этом
4) при переходе через
пути ни в коем случае не
подлезать под вагоны и не
перелезать через автосцепки;
5) при подходе к железнодорожному переезду следует внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии – убедившись, что нет близко идущего подвижного состава;