Чрезвычайные ситуации. Их опасность, масштабность и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) – одна из актуальных проблем современности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Чрезвычайные ситуации…………………………………................…………4
2. Классификация чрезвычайных ситуаций…………………………….............5
2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения……………………………………………………….....6
2.2. Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития ………..7
2.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению……….8
2.3.1 Чрезвычайные ситуации техногенного характера………………..8
2.3.2 Чрезвычайные ситуации природного характера………………...10
2.3.3 Чрезвычайные ситуации экологического характера…………….11
3. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций…………………………...15
4. Стадии развития чрезвычайных ситуаций………………………………….17
5. Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России…………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Реферат!.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

     Тревожным набатом прозвучали катастрофы в  индийском городе Бхопале (1984) и на Чернобыльской АЭС (1986). Их масштабы вышли за пределы территориально – географических понятий и потребовали пересмотра подходов к экстремальным ситуациям, наносящим большой урон.

     В настоящее время на территории Российской Федерации ежегодно происходит примерно 1,5 тыс. крупных чрезвычайных ситуаций. В них страдает более 10 тыс. человек, из которых более 1 тыс. погибает. И это без учета самых массовых происшествий – дорожно – транспортных, уносящих ежегодно 30 и более тыс. жизней россиян. 

     3. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций

     Основными видами последствий чрезвычайных ситуаций являются: разрушения, заболевания, гибель, различного вида заражения (радиоактивное, химическое, бактериальное) и др.

     Кроме этого люди, находясь в экстремальных  условиях чрезвычайной ситуации, испытывают психотравмирующие факторы. Идет нарушение психической деятельности в виде реактивных (психогенных) состояний. При этом психогенное воздействие испытывают и люди, находящиеся вне зоны действия чрезвычайной ситуации. По существу, это ожидание чрезвычайной ситуации и её последствий.

     Если  радиус действия опасных и вредных  факторов чрезвычайных ситуаций можно  определить расчетом, то радиус действия психотравмирующего воздействия может  быть любым. При этом развивается  фобия (от греческого phobos – страх, боязнь), т.е. навязчивый, не приходящий страх перед чем-либо.

     В 1945 году, после атомной бомбардировки  американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки, радиацией было задето примерно 160 тыс. жителей, но страх перед  ядерным оружием стали испытывать все жители планеты. После аварии на Чернобыльской АЭС более 15 млн. людей стали испытывать страх перед радиацией. Так называемая радиофобия способна привести к таким психическим расстройствам, что могут развиться заболевания, отмечаемые при лучевой болезни. Зачастую психотравмирующие факторы усиливаются через печать и электронные средства массовой информации (телевидение, радио и др.).

     Для жителей России психотравмирующие  факторы усугубляются тем, что остро  не хватает специалистов в области  психологии человека. По разным оценкам у нас от 1,5 до 4 тыс. подобных специалистов, а, например, в США их десятки тысяч.

     Опасные и вредные факторы чрезвычайной ситуации, воздействуя на конкретную территорию с расположенными на ней  населением, сооружениями, флорой и  фауной, образуют очаг поражения.

     При этом различают:

  • простой очаг поражения – это очаг поражения, возникший под воздействием одного поражающего фактора (например, разрушения от взрыва или пожара);
  • сложный очаг поражения – это очаг поражения, образовавшийся в результате действия нескольких поражающих факторов (например, вследствие взрыва произошли разрушения конструкций, вызвавшие пожар и разгерметизацию емкостей с химически – опасными веществами).

     Чаще  всего очаги поражения сложные. Например, землетрясения приносят не только разрушения, но и пожары, инфекционные заболевания и психические расстройства оставшихся в живых жителей.

     Формы очагов поражения зависят от природы  источника, например, при землетрясении  – круглая форма, ураган образует форму в виде полосы, а пожар или оползень образуют очаг поражения неправильной формы. 

     4. Стадии развития  чрезвычайных ситуаций

     Исследования  в области чрезвычайных ситуаций позволяют сделать вывод, что  основная масса экстремальных событий  возникает в результате:

  • воздействия природного фактора (природные процессы вследствие гравитации, земного вращения, разницы температур и др.);
  • воздействия природной среды на сооружения и технику (коррозия, изменение технических показателей и т.п.);
  • возникновения или развития по вине человека (например, при нарушении правил эксплуатации) отказов и дефектов в сооружениях, машинах и т.п.;
  • воздействия технологических процессов (температур, вибрации, агрессивных паров и жидкостей, повышенных нагрузок и пр.) на сооружения, машины, механизмы и т.п.;
  • военной деятельности и др.

     Независимо  от классификационной принадлежности, в развитии чрезвычайных ситуаций выделяют четыре стадии.

  • Зарождения – возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуация (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Установить момент начала стадии зарождения трудно. При этом возможно использование статистики конструкторских отказов и сбоев, анализируются данные сейсмических наблюдений, метеорологические оценки и т.п.
  • Инициирования – начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, например, в США для подготовки оператора для АЭС затрачивается до 100 тыс. долларов. Необходимо поднимать престиж работы диспетчера и оператора.
  • Кульминации – стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии отмечается наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.
  • Затухания – локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация ее прямых и косвенных последствий. Продолжительность данной стадии различна, возможны дни, месяцы, годы и десятилетия.

     В качестве примера предлагается следующая последовательность событий:

  • наступление пожароопасного периода в лесу можно оценить как стадию зарождения чрезвычайной ситуации;
  • оставленный не затушенным костер в лесу вызвал стадию инициирования чрезвычайной ситуации;
  • лесной пожар – это стадия кульминации чрезвычайной ситуации;
  • стадия затухания начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. его локализации (ограничения). Окончание стадии затухания связано с тушением пожара и дальнейшими работами по рекультивации земель и восстановлению лесных посадок.
 

     5. Организационная  структура Министерства  по чрезвычайным  ситуациям России

     Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием  и развитием Российской системы  предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Функциональная схема РСЧС представлена на рис. 

Правительство Российской Федерации

     |

Министерство  Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бествий

     |

Рабочий орган:

Российская  система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях

     |

ПОДСИСТЕМЫ

     | | |

Ведомственная (комиссии по ЧС) Территориальная по уровням: федеральный, региональный, местный (комиссии по ЧС) Функциональная (комиссии по ЧС)
 

     Функциональная  схема Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

     Функциональная  подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:

  • органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;
  • силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;
  • силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

     Силы  и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Министерство  Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных  бедствий в качестве основной мобильной  силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России. Так, в отчетном докладе министра МЧС России С. Шойгу за 1996 год были опубликованы следующие показатели:

  • всего действовало 129 спасательных формирований (отрядов) поисково – спасатальной службы (ППС) министерства;
  • силами спасательных отрядов проведено более 2000 операций, в которых было спасено более 500 человек.

     Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует  следующие силы:

  • военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково – спасательные и аварийно – восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
  • учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
  • формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;
  • части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;
  • силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;
  • воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
  • силы и службы поискового и аварийно – спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;
  • восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;
  • аварийно – спасательные службы Военно – Морского флота России и других министерств;
  • военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
  • территориальные аварийно – спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;
  • подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;
  • военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;
  • аварийно – технические центры и специализированные отряды Минатома России;
  • отряды и специалисты – добровольцы общественных объединений.
 
 

 

      Список литературы 

  1. http://www.znakcomplect.ru/tehbez1.php
  2. http://www.arspas.ru/mchs/spravochnik/1/likvid_chs.php
  3. http://www.mchs.gov.ru/
  4. http://www.intuit.ru/department/itmngt/mantechno/6/
  5. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.
  6. Куреленко Е. Автокатастрофы http://belkmk.narod.ru
  7. «Медико-тактическая характеристика железнодорожных катастроф». http://belkmk.narod.ru
  8. «Организация медико-санитарного обеспечения при террористических актах с использованием опасных химических веществ. Методические рекомендации» от 08.02.2007 г. http://law-news/ru/med/m11
  9. «Организация экстренной медицинской помощи при радиационных авариях». http://cityref.ru

«Медико-тактическая  характеристика взрывов». http://belkmk.n

Информация о работе Чрезвычайные ситуации. Их опасность, масштабность и последствия