Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:22, реферат
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) – одна из актуальных проблем современности.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Чрезвычайные ситуации…………………………………................…………4
2. Классификация чрезвычайных ситуаций…………………………….............5
2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения……………………………………………………….....6
2.2. Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития ………..7
2.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению……….8
2.3.1 Чрезвычайные ситуации техногенного характера………………..8
2.3.2 Чрезвычайные ситуации природного характера………………...10
2.3.3 Чрезвычайные ситуации экологического характера…………….11
3. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций…………………………...15
4. Стадии развития чрезвычайных ситуаций………………………………….17
5. Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России…………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...22
Тревожным набатом прозвучали катастрофы в индийском городе Бхопале (1984) и на Чернобыльской АЭС (1986). Их масштабы вышли за пределы территориально – географических понятий и потребовали пересмотра подходов к экстремальным ситуациям, наносящим большой урон.
В
настоящее время на территории Российской
Федерации ежегодно происходит примерно
1,5 тыс. крупных чрезвычайных ситуаций.
В них страдает более 10 тыс. человек, из
которых более 1 тыс. погибает. И это без
учета самых массовых происшествий –
дорожно – транспортных, уносящих ежегодно
30 и более тыс. жизней россиян.
3. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций
Основными видами последствий чрезвычайных ситуаций являются: разрушения, заболевания, гибель, различного вида заражения (радиоактивное, химическое, бактериальное) и др.
Кроме этого люди, находясь в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации, испытывают психотравмирующие факторы. Идет нарушение психической деятельности в виде реактивных (психогенных) состояний. При этом психогенное воздействие испытывают и люди, находящиеся вне зоны действия чрезвычайной ситуации. По существу, это ожидание чрезвычайной ситуации и её последствий.
Если радиус действия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций можно определить расчетом, то радиус действия психотравмирующего воздействия может быть любым. При этом развивается фобия (от греческого phobos – страх, боязнь), т.е. навязчивый, не приходящий страх перед чем-либо.
В
1945 году, после атомной бомбардировки
американцами японских городов Хиросимы
и Нагасаки, радиацией было задето
примерно 160 тыс. жителей, но страх перед
ядерным оружием стали
Для жителей России психотравмирующие факторы усугубляются тем, что остро не хватает специалистов в области психологии человека. По разным оценкам у нас от 1,5 до 4 тыс. подобных специалистов, а, например, в США их десятки тысяч.
Опасные и вредные факторы чрезвычайной ситуации, воздействуя на конкретную территорию с расположенными на ней населением, сооружениями, флорой и фауной, образуют очаг поражения.
При этом различают:
Чаще всего очаги поражения сложные. Например, землетрясения приносят не только разрушения, но и пожары, инфекционные заболевания и психические расстройства оставшихся в живых жителей.
Формы
очагов поражения зависят от природы
источника, например, при землетрясении
– круглая форма, ураган образует форму
в виде полосы, а пожар или оползень образуют
очаг поражения неправильной формы.
4. Стадии развития чрезвычайных ситуаций
Исследования в области чрезвычайных ситуаций позволяют сделать вывод, что основная масса экстремальных событий возникает в результате:
Независимо
от классификационной
В качестве примера предлагается следующая последовательность событий:
5. Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России
Одним
из направлений в деятельности Министерства
является руководство созданием
и развитием Российской системы
предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения
усилий федеральных и местных органов
исполнительной власти, их сил и средств
в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. Функциональная схема РСЧС представлена
на рис.
Правительство Российской Федерации |
|
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бествий |
|
Рабочий
орган:
Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях |
|
ПОДСИСТЕМЫ |
| | |
Ведомственная (комиссии по ЧС) | Территориальная по уровням: федеральный, региональный, местный (комиссии по ЧС) | Функциональная (комиссии по ЧС) |
Функциональная схема Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России. Так, в отчетном докладе министра МЧС России С. Шойгу за 1996 год были опубликованы следующие показатели:
Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:
Список литературы
«Медико-тактическая характеристика взрывов». http://belkmk.n
Информация о работе Чрезвычайные ситуации. Их опасность, масштабность и последствия