Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 13:34, контрольная работа
Краткое описание
Наше отрицательное отношение к расширению Североатлантического альянса на Восток, обосновано конкретными причинами. Во-первых, прием в НАТО стран Прибалтики в военном отношении сильно затронул оборонные интересы России и Белоруссии: от Эстонии, Латвии и Литвы рукой подать до Москвы, Санкт-Петербурга, Минска и других жизненных центров.
Внешняя политика
«Срединного царства» в конце ХХ - начале ХХ1 в. будет
направлена на стратегический выигрыш
времени для создания экономической и
военной мощи, для превращения Китая в
мировую сверхдержаву. В российско-китайских
отношениях идет смена стратегических
ролей в партнерстве по сравнению с партнерством
50-х гг. При продолжении нынешнего геополитического
курса (точнее при его отсутствии) у России
нет большого выбора во внешней политике.
В ХХ1 в., если не произойдет коренных изменений
в экономической, социальной и военной
сфере, Россия станет младшим партнером
Китая. Это в лучшем случае. В худшем - от
совместного освоения Сибири и дальнего
Востока китайцы легко могут отказаться
и взять все в свои руки.
Итак, продуктивной,
на наш взгляд, была бы геостратегия
России, основанная на комплексном развитии многих сфер жизни
регионов Сибири и Дальнего востока.
Вопрос 7.Геополитика
арабского мира
Ответ. Роль Саудовской
Аравии в регионе - это край «черного
золота», родина Ислама, страна Мекки
и Медины - наиболее священных мест
для миллионов мусульман. Саудовская Аравия занимает
особое положение не только на арабской,
исламской, но и на всей международной
арене. Вообще по финансовой помощи другим
странам Саудовская Аравия занимает второе
место после США. Отсюда и то огромное
влияние, которое она оказывает на региональную
и мировую политику. Политика саудовцев
идет в фарватере США. Отсюда вмешательство
во внутренние дела Ирака, Ирана, Афганистана.
Поэтому сложные, а порой и напряженные
отношения сложились между Саудовской
Аравией и некоторыми другими исламскими
государствами, в частности Ираном и Ираком.
Ударная армия
ислама: Афганистан и Пакистан. После
освобождения Афганистана от этнических
таджиков, узбеков и хазарейцев встала
другая задача - главная - обеспечение
западным компаниям условий для
прокладки газо- и нефтепроводов из
Туркмении в Пакистан. К осени 1996г. Талибы
в основном выполнили первую задачу. Сейчас
они контролируют почти 80% территории
страны. Руководители талибов почувствовали
вкус власти. В освобожденных районах
они установили истинно ваххабитские
исламские порядки.
Ну а где
же берут талибы средства к продолжению
войны, которую они пытаются перенести
на территорию бывших советских государств
Центральной Азии? По некоторым данным
80% героина, из 100% производимого на планете,
изготовляется в Афганистане.
Многие из дел,
совершенных талибами, вызвали рост
антиталибовских настроений, как
за рубежом, так и внутри страны.
Этим не замедлили воспользоваться
вооруженные противники режима. Бои
между воюющими сторонами идут с
переменным успехом. Северный альянс - непокоренная
талибами территория до сих пор оказывает
им упорное сопротивление и контролирует
более 15% территории Афганистана. В Афганистане
всегда болезненно относились к режимам,
навязанным извне, а талибы - детище спецслужб
США, Израиля, Пакистана, причем, последний,
и получил основные прибыли от операций
в важном геополитическом регионе.
Осенью 2001г. Ситуация
на Ближнем Востоке сильно осложнилась
в связи с трагическими событиями
в США и их стремлением нанести
сокрушительный удар по мировому терроризму.
В Афганистане,
вероятнее всего, в начале ХХ1 в. может
образоваться мозаичный конгломерат
отдельных автономий или государств,
так как нынешняя центральная
власть довольно слаба.
Вопрос 8. Геополитика
Азиатско-Тихоокеанского региона
Ответ. Особенность проблем, разделяющих
Россию и Японию, состоит в том, что многие
из них уходят своими корнями вглубь более
чем 300-летней истории становления и развития
российско-японских отношений. Если исходить
не из буквы Договора о нейтралитете, подписанного
Японией в 1941г., а из духа времени, руководство
СССР поступило совершенно правильно,
объявив в августе 1945г. Войну Японии. В
силу этих и ряда других причин крайне
низок рейтинг симпатий японцев и русских
друг к другу. Народы двух стран увязывают
эту неприязнь во многом с проамериканской
ориентацией японского руководства, которое
постоянно солидаризировалось с американцами,
объявившими холодную войну СССР, победившими
в этой войне и поставившими в нынешнее
унизительное положение все народы России.
Япония буквально выполняет «рекомендации»
Вашингтона, как вести диалог с русскими.
Совершенно ясно, что они направлены на
то, чтобы сделать невозможным заключение
мирного договора с Японией. Итак, «территориальный
вопрос» был искусственно создан в годы
«холодной войны» главным образом США,
чтобы не допустить нормализации отношений
двух стран-соседей.
В 1960г. Японцы подписали
с США новый «договор безопасности»,
направленный против СССР. В ответ
Советское правительство в сложившихся
условиях отказалось от передачи Японии ранее обещанных ей
островов Хабомаи и Шикотан.
Какие проблемы
мы должны решить? Три ключевые проблемы
в российско-японских отношениях будут
решаться в началеХХ1 в.: первая - «северные
территории», вторая - экономическая, третья
- военно-политическая и геополитическая. По решению
проблемы «северных территорий» бывший
премьер Японии публично заявил: «Мы не
будем переносить эту проблему на плечи
поколений наших детей и внуков».
Вторая проблема
российско-японских отношений состоит
в том, что японская сторона стремиться укреплять
не всякие, а строго определенные экономические
отношения: прежде всего японский премьер
стоит за «диалог между Японией и Россией
об освоении энергетических ресурсов»
в Сибири и на Дальнем Востоке. России
отводится роль сырьевого придатка - статус
колониальной страны. Контроль над энергетическими
проектами японцы стремятся оставить
в своих руках, а добываемые энергоносители
намереваются ориентировать на экспорт.
Третья проблема
российско-японских отношений тесно
связана с расширением НАТО на Восток. В июне 1997г.
Был опубликован любопытный документ
«Основные направления японо-американского
сотрудничества в области обороны». В
ней речь идет, по существу, не об обороне
Японии, а о совместных американо-японских
военных действиях в «прилегающих» к ней
обширных регионах.
Новейший прицел
Японии - «активизация в странах
Центральной Азии и Кавказа». Бывший
японский премьер-министр Рю объявил
о том, что Япония имеет особо
ностальгические отношения к
этому региону, берущее начало еще
со времени существования Шелкового
пути. Другими словами, в геополитическом
плане дело идет к оттеснению, вытеснению
России, ее расчленению.
Россия и
Иран: новая реальность - к концу
ХХ в. международная ситуация сложилась
таким образом, что все главные
геополитические фигуры на Ближнем и Среднем
Востоке - Иран, Пакистан, Афганистан, Ирак,
Израиль и Турция находятся на перепутье
- ни мира, ни войны. Безусловно, политика
США на Каспии будет направлена, прежде
всего, против России и Ирана. Это обстоятельство
в первую очередь вынуждает Москву и Тегеран
объединиться против американской экспансии
на Каспии. Россия возобновила военно-техническое
сотрудничество с Ираном, которое с 1995г.
Было заморожено.
Китай и Иран,
как и Россия, объективно заинтересованы
в ограничении влияния атлантизма в государствах
Центральной Азии. Другой объективный
фактор, сближающий интересы наших двух
государств: на северных рубежах Ирана
(а у России - на южных) существуют два конфликтных
очага: афгано - таджикский и кавказский.
Россия и Иран заинтересованы, в их умиротворении.
Долгосрочные геополитические интересы
Ирана и России во многом совпадают в армянском
субрегионе, который мы рассматриваем
шире, чем территория нынешней независимой
Армении. Схожи российско-иранские геополитические
интересы в Таджикистане, который является
единственной республикой Центральной
Азии, где говорят на фарси (как и в Иране).
Стратегическая цель России по отношению
к Ирану - сочетание торгового партнерства
с инвестиционным партнерством.
Россия и
Ирак - стратегические союзники. В течение длительного
периода между Советским Союзом и Ираком
существовали самые тесные и дружеские
отношения. Эта страна была нашим главным
партнером на Ближнем Востоке. До 1990г.
Ежегодный объем торговли СССР с Ираком
достигал 8 млрд. долл.
Сейчас США и Западная Европа
делают все возможное, чтобы роль России
на Ближнем Востоке, например в Ираке и
Сирии, в решении региональных геополитических
проблем свелась к минимуму. Наши экономические
связи со странами Ближнего Востока, и
в частности с Ираком, к концу ХХ в. минимальны
(по сравнению с 80-ми гг.).
Россия - Турция:
что впереди? В 90-х гг. ХХ в. пантюркизм
приобрел более радикальный характер.
В частности, на свет появился проект
создания «государства великого Турана»,
включающего в себя население всех тюркоязычных стран. Нельзя
недооценивать опасность таких идей: в
РФ проживает более 20 млн. мусульман. Эти
идеи усиленно обсуждались в 1992 - 1994 гг.
лидерами государств Центральной Азии.
Например, в 1995г. В Бишкеке состоялось
празднование тысячелетия киргизского
эпоса «Манас», где идеи «Турана» подавались
для обсуждения, но не нашли должной поддержки
и понимания.
Кроме того, из-за активного
участия в играх атлантистов
против Ирана, Ирака и вследствие
постоянного вмешательства в
дела Азербайджана, Армении, Северного
Кавказа, а особенно из-за активной поддержки
чеченских сепаратистов, у Анкары ухудшились
отношения с Москвой.
Вопрос 9. Геополитика
Латинской Америки
Ответ. Сразу же можно
отметить, что исторически - по мере
укрепления экономической, военной, финансовой
мощи и политического веса США - Латинская
Америка постепенно втягивалась в геополитическое
поле северного соседа. И сейчас Соединенные
Штаты занимают в абсолютном большинстве
стран этого континента гегемонистское
положение. «Прибирать к рукам» латиноамериканцев
они начали еще в первой четверти Х1Х в.
В конце 1823г. президент США
Дж. Монро обратился к конгрессу
со специальным посланием, которое
явилось результатом обобщения
и развития теории и практики внешней
политики США и получило название
доктрины Монро. Эта доктрина была разработана
на заседаниях американского правительства,
в связи со слухами об угрозе интервенции
со стороны Священного союза (Россия, Австрия,
Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления
былого господства Испании в ее американских
колониях. Вот такой надуманный предлог
был использован США для утверждения своей
гегемонии в южном полушарии континента.
В данном документе в дипломатически
завуалированной форме были заложены
интересы плантаторов - рабовладельцев
Юга и крупной буржуазии Севера в
экспансии, создании благоприятных условий
для расширения территории США и выдвижения
лозунгов, теоретически оправдывающих
«преимущественные права» США на Американском
континенте.
Спустя более чем 150 лет
США, действуя точно так же, сперва
организуют «независимое государство»
будь то в Латинской Америке, Африке, на
Балканах, в Восточной Европе или в другой
геополитической точке планеты, а затем
вводят туда свои «миротворческие» войска.
Страны континента, несмотря
на противодействие США, в силу прежде
всего объективных причин ищут пути интеграции
в мировую экономику. Внутренними причинами
интегрирования явились: застой в экономике
стран Латинской Америки (он характерен
для большинства из них), неконкурентоспособность
их продукции на мировом рынке, неустойчивое
хозяйственное развитие, рост безработицы,
инфляции, социальной напряженности и
др. Резкое увеличение импорта осложнило
положение национальных производителей,
вызвало волну банкротств, рост безработицы
и социальных конфликтов.
К концу ХХ в. РФ усилила внимание
к Латинской Америке. Определяющим в их
отношениях является тот факт, что Россия
и большинство стран Латинской Америки
находятся в одной фазе развития и решают
похожие задачи - общественной модернизации,
перекройки мирохозяйственных связей.
По своему экономическому весу РФ и такие
региональные державы, как Бразилия, Аргентина,
Мексика, оказались почти в равном положении:
их голоса страны «семерки» слушают, но
в расчет, конечно, почти не принимают.
Другой фактор , который
объективно сближает интересы РФ и государств
Латинской Америки - это незаинтересованность
в однополюсном миропорядке, потребность
в механизмах сдерживания гегемонистских
устремлений в геополитике США. Итак, очевидно,
что геополитические контакты России
с южно-американскими странами идут «вглубь»,
переходят на уровень регионов. Нынешние
ростки сотрудничества дадут в ХХ1 в. весомые
плоды: не позволят сохранить нынешний
монополярный мир.
Вопрос 10. Противоречия
европейской интеграции в свете
геополитики
Ответ. Самое пристальное внимание
геополитиков привлекает Прибалтийский
регион. Для России это не академический
спор, если учесть, что она кровно заинтересована
в выходах на Балтику. Балтийский регион
имеет исключительно важное значение
для всех европейских государств. Их связывают
с Прибалтикой коммуникации, торгово-экономические
отношения, исторические корни. Особенно
это касается Скандинавских стран (Финляндия,
Швеция, Дания, Норвегия).
Наше отрицательное отношение
к расширению Североатлантического
альянса на Восток, обосновано конкретными
причинами. Во-первых, прием в НАТО стран
Прибалтики в военном отношении сильно
затронул оборонные интересы России и
Белоруссии: от Эстонии, Латвии и Литвы
рукой подать до Москвы, Санкт - Петербурга,
Минска и других жизненных центров. Во-вторых,
усилилось углубление раскола в Европе,
произошло наращивание военно-политической
мощи за счет стран Прибалтики и Восточной
Европы. Альянс остался замкнутой организацией,
имеющей геостратегические планы, недоступные
для малых государств, хотя и формально
входящих в НАТО. В-третьих, существенно
подрывается значение основополагающего
акта Россия - НАТО, в котором Россия четко
высказала свою озабоченность расширением
альянса. Отсюда вытекает четвертый момент
противоречий: Россия вынуждена будет
предпринять меры по укреплению военной
инфраструктуры, обороноспособности.
При строительстве двухсторонних
и многосторонних отношений со странами
Прибалтики нам надо помнить еще
об одном аспекте: мирные экономические,
торговые, транспортные связи со странами-соседями
приносят немалые доходы балтийским государствам,
обеспечивают их прогресс в экономике.
И естественно, для Москвы небезразлично,
что за счет российских средств будет
оплачиваться выживание прибалтов и вхождение
их в военную структуру альянса. Россия
не может равнодушно отнестись к тому,
что в военных городках, солдатских казармах,
пунктах ПВО, военно-морских базах, созданных
руками и на деньги русских людей, размещаются
военнослужащие Североатлантического
блока.