Безопасность жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Наше отрицательное отношение к расширению Североатлантического альянса на Восток, обосновано конкретными причинами.
Во-первых, прием в НАТО стран Прибалтики в военном отношении сильно затронул оборонные интересы России и Белоруссии: от Эстонии, Латвии и Литвы рукой подать до Москвы, Санкт-Петербурга, Минска и других жизненных центров.

Файлы: 1 файл

геополитика.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Внешняя политика «Срединного царства» в конце ХХ - начале ХХ1 в. будет направлена на стратегический выигрыш времени для создания экономической и военной мощи, для превращения Китая в мировую сверхдержаву. В российско-китайских отношениях идет смена стратегических ролей в партнерстве по сравнению с партнерством 50-х гг. При продолжении нынешнего геополитического курса (точнее при его отсутствии) у России нет большого выбора во внешней политике. В ХХ1 в., если не произойдет коренных изменений в экономической, социальной и военной сфере, Россия станет младшим партнером Китая. Это в лучшем случае. В худшем - от совместного освоения Сибири и дальнего Востока китайцы легко могут отказаться и взять все в свои руки.

Итак, продуктивной, на наш взгляд, была бы геостратегия России, основанная на комплексном развитии многих сфер жизни регионов Сибири и Дальнего востока.

Вопрос 7.Геополитика  арабского мира

Ответ. Роль Саудовской Аравии в регионе - это край «черного золота», родина Ислама, страна Мекки  и Медины - наиболее священных мест для миллионов мусульман. Саудовская Аравия занимает особое положение не только на арабской, исламской, но и на всей международной арене. Вообще по финансовой помощи другим странам Саудовская Аравия занимает второе место после США. Отсюда и то огромное влияние, которое она оказывает на региональную и мировую политику. Политика саудовцев идет в фарватере США. Отсюда вмешательство во внутренние дела Ирака, Ирана, Афганистана. Поэтому сложные, а порой и напряженные отношения сложились между Саудовской Аравией и некоторыми другими исламскими государствами, в частности Ираном и Ираком.

Ударная армия  ислама: Афганистан и Пакистан. После  освобождения Афганистана от этнических таджиков, узбеков и хазарейцев встала другая задача - главная - обеспечение  западным компаниям условий для  прокладки газо- и нефтепроводов из Туркмении в Пакистан. К осени 1996г. Талибы в основном выполнили первую задачу. Сейчас они контролируют почти 80% территории страны. Руководители талибов почувствовали вкус власти. В освобожденных районах они установили истинно ваххабитские исламские порядки.

Ну а где  же берут талибы средства к продолжению  войны, которую они пытаются перенести  на территорию бывших советских государств Центральной Азии? По некоторым данным 80% героина, из 100% производимого на планете, изготовляется в Афганистане.

Многие из дел, совершенных талибами, вызвали рост антиталибовских настроений, как  за рубежом, так и внутри страны. Этим не замедлили воспользоваться  вооруженные противники режима. Бои  между воюющими сторонами идут с  переменным успехом. Северный альянс - непокоренная талибами территория до сих пор оказывает им упорное сопротивление и контролирует более 15% территории Афганистана. В Афганистане всегда болезненно относились к режимам, навязанным извне, а талибы - детище спецслужб США, Израиля, Пакистана, причем, последний, и получил основные прибыли от операций в важном геополитическом регионе.

Осенью 2001г. Ситуация на Ближнем Востоке сильно осложнилась  в связи с трагическими событиями  в США и их стремлением нанести  сокрушительный удар по мировому терроризму.

В Афганистане, вероятнее всего, в начале ХХ1 в. может  образоваться мозаичный конгломерат  отдельных автономий или государств, так как нынешняя центральная  власть довольно слаба.

Вопрос 8. Геополитика  Азиатско-Тихоокеанского региона

Ответ. Особенность проблем, разделяющих Россию и Японию, состоит в том, что многие из них уходят своими корнями вглубь более чем 300-летней истории становления и развития российско-японских отношений. Если исходить не из буквы Договора о нейтралитете, подписанного Японией в 1941г., а из духа времени, руководство СССР поступило совершенно правильно, объявив в августе 1945г. Войну Японии. В силу этих и ряда других причин крайне низок рейтинг симпатий японцев и русских друг к другу. Народы двух стран увязывают эту неприязнь во многом с проамериканской ориентацией японского руководства, которое постоянно солидаризировалось с американцами, объявившими холодную войну СССР, победившими в этой войне и поставившими в нынешнее унизительное положение все народы России.

Япония буквально выполняет «рекомендации» Вашингтона, как вести диалог с русскими. Совершенно ясно, что они направлены на то, чтобы сделать невозможным заключение мирного договора с Японией. Итак, «территориальный вопрос» был искусственно создан в годы «холодной войны» главным образом США, чтобы не допустить нормализации отношений двух стран-соседей.

В 1960г. Японцы подписали  с США новый «договор безопасности», направленный против СССР. В ответ  Советское правительство в сложившихся  условиях отказалось от передачи Японии ранее обещанных ей островов Хабомаи и Шикотан.

Какие проблемы мы должны решить? Три ключевые проблемы в российско-японских отношениях будут  решаться в началеХХ1 в.: первая - «северные  территории», вторая - экономическая, третья - военно-политическая и геополитическая. По решению проблемы «северных территорий» бывший премьер Японии публично заявил: «Мы не будем переносить эту проблему на плечи поколений наших детей и внуков».

Вторая проблема российско-японских отношений состоит  в том, что японская сторона стремиться укреплять не всякие, а строго определенные экономические отношения: прежде всего японский премьер стоит за «диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов» в Сибири и на Дальнем Востоке. России отводится роль сырьевого придатка - статус колониальной страны. Контроль над энергетическими проектами японцы стремятся оставить в своих руках, а добываемые энергоносители намереваются ориентировать на экспорт.

Третья проблема российско-японских отношений тесно  связана с расширением НАТО на Восток. В июне 1997г. Был опубликован любопытный документ «Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны». В ней речь идет, по существу, не об обороне Японии, а о совместных американо-японских военных действиях в «прилегающих» к ней обширных регионах.

Новейший прицел Японии - «активизация в странах  Центральной Азии и Кавказа». Бывший японский премьер-министр Рю объявил  о том, что Япония имеет особо  ностальгические отношения к  этому региону, берущее начало еще  со времени существования Шелкового пути. Другими словами, в геополитическом плане дело идет к оттеснению, вытеснению России, ее расчленению.

Россия и  Иран: новая реальность - к концу  ХХ в. международная ситуация сложилась  таким образом, что все главные  геополитические фигуры на Ближнем и Среднем Востоке - Иран, Пакистан, Афганистан, Ирак, Израиль и Турция находятся на перепутье - ни мира, ни войны. Безусловно, политика США на Каспии будет направлена, прежде всего, против России и Ирана. Это обстоятельство в первую очередь вынуждает Москву и Тегеран объединиться против американской экспансии на Каспии. Россия возобновила военно-техническое сотрудничество с Ираном, которое с 1995г. Было заморожено.

Китай и Иран, как и Россия, объективно заинтересованы в ограничении влияния атлантизма в государствах Центральной Азии. Другой объективный фактор, сближающий интересы наших двух государств: на северных рубежах Ирана (а у России - на южных) существуют два конфликтных очага: афгано - таджикский и кавказский. Россия и Иран заинтересованы, в их умиротворении. Долгосрочные геополитические интересы Ирана и России во многом совпадают в армянском субрегионе, который мы рассматриваем шире, чем территория нынешней независимой Армении. Схожи российско-иранские геополитические интересы в Таджикистане, который является единственной республикой Центральной Азии, где говорят на фарси (как и в Иране). Стратегическая цель России по отношению к Ирану - сочетание торгового партнерства с инвестиционным партнерством.

Россия и  Ирак - стратегические союзники. В течение длительного периода между Советским Союзом и Ираком существовали самые тесные и дружеские отношения. Эта страна была нашим главным партнером на Ближнем Востоке. До 1990г. Ежегодный объем торговли СССР с Ираком достигал 8 млрд. долл.

Сейчас США и Западная Европа делают все возможное, чтобы роль России на Ближнем Востоке, например в Ираке и Сирии, в решении региональных геополитических проблем свелась к минимуму. Наши экономические связи со странами Ближнего Востока, и в частности с Ираком, к концу ХХ в. минимальны (по сравнению с 80-ми гг.).

Россия - Турция: что впереди? В 90-х гг. ХХ в. пантюркизм приобрел более радикальный характер. В частности, на свет появился проект создания «государства великого Турана», включающего в себя население всех тюркоязычных стран. Нельзя недооценивать опасность таких идей: в РФ проживает более 20 млн. мусульман. Эти идеи усиленно обсуждались в 1992 - 1994 гг. лидерами государств Центральной Азии. Например, в 1995г. В Бишкеке состоялось празднование тысячелетия киргизского эпоса «Манас», где идеи «Турана» подавались для обсуждения, но не нашли должной поддержки и понимания.

Кроме того, из-за активного  участия в играх атлантистов  против Ирана, Ирака и вследствие постоянного вмешательства в  дела Азербайджана, Армении, Северного Кавказа, а особенно из-за активной поддержки чеченских сепаратистов, у Анкары ухудшились отношения с Москвой.

Вопрос 9. Геополитика  Латинской Америки

Ответ. Сразу же можно  отметить, что исторически - по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США - Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. «Прибирать к рукам» латиноамериканцев они начали еще в первой четверти Х1Х в.

В конце 1823г. президент США  Дж. Монро обратился к конгрессу  со специальным посланием, которое  явилось результатом обобщения  и развития теории и практики внешней  политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства, в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Вот такой надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента.

В данном документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов - рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих «преимущественные права» США на Американском континенте.

Спустя более чем 150 лет  США, действуя точно так же, сперва организуют «независимое государство» будь то в Латинской Америке, Африке, на Балканах, в Восточной Европе или в другой геополитической точке планеты, а затем вводят туда свои «миротворческие» войска.

Страны континента, несмотря на противодействие США, в силу прежде всего объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику. Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства из них), неконкурентоспособность их продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др. Резкое увеличение импорта осложнило положение национальных производителей, вызвало волну банкротств, рост безработицы и социальных конфликтов.

К концу ХХ в. РФ усилила внимание к Латинской Америке. Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в одной фазе развития и решают похожие задачи - общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении: их голоса страны «семерки» слушают, но в расчет, конечно, почти не принимают.

Другой фактор , который  объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки - это незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США. Итак, очевидно, что геополитические контакты России с южно-американскими странами идут «вглубь», переходят на уровень регионов. Нынешние ростки сотрудничества дадут в ХХ1 в. весомые плоды: не позволят сохранить нынешний монополярный мир.

Вопрос 10. Противоречия европейской интеграции в свете  геополитики

Ответ. Самое пристальное внимание геополитиков привлекает Прибалтийский регион. Для России это не академический спор, если учесть, что она кровно заинтересована в выходах на Балтику. Балтийский регион имеет исключительно важное значение для всех европейских государств. Их связывают с Прибалтикой коммуникации, торгово-экономические отношения, исторические корни. Особенно это касается Скандинавских стран (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия).

Наше отрицательное отношение  к расширению Североатлантического альянса на Восток, обосновано конкретными причинами. Во-первых, прием в НАТО стран Прибалтики в военном отношении сильно затронул оборонные интересы России и Белоруссии: от Эстонии, Латвии и Литвы рукой подать до Москвы, Санкт - Петербурга, Минска и других жизненных центров. Во-вторых, усилилось углубление раскола в Европе, произошло наращивание военно-политической мощи за счет стран Прибалтики и Восточной Европы. Альянс остался замкнутой организацией, имеющей геостратегические планы, недоступные для малых государств, хотя и формально входящих в НАТО. В-третьих, существенно подрывается значение основополагающего акта Россия - НАТО, в котором Россия четко высказала свою озабоченность расширением альянса. Отсюда вытекает четвертый момент противоречий: Россия вынуждена будет предпринять меры по укреплению военной инфраструктуры, обороноспособности.

При строительстве двухсторонних  и многосторонних отношений со странами Прибалтики нам надо помнить еще  об одном аспекте: мирные экономические, торговые, транспортные связи со странами-соседями приносят немалые доходы балтийским государствам, обеспечивают их прогресс в экономике. И естественно, для Москвы небезразлично, что за счет российских средств будет оплачиваться выживание прибалтов и вхождение их в военную структуру альянса. Россия не может равнодушно отнестись к тому, что в военных городках, солдатских казармах, пунктах ПВО, военно-морских базах, созданных руками и на деньги русских людей, размещаются военнослужащие Североатлантического блока.

Информация о работе Безопасность жизнедеятельности