Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "Чрезвычайные Ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма.

Оглавление

1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.
2. Выявление и оценка обстановки при чрезвычайной ситуации.
3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
4. Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуации.
5. Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации.

Файлы: 1 файл

бж.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

5. Ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций

 

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, на территории которых сложилась  чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. К ликвидации ЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования.

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организация и ведение  ГО являются одними из важнейших функций  государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Задачи в  области гражданской обороны:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Структура гражданской  обороны

 Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

Производственный  принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель правительства Российской Федерации. Он является начальником гражданской обороны РФ, а министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) - первым заместителем начальника ГО РФ. Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург - на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении, предприятии независимо от форм собственности осуществляют их руководители.

Руководители всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство  гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

В субъектах РФ, районах  и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют главные управления, управления, отделы, а на объектах экономики - штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах - отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Начальники штабов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

Для координации деятельности территориальных отделов в пределах нескольких субъектов РФ используются региональные центры. Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

Силы гражданской  обороны

 Силы ГО Российской Федерации состоят из войск и гражданских организаций гражданской обороны.

К войскам ГО РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки. Гражданские организации ГО создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы - первоочередные работы в очаге поражения по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению газа, электроэнергии и воды, по поиску и спасению людей, а также оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае надобности в специализированные медицинские учреждения (рис. 1).

 

Рис. 1. Виды аварийно-спасательных работ.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях". Основные цели комплекса:

  1. повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства при природных, техногенных, социальных и военных чрезвычайных ситуациях;
  2. предотвращение или снижение ущерба в чрезвычайных ситуациях;
  3. эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи комплекса:

  • разработка терминологии в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, номенклатуры и классификации, источников и поражающих факторов ЧС;
  • установление основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства и организации ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • определение уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников чрезвычайной ситуации;
  • разработка методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • выработка способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Экономические последствия и материальные затраты  на обеспечение безопасности жизнедеятельности

Наибольший экономический  и материальный ущерб исчисляется  от природных чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий). Он зависит от вида стихийного бедствия, размеров зоны поражения, численности проживающего в этом районе населения, вида и количества промышленных объектов и сельскохозяйственных угодий.

Экономический и материальный ущерб от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций подразделяется на прямой и косвенный.

К прямому экономическому и материальному ущербу относятся:

  1. гибель и травмы людей;
  2. затраты на проведение спасательных работ и эвакуацию населения;
  3. повреждение и разрушение жилых зданий и подсобных помещений;
  4. разрушение промышленных объектов;
  5. повреждения гидротехнических сооружений;
  6. разрушение коммуникаций и дорог;
  7. гибель сельскохозяйственных животных;
  8. снос плодородного слоя земли;
  9. уничтожение урожая.

К косвенному экономическому и материальному ущербу относятся:

  1. затраты на лечение людей;
  2. возмещение причиненного ущерба пострадавшим;
  3. ремонт гидротехнических сооружений;
  4. восстановление жилых зданий и подсобных помещений;
  5. наведение порядка в зоне чрезвычайной ситуации;
  6. восстановление поврежденных и строительство новых промышленных объектов;
  7. замедление темпов развития региона;
  8. ухудшение условий жизни населения.

Соотношение прямого  и косвенного ущерба составляет 70% к 30%.

 

Заключение 

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — одна из актуальных проблем современности. Хорошо организованная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, умелые действия по проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений, оказание необходимой помощи пострадавшим позволяют сократить число погибших, уменьшить материальные потери и обеспечить успешную работу объектов экономики.

Повышение безопасности жизнедеятельности возможно только при постоянном совершенствовании  органами гражданской обороны системы  оповещения и обучения населения  способам защиты от опасностей, проведения мероприятий по эвакуации, предоставления убежищ и средств индивидуальной защиты.

В заключение следует  отметить, что в Российской Федерации  действует эффективная система  предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, что, однако, не исключает вероятности возрастания общего количества аварий, стихийных бедствий и катастроф, особенно техногенного характера, в связи с неуправляемым процессом повального физического старения основных производственных фондов опасных производственных объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред. Проф. Э.А. Арустамова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000- 678с.

 

  1. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Ю.Г.Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

 

  1. Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учеб.пособие.- М.:Финансы и статистика, 2007.-224с.:ил.

 

  1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-416 с. 

 

  1. Экология, охрана природы и экологическая безопасность.:            Учебное пособие/Под ред. проф. В.И.Данилова-Данильяна. В 2 кн. Кн. 1. -- М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 424 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2007.- 224с.:ил. Стр 9

2 Экология, охрана природы и экологическая безопасность.:            Учебное пособие/Под ред. проф. В.И.Данилова-Данильяна. В 2 кн. Кн. 1. -- М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 424 с.


Информация о работе Безопасность в чрезвычайных ситуациях