Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:32, реферат
Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Техника безопасности на занятиях физической культурой………… 4
1.1. Основы техники безопасности на занятиях физической культурой……...4
1.2. Спортивный травматизм. Характеристика, причины травматизма……….9
1.3. Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культурой и меры его предупреждения……………………………………………………………… 10
Глава 2. Оказание первой доврачебной помощи при травмах, возникших в результате несоблюдения техники безопасности на занятиях по физической культуре…………………………………………………………………………15
Глава 3. Требования безопасности и санитарии к местам проведения тренировочного процесса и к спортивному инвентарю…………………… 19
Заключение……………………………………………………………………… 24
Список использованной литературы…………………………………………...26
При ожогах
При наличии резкой боли пострадавшему дают обезболивающие лекарства. Обожженную конечность можно опустить в проточную холодную воду. Для облегчения боли на область ожога хорошо распылить Пантенол-спрей; при легких ожогах можно использовать мазь «Спасатель». При подозрении на серьезный ожог следует сразу вызывать «Скорую помощь».
Глава 3: Требования безопасности и санитарии к местам проведения тренировочного процесса и к спортивному инвентарю
Требования к крытым спортивным сооружениям, спортивным залам
1. Помещения спортивных залов, размещение в них оборудования должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а также Правил по технике электробезопасности и пожаробезопасности.
2. Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного занимающегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается.
3. Полы спортивных
залов должны быть упругими, без
щелей и застругов, иметь
4. Полезная нагрузка на полы спортивных залов должна быть не более 400 кг/м квадратный.
5. Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать место приземления после прыжков и соскоков.
6. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкать при касании стен.
7. Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стены.
8. Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее двух метров и не иметь выступающего порога.
9. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола и солнцезащитные приспособления.
10. В качестве источников света для залов должны быть использованы либо люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественного отраженного светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30 градусов не допускается.
11. Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно- вытяжных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово – предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно- гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.
12. Вентиляция и отопление должно обеспечивать возможность отключения осветительной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая физкультурный зал, должна быть оборудована рубильником или двух полосным выключателем. Рубильник должен управляться и устанавливаться вне помещений – в коридоре, на лестничной площадке и др.
13. Для механической уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных углах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.
Требования к открытым площадкам
1. Открытые спортивные площадки должны быть расположены в спортивной зоне на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.
2. Спортивная зона должна иметь ограждение по периметру высотой 0,5-0,8 м. Допускается в качестве ограждения использовать кустарник с неядовитыми, не колючими и не пылящими плодами.
3. Площадка для подвижных игр должна быть установленных размеров, ровной, очищенной лот камней и других инородных предметов.
4. Площадки нельзя ограждать канавками, устраивать деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем в 2-х метрах вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, которые могут нанести травму.
5. Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, не иметь бугров, ям, скользкого грунта. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.
6. Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхленным на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть чистым, грунт разровнен.
7. Места, предназначенные для метаний, должны располагаться в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест / тротуаров, дорог, площадок для детей/.
8. Место проведения занятий по лыжной подготовке – профиль склонов, рельеф местности, дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и строго соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся.
9. Учебная площадка для начального обучения катанию на лыжах должна быть защищена от ветра, иметь уклон не более 4 градусов. Размер площадки выбирается с таким расчетом, чтобы постоянная дистанция между двигающимися лыжниками была не менее 10м.
10. Учебный и тренировочный склон должен иметь уплотненный снег без каких-либо скрытых под ним камней, пней или деревьев, глубоких ям и выбоин, образующих трамплины. Склон не должен иметь обледенелости и обнаженных участков.
11. Катки с искусственным ледяным покрытием должны иметь толщину льда не менее 15 см, уклон должен быть не более 10мм/м. Толщина льда на естественном водоеме, оборудованном для учения катанию на коньках, должна быть не менее 25 см.
12. Катки и конькобежные дорожки должны иметь ровную без трещин и выбоин поверхность. Все возникшие повреждения поверхности льда немедленно ограждаются. Катки и конькобежные дорожки должны иметь площадки не менее 8 метров квадратных на одного учащегося.
13. Освещенность открытых спортивных площадок должна соответствовать нормам.
Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
1. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале.
2. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления / гайки, винт/ должны быть надежно закреплены.
3. Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещин жердь необходимо заменить.
4. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой. Пластины для крепления растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.
5. Бревно гимнастическое не должно иметь трещин, заусениц на брусе, заметного искривления.
6. Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны свободно устанавливаться, прочно закрепляться в заданном положении.
7. Гимнастические маты должны вплотную укладываться вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая площадь соскока или предполагаемого срыва и падения.
8. Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.
9. Мячи набивные используются строго по номерам в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.
10. Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.
11. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда.
12. Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с росто-весовыми данными спортсменов и подогнан индивидуально: палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора - ограничительное кольцо. Поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусениц и скосов, скользящая поверхность должна быть просмолена и смазана специальными мазями в соответствии с погодными условиями.
Заключение
Безопасность тренировочных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Несчастные случаи с воспитанниками и спортсменами во время учебно-воспитательного процесса были и остаются огромной человеческой трагедией, они не только являются причиной серьезных экономических потерь, но и приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой значительные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.
Каковы основные причины травматизма? Если говорить о занятиях по физическому воспитанию, то это, во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих общеобразовательных и спортивных школах педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия со старшими и младшими учащимися одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.
Вторая причина «физкультурного» травматизма – физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания снаряды (в школах их просто некому испытывать) не обеспечивают должной степени надежности и безопасности. В некоторых школьных спортзалах вообще отсутствуют даже такие средства подстраховки, как спортивные маты.
Третий фактор травмоопасности – низкий уровень квалификации многих преподавателей и учителей физической культуры. Он обусловлен в первую очередь недостаточным опытом работы, плохим знанием методик физического воспитания, педагогических основ. Да и сами методические рекомендации, точнее некоторые из них, устарели и требуют новой редакции.
И наконец, четвертая причина – медицинская. Врачебное обслуживание во многих школах находится в неудовлетворительном состоянии, главным образом из-за низкой зарплаты медицинского персонала, нехватки кадров. Медицинское обследование учащихся проводится с запозданием.
Таким образом, лишь при раскрытии всех выше перечислительных пунктов, при решении всех задач можно решить проблему снижения травматизма при занятии физической культурой и спортом.
Список использованной литературы
Информация о работе Безопасность на занятиях физической культурой