Типология бизнес-планов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:33, реферат

Краткое описание

В нашей стране, на мой взгляд, бизнес-план пережил своеобразную эволюцию. Вначале 90-х годов он рассматривался лишь как инструмент, который позволяет привлечь иностранные инвестиции. Так, в консалтинговой фирме "Диалог: Америка-Россия " (ДАР) говорят, что обычно клиенты приходили к ним со словами: " Нам нужны деньги, а не бизнес-план". И это - горькая, правда, об отношении отечественного предпринимателя к бизнес-плану Отношении, взращенном на почве, с одной стороны, задорного отрицания старого, директивного планирования, а с другой - прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так иностранный инвестор.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...1-3
1.Типология бизнес-планов………………………………………………….....3-4
2. Разделы бизнес-плана……………………………………………………....4-20
2.1. Резюме………………………………………………………………………4-5
2.2. Анализ дел в отрасли………………………………………………………...5
2.3. Виды товаров (услуг)………………………………………………………5-7
2.4. Анализ рынка сбыта………………………………………………………..7-8
2.5. Конкуренция на рынках сбыта…………………………………………….8-9
2.6. План маркетинга…………………………………………………………..9-15
2.7. Производственный план…………………………………………….......15-16
2.8. Организационный план…………………………………………………16-17
2.9. Правовое обеспечение деятельности фирмы……………………………...17
2.10. Оценка риска и страхование…………………………………………..17-18
2.11. Финансовый план………………………………………………………18-20
2.12. Предложения, выдвигаемые фирмой……………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………...20-22
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

составление бизнес плана.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...1-3

1.Типология бизнес-планов………………………………………………….....3-4

2. Разделы бизнес-плана……………………………………………………....4-20

2.1. Резюме………………………………………………………………………4-5

2.2. Анализ дел в отрасли………………………………………………………...5

2.3. Виды товаров (услуг)………………………………………………………5-7

2.4. Анализ рынка сбыта………………………………………………………..7-8

2.5. Конкуренция на рынках сбыта…………………………………………….8-9

2.6. План маркетинга…………………………………………………………..9-15

2.7. Производственный план…………………………………………….......15-16

2.8. Организационный план…………………………………………………16-17

2.9. Правовое обеспечение деятельности  фирмы……………………………...17

2.10. Оценка риска и страхование…………………………………………..17-18

2.11. Финансовый план………………………………………………………18-20

2.12. Предложения, выдвигаемые  фирмой……………………………………..20

Заключение…………………………………………………………………...20-22

Литература……………………………………………………………………….22

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

" ...Люди всегда хотят  начать самостоятельное дело. Даже  если им никогда не удастся  заработать больше, чем несколько  тысяч долларов в год, все  же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель имеет склонность", - писал знаменитый американский экономист Пол Самуэльсон.

Но, к сожалению, одного желания мало. Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их возможного получения, а также уметь четко определить эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Все эти задачи помогает решить бизнес-план, который является основой предпринимательской деятельности и представляет собой всестороннее исследование различных сторон работы любой фирмы.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, который используется во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы (под фирмой в дальнейшем будет подразумеваться и любая организация, и любое предприятие), каким образом ее руководители собираются решить следующие задачи: повышение прибыльности работы; определение конкретных направлений и области деятельности фирмы, целевых рынков и место фирмы на этих рынках; выбор состава и определение качественных показателей товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям; оценка производственных и торговых издержек по созданию и реализации товаров; оценка соответствия кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению намеченных целей; определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценка финансового и материального положения фирмы и соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению намеченных целей.

В нашей стране, на мой взгляд, бизнес-план пережил своеобразную эволюцию. Вначале 90-х годов он рассматривался лишь как инструмент, который позволяет привлечь иностранные инвестиции. Так, в консалтинговой фирме "Диалог: Америка-Россия " (ДАР) говорят, что обычно клиенты приходили к ним со словами: " Нам нужны деньги, а не бизнес-план". И это - горькая, правда, об отношении отечественного предпринимателя к бизнес-плану Отношении, взращенном на почве, с одной стороны, задорного отрицания старого, директивного планирования, а с другой - прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так иностранный инвестор. Понятно, что инвестор думает совсем наоборот: во-первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо понимает, что если предприниматель не может сделать нормальный бизнес план, то решить поставленные в бизнес-плане задачи он тем более он не сможет.

Сейчас же все чаще и чаще, а так и должно быть, бизнес-план считается продуктом  внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности; перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов и способов осуществления коммерческих операций.

Даже, когда бизнес несложный  и все, кажется, заранее известно и посчитано, вполне может быть, что  на фирму сваливается какая-нибудь неприятность, надо принять решение, а на основании чего его принимать? Именно бизнес-план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. Таким образом, бизнес-план не командует, а на базе его анализа принимаются решения, в то время как обычна текучка, работа без плана на самом деле такого выбора лишает.

К тому же, достаточно отгораживаться от международных стандартов ведения  бизнеса, т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой российской системы менеджмента, т.к. фирмам приходится иметь дело с иностранными инвесторами, которые имеют совершенно другую методологию организации учета, планирования и т.д. Для успешного развития дальнейших отношений необходимо иметь "общий язык", который должен основываться на международных стандартах.

О разделах бизнес-плана, принятых в мировой практике, об особенностях его составления в  российских условиях и пойдет речь в работе.

 

 

 

1.Типология бизнес-планов.

Как уже отмечалось во введении, существует несколько целей составления бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы бизнес-планов:

1. Полный бизнес-план  коммерческой идеи или инвестиционного  проекта - изложение для потенциального  партнера или инвестора результатов  маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

2. Концепт бизнес-плана  коммерческой идеи или инвестиционного  проекта - основа для переговоров  с потенциальным инвестором или  партнером для выяснения степени  его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.

3. Бизнес-план компании (группы) - изложение перспектив развития  компании на предстоящий плановый  период перед советом директоров  или собранием акционеров с  указанием основных бюджетных  наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

4. Бизнес-план структурного  подразделения - изложение перед  высшим руководством корпорации  плана развития хозяйственной  (операционной) деятельности подразделения  для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.

5. Бизнес-план (заявка  на кредит) для получения на  коммерческой основе заемных  средств от организации-кредитора.

6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.

7. Бизнес-план развития  региона - обоснование перспектив  социально-экономического развития  региона и объемов финансирования  соответствующих программ для  органов с бюджетными полномочиями.

Понятно, что при составлении  бизнес-планов каждого вида должно быть больше уделено внимания определенным вопросам, связанным с целью его составления. Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и кредиторы смогли получить полное представление о предлагаемом проекте и его целях. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, одно дело - открыть мастерскую по ремонту швейных машин, а совсем другое - организовать производство ткацких станков. В первом случае бизнес-план не требует большой объемной проработки, и поэтому часть его разделов может отсутствовать. Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме, для чего следует провести достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

Здесь уже идет речь о  структуре бизнес-плана. Специалисты  при этом обращают внимание на два  предубеждения. Первое - это то, что  существует якобы одна "правильная" структура. Это утверждение верно  только в том смысле, что когда речь идет о привлечении внешних инвестиций, то приходится подстраиваться под требования инвестора. Второе - это то, что структура бизнес-плана и последовательность его разработки - одно и то же. Иными словами, предполагается, что существует некая линейная схема, а в ней - позиция номер один, с которой всегда надо начинать. Кстати, это заблуждение подтверждается существованием программных продуктов, которые своей жестко1структурой задают единственную последовательность работы. Здравый смысл подсказывает, что это не так. Поэтому не важно, с чего начать, все равно придется пройти все разделы, и сделать это не один раз.

Теперь конкретно о  самих разделах бизнес-плана, об особенностях их составления

 

 

2. Разделы бизнес-плана.

 

2.1. Резюме.

Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять свое время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: "Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?", и "Каков риск потери ими денег?"

 

Для ответа на эти вопросы  в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому их них фирма устанавливает цели, к которым стремиться фирма. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновения на рынки и вытеснение старых товаров.

Каждая цель должна иметь  стратегию своего достижения, а на основе стратегии разрабатывается  перечень определенных мероприятий  с их сроком выполнения и конкретными  исполнителями, ответственными за проведение этих мероприятий.

Часто в резюме включают основные данные о фирме: дата создания и регистрации, форма собственности, контактные телефоны руководства фирмы, краткое описание сферы, в которой уже действует фирма, или в которую она собирается войти.

Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые ожидаются от проекта в будущем. Надо отметить, что резюме составляется после составления бизнес-плана.

 

2.2. Анализ дел в  отрасли.

В этом разделе описываются  основные направления и цели деятельности будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося на определенный момент состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание соответствия состояний предприятия или фирмы и той отрасли, в которой оно предположительно будет функционировать.

Кроме этого в этом разделе рекомендуется дать справку  по новым продуктам и достижениям  в этой отрасли, описать новые  рынки и покупателей, новые потребности  этих рынков, новые компании и социально-политические тенденции и факторы, которые смогут оказать позитивное или негативное влияние на реализацию проекта.

 

2.3. Виды товаров (услуг).

С этого раздела начинается основная часть бизнес-плана. В нем  описываются те товары (услуги), которые  собирается предложить фирма будущим  покупателям и ради производства которых задумывался весь проект. При спаде производства разумно поступает тот, кто для своего бизнеса выбирает те товары (услуги), производство которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материала. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирмы не могут полагаться на существующие товары, т.к. потребитель ждет новых усовершенствованных товаров.

Разработка нового товара начинается с поиска идей для новинки. Наиболее логичной стартовой площадкой в поиске идей являются потребители, а другим источником являются ученые, поскольку они могут изобрести или отыскать новые материалы или свойства, которые могут привести к созданию новинок. Затем происходит отбор идей, цель которого как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. Уцелевшие от отбора идеи надо превратить в замыслы товара. Замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Проверка замысла предусматривает опробование его на соответствующей группе целевых потребителей, которым представляют проработанные варианты всех отобранных идей.

Затем от уровня "товар  по замыслу" фирма при разработке товара переходит к уровню "товар  в реальном исполнении". Товар в реальном исполнении может обладать 5 характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, специфической упаковкой и марочным названием. Поэтому на этом уровне предприниматель должен решить вопрос относительно марки товара. Представление товара в качестве марочного может повысить его ценностную значимость, и поэтому данное решение является очень важным аспектом товарной политики, однако фирме необходимо помнить, что использование марки указывает на определенный уровень качества товара (сюда входят как долговечность товара, его надежность, точность, так и простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства).

Информация о работе Типология бизнес-планов