Теоретические и методологические основы анализа кадрового потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:03, реферат

Краткое описание

Современная система управления кадрами, в условиях рыночной экономики, представляет возможности разработки новой, гибкой стратегии развития кадрового потенциала предприятий.
Большинство отечественных и зарубежных авторов рассматривают в связи друг с другом такие понятия, как «кадровый потенциал» и «управление кадрами», поскольку только при умелом управлении возможно рациональное использование кадров и, как следствие, эффективная деятельность предприятий в условиях острой конкурентной борьбы.

Оглавление

Введение
Теоретические и методологические основы анализа кадрового потенциала предприятия
1.1 Понятие кадрового потенциала и его характеристика
1.2 Информационная база анализа кадрового потенциала
1.3 Оценка кадрового потенциала
1.4 Мотивация и стимулирование труда
1.5 Факторы, влияющие на развитие кадрового потенциала
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 51.06 Кб (Скачать)

     Внедрение соответствующей отдельных условий  предприятия организационной структуры  способствует повышению кадрового потенциала.

     Организационная структура управления - упорядоченная  совокупность подразделений, формирующих  уровни управления, их взаимосвязи  и обеспечивают руководство организацией. В иерархической построении и  уровне управления, отражающие производственно-хозяйственную  структуру организации, образуют линейную организационную структуру управления. Необходимость переработки информации, установления связей, обеспечения производственно-хозяйственной  деятельности обусловили появление  функциональных служб (штабов) в системе  управления, формирующих функциональную организационную структуру управления. Именно совокупность линейных и функциональных органов образует организационную  структуру управления.

     Предприятие должно выбрать для себя подходящую организационную структуру управления, которая бы обеспечила эффективное  управление кадрами. Преимущества и недостатки организационных структур управления приведены в таблице 1.3.

     Сегодня эффективность деятельности зависит не только от ее организации, творческого и информационного потенциала предприятия, но и во многом от стиля руководства. Под стилем руководства понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая повлиять на них и заставить делать то, что необходимо в данный момент, совокупность всех методов, приемов, действий, которые использует руководитель в своей деятельности. Выделяют два самых распространенных стиля руководства: авторитарный и демократический (таблица 1.4). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1.1 - Методы оценки персонала

п / п

Название  метода Краткое описание метода
1 Источниковедческий (биографический)  Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, документы об образовании, характеристика
2 Интервьюрувание (собеседование)  Беседа с  работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее составленной или свободной  схеме для получения дополнительных данных о человеке
3 Анкетирование (самооценка) Опрос работника  с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа
4 Социологический опрос Анкетный опрос  работников разных категорий, хорошо знающих  человека, оцениваемой (руководители, коллеги, подчиненные), и построение диаграммы качеств личности
5 Наблюдение Соблюдение за работником, который оценивается, в неформальной и рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня
6 Тестирование Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровки с помощью "ключей"
7 Экспертные  оценки Формирование  группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок потенциала работника
8 Критический инцидент Создание критической  ситуации и наблюдение за поведением работника в процессе ее решения
9 Деловая игра Проведение  организационной игры, анализ знаний и умений, ранжирование грачей по их ролям («генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», «наблюдатель» и др.). И оценка возможности работы в малой группе
10 Анализ конкретных ситуаций Передача работнику  конкретной производственной ситуации или проблемы с задачей проведения анализа и подготовки предложений  по ее решению
11 Ранжирование  Сравнение работников, которые оцениваются, между собой  другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке  возрастания или убывания ранга
 

Продолжение таблицы 1.1

12 Программируемый контроль Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с  помощью контрольных вопросов
13 Экзамен (зачет) Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий  предварительную подготовку того, кто  оценивается, по определенному направлению, дисциплине или ряда проблем и  выступление перед экзаменационной  комиссией
14 Комплексная оценка труда Определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и результативности труда  и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых  коэффициентов
15 Аттестация  персонала Комплексный метод  оценки персонала, использующий другие методы, для определения аттестационной комиссией соответствие кандидата  вакантной должности или должности, которые занимает, и последующего анализа ответов для определения  потенциала работника
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1.2 - Оценка кадрового потенциала предприятия

п / п

Критерии Показатели, характеризующие  критерии
1 Квалификация  и профессионализм персонала 1.1. Количество сотрудников с ученой степенью доктора, кандидата, магистра, специалиста, бакалавра среди персонала
1.2. Количество полученных научных степеней, повышение квалификации в текущем году
1.3. Опыт работы персонала в определенной сфере
1.4. Доля работников с высшим образованием по отношению к другим группам работников
1.5. Уровень профессионализма персонала
1.6. Уровень повышения квалификации персонала.
2 Эффективность менеджмента в организации 2.1. Уровень организационной культуры
2.2. Организационная структура
2.3. Организация труда
2.4. Стиль управления
2.5. Уровень межфункциональных сотрудничества в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
2.6.Система  информирования персонала
2.7. Уровень эффективности системы стимулирования рационализаторства. Оплата труда
2.8. Уровень сотрудничества с другими организациями в инновационной сфере
2.9. Психологический климат
2.10. Условия труда
3 Эффективность творческой деятельности 3.1. Количество предложенных идей и новшеств в текущем году
3.2. Количество реализованных идей, новшеств и рационализаторских идей в текущем году 
3.3. Уровень новизны инноваций
3.4. Количество наград, полученных на конкурсах и выставках за инновации и совершенствование продукции, услуг
4 Психометрические  данные 4.1. Личные психологические характеристики работников

 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 1.3 Преимущества и недостатки организационных структур управления

п / п

Тип организационной  структуры Преимущества Недостатки
1 Линейные - Четкость полномочий, 
- Согласованность действий исполнителей, 
- Оперативность, 
- Личная ответственность руководителя за конечные результаты
требование  высокой компетенции руководства  с всем вопросам, информационная перегрузка руководителя, низкое качество реализации функций управления, концентрация власти на самом высоком уровне управлении 
2 Функциональные - Высокая компетентность сотрудников, специализирующихся на определенных функциях, 
- Высокая результативность выполнения стандартных работ, централизованный контроль стратегических результатов, стандартизация и формализация отдельных процессов и явлений, снижение необходимости в специалистах широкого профиля
- разрыв управленческого  процесса на отдельные, плохо  связанные между собой функции,  появление тенденции к чрезмерной  централизации, длительность процедур  принятия решений, негибкость организационной структуры, дублирование функций
3 Комбинированные:

- линейно-функциональные, 
-линейно-штабные, 
- бюрократические

Преимущества  и недостатки в зависимости от сочетания двух типов организационных  структур управления

 
 
 
  

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 1.4 Общая характеристика стилей руководства 

Характеристика Авторитарный Демократический  (коллективный)
Принцип Руководитель-распорядитель, управляемый-подчиненный руководитель-координатор, управляемый-партнер
Авторитет по должности  по работе
Форма  руководства подробная и формальная организация  выполнения работы общие организационные  рамки выполнения работы
Принятие  решений единоначальные коллегиальное
Вид распоряжение приказ просьба
Делегирование и  распределение ответственности Делегируются  исполнительные задачи и ответственность за них  делегируется общая задача и ответственность за ее решение 
Вид контроля контроль выполнения Контроль за результатом
Дисциплина Формально жесткая Дифференцированный  подход к подчиненным
Отношение к подчиненным Диктуется настроением Ровная манера поведения
Моральное воздействие на  подчиненных Главный метод - наказание  Различные виды стимулов
Отношение к инициативе Подавляет Поощряет, использует в  интересах дела
Стиль общений замкнутый, держит дистанцию  Дружески настроенный
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников:

1. Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 16 июля 1999 г. № 996-XIV / / Галицкие контракты. - 1999. - № 36.

2. Положения (стандарты) бухгалтерского учета / / Все о бухгалтерском учете. - 2005. - № 13.

3. Бутинець Ф.Ф., Давидюк Т.В., Малюга Н.М., Чижевская Л.В. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - 2-е издание.- М.: ООО "Рута", 2002. 

4. Голов С.Ф. Управленческий учет: Учебник.- М.: Изд-во «Либра». - 2004. 

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - 7-е издание испр. - Минск: Новое знание, 2002. 

6. Тарасенко Н.В. Финансы предприятий: Учебник. - М.: Алерта, 2003. 

7. Филиппова С.В. Управленческий анализ: теория и практика. - М.: аврио, 2004. -

8. Экономический анализ: Учеб. пособие / под ред. проф. Ф.Ф. Бутинця. - М.: ООО "Рута", 2003. 

9. Киндрацька Г.И., Билык М.С., Загородний А.Г. Экономический анализ: теория и практика: Учебник / Под ред. проф. А.Г Загороднего. - Львов: «Магнолия Плюс», 2006. 

10. Василенко В.А. Теория и практика разработки управленческих решений: Учеб.посибн. для студ. высших закл. образования .- К.: ЦУЛ, 2003..

11. Виханский О.С., Наумов А.Н.Менеджмент: Учебник - 3-е изд. - М. Экономистъ, 2003

12. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. 3-е изд., Перераб и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006

13. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник - 2-е изд., Перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

14. Бойчик И.М. Экономика предприятия.Учеб. пособие. - К.: Атика, 2002

15. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Эм., 1996.   
​​ 

 

Информация о работе Теоретические и методологические основы анализа кадрового потенциала предприятия