Социальное и природное в теории этногенеза Л.Н. Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:19, реферат

Краткое описание

Учение Л.Н.Гумилева, содержанием которого является теоретическое и
экспериментальное (если принять историю народов в качестве широкомасштабного
эксперимента) рассмотрение процессов возникновения этносов, развития их до
суперэтносов и последующее неизбежное вырождение до этнических реликтов,
достаточно полно изложено им самим в монограии . Однако, несмотря
на казалось бы достаточно полное и последовательное изложение положений
теории в цитируемых работах, вокруг этих положений продолжается полемика,
причем критические статьи, порой грешат прежде всего отсутствием четкости
в определении понятий, которыми опрерируют авторы .

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.53 Кб (Скачать)

хищнический характер. При благоприятных условиях наступает  гомеостаз, когда 

уцелевший этнос  превращается в реликт, существующий в гармонии с окружающей

природой, если она  еще способна обеспечить существование  человека. К этому 

состоянию хорошо подходит афоризм Абба Эбана: "Нация  начинает вести себя

разумно после  того, как уже исчерпываются все  другие возможности". 

ЭТНОС И ЛАНДШАФТ 

   Аспектам  взаимоотношений человечества и  природы и, в частности, вопросу  о 

значении деятельности человека при образовании позднеголоценовых  ландшафтов

Л.Н.Гумилев посвятил специальный цикл статей, опубликованных в 1965-1973 гг.

в журнале Вестник  Ленинградского Университета под общим  заголовком "Этнос и 

ландшафт".

   Homo sapiens является  уникальным видом в том смысле, что в отличии от 

других позвоночных  не ограничился определенным ареалом, а сумел 

приспособиться  к разнообразным природным условиям, причем неоднократно и 

постоянно модифицировал  свое распространение по поверхности  Земли.

"Следовательно,  единой среды и, соответственно, общей экологии для вида нет" 

(7), а элементарными экологическими внутривидовыми таксонами являются

этносы (12). Каждый этнос устанавливает своеобразные отношения с

географической  средой своего ареала и,с одной стороны, участвует в 

прогрессивном общественном развитии человечества, а с другой - поддерживает

контакт с природой. "Мозаичная антропосфера, постоянно  меняющаяся в 

историческом времени  и взаимодействующая с ландшафтами  планеты Земля, не что 

иное, как этносфера" (13).

   Таким образом,  согласно мнению Л.Н.Гумилева, с  природой взаимодействует 

не человечество вообще, а этносы, причем на разных этапах своего жизненного

цикла по разному.

   "Биологический"  человек, вместе с техникой  и культурой, связан с тем 

геобиоценозом, в  котором он составляет верхнее завершающее  звено, и входит

в цикл конверсии  геобиоценоза, под которым, по определению  Гексли, понимается

"механизм, обеспечивающий  циркуляцию энергии среди растений  и животных одного 

местообитания; иначе  говоря, это обмен веществ в  экологическом сообществе,

свойственном данному  местообитанию. Для сохранения местообитания  необходимо,

чтобы циркуляция энергии поддерживалась и усиливалась" (12).

   Стабильный  этнос, находящийся в стадии  гомеостаза, входит в биоценоз 

своего биохора  и ограничен в своей численности  его емкостью. Такие этносы

Л.Н.Гумилев называет персистентами. Естественный прирост  в этносе-персистенте 

лимитирован детской  смертностью и достаточен для  поддержания этноса в

равновесии со средой с некоторой страховкой против экзогенных воздействий:

войн, эпидемий, стихийных  бедствий. На преодоление этих постоянно  возникающих 

трудностей и  уходят нормальные усилия изолированного этнического сообщества.

Оно всегда лишено агрессивности, а следовательно, не способно и к изменению 

природы. Такой  этнос не может быть причиной экологических  катаклизмов (7, 12).

   Напротив, этносы находящиеся в динамическом  состоянии интенсивно 

размножаются, расселяются  за границы своего биохора и изменяют свой первичный 

биоценоз. Такое  явление Л.Н.Гумилев называет антропогенной  сукцессией. При 

переходе в динамическое состояние в огромной степени  возрастает агрессивность 

и адаптивные возможности  этносов, позволяющие им применяться  к новым, прежде

непривычным условиям существования. Именно на этой стадии существования 

этносов осуществляется колонизация новых регионов и  масштабные антропогенные 

преобразования  ландшафтов, причем независимо от характера  деятельности -

созидательного  или хищнического, ставящего целые  регионы на грань 

экологической катастрофы.

   Антропогенные  сукцессии являются результатами  редких, но мощных взрывов 

энергии живого вещества, способной производить работу, то есть пассионарных

толчков. Когда  способность к сверхнапряжениям слабеет, созданный в результате

деятельности предыдущих поколений ландшафт только поддерживается, а когда эта 

способность исчезает, восстанавливается биоценоз данного  биохора (7).

Данное положение  можно проиллюстрировать на примере  древних цивилизаций,

опиравшихся на ирригационное  земледелие - Мессопотамии и Египта. Предки

шумерийцев "отделяя  воду от суши" видоизменили первоначальный ландшафт

настолько основательно, что последующие поколения пользовались трудами их рук.

Некогда могущественные египтяне, последовательно пережившие вторжения 

нубийцев, ливийцев, ассирийцев, персов, македонян, римлян, черпавших 

богатства Египта, превратились в фелахов, упорно поддерживающих биоценоз,

созданный их предками.

   Суммируя  широкий ряд наблюдений, Л.Н.Гумилев  приходит к выводу, что 

"изменение природы  не результат постоянного воздействия  народов на нее, а 

следствие кратковременных  состояний в развитии самих народов" (7).

Этногенез, то есть творческое преображение этнических коллективов  и 

соответствующее ему антропогенное изменение  ландшафтов, происходит на

поверхности Земли  то тут, то там, своего рода толчками, после  чего следуют 

периоды затухающей инерции, переходящие в устойчивое состояние равновесия

между этносами и  окружающей географической средой. Судьба всех этносов -

постепенный переход  к этно-ландшафтному равновесию.

   Что касается  обвинений Л.Н.Гумилева в "географическом  детерменизме", то 

на наш взгляд оно полностью не состоятельно. Влияние "родного" ландшафта на

этносы существует, но весьма опосредованное. Так же как  этносы - сцена для 

развертывания социальной истории, так и ландшафты - сцена  для этнической

истории. Здесь  Л.Н.Гумилев подчеркивает два момента. Во-первых, разнообразие

ландшафтов - условие, облегчающее пуск этногенеза, но не его причина,

потому что сочетания  ландшафтов постоянны, а возникновение  новых этносов 

явление редкое. Во-вторых, оформление новой популяции в  конкретных

географических  условиях определяет функциональную связь  этноса с ландшафтом,

подтверждаемую  многочисленными наблюдениями, и  способствует уникальности

этноса. Исключением  являются этносы-паразиты, живущие  в отрыве от ландшафта 

их породившего, за счет этносов-аборигенов, иногда образуя  химерные этносы

(19). К этому разряду относится явление колониализма, принципиально отличное

от колонизации (1).

   Как итог  рассмотренных тезисов Л.Н.Гумилевым  сформулированы следующие 

выводы.

   Этногенез  - самостоятельное ландшафтогенное  явление. Анализ взаимодействия 

этноса с ландшафтом показал, что оба они связаны  обратной зависимостью, но ни

этнос не является постоянно действующим ландшафтообразующим  факторам, ни

ландшафт без  постороннего воздействия не может  быть причиной этногенеза.

Без учета явления  этногенеза проблема взаимоотношения  человечества с природой

не может быть решена.

   Рассмотренные  отношения этнос - ландшафт не  являются плодом праздного 

теоретизирования. Нежелание учитывать это условие  существования человека

при любой общественно-экономической  формации приводит к трагедии. Примером

может служить  Горный Бадахшан советского периода. В 50-х годах из лучших

побуждений руководители страны рапорядились переселить население  высокогорных

кишлаков в плодородные  долины. Однако жители с высогогорных "полок" Бартанга

и других районов  Памира не смогли существовать в казалось бы благоприятных 

условиях: необратимая  дезадаптация, и физиологическая, и  ландшафтная, привели 

к практически  полному вымиранию популяции  горных таджиков.

   Случай  сознательного использования этого  закона дает история Соединенных 

Штатов Америки. При колонизации Северной Америки  по официальному распоряжению

европейские колонисты  уничтожали биохор североамериканских индейцев:

истребляли бизонов, выжигали прерии, вырубали леса. Лишившись  кормящего 

ландшафта индейцы  потеряли способность к активному  сопротивлению и были

достаточно быстро физически уничтожены, а остатки  крупных племен переселены в 

резервации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ

Таким образом, можно  утверждать, что новая парадигма  этнического развития,

предложенная Л.Н.Гумилевым, имеет не только теоретическое, но и  огромное

практическое значение. Положенная в основу научно-исследовательских 

разработок, проводимых его учениками и последователями, она дает очень 

интересные результаты и позволяет не только по-новому взглянуть на сложные 

проблемы современной  жизни, но, что особенно важно, найти  выход из

сложившихся ситуаций.

Информация о работе Социальное и природное в теории этногенеза Л.Н. Гумилева