Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:19, реферат
Учение Л.Н.Гумилева, содержанием которого является теоретическое и
экспериментальное (если принять историю народов в качестве широкомасштабного
эксперимента) рассмотрение процессов возникновения этносов, развития их до
суперэтносов и последующее неизбежное вырождение до этнических реликтов,
достаточно полно изложено им самим в монограии . Однако, несмотря
на казалось бы достаточно полное и последовательное изложение положений
теории в цитируемых работах, вокруг этих положений продолжается полемика,
причем критические статьи, порой грешат прежде всего отсутствием четкости
в определении понятий, которыми опрерируют авторы .
когда в журнале "Природа" были опубликованы статьи Л.Н.Гумилева и Ю.В.Бромлея
по определению понятия этноса и роли социальных и природных факторов в
процессе этногенеза.
По мнению
Л.Н. Гумилева каждый человек,
как и коллектив людей,
одновременно частью природы и частью социума. И рассматривать его надо в двух
аспектах - со стороны социальной и со стороны природной. В первом случае "мы
видим общественные организации: племенные союзы, государства, теократии,
политические партии и т.п.. Во-втором - этносы, т.е. коллективы людей,
имеющие в каждом случае оригинальную структуру, неповторимый стереотип
поведения и своеобразный ритм развития... Мы помещаем этнос в "зазоре" между
природой и обществом" (16). Именно в этносах осуществляется
взаимодействие
природной среды и
В мировой
истории социальные и
так как природа их различна, а, следовательно, различны причины и
закономерности этих процессов.
В процессах этногенеза присутствуют как социальные, так и биологические
компоненты. "Разница между сознательной и эмоциональной областями поведения
этнических сообществ в том, что первая подчиняется закону спонтанного
общественного развития, а вторая связана с энергетическими толчками"(15).
Ю.В.Бромлей к числу отличительных свойств этнических общностей относит
устойчивость и наглядность, проявляющиеся наиболее отчетливо в следующих
сферах: эндогамия, этническое самосознание и психические стереотипы. "Этнос -
в узком смысле - осознанная культурная общность. Этносы в более широком
смысле - этносоциальные организмы, обладают не только культурной, но и
социально-экономической, политической общностью. В отличие от
этно-социального
организма этнос может
формациях" (24). Таково объяснение несовпадения основных
этапов этнических
и социально-экономических
преемственности
специфических стереотипов
биологической наследственности, а "внебиологическому механизму прижизненного
усвоения ими культурных традиций данной общности"(24).
Ю.В.Бромлей определяет этнос как продукт внешних условий, прежде всего
общественно-исторических. Социальные процессы доминируют над природными в
этносе. В ходе общественного развития социальная детерминированность
этнических процессов возрастает.
Более категоричную
позицию занимает в своих
По его определнию этнос или народ - "это исторически сложившаяся социальная
общность людей; так как эта общность способная к устойчивому существованию
за счет самовоспроизводства, ее можно назвать "социальным организмом" (32).
Условие формирования этноса - общность территории и языка. Этнические
процессы, по мнению В.И.Козлова, - разновидность социальных. Природная среда
не определяет ни сущности этих процессов, ни форм социальных преобразований -
этнических общностей.
"Экономика развитого
нивелирования этнических различий; социализм, утвреждающий национальное
равноправие, открывает пути для предсказанного классиками марксизма-ленинизма
слияния наций"Недостатки концепции Л.Н.Гумилева,
названной им "географо-психологической", В.И.Козлов видит в ее биологичности
и в том, что "этнос рассматривается изолированно как единственно исторически
сложившийся вид общности людей".
Еще одно
определение этноса дает М.И.
и не может иметь четких очертаний. Этнос представляет собой не социальную
организацию ("социальный организм"), а аморфное состояние, принимающее любую
социальную форму - племени, союза племен, государства, церкви, партии и т.д.,
и не одну, а нескольких одновременно"Нельзя смешивать этнос с
биологическими категориями, которыми являются расы, и с различными видами
социальной организации. Самым слабым местом в теории Л.Н.Гумилева
М.И.Артамонов считает теорию пассионарности, объясняя повышенную активность
представителей этноса исключительно обострением внешних и внутренних
противоречий общества.
Как видим,
основной недостаток теории Л.
"биологичности" этноса, упрекая его чуть ли не в расизме. Однако,
Л.Н.Гумилев высказывается по этому поводу достаточно ясно: "Будучи
последовательным противником рассизма, я вижу "биологичность" этноса не в его
анатомических или генетических чертах, а в поведенческих, в системе условных
рефлексов, которые со времен И.П.Павлова рассматриваются как раздел биологии"
(16).
ЭТНОГЕНЕЗ
Исследование процессов рождения этносов и их превращения в суперэтносы,
развития, рост могущества этих суперэтносов и их вырождение (или гибель) -
предмет этнической истории, которая в свою очередь "... является функцией
природного процесса этногенеза и изучает естественно сложившиеся несоциальные
коллективы людей - различные народы, этносы..." (5).
Читателю может показаться, что определение замкнулось на себя. Но это не так:
этническая история отличается от истории социальных структур дискретностью
процессов, поскольку этногенез конечен и связан с энергией живого вещества
биосферы. Этногенез лежит на грани, где историческая наука из гуманитарной
переходит в естественную, т.е. на стыке классической истории, географии
(ландшафтоведения), биологии (генетики) и экологии. Действительно, если
этнические явления лежат в сфере природы и представляют собой часть явлений
биоценоза, управляемого изменениями ландшафтов, то, при возникновении, этнос
вместе с породившим его ландшафтом составляют биохор (биоценоз + ландшафт).
С другой стороны, события политической истории прямо (например, разгром
Болгарии Византией) или косвенно (навязывание колониальной формы
хлопководства - усыхание Арала - вымирание каракалпаков) вмешивается в
процессы этногенеза, нарушая непрерывный характер этногенетической функции,
если за аналитический вид таковой принять кривую этногенеза, предложенную
школой Л.Н.Гумилева (4, 14 и др.). Итак,
этногенез - явление биосферное и "работает" на биохимической энергии живого
вещества. Но каков канал передачи этой энергии в человеческих сообществах,
в форме какого
этногенетического "двигателя" она
реализуется?
ПАССИОНАРНОСТЬ
Здесь мы
подходим к важнейшему
центральному звену. В одной из публичных лекций Лев Николаевич отметил, что
введение в научный обиход системного подхода, представления о биосфере,
учения о сигнальной наследственности или понятия этноса (известного со времен
Аристотеля) не является его заслугой. Но если его имя останется в науке, то
прежде всего, благодаря тому, что он открыл побудительную причину
этногенетических процессов - явление пассионарности.
В общем
виде Л.Н.Гумилев определил
энергии живого вещества, преломленного психикой (1) или как эффект
избытка энергии живого вещества биосферы (5). Эти натурфилософские
определения точны, но недостаточно конкретны, если их применять к конкретным
процессам человеческой истории. В онтогенезе пассионарность - это способность
к сверхнапряжению ради иллюзий (идеальных целей), причем знак этих идеальных
устремлений значения не имеет (14).
Признак
пассионарности - поведенческий,
носителя идеала как такового и о желании достичь идеальной цели даже вопреки
инстинкту самосохранения и сохранения вида (потомства). Как биологический
инстинкт, пассионарность - антитеза инстинкта самосохранения и часто ведет
к преждевременной гибели индивида. В зависимости от соотношени величин
пассионарного импульса (Р) и инстинкта самосохранения (I) Л.Н.Гумилев
рассматривает три
характерных поведенческих
гармоничники (P равен I), субпассионарии (P меньше I). В статистически
равновесном этносе преобладают гармоничные особи, но изменение соотношения
поведенческих типов определяет "состояние этноса как закрытой системы
дискретного типа
(по классификации А.А.
Пассионарность
- это характерологическая
внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление
какой-либо цели. Пасссионарность отдельного человека может сочетаться с
любыми способностями: "... она не имеет отношения к этике, одинаково легко
порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло,
исключая только равнодушие" (2).
На оценке
самого феномена
внешне индивидуальные проявления часто коррелируют с неординарной
активностью, жаждой власти, предельным честолюбием, но эта корреляция
неоднозначна. Л.Н.Гумилев специально останавливается на этом:
"... соспоставление пассионариев с вождями - домысел, цель которого описание
одного из поведенческих признаков свести к банальной, давно отброшенной
теории
Информация о работе Социальное и природное в теории этногенеза Л.Н. Гумилева