Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:19, реферат
Учение Л.Н.Гумилева, содержанием которого является теоретическое и
экспериментальное (если принять историю народов в качестве широкомасштабного
эксперимента) рассмотрение процессов возникновения этносов, развития их до
суперэтносов и последующее неизбежное вырождение до этнических реликтов,
достаточно полно изложено им самим в монограии . Однако, несмотря
на казалось бы достаточно полное и последовательное изложение положений
теории в цитируемых работах, вокруг этих положений продолжается полемика,
причем критические статьи, порой грешат прежде всего отсутствием четкости
в определении понятий, которыми опрерируют авторы .
). Тем не менее, появляются публикации, сводящие
природное явление, открытое Л.Н.Гумилевым, к идее Аристотеля о врожденной
предрасположенности властвующих к тому, чтобы властвовать (34). Здесь
опять, как и в случае с расизмом, к истории этногенеза неоправданно
подсоединяется многократно отвергнутая, но по-прежнему живучая теория "героев
и толпы", которая основана на концепции доминирования инстинкта власти в
качестве источника поведенческой активности. В действительности эффект
пасионарности не сводится ни к одному из известных инстинктов (даже самых
сильных - инстинкту самосохранения и защиты потомства) и не перекрывается их
проявлениями.
А вот
на биохимическом уровне
отражение, поскольку способность к сверхнапряжению, естественно, должна быть
подкреплена гуморально-психическими
особенностями данного
Существует очевидный параллелизм с результатами, полученными при изучении
стресса. Стресс, как физиологическое состояние по энергетическому смыслу,
возможно, является составляющей признака пассионарности. Ведь стрессовая
реакция, по определению,
- это быстрая мобилизация
организма. Интересно, что стресс существенно повышает мутабельность.
Показано, что выделение в организм больших доз кортикостероидов имитирует
стрессорную реакцию и одновременно вызывает разрыв хромосом, повышая число
хромосомных перестроек. Число хромосомных мутаций при этом увеличивается как
в половых так
и в соматических клетках.
ПАССИОНАРНЫЙ
ТОЛЧОК
Исходным
моментом любого этногенеза
небольшого числа особей в географическом ареале. Следствием мутации является
появление в генотипе людей признака пассионарности, формирующего новый
стереотип поведения. Это явление, вызывающее в популяции повышенную абсорбцию
биохимической энергии из внешней среды и приводящую к появлению новых
этнических систем Л.Н.Гумилев назвал пассионарным толчком (14). Толчок
может быть идентифицирован по ряду объективных признаков, универсальных для
всех известных
в истории феноменов
Природа пассионарного толчка является одним из открытых вопросов теории
этногенеза. Прежде всего, география отдельного толчка имеет своеобразный
характер: область генерации пассионариев представляет собой узкую полосу
(шириной 200-300 км),
вытянутую по поверхности
близкую к геодезической
линии. Возникший признак
с повышенной активностью, но характер этой активности определяется местными
условиями: "ландшафтными, этнокультурными, социальными, а также силой самого
импульса. Вот почему все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы
этногенеза сходны" (2). Через 1200-1500 лет от начального
момента толчка пассионарный признак в популяции угасает и этнос либо
растворяется в среде соседних народов (ассимилируется), либо существует
неограниченно долго в гомеостазе, в состоянии равновесия с биоценозом своего
ландшафта.
Поскольку
в теории принято, что
есть ген - носитель этого признака, то проявляться он должен в результате
мутаций, вызванных внешним энергетическим воздействием на популяцию.
Генетическая природа пассионарности подтверждается не только фактом передачи
признака пассионарности по наследству с постепенным его угасанием (свойство
рецессивных признаков), но и прямым расчетом этногенетических кривых с
использованием закономерностей популяционной генетики (28).
А вот
тип внешнего воздействия,
не установлен.
Сам Л.Н.Гумилев с учениками
склонялся к космической
воздействию космических лучей, вызванных вариациями солнечной активности или
вспышкаами сверхновых (21).
Однако
возможен вариант воздействия
на организмы электрических
магнитных полей, возникающих в результате каких-то процессов, протекающих в
мантии Земли (след воздействия будет тоже геометрически представляться в
форме геодезических линий).
ФАЗЫ
ЭТНОГЕНЕЗА
Итак, пассионарный толчок прошел. Какими путями затем развивается процесс
этногенеза? По Л.Н.Гумилеву развитие этносов в результате пассионарного
толчка во всех случаях на качественном уровне протекает однотипно и
исключений в ряду законченных этногенезов, зарегистрированных мировой
историей, им не обнаружено.
Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, характеризуемых
определенным уровнем пассионарного напряжения и соответствующим ему
стереотипом поведения (8). Первая фаза - фаза пассионарного подъема
этноса. В ней выделяются два периода: скрытый или инкубационный (от момента
пассионарного толчка до появления этноса как новой системы) и явный,
связанный с политическим оформлением нового этноса и усложнением его
структуры (увеличение числа субэтносов и конвиксий). Стереотип поведения:
"Будь тем,
кем ты должен быть", как
способ утверждения прав
среди соседей.
Наибольший подъем пассионарности -акматическая фаза, в течение которой
пассионарные перегревы сменяются временными спадами. Люди перестают работать
на общее дело и начинают бороться каждый сам за себя. Императив поведения:
"Будь самим
собой!". Избыток пасионариев
этноса или аннигилируется внутри него. Обычно эта фаза сопровождается
внутренним соперничеством и резней.
Следующая фаза этногенеза - фаза надлома, характеризующаяся резким
снижением пассионарного напряжения и увеличением доли субпассионариев.
Императив: "Мы устали от великих". Надлом сопровождается огромным
рассеиванием энергии, кристализующейся в памятниках культуры и искусства.
Однако, внешний расцвет культуры вызван спадом пассионарности, а не ее
подъемом. Это самая болезненная фаза,начинающаяся на заключительном участке
демографического
взрыва и заканчивающаяся
Наступает инерционная фаза, во время которой плавное снижение
пассионарного напряжения приводит к стабилизации этноса после надлома. Это
период расцвета цивилизации, наступает эпоха накопления культурных ценностей,
ранее часто уничтожаемых в огне "горячих фаз". Стереотип поведения в этой
фазе: "Будь таким как я".
Снижение
уровня пассионарного
гомеостазу (устойчивому состоянию этнической системы) характеризует следующую
фазу - фазу обскурации. При этом размываются системные связи, удерживаемые
энергией пассионариев, этнос упрощается, заметную роль начинают играть
субпассионарии. Их стереотип поведения: "Будь таким, как мы" - становится
стереотипом этноса в целом. Этнос теряет устойчивость, способность к
самозащите почти равна нулю, и, поэтому, не каждому этносу дано эту фазу
пережить.
Уцелевший в обскурации этнос вступает в последнюю фазу этногенеза -
мемориальную, когда сохраняется лишь память об исторической традиции, а затем
приходит время равновесия с природой (гомеостаз). В изолированном состоянии
он может существовать сколь угодно долго, демонстрируя богатую историю и
памятники культуры. Поскольку в этот период доминируют гармоничные особи,
этнос находится в адаптивном равновесии со своим ландшафтом, но творчески
он погас. Стереотип поведения: "Будь самим собой доволен". Это состояние
бесконечно существующего маленького народа сформулировал для троллей Ибсен
в "Пер Гюнте": "Будь собой доволен, троль!".
Краткое описание фаз этногенеза, приведенной выше, можно расцветить
текстами исторической этнологии, которые так живо звучат в монографиях
Л.Н.Гумилева. Но ввиду неблагодарности занятия, состоящего в перписывании
чужого текста, авторы обзора отсылают читателя к монографиям Л.Н.Гумилева
(4, 14), добавив к ним выпущенные в последние годы монографии по
этногенезу Руси и циркумкаспийского ареала - горнила современного
евроазиатского геополитического пространства (8, 11).
Как же
соотносятся описанные выше
истории - соотношением развивающегося этноса с вмещающим его ландшафтом?
При возникновении, т.е. в фазе подъема, этнос "подтесывает" ландшафт и
применяется к
нему. Во время междоусобиц и
фазы ландшафт не эксплуатируется и тем самым предоставлен сам себе. Но вот в
инерционной фазе, когда растет техносфера, а хозяйственная деятельность
направлена на расширенное воспроизводство, давление на природную среду идет
по нарастающей,
что порой оборачивается
подрубившего под собой сук - тому примером является угасание Вавилона (6, 22).
В этой фазе этногенеза фатальный исход для биоценоза не является
обязательным, но
опасная трансформация
Еще более опасной для биохора является фаза обскурации. Поскольку
системные связи в этом случае размываются и активную роль начинают играть
субпассионарии, отношение общества к окружающей среде имеет выраженный
Информация о работе Социальное и природное в теории этногенеза Л.Н. Гумилева