Социальное и природное в теории этногенеза Л.Н. Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:19, реферат

Краткое описание

Учение Л.Н.Гумилева, содержанием которого является теоретическое и
экспериментальное (если принять историю народов в качестве широкомасштабного
эксперимента) рассмотрение процессов возникновения этносов, развития их до
суперэтносов и последующее неизбежное вырождение до этнических реликтов,
достаточно полно изложено им самим в монограии . Однако, несмотря
на казалось бы достаточно полное и последовательное изложение положений
теории в цитируемых работах, вокруг этих положений продолжается полемика,
причем критические статьи, порой грешат прежде всего отсутствием четкости
в определении понятий, которыми опрерируют авторы .

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.53 Кб (Скачать)

). Тем не менее,  появляются публикации, сводящие 

природное явление, открытое Л.Н.Гумилевым, к идее Аристотеля о врожденной

предрасположенности властвующих к тому, чтобы властвовать (34). Здесь

опять, как и  в случае с расизмом, к истории  этногенеза неоправданно

подсоединяется  многократно отвергнутая, но по-прежнему живучая теория "героев

и толпы", которая  основана на концепции доминирования  инстинкта власти в 

качестве источника  поведенческой активности. В действительности эффект

пасионарности не сводится ни к одному из известных  инстинктов (даже самых 

сильных - инстинкту  самосохранения и защиты потомства) и не перекрывается их

проявлениями.

   А вот  на биохимическом уровне пассионарность  действительно может находить 

отражение, поскольку  способность к сверхнапряжению, естественно, должна быть

подкреплена гуморально-психическими особенностями данного организма.

Существует очевидный  параллелизм с результатами, полученными  при изучении

стресса. Стресс, как  физиологическое состояние по энергетическому  смыслу,

возможно, является составляющей признака пассионарности. Ведь стрессовая

реакция, по определению, - это быстрая мобилизация энергетических ресурсов

организма. Интересно, что стресс существенно повышает мутабельность.

Показано, что выделение  в организм больших доз кортикостероидов имитирует 

стрессорную реакцию  и одновременно вызывает разрыв хромосом, повышая число 

хромосомных перестроек. Число хромосомных мутаций при  этом увеличивается как 

в половых так  и в соматических клетках. 

ПАССИОНАРНЫЙ  ТОЛЧОК 

   Исходным  моментом любого этногенеза является  специфическая микромутация 

небольшого числа  особей в географическом ареале. Следствием мутации является

появление в генотипе людей признака пассионарности, формирующего новый 

стереотип поведения. Это явление, вызывающее в популяции  повышенную абсорбцию 

биохимической энергии  из внешней среды и приводящую к появлению новых 

этнических систем Л.Н.Гумилев назвал пассионарным толчком (14). Толчок

может быть идентифицирован  по ряду объективных признаков, универсальных  для 

всех известных  в истории феноменов этногенеза.

   Природа  пассионарного толчка является  одним из открытых вопросов  теории 

этногенеза. Прежде всего, география отдельного толчка имеет  своеобразный 

характер: область  генерации пассионариев представляет собой узкую полосу

(шириной 200-300 км), вытянутую по поверхности Земли  и геометрически 

близкую к геодезической  линии. Возникший признак пассионарности связан

с повышенной активностью, но характер этой активности определяется местными

условиями: "ландшафтными, этнокультурными, социальными, а также  силой самого

импульса. Вот почему все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы

этногенеза сходны" (2). Через 1200-1500 лет от начального

момента толчка пассионарный признак в популяции угасает  и этнос либо

растворяется в  среде соседних народов (ассимилируется), либо существует

неограниченно долго  в гомеостазе, в состоянии равновесия с биоценозом своего

ландшафта.

   Поскольку  в теории принято, что пассионарность - признак генетический и 

есть ген - носитель этого признака, то проявляться он должен в результате

мутаций, вызванных  внешним энергетическим воздействием на популяцию.

Генетическая природа  пассионарности подтверждается не только фактом передачи

признака пассионарности по наследству с постепенным его  угасанием (свойство

рецессивных признаков), но и прямым расчетом этногенетических кривых с 

использованием  закономерностей популяционной  генетики (28).

   А вот  тип внешнего воздействия, вызывающего  мутацию, до настоящего времени 

не установлен. Сам Л.Н.Гумилев с учениками  склонялся к космической причине -

воздействию космических  лучей, вызванных вариациями солнечной  активности или 

вспышкаами сверхновых (21).

   Однако  возможен вариант воздействия  на организмы электрических или 

магнитных полей, возникающих в результате каких-то процессов, протекающих в 

мантии Земли (след воздействия будет тоже геометрически  представляться в 

форме геодезических  линий).

  

ФАЗЫ  ЭТНОГЕНЕЗА 

   Итак, пассионарный  толчок прошел. Какими путями  затем развивается процесс 

этногенеза? По Л.Н.Гумилеву развитие этносов в результате пассионарного 

толчка во всех случаях на качественном уровне протекает  однотипно и 

исключений в  ряду законченных этногенезов, зарегистрированных мировой 

историей, им не обнаружено.

   Этнос, возникнув,  проходит ряд закономерных фаз  развития, характеризуемых 

определенным уровнем  пассионарного напряжения и соответствующим  ему 

стереотипом поведения (8). Первая фаза - фаза пассионарного подъема

этноса. В ней  выделяются два периода: скрытый  или инкубационный (от момента 

пассионарного толчка до появления этноса как новой  системы) и явный,

связанный с политическим оформлением нового этноса и усложнением  его 

структуры (увеличение числа субэтносов и конвиксий). Стереотип  поведения:

"Будь тем,  кем ты должен быть", как  способ утверждения прав нового  этноса 

среди соседей.

   Наибольший  подъем пассионарности -акматическая  фаза, в течение которой 

пассионарные перегревы  сменяются временными спадами. Люди перестают работать

на общее дело и начинают бороться каждый сам за себя. Императив поведения:

"Будь самим  собой!". Избыток пасионариев выплескивается  за пределы арелала 

этноса или аннигилируется внутри него. Обычно эта фаза сопровождается

внутренним соперничеством и резней.

   Следующая  фаза этногенеза - фаза надлома,  характеризующаяся резким 

снижением пассионарного  напряжения и увеличением доли субпассионариев.

Императив: "Мы устали от великих". Надлом сопровождается огромным

рассеиванием энергии, кристализующейся в памятниках культуры и искусства.

Однако, внешний  расцвет культуры вызван спадом пассионарности, а не ее

подъемом. Это самая  болезненная фаза,начинающаяся на заключительном участке 

демографического  взрыва и заканчивающаяся демографическим  спадом.

   Наступает  инерционная фаза, во время которой  плавное снижение 

пассионарного напряжения приводит к стабилизации этноса после  надлома. Это 

период расцвета цивилизации, наступает эпоха накопления культурных ценностей,

ранее часто уничтожаемых в огне "горячих фаз". Стереотип  поведения в этой

фазе: "Будь таким  как я".

   Снижение  уровня пассионарного напряжения  ниже уровня, свойственного 

гомеостазу (устойчивому  состоянию этнической системы) характеризует  следующую 

фазу - фазу обскурации. При этом размываются системные  связи, удерживаемые

энергией пассионариев, этнос упрощается, заметную роль начинают играть

субпассионарии. Их стереотип поведения: "Будь таким, как мы" - становится

стереотипом этноса в целом. Этнос теряет устойчивость, способность к 

самозащите почти  равна нулю, и, поэтому, не каждому  этносу дано эту фазу

пережить.

   Уцелевший  в обскурации этнос вступает  в последнюю фазу этногенеза -

мемориальную, когда  сохраняется лишь память об исторической традиции, а затем 

приходит время  равновесия с природой (гомеостаз). В изолированном состоянии 

он может существовать сколь угодно долго, демонстрируя богатую  историю и 

памятники культуры. Поскольку в этот период доминируют гармоничные особи,

этнос находится  в адаптивном равновесии со своим  ландшафтом, но творчески 

он погас. Стереотип  поведения: "Будь самим собой доволен". Это состояние 

бесконечно существующего  маленького народа сформулировал для  троллей Ибсен 

в "Пер Гюнте": "Будь собой доволен, троль!".

   Краткое  описание фаз этногенеза, приведенной  выше, можно расцветить 

текстами исторической этнологии, которые так живо звучат в монографиях 

Л.Н.Гумилева. Но ввиду  неблагодарности занятия, состоящего в перписывании

чужого текста, авторы обзора отсылают читателя к  монографиям Л.Н.Гумилева

(4, 14), добавив к ним выпущенные в последние годы монографии по

этногенезу Руси и циркумкаспийского ареала - горнила  современного

евроазиатского  геополитического пространства (8, 11).

   Как же  соотносятся описанные выше фазы  с важнейшим вопросом этнической 

истории - соотношением развивающегося этноса с вмещающим  его ландшафтом?

   При возникновении,  т.е. в фазе подъема, этнос  "подтесывает" ландшафт и 

применяется к  нему. Во время междоусобиц и завоевательных войн акматической

фазы ландшафт не эксплуатируется и тем самым  предоставлен сам себе. Но вот в 

инерционной фазе, когда растет техносфера, а хозяйственная  деятельность

направлена на расширенное воспроизводство, давление на природную среду идет

по нарастающей, что порой оборачивается трагедией  и гибелью этноса,

подрубившего под  собой сук - тому примером является угасание Вавилона (6, 22).

В этой фазе этногенеза фатальный исход для биоценоза  не является

обязательным, но опасная трансформация ландшафта  происходит всегда.

   Еще более  опасной для биохора является  фаза обскурации. Поскольку 

системные связи  в этом случае размываются и активную роль начинают играть

субпассионарии, отношение  общества к окружающей среде имеет  выраженный

Информация о работе Социальное и природное в теории этногенеза Л.Н. Гумилева