Шпаргалка по "Бизнес-планирование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бизнес-планирования".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.25 Кб (Скачать)

1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач:

• открытие нового дела;

• перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов деятельности;

• подготовка заявок для получения кредитов;

• обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

Под бизнес-планированием (деловым планированием)понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия).

Основная форма бизнес-планирования– составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.

Бизнес-план– план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.

Основная цель разработки бизнес-плана– определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Другие возможные цели разработки бизнес-плана:получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.

План бизнеса используют и как  инструмент проведения деловых переговоров.

Основное назначение бизнес-плана:

• проработать решения по развитию каждого вида деятельности;

• составить план и график работ, действий;

• информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.);

• усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.

При подготовке плана предприниматель  должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или  инвестора, и ясно показать, что он готов отдать.

Наряду с внутрифирменными функциями  бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне.Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

 

3.Цели и задачи бизнес-планирования

Бизнес-планирование представляет собой процесс написания бизнес-плана, в котором могут принимать участие две заинтересованные стороны: инвестор, который хочет оценить эффективность вложения средств, и исполнители, в лице консультантов или персонала предприятия.  

В первую очередь, бизнес-планирование необходимо инвестору, так как от этого в огромной мере зависит судьба его предприятия, именно по этой причине бизнес-планирование не должно происходить без непосредственного  участия инвестора.

Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-планирование:

- дает возможность  четко обдумать и оформить  свои идеи, проверить их жизнеспособность  на бумаге расчетным путем;

- такой бумажный (виртуальный) вариант проверки  идеи в конечном счете убережет  предпринимателя от множества  ошибок и ненужных затрат, сэкономит  деньги, время и нервы;

- позволяет предпринимателю  гораздо лучше понять механизм  работы предприятия и действовать  в рыночной среде намного эффективнее;

- когда Вы завершите  процесс написания бизнес-плана,  он будет служить Вам, как  схема или карта, точное следование  которой позволит с большей  вероятностью достигнуть намеченной  цели.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Главная цель бизнес-плана — выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:

·  получение кредитов или привлечение инвестиций;

·  определение степени реальности достижения намеченных результатов;

·  доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

·  убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.  
Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана —-концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала фирмы.

4.Функции и  принципы бизнес-планирования

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. 
Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. 
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. 
Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуаций банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана. 
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. 
Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели. 
Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

  • гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

 

 

· непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

• коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

• участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

• адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

• комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

• итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования

 

6 Отличие бизнес-плана от других плановых документов

Бизнесплан, как никакой  из других планов фирмы, имеет внешнюю  направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана  экономического и социального развития предприятия бизнесплан учитывает  не только внутренние цели предпринимательской  организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того,в бизнесплане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансовоэкономических аспектах бизнеса, в то время как научнотехнические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

Более близок к бизнесплану  такой привычный, известный ранее  российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главное отличие ТЭО от бизнесплана  — это то, что техникоэкономическое обоснование — это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственнотехнические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнесплана от ТЭО состоит в его стратегической направленности. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнеспланом. Бизнесплан постепенно вытесняет ТЭО из сферы предпринимательской деятельности.

Бизнесплан является одним  из ключевых элементов стратегического  планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет, иногда больше. Однако между бизнеспланом и стратегическим планом существует ряд различий:

1) в отличие от стратегического  плана бизнесплан включает не  весь комплекс общих целей  фирмы, а только одну из них  — ту, которая связана с созданием  и развитием определенного нового  бизнеса. Бизнесплан организации  ориентирован только на развитие, в то время как стратегический  план может включать другие  типы стратегий организации;

2) стратегические планы  — это обычно планы с растущим  горизонтом времени. Бизнесплан  имеет четко очерченные временные  рамки. Таким образом, бизнесплан  по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью;

3) в бизнесплане функциональные  составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо  более весомое значение, чем в  стратегическом плане, являются  полноправными, равновесными частями  структуры бизнесплана.

В условиях рыночной экономики  функции ТЭО все чаще выполняют  инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнесплану по структуре  и характеру изложения материала.

Понятие инвестиционного  проекта может употребляться  в двух случаях: как инвестиционная деятельность (реализация системы инвестиционных мероприятий), как система организационноправовых, аналитических, инженернотехнических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта.

Инвестиционный проект целесообразно  рассматривать во втором смысле. Бизнесплан организации иногда выступает по отношению к инвестиционному  проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнеспроектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнесплан может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе делового планирования.

Может также существовать бизнесплан организации, включающий планируемые результаты инвестиционного проекта, например, если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии (расширение производства, модернизация, реконструкция). В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнесплан предприятия, который регулирует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнесплан могут быть близки по структуре. Структура бизнесплана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.

 

8. Участники процесса  бизнес-планирования

Участниками бизнеса выступают  следующие группы людей:

1) собственно предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск, под свою экономическую и юридическую ответственность, а также коллективы предпринимателей. Деловой интерес участников бизнеса первой группы – получение доходов – реализуется через производство и реализацию продукции. В процессе своей деятельности они вступают в деловые взаимоотношения, а также в отношения с другими участниками бизнеса, образуя в итоге сферу предпринимательского бизнеса. Последняя включает три компонента: производство продукции, коммерцию (торговлю) и коммерческое посредничество.

Бизнес нельзя сводить лишь к коммерции (торговле) и коммерческому  посредничеству. Бизнес – это прежде всего производство, составляющее основу любой экономики;

2) индивидуальные и коллективные потребители продукции, предлагаемой предпринимателями, а также коллективы потребителей, образующих свои союзы, ассоциации и т. п.

Деловой интерес участников бизнеса этой группы – приобретение товаров и услуг. Он реализуется  посредством налаживания контактов  с производителями и продавцами продукции на основе взаимной выгоды. Если для предпринимателей выгодой  является доход, то для потребителей – товар или услуга, удовлетворяющие  их потребности. Реализуя свои потребительские  интересы, эта группа участников бизнеса  образует сферу потребительского бизнеса;

3) работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму, на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы. Деловой интерес участников бизнеса третьей группы – извлечение доходов – реализуется посредством работы в фирме, организации, на предприятии. Если для предпринимателей выгодой в сделках является конечный доход фирмы, то для наемных работников – личный доход, получаемый в результате выполненной работы. Реализуя свои интересы, данная группа участников образует сферу трудового бизнеса;

4) государственные органы, учреждения и организации, когда они выступают непосредственными участниками сделок. Речь идет о предоставлении правительственных заказов предпринимателям, определении цен, состава и объема льгот при их выполнении и т. д. В таких случаях государственные органы являются равноправными партнерами других участников бизнеса. Деловой интерес участников этой группы – осуществление общегосударственных программ (научно-технических, научно-производственных, социальных и др.) в целях удовлетворения потребностей как государства в целом, так и всех его граждан. Принцип взаимной выгоды при таких сделках следующий. Фирмы стимулируются государством для участия в этих программах, а государство получает возможность реализовать их на практике, образуя в конечном счете сферу государственного бизнеса.

Информация о работе Шпаргалка по "Бизнес-планирование"