Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа
В настоящее время можно задать вопрос, насколько древней является история упаковки? С тех пор, как Адам и Ева были изгнаны из рая, им пришлось самим добывать себе пищу и хранить ее. В Музее древностей в Бодруме (Турция) сохранились древнейшие амфоры, которые использовали для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов.
До 1850 года упаковка ограничивалась бочонками, деревянными коробами и мешками из джутовых волокон.
Введение
Глава 1
Основные аспекты упаковки товара
Подходы к решению проблемы выбора упаковки товара
Целостность образа
«Честность» упаковки
Индивидуальность упаковки
Информация о упаковке
Соответствие принципу концентрации внимания
Анализ цветовых решений в упаковке
Возможность внесения изменений в дизайн упаковки
Глава 2
Проблема эстетики пищевой упаковки
Проблема транспортировки питания в упаковке
Заключение
Список использованной литературы
Упаковка -- это носитель закодированной информации не только о самом продукте, но и о производителе. Поэтому на первом этапе работы очень важно учесть эмоциональное отношения потребителя к создателю продукта. Для только вступивших на рынок или небольших производителей стоит задача обратить на себя внимание и возбудить интерес к продукту при невозможности крупных затрат на рекламу. Достичь этого можно использованием оригинальных дизайнерских решений. Образ же крупного, хорошо зарекомендовавшего себя в глазах покупателя производителя формируют убедительность и характер обращения к историцизму и традиционализму в образе марки. При выборе концепции дизайна упаковки (эпоха, стиль, материал, шрифты) необходимо ответить на вопрос: чего покупатели ждут и хотят от известного производителя?
В целом задачи дизайна должны соотноситься с общей стратегией проектирования упаковки, выбранной для данного продукта (см. табл. 3).
Таблица 3 Основные стратегии при проектировании упаковки
Стратегия |
Цели |
Задачи при проектировании упаковки |
1. Прямой вызов |
Уверенно заявить о себе как о лучшей (или достойной) альтернативе лидерам. Прямой вызов конкурентам и их самым сильным маркам |
Выявление сильных сторон дизайна лидирую- щих марок конкурентов и совершенствование собственного стиля. Возможно использование «марок-камикадзе» |
2. Имитация |
Достижение максимального |
Использование аналогичных применяемым конкурентами приемов дизайна, проверенных дизайнерских решений |
3. Наступление |
Атака на более слабые позиции конкурентов и вытеснение слабых про- тивников |
Выделение марок и корпоративного
блока с помощью |
4. Инфильтрация |
Использование ошибок и упущений конкурентов |
Выделение и демонстрация преимуществ упа- ковки собственного продукта на фоне неудач- ных дизайнерских решений конкурентов. Заполнение пустующих мест в продуктовой линии (размер, форма, характер использова- ния упаковки) |
5. Оборона |
Укрепление позиций |
Устранение ошибок, недоработок в дизайне, укрепление корпоративного блока |
После того как стратегия определена, остается уточнить, на чем сделать акцент: вкусе, полезности, цене, уникальности или типичности, новизне или традиционности, репутации производителя или популярности продукта, вызове обществу или конформизму, гармоничности или броскости. Обобщенная информация затем передается дизайнерам для создания макета упаковки.
Рассмотрим подробно некоторые моменты, которые маркетолог должен учесть при формулировании технического задания на разработку упаковки продукта.
Подходы к решению проблемы выбора упаковки товаров
Выбор композиционного решения должен быть осознанным. Существуют два основных типа композиции (табл. 4):
Симметричная - базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии -- равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).
Асимметричная - основана на динамическом равновесии, когда динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерна для растительного мира и большинства объектов неживой природы).
Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о товаре, но и нести информацию о производителе.
Таблица 4 Восприятие композиционных решений упаковки
Вид композиции |
Восприятие |
Симметричная |
· Приверженность производителя традициям, соблюдение старин- ных рецептов и способов изготовления товара; консерватизм, не- подвластность изменчивой моде · Любовь к порядку, серьезность, продуманность · Постоянство и ответственность, солидность, надежность, требо- вательное отношение производителя к своей продукции, устойчи- вое положение на рынке · Официальность, идеи державности (большинство государствен- ных гербов симметричны) |
Асимметричная |
· Свобода, раскованность, динамичность, энергия, напор, актив-. ность · Сила, агрессивность · Новизна, революционность · Изящность, легкость, утонченность, богемная элитарность · Сладострастность, выраженное гендерное начало (женственность или мужественность) · Кратковременность выгодного предложения (в сочетании с со- общением о большем объеме упаковки за ту же цену, информаци- ей о лотереях) · Творческий поиск, стремление производителя к новизне и пере- менам или непостоянство, метания · Неформальный подход |
Использование цветов на упаковке
Зарубежные и отечественные специалисты уделили большое внимание особенностям восприятия цветов, доказав, что посредством обращения к эмоциям покупателя возможно побудить его совершить покупку. Как правило, использование определенных цветов на упаковке связано с общим образом марки и несет в себе те же стимулы и образы, что и реклама данного продукта. Например, синий цвет банки кофе Maxell House привлекает людей, рассматривающих процесс кофепития как приятный отдых, в то время как красный у Nescafe призывает взбодриться, преодолеть трудности, вызывает радостное волнение от предвкушения наслаждения. С позиции цветовых ассоциаций не совсем оправданным выглядит применение красного в упаковке 6%-ного молока «Домик в деревне»: волнение и активность не уживаются с образом сельской идиллии и домашнего уюта, который олицетворяет спокойная бабушка-хозяйка. А вот зеленый фон пакета кефира той же марки делает картину целостной.
Некоторые виды продуктов традиционно требуют использования определенных цветов: молочные изделия -- белого, зеленого и синего, цвета сочной травы и неба, хлебобулочные -- желтого, песочного и коричневого. Смешанные тона, редко присутствующие в живой природе (ярко-фиолетовый), могут вызвать подсознательное недоверие к продукту питания и сомнения в его натуральности.
В дополнение к этой области знания хотелось бы привести краткие результаты исследований компании «Юнион-Стандарт Консалтинг» по восприятию цветовой гаммы элитных алкогольных напитков (винной и водочной продукции). Мнения потребителей таковы:
предпочтительно использование не более двух-трех цветов;
цвета должны быть чистыми (не смешанными);
черный цвет должен быть одним из примененных в оформлении;
использование золота и серебра должно быть очень лаконичным и ненавязчивым, гораздо больший эффект имеют удачные сочетания цветов и контрасты.
Дизайн
упаковки, как известно, определяет
первое впечатление потребителя
о товаре. Положительное или
Использование информационных и изобразительных элементов
В техническом задании на разработку упаковки маркетолог должен определить количество и значимость (размер) основных информационных элементов, отметить возможность включения изобразительных элементов и указать их желаемое процентное соотношение на упаковке (см. табл. 5). Роль изобразительных элементов возрастает в области продуктов питания, где простая, порой прямоугольная, форма упаковки является серьезным ограничением для фантазии дизайнера. Успех дизайна в этом случае зависит от того, насколько удачно организованы плоскости. Продукты, предполагающие вариации формы упаковки, могут не использовать изобразительных элементов вообще, как, например, некоторые элитные алкогольные напитки.
Таблица 5 Информационные и изобразительные элементы на упаковке продукта
Информационные элементы |
Изобразительные элементы |
1. Название продукта. 5. Информация об особенностях
продукта. |
1. Геометрические фигуры, составляющие
композицию (с помещением в них
информации). 4. Награды продукта. |
Основные критерии оценки вариантов упаковки
Первый шаг в оценке макетов, предложенных дизайнерами, -- это рассмотрение по «принципу исключения», выявление явно негативных моментов. Маркетолог сам должен ответить на вопросы:
- Возникает ли дискомфорт при взгляде на упаковку (зрительный или эстетический)?
- Что
вызывает раздражение,
- Что вызывает основное недоумение?
Причины возникновения дискомфорта при восприятии упаковки изложены в таблице 6.
Таблица
6 Причины возникновения
Причина возникновения |
Недостатки дизайна |
Информация на упаковке не читается или читается с трудом |
Использованы сложно читаемые шрифты. Надпись теряется на фоне. Надписи расположены под углом, неудобным для чтения |
Продукт «не удерживает»взгляд |
Изображен набор разрозненных элементов, композиция не сба- лансирована. Акценты расположены вблизи границ. Расположение цветовых и тональных пятен не структурировано |
Упаковка имеет «дешевый» вид |
Использованы неудачные |
Далее
можно производить более
1.2.1 Цельность образа
- Соответствие принципу KISS
В разработке дизайна продукции, как и во многих других областях, все большее применение находит принцип KISS («Keep It Short and Simple») -- «держись простоты и краткости». Ключевой вопрос: не слишком ли сложен для понимания покупателя созданный образ продукта? Он должен быть понятен без дополнительных объяснений -- это общепринятое требование к изображению (не только реалистическому) и иллюстрации.
- Сочетание изображений на упаковке и названия
- Сочетание изображений на упаковке и вида продукта
Покупатель при первом взгляде на упаковку, даже с расстояния, должен безошибочно ответить на вопрос: «Что это за продукт?» Важно это не только в случаях, когда потребление данного вида продукта еще не стало привычным (молочные десерты, замороженные торты, мюсли), но и для традиционных, часто покупаемых продуктов. Так, увидев красочную, в стиле мультфильма, картинку на упаковке «Шоколадницы забавной» комбината «Коломенское», не все покупатели осознают, что перед ними любимый вафельный торт, а не видеокассета.
- Ограничение количества цветов и элементов
Главных информационных элементов, основных контрастов и цветов должно быть немного. Рекомендуется использовать не более пяти основных цветов. Данное правило не исключает использования блендов (диффузионных цветовых растяжек) этих пяти цветов. Число главных информационных элементов (надписей, изображений) тоже желательно ограничить пятью, но иногда можно пользоваться формулой «семь плюс--минус два».
1.2.2 «Честность» упаковки
Самое главное -- не обмануть ожидания покупателя. Если на упаковке присутствуют изображения самого продукта или его частей, они не должны выглядеть приукрашенными. Конечно, художник может поддаться соблазну выделить начинку рулета, но покупатель с сожалением потом констатирует, что слой оказался не таким толстым.
Вызвать
разочарование могут и
Иногда
изображение сопутствующих
1.2.3 Индивидуальность упаковки
Будет ли упаковка похожа по оформлению на аналогичные продукты или выполнена в резко индивидуальном стиле? Соки и нектары марки «Золотая Троя» производства ООО «Троя-Ультра» являются хорошей иллюстрацией нетипичного решения. Создатели не побоялись использовать на упаковке не только оригинальные ассоциации, но и нетрадиционный для восприятия соков черный цвет. Упаковка фруктового мороженого в форме пластмассовых ягод с листочком-крышкой (производство ПКФ «Проксима») вызывает желание попробовать продукт даже зимой. Такие решения упаковки предоставляют больше возможностей для декоративной выкладки.
Очень индивидуальна и водка, выпускаемая в зеленых бутылках. Настоящий «зеленый змий». Только вот брать ее покупатели не решаются.