Организационные формы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все цивилизованные страны обязаны свои благополучием не командно-административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития которой является предпринимательство.
Как показывает мировой опыт, без свободы рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание невозможно.
В Российской Феде

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Предпринимательство: сущность и история развития…................5
1.1. История предпринимательства и взгляды ученых-экономистов на термин предпринимательство………………………………….…..5
1.2. Понятие и значение в экономическом развитии……………… 12
Глава 2. Организационно-правовые формы предпринимательства…..….16
2.1. Товарищество (партнерство)…………………………………….17
2.2. Полное товарищество…………………………………………....17
2.3. Товарищество на вере (коммандитное товарищество)………..19
2.4. Хозяйственное общество………………………………………...21
2.4.1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)………..22
2.4.2. Общество с дополнительной ответственностью……………..23
2.5. Акционерное общество…………………………………………..23
2.5.1. Закрытое акционерное общество (ЗАО)……………………...24
2.5.2. Открытое акционерное общество (ОАО)…………………..…25
2.5.3. Корпорации……………………………………………………..26
2.6. Индивидуальный предприниматель………………………….....30
Глава 3. Современная ситуация предпринимательства РФ…............…....31
Заключение................................................................................................34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Садков1 А.А.docx

— 93.51 Кб (Скачать)

_________________________

5Данько Г.П. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. – М.: Дело, 2007г.

         
 
 
 

       Рис. 1. Субъекты предпринимательской деятельности

       Во  взаимоотношениях предпринимателя  и потребителя предприниматель  относится к категории активного  субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.6

       Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость «завоевать»  потребителя, создать круг собственных  потребителей.

       Основными средствами воздействия предпринимателя  на потребителя выступают следующие  факторы: новизна товара и его соответствие интересу потребителя; качество; цена, доступность товара; степень универсальности товара; внешний вид и упаковка; позитивные отличительные характеристики товара от то других производителей и возможность потребите ознакомиться с такими отличиями; возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса; соответствие общепринятым или государственным стандартам; престижность и привлекательность рекламы товара и т.д7.

_________________________

6 Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп./под.ред. Б.А. Райзберга

7 Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие. Рук. Авт. Коллектива и науч.ред. А.В. Сидорович. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ДИС, 2006г. – 832с.

       Вывод, который можно было бы сделать  из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель вы в роли активного  субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его  содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель  не может игнорировать этот факт.

       Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в  зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере  деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

       В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для разви предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по во в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства). 

       Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

       Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и  наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем  выше заработная плата, к примеру), а  часть носит полярно противоположный  характер (предприниматель не заинтересован  в высокой оплате труда, а наемный  работник заинтересован). В таких  случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов  предпринимательского процесса. 
 
 

       В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует  в условиях достаточно глубокой специализации  производства, возникшей на основе разделения труда.

       Любой  предприниматель  нуждается  в  эффективных партнерским  связях: только в таком случае он может эффективно  действовать в рамках  того  или иного фрагмента целостного производственного процесса.  Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно  изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

       В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение – и даже предрасположенность  – действовать в союзе с другими предпринимателями  и вести постоянный поиск  наиболее  эффективных  партнерских  связей,  в  ходе которых предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности8.

       Таким образом, при планировании своей  деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект  предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

       Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль - это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Однако получение  прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой  активности. В этой связи важно  обратить внимание на выделение такой  экономической категории, как предпринимательская  прибыль, или предпринимательский  доход.

       Под предпринимательским доходом следует  понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый 

_________________________

8 Долан Э., Эдвин Дж. Макроэкономика / Под общ. Ред. Б.В. Лисовика и др.ДО «Санкт-Петербург оркестр», М.: Дело, 2006г.

предпринимателем  благодаря его природным качествам  или особому умению анализировать  и по-новому комбинировать факторы  производства в зависимости от внешних  условий9.

     Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

  • обычная прибыль делового человека;
  • излишек над обычной прибылью делового человека.

       Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т.е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

       Всякий  предприниматель, таким образом, выступает  в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может  быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

       1.2. Понятие и значение  в экономическом  развитии

       Понятие "предпринимательство" и "предприниматель" имеют многовековую историю. Впервые  в экономической литературе этот термин появился во Всеобщем Словаре  Коммерции, изданном в Париже в 1723 году, где в статье по предпринимательству  указывается, что под ним подразумевается  взятие на себя обязательств по производству или строительству объекта10. В качестве научного термина понятие предприниматель впервые появилось в работах французского экономиста Ричарда Кантильона в восемнадцатом веке. Он не только использовал этот термин в экономическом смысле, но и дал его четкое определение. По Кантильону, предприниматель - это человек с непостоянными доходами: _________________________

9 Государство учится управлять своей собственностью / Экономика России XXI. - № 1 (6) март, 2006г.

10 Золотухин В., Гаврилов А. К вопросу о содержании предпринимательства и формах его реализации// Управленческое консультирование, 1998, №1. 

       фермер, ремесленник, сапожник, портной. 

       По  Кантильону, предприниматель - это человек с непостоянными доходами: фермер, ремесленник, сапожник, портной. Предпринимателем он считал любого, кто покупает по твердым ценам, а продает по ценам неопределенности. Риск - главная черта предпринимателя.

       В дальнейшем, с развитием экономической  жизни общества, развивалась и  экономическая мысль относительно научного понимания предпринимательства, создавались различные теории и  концепции этой категории.

       В западных странах с научно-практической точки зрения современное предпринимательство  характеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

       Наиболее  типичное и емкое определение  предпринимательства дано в работе американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса: «Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым»11.

       Существенное  значение в развитие теории и практики предпринимательства внесли выдающиеся зарубежные ученые-экономисты Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Друкер, а также российские ученые, посвятившие научные исследования этих проблем, А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, В.В. Радаев, Ю.М. Осипов, М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев и др.

       В большинстве научных определениях предпринимательства учеными Запада, по сути, речь идет о таком поведении (процессе), в котором требуется  проявление инициативы, организации  и реорганизации социально-экономического механизма, с тем, чтобы суметь с  выгодой использовать имеющиеся  ресурсы и конкретную ситуацию и  взять на себя ответственность за возможную неудачу, то есть готовность рисковать.

       Для развития предпринимательства в  нашей стране существенное значение имеет понимание того, что не любое  новое дело является предпринимательством.

       Предпринимательство в первую очередь связано с  эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой  для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и  другими хозяйствующими субъектами, получения в конечном итоге материального  и морального вознаграждения.

       Предпринимательство - по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников  предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты11.

       Итак, предпринимательство в обобщенном смысле отражает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с  организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемых

_________________________

11 Нешитой А.С. Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности// Финансовый менеджмент, 2002, №4.

результатов в виде прибыли (дохода).

       Поступательное  развитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами  и является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального  дохода, повышения эффективности  общественного производства.

Информация о работе Организационные формы бизнеса