Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа
Рынок фотоуслуг в Томске в том виде, как мы знаем его сейчас, начал формироваться около семи лет назад. Особенно активное его развитие началось в последние четыре года.
До этого момента город обслуживали буквально пара фотостудий, точки, где можно было сделать фото на документы, а также несколько фотографов-частников, которые могли шаблонно запечатлеть школьн
Рынок фотоуслуг в Томске в том виде, как мы знаем его сейчас, начал формироваться около семи лет назад. Особенно активное его развитие началось в последние четыре года.
До этого момента город обслуживали буквально пара фотостудий, точки, где можно было сделать фото на документы, а также несколько фотографов-частников, которые могли шаблонно запечатлеть школьников и новобрачных. Газетные фотокорреспонденты в то время частной съемкой практически не занимались.
Ситуация начала меняться с открытием первого в городе глянцевого журнала "Серебряный кофе", когда появились первые заказы на съемку совсем другого уровня, нежели раньше. В ответ на зарождающийся спрос начало формироваться предложение. Появились более-менее профессиональные фотостудии, томичи стали узнавать имена фотографов, которые были готовы работать для них в самых разных жизненных ситуациях – от свадьбы до корпоратива.
Кроме того, фотография в последние годы начала повсеместно входить в обиход и становиться популярным элементом частных и общественных интерьеров. А это тоже сыграло не последнюю роль в растущей популярности фотодела.
В итоге, даже в небольшом Томске сравнительно быстро на рынок начали выходить и выходят до сих пор все новые студии и фотографы-фрилансеры, счет которым, видимо, уже идет на сотни.
О сегодняшнем дне рынка фотоуслуг и перспективах его развития "Томскому Обзору" рассказали фотографы и бизнесмены
Дмитрий Карпушев, ведущий томский фотограф - читайте комментарий
Максим и Екатерина Печерские, студия "Имаго" - читайте комментарий
Александр Почтарев, фотограф, преподаватель томской "Академии Фотографии" - читайте комментарий
Антон Дирин, первый клубный фотограф Томска, основатель сайта Vclubax.ru - читайте комментарий
Константин Янучковский, фотостудия "Zoom" - читайте комментарий
Вячеслав Смирнов, свадебный фотограф - читайте комментарий
Фотостудии
На сегодняшний день основные игроки, которые на наш взгляд, выделились в сегменте фотостудий, это "Академия Фотографии", "Photo SAFARI Centre" и "Imago". Их лидерами стали энергичные фотографы-профессионалы, которые, обладая более высоким уровнем подготовки, смогли потеснить своих предшественников и соперников.
Правда, конкуренции, как таковой, между студиями, да и более мелкими салонами, сейчас практически нет. Причина такой мирной жизни кроется в том, что каждый занял свою нишу (портретная съемка, рекламная, для портфолио и т.д.) и работает в ней. Что, в свою очередь, происходит в условиях постепенно формирующегося спроса на высокохудожественную съемку. Заказчиков услуг подобного рода с каждым днем становится больше. Тем не менее, их количество пока не настолько велико, чтобы спровоцировать бурный рост на рынке услуг.
Открывать свою фотостудию сейчас, исходя из стоимости услуг и среднего количества заказов в месяц, по мнению многих томских фотографов, не выгодно. Практически, она может существовать только в составе комплекса. Еще одно препятствие: для работы со студийным оборудованием фотографам необходимы дополнительные образование и навыки, что также требует серьезных вложений. В итоге, удержаться на рынке удается очень немногим. И ожидать роста этого сегмента можно будет только при условии серьезного увеличения спроса на услуги профессионалов.
Фриланс
Иначе обстоят дела в среде фотографов-фрилансеров. Ими рынок перенасыщен. Если пять лет назад в городе было три-четыре известных имени, то сегодня всех уже просто не перечислишь. Многие подростки, способные удержать в руках цифровую "мыльницу", учатся процессу съемки на своих друзьях, а затем, и не получив специального образования и опыта, рано или поздно начинают считать себя фотографами и без смущения предлагают услуги горожанам.
Как отмечали наши собеседники, не смотря на то, что в городе работают две фотошколы, на мастерстве основной массы фотолюбителей-фрилансеров это практически не сказывается. Курсы заканчивают преимущественно те люди, которые хотят делать бытовые снимки на чуть более высоком уровне, нежели они умеют сейчас. Так, только 1%, по словам педагогов фотошкол, говорят, что хотели бы стать фотографами. Большинство учеников оканчивают только первую ступень, всего лишь несколько десятков преодолели вторую, третью, считающуюся уже профессиональной, в Томске не преподают вообще. Таким образом, быстрыми темпами происходит рост количества фотографов с низким уровнем квалификации. А видимое расслоение по качеству предоставляемых услуг протекает медленно. Причем, потребитель, не готовый к такому большому предложению, зачастую выбирает мастера "методом тыка", после чего бывает разочарован результатом.
Что снимаем?
Наиболее востребованный сегодня у заказчиков тип съемок - свадебная фотография. В этом сегменте конкуренция среди фотографов наиболее высока. В борьбе за клиента они расширяют спектр предоставляемых услуг: делают фотоальбомы, слайд-шоу, распечатывают снимки, берут на съемки ассистентов, обеспечивают дополнительные источники света и т.д.
Популярны съемки на природе (например, прогулки по парку), они, по отзывам фотографов, составляют четверть доходов в летний сезон.
Особняком стоят съемки для клубной индустрии. Здесь среди фотографов конкуренция идет на местном уровне. Съемка в клубах дает опыт, помогает найти клиентов, которые будут приносить дополнительные заказы. Но попасть в эту среду не так просто - невозможно, проходя мимо заведения, зайти и начать снимать. В клубах отдыхают люди, которые не всегда хотят появляться в кадре, поэтому и доступ фотографов туда строго дозируется. Допускаются те, кто сможет работать на положительный имидж клуба, при этом делая работы высокого уровня.
Тяжело в Томске обстоят и дела на рынке рекламного фото – его практически не снимается. Визуальные решения тех федеральных брендов, которые мы видим на билбордах, приходят из столицы. Самостоятельной продукции в городе производится мало, заказчиков практически нет. Но те, кто все-таки пытается привлечь местных фотографов, в основном выбирают по принципу "где дешевле". И часто оказываются недовольны результатом, предпочитая впоследствии скачивать "картинки с интернета".
Художественная съемка в студии с каждым годом постепенно становится все более востребованной. Чаще всего к фотографам обращаются девушки, с просьбами сделать снимки для размещения на сайтах знакомств, в социальных сетях или интимные фотографии для друга. Увеличивается количество семейных пар, которые раз в год делают общий семейный портрет (папа, мама, ребенок, собака). Люди начинают ценить историческую память и стараются "сохранить" себя для потомков. Отдельно родители заказывают костюмированную фотосъемку детей. А впоследствии снимки переделывают в открытки и календари, которыми украшают дом.
Новой тенденцией стала съемка беременных девушек и женщин. Такие работы становятся прекрасным дополнением к первым снимкам малыша.
Клиенты
Если говорить о клиентах, то они, по мнению фотографов, только начинают учиться оценивать уровень предлагаемых услуг и отличать хорошую фотографию от плохой. Поэтому профессионалы сегодня готовы не только работать на съемках, но и проводить фотовыставки, открытые семинары и платные мастер-классы, чтобы объяснить публике, какой должна быть качественная фотография. Многим и во время съемок приходится проводить ликбезы на тему, как вести себя перед камерой, как стоять, как двигаться, что лучше надеть и т.д.
Часто клиенты не понимают, из чего складывается стоимость снимка. Для большинства из них по-прежнему открытием является тот факт, что фотограф, дизайнер и стилист – это разные профессии, и труд каждого из них оплачивается отдельно. Тем не менее, время идет, и заказчики уже начинают ориентироваться на имя фотографа, выбирать, исходя из уровня мастерства, а не низкой стоимости и доступности.
Цены
Институт ценообразования на рынке фотоуслуг сейчас находится в стадии формирования. Каждый фотограф сам оценивает свои способности и просит за них те деньги, которые считает возможным. Ценовой максимум в Томске установился примерно на 30 тысячах за съемочный день, минимум обходится в несколько сотен рублей за час работы. Минувший кризис, по мнению многих, с кем мы беседовали, пока ударил по стоимости фотоуслуг в рамках допустимого. В среднем, ценник снизился на 30%. Износ оборудования у фотографов высок, каждый год "выкидывается" около 50 тысяч рублей, если техника хорошо загружена работой, например, на свадьбах. Поэтому большее падение цен на услуги приведет к тому, что работа будет делаться в убыток. Будет ли оно – пока вопрос.
Во всяком случае, "эхо кризиса" ожидается нынешним летом среди свадебных фотографов - свадьбы оплачиваются заранее зимой и весной, и тенденции к уменьшению числа заказов уже наметились. Но пока это достаточно осторожные оценки – говорить о готовности людей, переживших трудный год, платить за фотосъемки, на взгляд профессионалов рынка, пока рано.
Развитие
Заторможенность развития фотодела в Томске обусловлена, по словам наших собеседников, в первую очередь, отдаленностью от Москвы. Фотографам становятся труднодоступными мастер-классы именитых мастеров, которые обучили бы их новым техникам съемки, рассказали о тенденциях развития мировой фотографии. Организовывать такие поездки накладно, да стоимость самих курсов достаточно высока (в сумму от 5 до 15 тысяч обойдутся 3-5 дней тренингов).
По-прежнему трудно достать необходимое оборудование, особенно для съемок в студии. Приходится искать его через интернет, порой заказывать на свой страх и риск, или просить знакомых привезти и ждать, тот ли это будет предмет, и какой эффект, в результате, он даст. Стоимость же техники на местном рынке раза в полтора выше, чем в Москве.
При более низкой стоимости услуг, для томских фотографов разница в цене ощутима, а расходы на амортизацию существенно бьют по карману. Открывать большой профессиональный торговый центр для пары сотен заинтересованных людей экономически не выгодно.
Проблемным вопросом остается и обслуживание оборудования. В случае поломки техники, за быстрым и качественным ремонтом обратиться некуда - обслуживанием фототехники в городе занимается пара сервисных центров, которые берутся только за мелкие неполадки.
Еще одной серьезной, по мнению многих экспертов проблемой, является практически полное отсутствие в Томске специализированных выставочных площадей, на которых было бы возможно экспонировать полноразмерные (обычно 2х3 м.) работы. А без постоянного знакомства с образцами качественной фотографии ни сами фотографы, ни их клиенты не будут в достаточной степени включены в мир современной фотосъемки.
На Западе, а теперь такая тенденция приживается и в Москве, фотографы уже давно специализируются на каком-то одном типе съемки и практикуют только ее - как говорится, если снимает хлеб, то за обувь уже не возьмется. В Томске прожить на чем-то одном, а следовательно, и развиваться в конкретном направлении, пока нельзя.
Тем не менее, рынок фотоуслуг в Томске постепенно растет, увеличивается количество людей, которые берут кредиты и покупают себе цифровые камеры, изучают основы фотомастерства и начинают предлагать свои услуги в качестве фотографов.
В борьбе за клиента, они расширяют свои предложения: от уже упоминавшихся свадебных альбомов до медиапрезентаций, оформленных интерьерных фотографий, специальной обработки фото. Таким образом, и "обертка" непосредственно фотоуслуги приобретает все более высокий уровень.
В то же время, клиенты на первое место начинают ставить эмоции, которые удается отразить фотографу на снимках, а не техническое качество исполнения. Мастеров уже узнают по имени, учатся распознавать достоинства и недостатки их работ. А рынок фотографии постепенно начинает приобретать "человеческое лицо" и дифференцироваться, чего так ждут многие профессионалы, работающие на нем.
Материал подготовила Евгения Швецова