Вредные привычки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:33, реферат

Краткое описание

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Оглавление

I. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе………….1-5
1.1. Основные понятия и определения……………………………………………...3
1.2.Реализация самостоятельной работы……………………………………………3
II.О мотивации самостоятельной работы студентов…………………………………5-14
2.1 Организация и формы самостоятельной работы……………………………….7-11
2.2 Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы……….......12-14
III.Заключение…………………………………………………………………………14
Библиография………………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений студентов. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, как правило он находится в пределах 29%-32% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине. 
 
Цикловые комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл. при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала учебной дисциплины. и устанавливают время внеаудиторной самостоятельной работы но всем дисциплинам цикла в пределах общею объема максимальной учебной нагрузки студента, отведенной рабочим учебным планом на данный цикл дисциплин. 
 
При разработке рабочего учебного плана учитываются предложения ПЦК по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин, при необходимости вносятся коррективы. 
 
При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателей устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся па внеаудиторную самостоятельную pa6oту, определяются формы и методы контроля результатов. 
 
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины. 
 
Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием. 
 
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы): составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста {аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу;
  • решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

 

 

Виды заданий для внеаудиторной  самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

Индивидуальное задание  может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; 
подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное  отношение студентов к внеаудиторной  СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание  этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной  постановки задачи и выбора цели. 
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного  курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д. 
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях по естественно-научным и техническим  дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное  решение задач. Практические занятия  целесообразно строить следующим  образом:

1. Вводное слово преподавателя  (цели занятия, основные вопросы,  которые должны быть рассмотрены).

2. Беглый опрос.

3. Решение 1-2 типовых задач  у доски.

4. Самостоятельное решение  задач.

5. Разбор типовых ошибок  при решении (в конце текущего  занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и  задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или  от ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать определенное  количество задач для самостоятельного  решения, равных по трудности,  а оценку ставить за количество  решенных за определенное время  задач.

2. Выдавать задания с  задачами разной трудности и  оценку ставить за трудность  решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может  быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в  течение 5, максимум - 10 минут. Таким  образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому  студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам модуля или  раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем  практическом занятии по разделу  или модулю подвести итоги его  изучения (например, провести контрольную  работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые  хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает  все дополнительные виды работ.

Из различных форм СРС  для практических занятий на старших  курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может  быть связана с конкретными производственными  проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования  по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. 
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность работы студентов  на обычных практических занятиях может  быть усилена введением новой  формы СРС, сущность которой состоит  в том, что на каждую задачу студент  получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а  исходные данные различны. Перед началом  выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий  порядок решения, точность и единицы  измерения определенных величин, имеющиеся  справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов  преподавателем приучает студентов  грамотно и правильно выполнять  технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными  данными. Изучаемый материал усваивается  более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как  без понимания теории предмета, без  хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это  улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.  
Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия. 
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода. 
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

1.                Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).

2.                 Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).

3.                 Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).

4.                 Проверить и выставить оценку за отчет. 
Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

 

 

                Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы

Разработка комплекса  методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной  работы студентов. К такому комплексу  следует отнести тексты лекций, учебные  и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или  группы родственных дисциплин и  другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент  является равноправным участником учебного процесса.  
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний  и умений студентов при начале  изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то  есть регулярное отслеживание  уровня усвоения материала на  лекциях, практических и лабораторных  занятиях;

- промежуточный контроль  по окончании изучения раздела  или модуля курса; 

- самоконтроль, осуществляемый  студентом в процессе изучения  дисциплины при подготовке к  контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по  дисциплине в виде зачета или  экзамена;

- контроль остаточных  знаний и умений спустя определенное  время после завершения изучения  дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной  работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в  современной практике высшего профессионального  образования часто рассматривается  рейтинговая система обучения, позволяющая  студенту и преподавателю выступать  в виде субъектов образовательной  деятельности, т.е. являться партнерами.

Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход  от пятибалльной шкалы, а возможность  объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных  на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет  свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет  с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к  ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы  переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой  оценки включаются дополнительные поощрительные  баллы за оригинальность, новизну  подходов к выполнению заданий для  самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется  возможность повысить учебный рейтинг  путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.

Рейтинговая система - это  регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной  работы. Ведение многобалльной системы  оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает  свою «цену». Получается, что «стоимость»  работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая  была необходима для успешного выполнения задания. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко  подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100% максимальной суммы баллов - оценка «отлично», 70%-85% - оценка «хорошо», 50%-70% - «удовлетворительно», 50% и менее от максимальной суммы - «неудовлетворительно».

При использовании рейтинговой  системы:

·                   основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности, активность студентов выходит на творческое осмысление предложенных задач;

Информация о работе Вредные привычки