Вредные привычки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:33, реферат

Краткое описание

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Оглавление

I. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе………….1-5
1.1. Основные понятия и определения……………………………………………...3
1.2.Реализация самостоятельной работы……………………………………………3
II.О мотивации самостоятельной работы студентов…………………………………5-14
2.1 Организация и формы самостоятельной работы……………………………….7-11
2.2 Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы……….......12-14
III.Заключение…………………………………………………………………………14
Библиография………………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

 

                                                  План

I. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе………….1-5

   1.1. Основные понятия и определения……………………………………………...3

   1.2.Реализация самостоятельной работы……………………………………………3

II.О мотивации самостоятельной работы студентов…………………………………5-14

   2.1 Организация и формы самостоятельной работы……………………………….7-11

   2.2 Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы……….......12-14

III.Заключение…………………………………………………………………………14

Библиография………………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

Основная задача высшего  образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной  деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя  к студенту. Необходимо перевести  студента из пассивного потребителя  знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный  результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время  реформа высшего образования  связана по своей сути с переходом  от парадигмы обучения к парадигме  образования. В этом плане следует  признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а  должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и  возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную  работу. Усиление роли самостоятельной  работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного  процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать  умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому  применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

В то же время самостоятельная  работа, ее планирование, организационные  формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к  современной образовательной ситуации (диверсификация высшего образования, введение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического  мониторинга и т.д.).

В исследованиях, посвященных  планированию и организации самостоятельной  работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый  и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом  плане. Однако особого внимания требуют  вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной  аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов – целостная  педагогическая система, учитывающая  индивидуальные интересы, способности  и склонности обучающегося

 

 

 

 

 

                                               Основные понятия и определения

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что  же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это  любая деятельность, связанная с  воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий  условия для зарождения самостоятельной  мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной  работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с  преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, самостоятельной  работа студентов может быть как  в аудитории, так и вне ее. Тем  не менее, рассматривая вопросы самостоятельной  работы студентов, обычно имеют в  виду в основном внеаудиторную работу. ри разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением определяется:

Следует отметить, что для  активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней  мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его  восприятие. Реально, особенно на младших  курсах, сильна тенденция на запоминание  изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы  часто преувеличивают роль логического  начала в преподнесении своих  дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и  междисциплинарные связи, преемственность  дисциплин оказывается весьма низкой даже, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это  для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную  подготовку.  
Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             О мотивации самостоятельной работы студентов

Активная самостоятельная  работа студентов возможна только при  наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной  профессиональной деятельности.  
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой  работы. Если студент знает, что  результаты его работы будут  использованы в лекционном курсе,  в методическом пособии, в лабораторном  практикуме, при подготовке публикации  или иным образом, то отношение  к выполнению задания существенно  меняется в лучшую сторону  и качество выполняемой работы  возрастает. При этом важно психологически  настроить студента, показать ему,  как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования  фактора полезности является активное применение результатов работы в  профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание  на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может  выполнять самостоятельные задания  по ряду дисциплин гуманитарного  и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в  творческой деятельности. Это может  быть участие в научно-исследовательской,  опытно-конструкторской или методической  работе, проводимой на той или  иной кафедре. 

3. Важным мотивационным  фактором является интенсивная  педагогика. Она предполагает введение  в учебный процесс активных  методов, прежде всего игрового  тренинга, в основе которого лежат  инновационные и организационно-деятельностные  игры. В таких играх происходит  переход от односторонних частных  знаний к многосторонним знаниям  об объекте, его моделирование  с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка  принятия решения. Первым шагом  в таком подходе являются деловые  или ситуационные формы занятий,  в том числе с использованием  ЭВМ.

4. Участие в олимпиадах  по учебным дисциплинам, конкурсах  научно-исследовательских или прикладных  работ и т.д. 

5. Использование мотивирующих  факторов контроля знаний (накопительные  оценки, рейтинг, тесты, нестандартные  экзаменационные процедуры). Эти  факторы при определенных условиях  могут вызвать стремление к  состязательности, что само по  себе является сильным мотивационным  фактором самосовершенствования  студента.

6. Поощрение студентов  за успехи в учебе и творческой  деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции  за плохую учебу. Например, за  работу, сданную раньше срока,  можно проставлять повышенную  оценку, а в противном случае  ее снижать.

7. Индивидуализация заданий,  выполняемых как в аудитории,  так и вне ее, постоянное их  обновление.

8. Мотивационным фактором  в интенсивной учебной работе  и, в первую очередь, самостоятельной  является личность преподавателя.  Преподаватель может быть примером  для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель  может и должен помочь студенту  раскрыть свой творческий потенциал,  определить перспективы своего  внутреннего роста. 

9. Мотивация самостоятельной  учебной деятельности может быть  усилена при использовании такой  формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод  погружения"). Этот метод позволяет  интенсифицировать изучение материала,  так как сокращение интервала  между занятиями по той или  иной дисциплине требует постоянного  внимания к содержанию курса  и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий  является проведение многочасового  практического занятия, охватывающего  несколько тем курса и направленного  на решение сквозных задач. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Организация и формы самостоятельной работы

Главное в стратегической линии организации самостоятельной  работы студентов в вузе заключается  не в оптимизации ее отдельных  видов, а в создании условий высокой  активности, самостоятельности и  ответственности студентов в  аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.  
Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В стандартах высшего профессионального  образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета  времени студента - 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может  быть использовано на самостоятельную  работу. Кроме того, большая часть  времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную  работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном  процессе вполне достаточно, вопрос в  том, как эффективно использовать это  время.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной  работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого  пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий  уровень самостоятельности студентов  и улучшение качества подготовки.  
Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.  
Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. 
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. 
При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная  работа;

2. Аудиторная самостоятельная  работа, которая осуществляется  под непосредственным руководством  преподавателя;

3. Творческая, в том числе  научно-исследовательская работа.

  • Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом и объемами времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации по теоретическому обучению);
  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;
  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть умениями).

Информация о работе Вредные привычки