Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:12, реферат
В настоящее время совершенно нереально категорично объявить, будет ли мир в будущем однополюсным, двухполюсным или многополюсным. Человечество из поколения в поколение всегда само прокладывало себе путь в будущее, преодолевая при этом самые различные препятствия как естественного, так и социального характера. Никакого заранее уготованного и ожидающего нас будущего не существует. Развитие человечества может сделать совершенно неожиданный виток, поэтому все мои выводы окажутся логичными, но неверными
Развитие человечества
В настоящее время совершенно нереально категорично объявить, будет ли мир в будущем однополюсным, двухполюсным или многополюсным. Человечество из поколения в поколение всегда само прокладывало себе путь в будущее, преодолевая при этом самые различные препятствия как естественного, так и социального характера. Никакого заранее уготованного и ожидающего нас будущего не существует. Развитие человечества может сделать совершенно неожиданный виток, поэтому все мои выводы окажутся логичными, но неверными. Однако возможность того или иного исхода в ближайшем будущем можно просчитать. Моя задача заключается в том, чтобы, основываясь на истории человечества, заглянуть в обозримое будущее и представить каким же оно будет.
Путь в будущее пролегает через борьбу противоположностей, столкновения классовых и национальных интересов, противодействующих друг другу тенденций и контртенденций. Одни из этих тенденций могут согласовываться на протяжении длительного исторического периода, тогда как иные, будучи разнонаправленными и несовместимыми, взаимно исключают друг друга. Так в современном мире действуют две тенденции в национальном вопросе: одна из них – стремление всех народов к самоопределению, к национальной независимости и суверенитету (например, распад Советского Союза на независимые государства, проблемы Северной Ирландии, и наконец Чечня), а другая – к преодолению национальной замкнутости, к возрастающему общению между нациями, к интернационализации и интеграции в масштабе всего мира. На первый взгляд это совершенно противоположные тенденции, но при тщательном рассмотрении вторая тенденция не должна противостоять первой в обозримом будущем, и будет согласовываться с ней в самых разнообразных формах. Некоторые западные политологи, в частности Дж. Бёрнхем в книге "Революция управляющих", выдвинули футурологическую концепцию, долгое время пользовавшуюся популярностью на Западе. Согласно этой концепции обозримое будущее человечества – не что иное, как повсеместное утверждение репрессивных, тоталитарных режимов, ведущих между собой борьбу за мировое господство. Однако во второй половине ХХ века явно возобладала иная тенденция, воплощающая в себе стремление самых широких масс населения к демократизации общественной жизни, к расширению социальных прав и политических свобод. Но эта тенденция не исключает политических и идеологических разногласий и конфликтов между национальными образованиями - государствами. Американский политолог С. Хантингтон считает, что в "нарождающемся мире основные источники конфликтов будут определяться культурой". Культура и религия – вот эти источники. В мире существует великое множество религий, и культура одной этнической группы может существенно отличаться от другой. Культура определённой группы складывается веками, и различия между культурами более фундаментальны, чем между политическими идеологиями. Приведённые тенденции конфронтации культур и политических идеологий усиливается со временем и никак не может привести к образованию однополюсного или двухполюсного мира. Полюсов в ХХI веке должно быть столько же, сколько сейчас в мире культур. То есть, мир в следующем столетии будет многополюсным, при условии, конечно, что каждая группа как носитель культуры или идеологии будет достаточно сильна, чтобы отстаивать свои интересы.
Ныне, на рубеже столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Для их решения необходимо объединить усилия всего человечества. Именно в объединении есть надежда найти выход из этой сложнейшей ситуации. В противном случае, когда усилия по решению этих проблем будут приниматься индивидуально, без чёткой системы, не удастся сильно изменить ситуацию. Итогом такой политики может стать смерть всего человечества.
Тогда стоит ли странам и этническим группам обособляться из-за культурных, религиозных и политических разногласий, если собственными силами они вряд ли смогут добиться светлого будущего себе и своим потомкам.
Какое состояние для мира более естественно?
Доказано, что если мир пребывает в однополюсном состоянии, то такое состояние для него неестественно. Однополюсный мир находится в состоянии неустойчивого равновесия, то есть он стремится к другому состоянию. Простейшим доказательством этому может послужить то, что гораздо сложнее управлять целым миром из одной точки, чем из нескольких. А однополюсный мир и есть, фактически, управление миром из одной точки. Конечно, нельзя утверждать, что если многополюсное состояние для мира более естественно, то он в ХХI веке обязательно будет многополюсным. Концепции Бёрнхема и Хантингтона выявляют тенденции, которые ведут к образованию многополюсного мира. Но обострение глобальных проблем перед человечеством должно привести к объединению многих стран в блоки, для решения этих проблем.
Итак, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что мир в XXI веке будет многополюсным, но количество полюсов будет не выше 10 – 12. Страны будут объединяться по географическим, экономическим, религиозным и др. признакам.