Природопользование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………...2
ИСТОРИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ …………………………………………3
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
………………………………………………………………………………………………………………………………………………..10
ОБЗОР ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ И (ИЛИ) ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………….…………………………………………………………………. ……11
АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………….16
ПРОЕКТ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА…………………………………………………………………………..18
ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………………………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

реферат нов.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

…д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности; особо охраняемые природные  территории; охрана памятников истории  и культуры…»

      Помимо конституции, в которой обозначены общие положения, существуют кодексы и законы, направленные на более конкретную и чёткую регламентацию механизмов и путей реализации норм права, кроме того содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:

Ø Земельный кодекс РФ.

Ø Закон РФ "О недрах" (в  ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.)

Ø Водный кодекс РФ.

Ø Лесной кодекс РФ.

Ø ФЗ "О животном мире"

Ø ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

Ø Закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"

Ø Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС"

 

       Отдельно хочется выделить федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, анализ которого приведён в следующей главе. Следует сказать о Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", в котором предусмотрен блок его полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды. Правительством РФ утверждены Федеральные целевые программы (ФЦП). Постановлениями от 3 октября 1996 г. N 1161 "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997 - 2010 годы", от 21 июня 1996 г. N 720 "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области"  - до 2010 г., от 13 сентября 1996 г. N 1098 "Отходы" - до 2000 г. (выделено менее 10 процентов от намеченного), от 8 июля 1997 г. N 843 "Сохранение амурского тигра" - до 2003 г. (в основном за счет зарубежных источников, выделенных на борьбу с браконьерством), от 25 ноября 1994 г. N 1306 "По обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна" - до 2000 г. (освоено менее 20 процентов).

      Также действуют многочисленные постановления Правительства РФ, например от 23.12.1993 N 1362 "Об утверждении положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием   и охраной земель в Российской Федерации "

    Рассмотрим государственную политику охраны окружающей среды на примере некоторых её элементов.

Правовая охрана вод:

       Вода, водные объекты, являются важнейшими компонентами окружающей среды, необходимым условием жизнедеятельности человека. Поэтому российское законодательство уделяет значительное внимание правовому регулированию использования и охраны вод, водных ресурсов (подземных и поверхностных вод, водосборов, источников питьевого водоснабжения). В многочисленных законодательных и подзаконных актах регламентируются вопросы водопользования и охраны вод от загрязнения, истощения, неправомерного использования и т.д. путем создания разрешительной системы (лицензирования), введения ряда ограничений и запретов, мер юридической ответственности, установления платежей и т.д.

      Правовая охрана атмосферного воздуха:

     Правовая охрана атмосферного воздуха осуществляется в глобальном, региональном и национальном масштабах для борьбы с его загрязнением, изменениями климата, трансграничными переносами вредных веществ и другими негативными явлениями и процессами, которые сказываются не только на состоянии окружающей среды, но и непосредственно на здоровье людей, качестве жизни.

 

       Законодательство РФ последних лет развивается в соответствии с международно-правовыми требованиями и нормами. В Российской Федерации используется ряд современных правовых инструментов, например установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий; государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ; получение разрешений на выброс и оказание вредного физического воздействия; государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов, вредных физических воздействий и их источников; взимание платы за загрязнение атмосферного воздуха. Указанные правовые инструменты приспособлены ко всем стадиям хозяйственной деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к этапам обращения опасных веществ (производству, хранению, транспортировке и использованию пестицидов и агрохимикатов, озоноразрушающих веществ, отходов и др.), к функционированию отдельных групп экологически опасных объектов (автомобильного и иного транспорта, опасных производственных объектов, объектов атомной энергетики, ТЭЦ и т.п.). Кроме того, законодатель устанавливает достаточно жесткую систему ограничений и запретов. Например, запрещаются: производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов; проектирование, размещение и строительство объектов, не имеющих установок для очистки газов и средств контроля за выбросами, которые могут привести к изменениям климата или озонового слоя Земли, и т.п. Правительством РФ принято решение прекратить с 1 июля 2000 г. создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ, а их ввоз и вывоз из страны осуществляется по квотам на основе расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола. Производство же озоноразрушающих веществ в нашей стране начиная с указанной даты возможно только в тех случаях, когда они используются исключительно в качестве сырья для получения других химических веществ и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом. Транзитные перевозки их через территорию РФ возможны лишь из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола. Установлен запрет на такие воздействия на погоду, которые могут вызвать неблагоприятные изменения климата. Органы государственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения въезда транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма.

      Правовое регулирование использования и охраны недр:

       Российское законодательство детально регулирует правовую охрану недр, в том числе вопросы права собственности на недра и права недропользования, т.е. разную по содержанию деятельность, связанную с использованием недр и содержащихся в них минеральных ресурсов, а именно: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне); строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых; использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т.д. для захоронения или временного хранения отходов и др.

 

Правовая охрана морской среды, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ:

        Охрана этих объектов, входящих в экосистему Мирового океана, их неживых и живых ресурсов, а также правомерных видов пользования ими и экологической безопасности регулируется многочисленными актами международного, регионального и национального права в области морского, экологического, торгового, уголовного и иных отраслей законодательства. Постоянное внимание к практике реализации имеющихся норм и их совершенствованию объясняется значением ресурсов моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны как средообразующих элементов, производителей кислорода и иным вкладом в процессы жизни на Земле, ролью, которую они играют в экономике многих стран, опасностью катастроф и другими факторами. Российское законодательство последних лет детально регламентирует понятия, статусы, режимы охраны, дозволения, ограничения и запреты в использовании морской среды, открытого, внутреннего и территориального моря, прилегающей зоны, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, взятых в целом как компонент окружающей среды, их живые и неживые ресурсы и порядок предметно выраженных видов деятельности, например, по добыче нефти на шельфе, прокладке подводных трубопроводов.

     Правовая охрана лесов:

     Правовые институты и другие средства регулирования охраны и использования лесов относятся к числу наиболее разработанных. Ими регулируются право собственности и лесопользования, меры по охране лесов от пожаров, болезней и вредителей, по восстановлению лесов и т.п. Лесной фонд и леса, расположенные на землях Министерства обороны РФ, являются федеральной собственностью. К числу полномочий Федерации согласно ст. 46 Лесного кодекса относится владение, пользование и распоряжение лесным фондом; субъекты РФ могут участвовать в осуществлении этих полномочий в пределах своей территории (ст. 47). В ст. 19 Лесного кодекса РФ оговаривается возможность передачи части лесного фонда в собственность субъектов Федерации. Право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина "государственная", а указанием на формы собственности - федеральную и субъектов Федерации и на конкретные полномочия участников лесных отношений. Конституционный Суд РФ по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ отметил, что лесной фонд "представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим". Запрещаются купля-продажа, залог и совершение других сделок, субаренда и выкуп арендованных участков, а также приватизация лесного фонда.

 

      Право лесопользования осуществляется по разрешительной системе, т.е. в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. Разрешение требуется на заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, на побочные лесные пользования, па пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. При этом не требуется специального разрешения на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и пр., лекарственного и технического сырья. Право публичного лесного сервитута может быть ограничено в целях пожарной безопасности, ведения орехового промысла и иного хозяйствования, на особо охраняемых природных территориях и по иным законным основаниям.

 

       АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

       Со дня вступления в силу закона об охране окружающей среды утратили свою юридическую силу следующие нормативно-правовые акты:

1.   Закон РСФСР от 19 декабря  1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей  природной среды" (Ведомости Съезда  народных депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 457), за исключением статьи 84, которая  утрачивает силу одновременно  с введением в действие Кодекса  Российской Федерации об административных  правонарушениях;

2.   Закон Российской Федерации  от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 "О внесении  изменений в ст. 20 Закона РСФСР  "Об охране окружающей природной  среды" (Ведомости Съезда народных  депутатов Российской Федерации  и Верховного Совета Российской  Федерации, 1992, N 10, ст. 459);

3.   статья 4 Закона Российской  Федерации от 2 июня 1993 г. N 5076-1 "О  внесении изменений и дополнений  в Закон РСФСР "О санитарно  - эпидемиологическом благополучии  населения", Закон Российской  Федерации "О защите прав  потребителей", Закон Российской  Федерации "Об охране окружающей  природной среды" (Ведомости Съезда  народных депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1111);

4.   Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 93-ФЗ "О внесении дополнений  в статью 50 Закона РСФСР "Об  охране окружающей природной  среды" (Собрание законодательства  Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2948).

 

5.   Постановление Верховного  Совета РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2061-1 "О порядке введения в  действие Закона РСФСР "Об  охране окружающей природной  среды" (Ведомости Съезда народных  депутатов Российской Федерации  и Верховного Совета Российской  Федерации, 1992, N 10, ст. 458) утрачивает  силу одновременно со статьей  84 Закона РСФСР "Об охране  окружающей природной среды".

         Отмена такого количества нормативных актов говорит об универсальности и многогранности Федерального закона, что, несомненно, идёт ему на пользу.

        Но есть и множество недочётов. Четырехлетняя правоприменительная практика в условиях хозяйственной и общественно - политической реформы страны обнаружила, наряду с позитивными результатами, некоторые пробелы как в самом Законе, так и в механизме его реализации. Принятые в этот период законодательные и иные нормативные акты в сфере охраны природы важны, но проблему до конца не решают - Закон нуждается в изменениях и дополнениях, подготовка которых сейчас ведется. Среди таких недочётов можно также выделить Статью 79: Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды:

1. Вред, причиненный здоровью и  имуществу граждан негативным  воздействием окружающей среды  в результате хозяйственной и  иной деятельности юридических  и физических лиц, подлежит  возмещению в полном объеме.

2. Определение объема и размера  возмещения вреда, причиненного  здоровью и имуществу граждан  в результате нарушения законодательства  в области охраны окружающей  среды, осуществляется в соответствии  с законодательством.

       В данном случае можно обратить внимание на отсутствие упоминания о возмещении морального вреда. Не для кого не секрет, что в Российской Федерации грубо нарушаются права граждан в части компенсации им морального вреда, будь то уголовное, административное, гражданское,  любое другое законодательство- везде моральный вред- « слабое звено». Компенсации за его причинение смехотворны, суды неохотно признают факт «духовного» ущерба, хотя действуют в рамках законодательства. Если причинение душевных терзаний нельзя пощупать, то, по словам доморощенных юристов-дилетантов, его и нет вообще. Если посмотреть на передовой в этом вопросе Запад, там судебная практика чётко отлажена и практически не даёт сбоев. Миллионные компенсации выплачиваются корпорациями-загрязнителями в пользу истцов.  Вывод напрашивается сам собой: в России, мягко говоря, отсталое законодательство, которое требуется срочно реформировать.

 

Сегодняшний этап развития экологического законодательства характеризуется  влиянием на него концепции устойчивого  развития природы и общества, наличием в нем тенденций экологизации хозяйственной деятельности. Новые  подходы в оптимизации законодательства об охране окружающей природной среды  требуют их отражения в действующих  нормах правового регулирования.

               

                 

  ПРОЕКТ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Информация о работе Природопользование