Контрольная работа по "Биологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью предмета является изучение строения органов и систем человека, особенностей строения тела человека в сравнении с животными, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации формы и строения органов к меняющимся условиям функции и существования. Такое функционально-анатомическое, эволюционное и каузальное рассмотрение фактических данных о морфологических особенностях организма человека имеет огромное значение для клиники, так как способствует пониманию природы здорового и больного человека.

Оглавление

Введение 3
Задание №-1 4
Задание №-2 10
Задание №-3 14
Задание №-4 16
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

1 Морфофункциональная характеристика органоидов клетки общего значения.docx

— 387.50 Кб (Скачать)

    В западных государствах в XVII—XVIII вв. были школы (академии), где преподавалась  медицина, в том числе и анатомия: в Тарту (Academia Gustaviana, 1632), медицинский  факультет Виленской высшей школы (1647), Академия Петрина в Елгаве (1775), Медицинская академия в Гродно (1775). Во время организации в России госпиталей (при Петре I) при них  открывали медицинские школы. Так, в 1707 г. в Москве был основан Московский госпиталь, а при нем — медицинская  школа. В 1733 г. появились медицинские  школы в Петербурге и Кронштадте, а в 1758 г. — в Барнауле. Анатомия преподавалась по рукописным учебникам  Николая Бидлоо (1670—1735) “Зерцало анатомии”, “Theatrum anatomicum”, а также по первому  русскому анатомическому атласу “Syllabius corporis humani” (1774), создателем которого был  М.И. Шеин (1712—1762). Он же в 1757 г. перевел  на русский язык “Сокращенную анатомию”  Гейстера. Его перевод на русский  язык терминов положил начало созданию русской анатомической терминологии.

    В медицинских школах, вначале в  Московской, а затем в Петербургской, анатомию и другие предметы (хирургию, физиологию, ботанику) преподавал на русском  языке талантливый врач К. И. Щепин (1728—1770). В развитии наук в России огромную роль сыграла Академия наук, учрежденная в 1724 г. Курс анатомии в  университете при Академии наук читал  ученик М.В. Ломоносова анатом акад. А.Р. Протасов (1724—1796), известный своими работами о телосложении человека, строении и функциях желудка.

    По  инициативе М.В. Ломоносова в Москве в 1755 г. был открыт университет, на медицинском  факультете которого с 1765 г. преподавалась  анатомия. Значительную роль в развитии московской анатомической школы  сыграл первый русский профессор  Московского университета акад. С. Г. Зыбелин (1735—1802). Известен его труд “Слово о сложениях тела человеческого  и о способах, как оные предохранять от болезней” (1777).

    В XVIII в. появилось немало трудов, обогативших  анатомическую науку. Д. И. Иванов (1751—1821), ученик С. Г. Зыбелина, в 1781 г. опубликовал  работу “О происхождении межреберных  нервов”, в которой описал анатомию симпатического ствола. В 1782 г. А.М. Шумлянский (1748—1795) защитил докторскую диссертацию  “О строении почек”, на 60 лет раньше англичанина В. Боумена, в которой  описал микроскопическое строение почек, в частности извитые канальцы и капсулу клубочка (капсула Шумлянского  — Боумена).

    Большим вкладом в анатомическую науку  явилось издание в 1783 г. “Анатомико физиологического словаря”, автором  которого был профессор повивального искусства (акушерства) Н.М.Амбодик-Максимович (1744—1812).

    Известным представителем московской анатомической  школы в XIX в. был Е.О. Мухин (1766—1850) — преподаватель анатомии Московского  университета. В 1812г. вышел его “Курс  анатомии”. Он организовал при кафедре  анатомический музей, выступал как  пропагандист русской анатомической  терминологии. Профессор Московского  университета И.М. Соколов (1816—1872) опубликовал  “Атлас анатомико-хирургических таблиц”, много внимания уделял пополнению анатомического музея новыми препаратами. Большой вклад в анатомию внес Д.Н. Зернов (1843—1917), в течение многих лет возглавлявший кафедру нормальной анатомии в Московском университете. Он автор учебника по анатомии, выдержавшего более десяти изданий, изучал органы чувств, изменчивость борозд и извилин полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки.

    Основателем петербургской анатомической школы  был акад. П. А. Загорский (1764—1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между строением и функциями  органов; он написал учебник по анатомии. Наиболее известный ученик П. А. Загорского И. В. Буяльский (1789—1866), анатом и хирург, опубликовал “Анатомо-хирургические  таблицы”, учебник по анатомии, предложил  метод бальзамирования трупов.

    Особое  место в истории анатомии и  хирургии занимает Н.И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией  и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете.

    По  инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургической  академии был создан Анатомический  институт, усовершенствована система  анатомической подготовки врачей. Н. И. Пирогов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая  заслуга Н. И. Пирогова как анатома  — открытие и разработка оригинального  метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью  изучения взаимоотношений органов  друг с другом и со скелетом. Результаты многолетних трудов Н.И. Пирогов  обобщил в книге “Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях” (1852 — 1859). Н.И. Пирогов изучил фасции и  клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд “Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций” (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат  “Полный курс прикладной анатомии человеческого тела” (1843—1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н.И. Пироговым сделано немало открытий.

    Именем  Н. И. Пирогова названы язычный треугольник  — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы  плеча (фасция Пирогова), лимфатический  узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические  образования.

    Выдающимся  исследователем в области функциональной анатомии и теории физического воспитания был П.Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор  фундаментального труда “Основы  теоретической анатомии”. П. Ф. Лесгафт  является основоположником теоретической  анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под  влиянием мышечной тяги, сформулировал  принципы развития кровеносных сосудов  и их взаимоотношений в зависимости  от строения и функции органов, показал  значение анастомозов между артериями  в кровоснабжении органов и частей тела.

    Известными  представителями киевской анатомической  школы были В. А. Бец (1834—1894), изучавший  строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга  и описавший большой пирамидный нейрон (клетка Беца); ученик Д. Н. Зернова  М. А. Тихомиров (1848—1902) — автор монографии “Варианты артерий и вен” (1900); Ф.А. Стефанис (1865—1917), изучавший лимфатическую  систему тела человека.

    В Харькове работал известный анатом А. К. Белоусов (1848—1908) — исследователь  иннервации сосудов, автор одного из методов инъекций анатомических  препаратов, учитель Г. М. Иосифова и  В. П. Воробьева.

    После Октября 1917 г., особенно в двадцатые  годы, появились медицинские институты  на окраинах страны: Тбилисский (1918), Азербайджанский (Баку, 1919), Иркутский (1919), Ташкентский (1920), Минский (1921), Ереванский (1922) и др., в которых были организованы кафедры  анатомии. Были открыты специализированные морфологические (анатомические) научно - исследовательские учреждения (институты  и лаборатории). Успешно разрабатывались методы научных исследований, новые перспективные научные направления. Развивая функциональное направление в анатомии, отечественные анатомы широко применяли и применяют наряду с описательными экспериментальные методы. Получил широкое признание и распространение метод макромикроскопического исследования, успешно используются микроскопическая техника, рентгеновский и биометрические методы.

    В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонков (1872—1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший многочисленную школу  анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский  и др.). Придавая большое значение эксперименту, он исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных  сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское  излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также  работы по эмбриологии и сравнительной  анатомии. В.Н. Тонков — автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии. Ученик В.Н. Тонкова и его преемник по кафедре Б. А. Долго-Сабуров (1900—1960) продолжал научное направление  своего учителя. Он автор известных  книг “Анастомозы и пути окольного  кровообращения у человека” (1956), “Иннервация  вен” (1959) и др.

    Выдающимся  представителем харьковской школы  анатомов был В. П. Воробьев (1876—1937) — исследователь вегетативной нервной  системы, автор методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные  сплетения сердца и желудка у  человека, одним из первых начал  изучение иннервации методом электростимуляции  нервов у животных. Он создал пятитомный “Атлас анатомии человека”.

    Вместе  с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование  тела В. И. Ленина.

      Заключение

     Знание  анатомии необходимо не только врачам. Это актуально и для биологов, и для учителей, и для психологов. В силу характера своей профессиональной деятельности учителя и психологи  способны оказывать влияние на психику  ребенка или взрослого, именно опираясь на знания о нервной системе, полученных из курса анатомии, поэтому, ознакомившись  с ее основами, они должны в дальнейшем самостоятельно углублять знания в  этой области.

     Большой коллектив российских анатомов на кафедрах медицинских институтов, в морфологических  лабораториях успешно изучает индивидуальные, возрастные, типовые, половые особенности  строения тела человека. В экспериментах  на животных исследуются функциональные особенности органов и тканей, морфологические механизмы адаптации  к различным условиям существования. Ученые-анатомы вносят существенный вклад в теорию и практику медицинской  науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы

   1.  Анатомія людини в трьох томах. Т. 1 // За ред. В. Г. Ковешнікова - Луганськ, 2005-327 с.

   2. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. анатомия человека. – СПб.: Гиппократ,  2001 – 704 с.

   3. анатомия человека в 2 томах.  т. 1 // Под ред. М.Р. Сапина. –  М.: Медицина, 2001 – 640 с.

   4.  Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников. Атлас анатомии человека. Учебное пособие в 4-х томах, т. 1 – М.: Медицина, 1989 – 344с.

   5. Неттер Ф. Атлас анатомії людини / Під ред. проф. Ю. Б. Чайковського  – Львів: Наутілус, 2004 -592 с.

   6. Собота Й. Атлас анатомії людини  в 2 томах. Т.1// Переробка та  редакція В.П. Черкисова, переклад  з нім. мови О.І. Ковальчука, - К: Український медичний вісник, 2009. -432 с.

   7. Калашникова С.М. Атлас анатомії  людини. Т.1, Харків 2007, с.226

   8. В.С. Пикалюк, Г.А. Мороз, С.А.  Кутя. Организация учебного процесса  на медицинских факультетах при  изучении анатомии человека по  кредитно-модульной системе. Учебно-методическое  пособие для студентов медицинских  ВУЗов III-IV уровней аккредитации. Симферополь, 2006 – 116с. 

   9. В.С. Пикалюк, В.П. Шкуренко, О.Я.  Яровая, В.П. Белоцерковский. Организация  учебной деятельности студентов  медицинских факультетов при  изучении анатомии человека по  кредитно-модульной системе. Модуль 1. Анатомия опорно-двигательного  аппарата. Учебно-методический практикум  для студентов III-IV уровней аккредитации. Симферополь, 2007год – 344 с.

   10. Міжнародна анатомічна номенклатура //Під ред. І.І. Бобрика, В.Г.  Ковешнікова. – Київ; Здоров’я, 2001 – 328 с.

   11. Лекции сотрудников кафедры.

Информация о работе Контрольная работа по "Биологии"