Эволюция этноса по Гумилеву

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 08:28, реферат

Краткое описание

Возникновение, развитие, трансформация этнических общностей — это единый общеисторический процесс, составляющий один из важнейших аспектов истории человеческого общества. Процесс этот, начавшийся десятки тысяч лет назад, продолжается и в наши дни. Однако непрерывность этнической истории народов мира не исключает необходимости различать в развитии каждого отдельно взятого этноса ряд критических точек, «перерывов постепенности», составляющих основу для типологической периодизации этнической истории.

Оглавление

1.Этнос

1.1 Понятие этноса

1.2 Этнокультурные особенности.

2. Теория этногенеза

2.1 Два подхода к систематизации

2.2. Пассионарность в этногенезе

2.3 Фазы этногенеза.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 64.06 Кб (Скачать)

Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить возрастам человека. Первая фаза - фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые этносы, на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос. Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.    Наибольший подъем пассионарности - акматическая фаза этногенеза - вызывает стремление людей не создавать ценности, а быть собой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится. Перед началом акматической фазы и после ее окончания активно созидают творческие личности.         Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны - фаза надлома. Сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства. Но внешний рассвет культуры соответствует спаду пассионарности. Кончается эта фаза кровопролитием; система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.   Этнос начинает жить по инерции, благодаря приобретенным ценностям. В инерционной фазе вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ. Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии - люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых и гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того, как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившиеся от героических времен, наступает последняя фаза - мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддержитвать налаженное предками хозяйство.  Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый [4, с.18].        Этногенез - это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе; 2) техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда; 3) географическим, ибо средства к существованию черпаются из окружающей природы, а поскольку ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и экосистемы, включающие людей. Этих трех параметров достаточно, охарактеризовать любой гомеостатический этнос, но динамика этногенеза идет за счет четвертого фактора - пассионарного толчка, возникающего иногда на определенных участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую суперэтносом, т.е. систему, в которой отдельные этносы являются блоками, звеньями и подсистемами [1, с. 307].           Возможно четыре варианта этнических контактов на уровне суперэтноса, определяемых сте6пенью пассионарного напряжения:

1. Сочетание  статичного этноса и пассионарно-напряженного приводит к ассимиляции ли вытеснению слабого этноса.                     2. Слабо пассионарные этносы не подавляют друг друга.                                                               3. Равно пассионарные этносы аннигилируют.                                      4. Если же происходит новый пассионарный толчок, то образуется новый этнос.  Переходы между фазами делают этносы особенно уязвимыми для внешних воздействий. Л.Н.Гумилев ввел понятие этнического поля, объясняющее комплиментарность этносов. 
 
 
 

     Заключение

     Изменить  законы Природы нельзя, остановить природные процессы этногенеза невозможно, но можно их предсказать, так же, как предсказывают цунами и землетрясения, что и пытался сделать Гумилев. Его теория – это попытка дать ответы на наиболее фундаментальные вопросы человеческого бытия. Теория Л.Н. Гумилева сыграла большое значение для понимания исторических судеб народов. Теория пассионарности помогла решить «алгебраически», трудные для «арифметического» решения задачи исторической науки. Был открыт географический фактор второго уровня, являющийся пусковым механизмом этногенеза. Существенно были развиты научные методы и образована новая научная дисциплина. Определено место новой науки в системе знаний. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва, о глубочайшей связи характера, обычаев и культуры народа с ландшафтами, делает его продолжателем идеи географического детерминизма как принципа в обществознании и философии. Продолжателем идей как западно-европейской школы социологии в прошлом, так и идей русских геософов сегодня, в наше время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1.Банных С. Г Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии   «София» Выпуск 9, 2006 г.

     2. Иванов К.П. «Этнические процессы: два подхода к изучению»  - М.: Социс. –     1992.

     3. Крюков М. «Заметки об этническом самосознании» – М.: Знание – сила, 1995,

     4. Пименов В.В.  «Общество и современность» - М.: Наука 2001, 

     5.Сапронов П.А. «От Руси до России вместе с Л. Н. Гумилёвым» - М.: Наука , 1994.

     6.Захаров Л.Д. «Этнос и Космос.» - М.: Человек, 1995. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эволюция этноса по Гумилеву