Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 08:28, реферат
Возникновение, развитие, трансформация этнических общностей — это единый общеисторический процесс, составляющий один из важнейших аспектов истории человеческого общества. Процесс этот, начавшийся десятки тысяч лет назад, продолжается и в наши дни. Однако непрерывность этнической истории народов мира не исключает необходимости различать в развитии каждого отдельно взятого этноса ряд критических точек, «перерывов постепенности», составляющих основу для типологической периодизации этнической истории.
1.Этнос
1.1 Понятие этноса
1.2 Этнокультурные особенности.
2. Теория этногенеза
2.1 Два подхода к систематизации
2.2. Пассионарность в этногенезе
2.3 Фазы этногенеза.
Язык. Весьма важный, но неоднозначный критерий. Если самосознание народа достаточно высоко, тогда этнос сделает все возможное, чтобы сохранить родной язык, или даже реанимировать его, как это сделали ирландцы. Если же собственное самосознание не высоко, тогда родной язык легко может быть утерян. Значит, и в этом случае критерий этнического самосознания является определяющим.
Конфессиональный
критерий.
Вероисповедание также обладает этнодифференцирующими свойствами, но тоже далеко не всегда. Например, абхазы исповедуют ислам и христианство, сохраняются также и традиции язычества, но это один этнос. К тому же, в связи с возрастанием роли мировых религий над национальными, данный критерий чаще отражает суперэтническую принадлежность. Конечно же, с течением времени мировые религии дифференцируются, приобретают уникальные черты, вплетаясь причудливым образом в самобытную культуру различных народов. Например, самосознание русского этноса ныне неотделимо от русской православной церкви, когда, казалось бы, чуждая византийская религия становится русской лишь постольку, поскольку русские осознают себя православными, значит, и здесь роль самосознания первична. Впрочем, на закате этноса в идеациональной фазе развития, когда религия становится основным стержнем национального самосознания, и в период формирования этноса конфессиональность может быть важнейшим этнодифференцирующим признаком. Особенно важное значение конфессиональность имеет в тех случаях, когда именно смена вероисповедания создает возможности внутренней эндогамии и последующего выделения указанной религиозной консорции в самостоятельный этнос. Подобным образом, например, сикхи (индусы-мусульмане) выделились в самостоятельный этнос. Турки-османы также изначально представляли собой скопище казалось бы несовместимых между собой народов, в их ряды вливались помимо восточных, также и многие кавказские, славянские и даже западноевропейские этносы. Но их, как и сикхов, сплотила вера. И это понятно, ведь основным идейным стержнем, объединяющим этих людей, является общность вероисповедания, вокруг которого и формируется новый этнос, в этом случае религиозное самосознание неотделимо от этнического, как, например в иудаизме. Таким образом, религия тогда становится важным этническим объединяющим началом, когда становится неотделимой частью этнического самосознания. Когда же этнос, сформированный на конфессиональной основе, расширяется, начинает снижаться роль конфессиональности в этническом самосознании как этнодифференцирующего признака, и этносы, объединенные под флагом новой религии, начинают дифференцироваться по другим критериям этничности. В противном случае и ныне все православные были бы византийцами, а все мусульмане арабами. Следовательно, и здесь мы видим первичный характер этнического самосознания. В Новое время роль конфессионального критерия заметно снизилась.
Аксиологический
– этническая система ценностей. Как и
общность целей, данный критерий весьма
изменчив как во времени, так и в пространстве.
Самосознание этноса ("душа этноса").
Важнейшее
и определяющее условие этнической
идентификации. Там, где нет дихотомического
отношения "мы–они", там нет этноса.
Конечно же, самосознание, когда оно уже
утвердилось, не только определяет все
прочие этнодифференцирующие признаки,
но и в некоторой степени и само начинает
определяться ими. Поэтому первичная роль
этнического самосознания тоже далеко
не абсолютна. Таким образом, этнос – это,
прежде всего, когнитивная категория,
но она не сводится к простой сумме элементов
самосознания каждого его представителя,
а является целостным интегрирующим началом,
в основе которого и лежит самосознание,
закрепляемое конструктивистскими и инструменталистскими
элементами этнической идентичности. Можно
еще упомянуть систему диагностирования
этносов, основанную на определенных хозяйственно-культурных
типах [4 с.3–16], монголы: кочевники и скотоводы;
чукчи: оленеводы и охотники и т.д. Однако
данный критерий не только вторичен, но
и практически никогда четко не работает
в пределах одного этноса. Этнос может
характеризоваться преобладанием определенного
хозяйственно-культурного типа, но хозяйственно-культурные
типы не могут характеризовать этнос. Таким
образом, можно дать следующее определение
этноса: этнос – это общность людей, объединенных
единым этническим самосознанием, т.е.
осознанием как своей общности, так и отличия
от прочих народов, и на основе самосознания
формирующих ряд прочих вторичных этнодифференцирующих
признаков: язык, систему собственной
идеологии, этики, права и единых норм
поведения.
2. Теория этногенеза
Зависимость человека от окружающей его
природы, точнее - от географической среды,
не оспаривалось никогда, хотя степень
этой зависимости расценивалась разными
учеными различно. Но в любом случае хозяйственная
жизнь народов, населяющих и населявших
Землю, тесно связана с ландшафтами и климатом
населенных территорий. Л. Гумилев ставит
вопрос: "не только как влияет географическая
среда на людей, но и в какой степени сами
люди являются составной частью той оболочки
Земли, которая сейчас именуется биосферой?"
Человечество, существующее на Земле каких-нибудь 30-50 тысяч лет, тем не менее произвело на ее поверхности перевороты, которые В.И.Вернадский приравнивал к геологическим переворотам малого масштаба. Вид "хомо сапиенс" распространился по всей суше Земли и всю ее превратил в Ойкумену - место, где он живет, везде адаптируясь к ландшафту. И надо признать, что у человека есть особая способность не только социальная, но и природная, - которая позволяет ему приспосабливаться. Эту способность мы можем характеризовать, пишет Гумилев, как повышенную лабильность, пластичность, даже способность к реадаптации, повторному приспособлению, А это, в свою очередь, обеспечивается мозаичностью антропосферы. Антропосфера делится на сообщества, которые называют народами или нациями, Гумилев предпочитает называть их этносами. Чем различаются этносы? Л. Н. Гумилёв предлагает различать по стереотипам поведения: "Именно стереотипы поведения у различных этносов всегда более или менее различны... при этом этническая характеристика лучше воспринимается и улавливается в больших массах, нежели в единичных случаях"[4 с 36]. Этнос не биологическое явление, так же как и не социальное. Л. Н. Гумилёв предлагает этнос считать - "явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос."[4 c.19] А поскольку ландшафты разнообразны, разнообразны и этносы. Этнос у Гумилева - это не абстрактное понятие, а выразитель исторического процесса, с другой, как двигатель истории, ее движущая сила. Вскрывая генетические корни этногенеза, автор рассматривает этнос как географическое, ландшафтно-биологическое явление. Вторая особенность этноса - это его структура всегда более или менее сложна, но именно сложность обеспечивает этносу устойчивость. Принцип этнической структуры Гумилев называет "иерархической соподчиненностью субэтнических групп", понимая под последним таксономические единицы, находящиеся внутри этноса (как зримого целого) и не нарушающие его единства, Таксономические единицы делятся на два разряда: "консорции и конвиксии". Консорциями Л. Н. Гумилев называет группы людей, объединенных одной исторической судьбой. В этот разряд входят кружки, артели, секты, банды и т.п. нестойкие объединения, Чаще всего они распадаются но иногда они сохраняются на протяжении жизни нескольких поколений. Тогда они становятся "конвиксиями", т.е. группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Конвиксии мало резистентны. Их разъедает экзогамия и перетасовывает сукцессия, т.е. резкое изменение исторического окружения. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы. Таковы землепроходцы - консорции отчаянных путешественников, породивших поколение стойких сибиряков; старообрядцы - консорции ревнителей религиозно - эстетического канона и т.д. другие группы. Далее Л. Н. Гумилёв обращает внимание на три вида энергии питающих биосферу земли, и человека, как часть этой биосферы. Это энергия Солнца, это энергия распада внутри Земли радиоактивных элементов и третий вид энергии - это пучки энергии, приходящие из Солнечной системы и Космоса. "Мы живем не оторванными от всего мира, а внутри огромной галактики, которая тоже воздействует на нас, как и все другие факторы, определяющие развитие биосферы"[4 c.24] Следующий элемент теории этногенеза Л. Н. Гумилёва, его методика - это системный подход. Автор его, Лео фон Берталанфи - американец немецкого происхождения, биолог Чикагского университета дал определение вида как открытой системы. А системный анализ - это такой метод анализа, когда внимание обращается не на персоны, особи, которые оставляют вид, а на отношения между особями. Это и использует Л. Н. Гумилёв, выделяя при этом четыре типа системных связей: делит системы на открытые и замкнутые, жесткие и корпускулярные (дискретные). Открытая система - это наша планета Земля, которая все время получает солнечные лучи, благодаря им происходит фотосинтез, а излишек энергии выбрасывает в космос. Это то или иное живое существо, которое получает запас энергии в виде пищи. Иначе, открытая система получает энергию извне, обновляется. Примером закрытой системы может служить печка. Это система с разовым получением энергии. Пример жесткой системы - хорошо сработанная, слаженная машина, где нет ни одной лишней детали, она работает только тогда, когда все винтики на месте. В чистом виде жесткой системы никогда не может быть. Корпускулярная система - это система взаимодействия между отдельными частями, не связанными между собою жестко, но тем не менее нуждающимися друг в друге. Биологический вид корпускулярной системы - семья. Из всего этого Л. Н. Гумилёв делает заключение, что "этнос - это замкнутая система дискретного вида - корпускулярная система. Она получает единый заряд энергии и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части"[6 c.26]. И далее пишет - "Именно как системы такого типа существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющие себя (мы) всем другим (не мы). Это явление противопоставления связывает социальные формы со всеми природными факторами - ландшафтами, климатом, почвой. Это механизм, при помощи которого человек влияет на окружающую среду обитания, воспринимает ее составляющие и кристализует их в свою культуру"[6 c.27]. Следующий немаловажный элемент теории Л. Н. Гумилёва явление комплиментарности. Комплиментарность - это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплиментарность. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарному признаку - выбирают тех кто им просто симпатичен. Принцип комплиментарности не относится к числу социальных, пишет Л. Н. Гумилёв, явлений, он наблюдается у диких животных, и у домашних (привязанность собаки к хозяину), на этом принципе основано приручение животных, на этом же принципе основаны семейные связи. Но когда мы берем этот феномен в исторических, больших масштабах, то эти связи вырастают в очень могучий фактор, На комплиментарности строятся отношения в этнической системе. Из всего сказанного очевидно, что этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную географическую оболочку. Этногенез - это процесс, проявляющийся в жизнедеятельности этноса, а для совершения работы нужна энергия. В.И. Вернадский, в работе "Химическое строение биосферы Земли и ее окружение", назвал ее биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Это та самая энергия, которая получена растением путем фотосинтеза и затем усвоена животным через пищу. Она заставляет все живое расширяться путем размножения до возможного предела. Земля не переполнена животными только потому, что эта энергия разнонаправленна, и одна система живет за счет другой, одна погашает другую. Очевидно, считает Гумилев, каждая создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает реальным энергетическим полем или сочетанием полей, подобно электромагнитному, состоящему из каких-то силовых линий, которые находятся не в покое, а в ритмическом колебании с разной частотой. Вспомним, что в основе этнического деления лежит разница поведения особей, составляющих этнос. А так как особи нового этноса взаимодействуют друг с другом, то немедленно возникает целостность - однонастройная эмоционально, психологически и поведенчески, что, очевидно, имеет физический смысл. Скорее всего, считает Гумилев, здесь мы видим одинаковую вибрацию биотоков этих особей, единый ритм. Именно он воспринимается наблюдателем как нечто новое, непривычное, не свое. Но как только такое пассионарное поле возникло, оно тут же оформляется в организующий коллектив пассионариев: общину, философскую школу, дружину, полис и т.д. При этом охватываются особи не только пассионарные, но получившие тот же настрой путем пассионарной индукции. Консорция преображается в этнос, который при расширении покоряет (политически или морально) другие этносы и навязывает им свой ритм. Неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за длительное историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, делает заключение Л. Н. Гумилёв, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей, и назван "пассионарностью" (от лат. PASSIO - страсть). При всем различии эпох и стран модель пассионарности в этногенезе одна и те же. Л. Н. Гумилёв дал определение пассионарности как "характерной доминанты, непреоборимого внутреннего стремления (осознанного или, чаще, неосознанного) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни"[5, c.33]. Большая система может создаваться и существовать только за счет энергетического импульса, благодаря которому система получает внутреннее развитие и способность сопротивляться окружению. Л. Н. Гумилёв, называет этот эффект энергии - пассионарным толчком, и рассматривает географические условия, облегчающие его активизацию. Согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а
на границах
ландшафтных регионов и в зонах
этнических контактов, где неизбежна
интенсивная метисация. Благоприятствует
этногенезу сочетания разных культурных
уровней, типов хозяйства, несходных традиций.
Общим моментом является принцип разнообразия.
2. Два подхода к систематизации
Синхронический
подход позволяет собрать большой
и необходимый материал по этнической
истории. Но это лишь подготовительная
работа для главной задачи этнологии
- диахронического сравнения
4. Пассионарность
в этногенезе Начало этногенеза напрямую
связано с внезапным изменением генофонда
живых существ, с мутагенезом. Это происходит
в определенном месте, в определенное
время в результате внешнего воздействия.