Эволюция этноса по Гумилеву

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 08:28, реферат

Краткое описание

Возникновение, развитие, трансформация этнических общностей — это единый общеисторический процесс, составляющий один из важнейших аспектов истории человеческого общества. Процесс этот, начавшийся десятки тысяч лет назад, продолжается и в наши дни. Однако непрерывность этнической истории народов мира не исключает необходимости различать в развитии каждого отдельно взятого этноса ряд критических точек, «перерывов постепенности», составляющих основу для типологической периодизации этнической истории.

Оглавление

1.Этнос

1.1 Понятие этноса

1.2 Этнокультурные особенности.

2. Теория этногенеза

2.1 Два подхода к систематизации

2.2. Пассионарность в этногенезе

2.3 Фазы этногенеза.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 64.06 Кб (Скачать)

Язык.             Весьма важный, но неоднозначный критерий. Если самосознание народа достаточно высоко, тогда этнос сделает все возможное, чтобы сохранить родной язык, или даже реанимировать его, как это сделали ирландцы. Если же собственное самосознание не высоко, тогда родной язык легко может быть утерян. Значит, и в этом случае критерий этнического самосознания является определяющим.

Конфессиональный  критерий. 

     Вероисповедание также обладает этнодифференцирующими свойствами, но тоже далеко не всегда. Например, абхазы исповедуют ислам и христианство, сохраняются также и традиции язычества, но это один этнос. К тому же, в связи с возрастанием роли мировых религий над национальными, данный критерий чаще отражает суперэтническую принадлежность. Конечно же, с течением времени мировые религии дифференцируются, приобретают уникальные черты, вплетаясь причудливым образом в самобытную культуру различных народов. Например, самосознание русского этноса ныне неотделимо от русской православной церкви, когда, казалось бы, чуждая византийская религия становится русской лишь постольку, поскольку русские осознают себя православными, значит, и здесь роль самосознания первична.       Впрочем, на закате этноса в идеациональной фазе развития, когда религия становится основным стержнем национального самосознания, и в период формирования этноса конфессиональность может быть важнейшим этнодифференцирующим признаком. Особенно важное значение конфессиональность имеет в тех случаях, когда именно смена вероисповедания создает возможности внутренней эндогамии и последующего выделения указанной религиозной консорции в самостоятельный этнос. Подобным образом, например, сикхи (индусы-мусульмане) выделились в самостоятельный этнос. Турки-османы также изначально представляли собой скопище казалось бы несовместимых между собой народов, в их ряды вливались помимо восточных, также и многие кавказские, славянские и даже западноевропейские этносы. Но их, как и сикхов, сплотила вера. И это понятно, ведь основным идейным стержнем, объединяющим этих людей, является общность вероисповедания, вокруг которого и формируется новый этнос, в этом случае религиозное самосознание неотделимо от этнического, как, например в иудаизме.        Таким образом, религия тогда становится важным этническим объединяющим началом, когда становится неотделимой частью этнического самосознания. Когда же этнос, сформированный на конфессиональной основе, расширяется, начинает снижаться роль конфессиональности в этническом самосознании как этнодифференцирующего признака, и этносы, объединенные под флагом новой религии, начинают дифференцироваться по другим критериям этничности. В противном случае и ныне все православные были бы византийцами, а все мусульмане арабами. Следовательно, и здесь мы видим первичный характер этнического самосознания. В Новое время роль конфессионального критерия заметно снизилась.

Аксиологический – этническая система ценностей.      Как и общность целей, данный критерий весьма изменчив как во времени, так и в пространстве.         Генеалогический.          По сути, близок к критерию, обозначенному как "общность происхождения", но здесь имеет значение преемственность развития по отцовской линии (гораздо реже по материнской). В некоторых культурах, в которых особенно высока вероятность генокультурной ассимиляции, становится особенно важным выявление генеалогической общности. В такой культуре человек назовет себя, например, арабом, даже если у него в действительности арабом был только прадед, но по отцовской линии. Именно с этим фактом можно связать предпочтительную роль сыновей в семьях большинства культур. Этот факт лишний раз подтверждает превалирующую роль социальной идентификации в этническом самосознании над идентификацией биологической. Такая модель преемственности этнического самосознания по отцовской линии была очень удобна при активной экспансии этноса, когда, несмотря на неизбежную в таких условиях генетическую ассимиляцию расширяющегося этноса, в социально-культурологическом плане такой этнос сохраняет свою целостность. И наоборот, для предотвращения культурологической ассимиляции статичного этноса с ассимилированным ареалом гораздо удобнее сохранять этническую преемственность по материнской линии, как, например, у евреев. В любом случае наименее устойчивым будет тот этнос, в котором идентификация будет происходить исключительно по крови. Секрет устойчивости этносов состоит, в том числе, и в их несумативности, и из ребенка, рожденного англичанином и француженкой, не выйдет англофранцуза.

Самосознание  этноса ("душа этноса").

     Важнейшее и определяющее условие этнической идентификации. Там, где нет дихотомического  отношения "мы–они", там нет этноса. Конечно же, самосознание, когда оно уже утвердилось, не только определяет все прочие этнодифференцирующие признаки, но и в некоторой степени и само начинает определяться ими. Поэтому первичная роль этнического самосознания тоже далеко не абсолютна. Таким образом, этнос – это, прежде всего, когнитивная категория, но она не сводится к простой сумме элементов самосознания каждого его представителя, а является целостным интегрирующим началом, в основе которого и лежит самосознание, закрепляемое конструктивистскими и инструменталистскими элементами этнической идентичности. Можно еще упомянуть систему диагностирования этносов, основанную на определенных хозяйственно-культурных типах [4 с.3–16], монголы: кочевники и скотоводы; чукчи: оленеводы и охотники и т.д. Однако данный критерий не только вторичен, но и практически никогда четко не работает в пределах одного этноса. Этнос может характеризоваться преобладанием определенного хозяйственно-культурного типа, но хозяйственно-культурные типы не могут характеризовать этнос.    Таким образом, можно дать следующее определение этноса: этнос – это общность людей, объединенных единым этническим самосознанием, т.е. осознанием как своей общности, так и отличия от прочих народов, и на основе самосознания формирующих ряд прочих вторичных этнодифференцирующих признаков: язык, систему собственной идеологии, этики, права и единых норм поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Теория этногенеза

      Зависимость человека от окружающей его природы, точнее - от географической среды, не оспаривалось никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась разными учеными различно. Но в любом случае хозяйственная жизнь народов, населяющих и населявших Землю, тесно связана с ландшафтами и климатом населенных территорий. Л. Гумилев ставит вопрос: "не только как влияет географическая среда на людей, но и в какой степени сами люди являются составной частью той оболочки Земли, которая сейчас именуется биосферой?"         Действительно, современная науке ставит куда более глубокие задачи, чем в древности и в новые века, да и географическая наука отошла от простого описания диковинок нашей планеты и обрела возможности, которые нашим предшественникам были недоступны.            В реальном историческом процессе не наблюдается строго изолированного существования этносов, а имеют место разнообразные этнические контакты, возникающие на территориях, заселенных разными этносами, политически объединенных в полиэтнические государства. При изучении их вариантов, главным является слияние, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и рядом с двумя предшествующими (или вместо них) возникает новый, третий этнос. Это, считает Л. Гумилев, - главный вариант этногенеза.      Л.Н. Гумилёв использует теорию мутагенеза синтезирует ее с географическим детерминизмом и вводит новый параметр этнической истории - пассионарность.   

    Человечество, существующее на Земле каких-нибудь 30-50 тысяч лет, тем не менее произвело на ее поверхности перевороты, которые В.И.Вернадский приравнивал к геологическим переворотам малого масштаба. Вид "хомо сапиенс" распространился по всей суше Земли и всю ее превратил в Ойкумену - место, где он живет, везде адаптируясь к ландшафту. И надо признать, что у человека есть особая способность не только социальная, но и природная, - которая позволяет ему приспосабливаться. Эту способность мы можем характеризовать, пишет Гумилев, как повышенную лабильность, пластичность, даже способность к реадаптации, повторному приспособлению, А это, в свою очередь, обеспечивается мозаичностью антропосферы. Антропосфера делится на сообщества, которые называют народами или нациями, Гумилев предпочитает называть их этносами. Чем различаются этносы? Л. Н. Гумилёв предлагает различать по стереотипам поведения: "Именно стереотипы поведения у различных этносов всегда более или менее различны... при этом этническая характеристика лучше воспринимается и улавливается в больших массах, нежели в единичных случаях"[4 с 36].        Этнос не биологическое явление, так же как и не социальное. Л. Н. Гумилёв предлагает этнос считать - "явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос."[4 c.19] А поскольку ландшафты разнообразны, разнообразны и этносы. Этнос у Гумилева - это не абстрактное понятие, а выразитель исторического процесса, с другой, как двигатель истории, ее движущая сила. Вскрывая генетические корни этногенеза, автор рассматривает этнос как географическое, ландшафтно-биологическое явление.        Вторая особенность этноса - это его структура всегда более или менее сложна, но именно сложность обеспечивает этносу устойчивость. Принцип этнической структуры Гумилев называет "иерархической соподчиненностью субэтнических групп", понимая под последним таксономические единицы, находящиеся внутри этноса (как зримого целого) и не нарушающие его единства, Таксономические единицы делятся на два разряда: "консорции и конвиксии". Консорциями Л. Н. Гумилев называет группы людей, объединенных одной исторической судьбой. В этот разряд входят кружки, артели, секты, банды и т.п. нестойкие объединения, Чаще всего они распадаются но иногда они сохраняются на протяжении жизни нескольких поколений. Тогда они становятся "конвиксиями", т.е. группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Конвиксии мало резистентны. Их разъедает экзогамия и перетасовывает сукцессия, т.е. резкое изменение исторического окружения. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы. Таковы землепроходцы - консорции отчаянных путешественников, породивших поколение стойких сибиряков; старообрядцы - консорции ревнителей религиозно - эстетического канона и т.д. другие группы.     Далее Л. Н. Гумилёв обращает внимание на три вида энергии питающих биосферу земли, и человека, как часть этой биосферы. Это энергия Солнца, это энергия распада внутри Земли радиоактивных элементов и третий вид энергии - это пучки энергии, приходящие из Солнечной системы и Космоса. "Мы живем не оторванными от всего мира, а внутри огромной галактики, которая тоже воздействует на нас, как и все другие факторы, определяющие развитие биосферы"[4 c.24]     Следующий элемент теории этногенеза Л. Н. Гумилёва, его методика - это системный подход. Автор его, Лео фон Берталанфи - американец немецкого происхождения, биолог Чикагского университета дал определение вида как открытой системы. А системный анализ - это такой метод анализа, когда внимание обращается не на персоны, особи, которые оставляют вид, а на отношения между особями. Это и использует Л. Н. Гумилёв, выделяя при этом четыре типа системных связей: делит системы на открытые и замкнутые, жесткие и корпускулярные (дискретные). Открытая система - это наша планета Земля, которая все время получает солнечные лучи, благодаря им происходит фотосинтез, а излишек энергии выбрасывает в космос. Это то или иное живое существо, которое получает запас энергии в виде пищи. Иначе, открытая система получает энергию извне, обновляется.        Примером закрытой системы может служить печка. Это система с разовым получением энергии. Пример жесткой системы - хорошо сработанная, слаженная машина, где нет ни одной лишней детали, она работает только тогда, когда все винтики на месте. В чистом виде жесткой системы никогда не может быть.    Корпускулярная система - это система взаимодействия между отдельными частями, не связанными между собою жестко, но тем не менее нуждающимися друг в друге. Биологический вид корпускулярной системы - семья.     Из всего этого Л. Н. Гумилёв делает заключение, что "этнос - это замкнутая система дискретного вида - корпускулярная система. Она получает единый заряд энергии и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части"[6 c.26].           И далее пишет - "Именно как системы такого типа существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющие себя (мы) всем другим (не мы). Это явление противопоставления связывает социальные формы со всеми природными факторами - ландшафтами, климатом, почвой. Это механизм, при помощи которого человек влияет на окружающую среду обитания, воспринимает ее составляющие и кристализует их в свою культуру"[6 c.27].       Следующий немаловажный элемент теории Л. Н. Гумилёва явление комплиментарности. Комплиментарность - это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплиментарность. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарному признаку - выбирают тех кто им просто симпатичен.       Принцип комплиментарности не относится к числу социальных, пишет Л. Н. Гумилёв, явлений, он наблюдается у диких животных, и у домашних (привязанность собаки к хозяину), на этом принципе основано приручение животных, на этом же принципе основаны семейные связи. Но когда мы берем этот феномен в исторических, больших масштабах, то эти связи вырастают в очень могучий фактор, На комплиментарности строятся отношения в этнической системе.    Из всего сказанного очевидно, что этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную географическую оболочку. Этногенез - это процесс, проявляющийся в жизнедеятельности этноса, а для совершения работы нужна энергия. В.И. Вернадский, в работе "Химическое строение биосферы Земли и ее окружение", назвал ее биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Это та самая энергия, которая получена растением путем фотосинтеза и затем усвоена животным через пищу. Она заставляет все живое расширяться путем размножения до возможного предела.          Земля не переполнена животными только потому, что эта энергия разнонаправленна, и одна система живет за счет другой, одна погашает другую. Очевидно, считает Гумилев, каждая создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает реальным энергетическим полем или сочетанием полей, подобно электромагнитному, состоящему из каких-то силовых линий, которые находятся не в покое, а в ритмическом колебании с разной частотой.         Вспомним, что в основе этнического деления лежит разница поведения особей, составляющих этнос. А так как особи нового этноса взаимодействуют друг с другом, то немедленно возникает целостность - однонастройная эмоционально, психологически и поведенчески, что, очевидно, имеет физический смысл. Скорее всего, считает Гумилев, здесь мы видим одинаковую вибрацию биотоков этих особей, единый ритм. Именно он воспринимается наблюдателем как нечто новое, непривычное, не свое. Но как только такое пассионарное поле возникло, оно тут же оформляется в организующий коллектив пассионариев: общину, философскую школу, дружину, полис и т.д. При этом охватываются особи не только пассионарные, но получившие тот же настрой путем пассионарной индукции. Консорция преображается в этнос, который при расширении покоряет (политически или морально) другие этносы и навязывает им свой ритм.   Неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за длительное историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, делает заключение Л. Н. Гумилёв, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей, и назван "пассионарностью" (от лат. PASSIO - страсть).     При всем различии эпох и стран модель пассионарности в этногенезе одна и те же. Л. Н. Гумилёв дал определение пассионарности как "характерной доминанты, непреоборимого внутреннего стремления (осознанного или, чаще, неосознанного) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни"[5, c.33].            Большая система может создаваться и существовать только за счет энергетического импульса, благодаря которому система получает внутреннее развитие и способность сопротивляться окружению. Л. Н. Гумилёв, называет этот эффект энергии - пассионарным толчком, и рассматривает географические условия, облегчающие его активизацию.  Согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а

на границах ландшафтных регионов и в зонах  этнических контактов, где неизбежна интенсивная метисация. Благоприятствует этногенезу сочетания разных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Общим моментом является принцип разнообразия.          Предположительно, механизм этих процессов выглядит так: взрыв пассионарности (или флуктуации ее) создает в значительном числе особей, обитающих на охваченной этим взрывом территории, особый нервно-психический настрой, связанный с повышенной активностью, но характер этой активности определяется местными условиями: в первую очередь - ландшафтами, а также этнокультурным окружением и уровнем социального развития. Вот почему, пишет Гумилев, все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны.     Социальная история отражает прошлое человечества односторонне, и рядом с прямой дорогой эволюции существует множество зигзагов, дискретных процессов, создавших ту мозаику, которая просматривается на исторических картах мира. Поскольку у этих процессов есть, считает Гумилев, "начала" и "концы", то они не имеют отношения к прогрессу, а всецело связаны с биосферой, где процессы тоже дискретны.   Таким образом, делает вывод Гумилев, - "социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представление о процессах, происходящих на поверхности Земли, где сочетаются "истории природы и людей"[5, c.112].   Во всех исторических процессах - от микрокосма (жизни одной особи) до макрокосма (развития человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют, под час столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно относится к мезокосму, где лежит феномен развивающегося этноса, то есть этногенез.        Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не менее путем эмпирических обобщений, Л. Н. Гумилёву удалось построить кривую этногенеза. Наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возникающую время от времени вследствие "толчков", которыми могут быть только мутации, вернее микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не влияющие на фенотип.      Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей популяции своего ареала. Мутируют только отдельные, относительно немногочисленные особи, пишет Л. Н. Гумилёв, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возникла новая консорция, которая при благоприятном стечении обстоятельств выростает в этнос. Пассионарность членов консорции - обязательное условие этого перерастания. В этом механизме - биологический смысл этногенеза, но он не подменяет и не исключает социального смысла.            На процесс создания этноса или суперэтноса влияет пространство, ландшафт и время. Пространство - это окружение: ландшафтное и этническое, Ландшафтное окружение влияет на формы хозяйства, уклад данного этноса определяет его возможности, перспективы. Этническое окружение, связи с соседями, дружеские или враждебные, влияют на характер создаваемой культуры.     Время - это фаза этногенеза и этнического окружения, определяющая варианты этнических контактов с ними. Кроме того уровень научно-технического прогресса, свойственный данной эпохе, тоже оказывает свое влияние в рамках фактора времени, позволяя заимствовать уже имеющиеся технические достижения при создании новой культурной традиции.           Но кроме времени и пространства есть и третий компонент - энергия. "В энергетическом аспекте этногенез является источником культуры"[5, c.121]. Этногенез идет за счет пассионарности. Именно эта энергия - пассионарность и растрачивается в процессе этногенеза. Она уходит на создание культурных ценностей и политическую деятельность.            В фазе подъема складывается, а в акматической фазе кристаллизуется оригинальный для каждого случая стереотип не только поведения, но и мировосприятия и мироосмысления, или то, что мы называем культурным типом.     "Итак, пишет Л. Н. Гумилёв, этническая история имеет следующие два параметра: 1) соотношение каждого этноса с его вмещающим кормящим ландшафтом, причем утрата этого соотношения непоправима. 2) Пассионарность - то есть диссипация биохимической энергии живого вещества биосферы"[5, c.121].      Этногенезы - процессы, возникающие вследствие природных явлений. Человек не только член общества, но и этноса. Вместе со своим этническим коллективом он сопричастен окружающей среде.         Вечно меняясь, умирая и возраждаясь, как все живое на нашей планете, человек оставляет свой след путем совершения событий, которые составляют "скелет" этнической истории - функции этногенеза. В этом аспекте история - наука естественная, географическая и геософская.        Пассионарность - это и энергия, и характер поведения отдельного человека. Пассионарность как энергия - это избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжениям. Пассионарность же как характеристика поведения - эффект этого избытка, порождающий жертвенность ради эфемерных целей.       Примером возрастания и ослабления пассионарности в этносе может служить этническая история России. Первоначально, в работе "Этногенез и биосфера Земли" (Л.1989 г.), Л. Н. Гумилёв возводил древних русичей к германскому племени готов, считая их фазой социокультурной целостности, затем диструкции и реликта этногенеза древних готов. Позднее, в труде "Древняя Русь и Великая Степь" (М,1989г.), он пересмотрел свои позиции. Где Русь относил к древним славянам и кельтам. Причем древнерусский этнос просуществовал, по его мнению, до XIII века, когда в инерционную фазу своего этногенеза столкнулся с монголами Батыя. После этого этнос перешел в фазу обскурации. Надо отметить, пишет он, что с монголами столкнулся слабопассионарный этнос, а монголы в то время переживали фазу подъема. Вследствие изменения климата степи (увеличения осадков и как следствие, увеличение пастбищ, скота, лошадей и т.д.), что способствовало росту военного и политического потенциала монголо-татар.      Образовавшийся, условно, в XIV веке великорусский этнос имел своим "месторазвитием" Волго-Окское междуречье - ландшафт лесной плюс ландшафт луговой. Исходным компонентом он имел потомков древних русичей, угро-финские племена и отчасти пришельцев монголов. Конец ХIV - начало XVI века, по Гумилеву, фаза подъеме в этногенезе великорусского этноса. О подъеме пассионарного напряжения свидетельствует успешное противостояние Литве, объединение России вокруг Москвы и конец золотоордынского ига.         "В те века, пишет Гумилев, когда начиналась история нашей страны и ее народов, человечество населяло землю неравномерно. Одни народы жили в горах, другие в степях или глухих лесах, третьи на берегах морей. И все создавали совершенно особые культуры, непохожие друг на друга, но связанные с теми ландшафтами, которые их кормили"[1, c.25].             Л. Н. Гумилёв, в вопросе образования Российского этноса, высоко оценивал евразийскую концепцию и был ее продолжателем. Будучи лично знаком с Петром Савицким и состоял в переписке с Георгием Вернадским. Евразийцы, разрабатывая свою теорию, положили в ее основание географический детерминизм как принцип. Они нашли ее подтверждение в этническом, лингвистическом аспектах. При этом часто оперируя понятиями "национальный подъем, горение духа, порыв" и т.д. Л. Н. Гумилёв дает свое объяснение этим понятиям, переводя их на научный язык своей теории этногенеза. Евразийцы не указывают причин появления этносов (помимо ландшафтных), они говорят о их развитии. Л. Н. Гумилёв вводит понятия этногенеза, пассионарности, комплиментарности и т.д. Евразийцы достаточно туманно объясняют сближение тех или иных наций и народностей хотя приводят тому массу примеров. Л. Н. Гумилёв перерабатывает их материал и дает научное объяснение, хотя нигде не ссылается на евразийцев, это обстоятельство объясняется просто: "Что касается упреков мне, что я нигде не ссылаюсь в своих книгах на П.Савицкого или на ранних предшественников евразийцев (Ш.Монтескье, Ж.Бодена и других представителей географической школы социологии), то я просто не мог этого сделать по понятным причинам - ведь существовала цензура..."[1, c.15].            

2. Два подхода  к систематизации

Синхронический  подход позволяет собрать большой  и необходимый материал по этнической истории. Но это лишь подготовительная работа для главной задачи этнологии - диахронического сравнения разных этногенезов. Опорной точкой для  синхронизации может быть:             1. сам пассионарный толчок, но его трудно датировать, так как современникам он не заметен. Так, римляне не обратили внимание на рождение в 5 г. до н.э. плеяды пассионариев (точнее, на события 30-40-х гг. н.э.), были удивлены вспышкой фанатизма в Иудее и Дакии в 65 г., и лишь около 155 г. поняли, что существует особая порода людей (философ Цельс). Византийский этнос - редкий случай, когда благодаря церковной истории можно определить точную дату толчка;                  2. момент рождения этноса как новой системной целостности с оригинальным стереотипом поведения. Это фиксируют соседи с письменной традицией. Появляется самоназвание этноса - этноним. До 632-642 гг. арабами называли кочевников Аравийского полуострова, и только после того как мусульманские армии вторглись в Сирию и Иран и разбили греков и персов, арабами стали называть этнос, вдохновленный проповедью пророка. В дальнейшем потомки уже не помнят причин происходившего, ибо этноним часто теряет свой первоначальный смысл;                 3. любой яркий период, например от фазы надлома (ее начала или конца). Надлом - фаза выразительная, и не заметить ее трудно. Пассионарное напряжение начинает стихийно снижаться. В Византии это эпоха иконоборчества, в Христианском мире - Реформация. Диахрония позволяет уточнить общую закономерность природных процессов - этногенезов путем сопоставления их друг с другом.      Первым историком, попытавшимся уловить принцип диахронии, был Плутарх. Он сопоставил попарно деяния сорока шести деятелей Эллады и Рима, сходство их ролей в двух историях (процессах), проходивших по одной схеме. Плутарх открыл одно из свойств исторического времени: направленность через казуальность, т.е. причинную обусловленность хода событий, несмотря на разную длину фаз [6, с.297].

4. Пассионарность  в этногенезе         Начало этногенеза напрямую связано с внезапным изменением генофонда живых существ, с мутагенезом. Это происходит в определенном месте, в определенное время в результате внешнего воздействия.       Генетическим признаком новой популяции является повышенная активность ее членов к действию. Избыток биохимической энергии живого вещества биосферы, которым они наделены, позволяет им применить эту энергию в качестве организаторов и исполнителей. Этот генетический признак у Л.Н.Гумилева назван пассионарностью. Это новый параметр этнической истории. Пассионарность проявляется в непреоборимом стремлении действовать, изменять окружающее. Они сражаются с захватчиками, организуют походы с покорением народов, сражаются за отвлеченные идеалы, жертвуя жизнями.          Закономерность этногенеза противоречит принятой на Западе теории неуклонного прогресса, но вполне отвечает принципу диалектического материализма - принципу отрицания. Законы диалектики применимы к явлениям этногенеза. Переход количества в качество наблюдается при взрывах и становлении этносов (негэнтропии), а в последующей этнической истории (энтропии) только меняет знак. Мозаичность этносистемы объясняется законом единства и борьбы противоположностей, а неизбежная смена одних этносов другими законом отрицания отрицания.  Пассионарность - наследственный признак, видимо рецессивный, потому что он передается, минуя детей и внуков, к правнукам и праправнукам. Это объясняет возможность этносов к регенерации.       Микромутация создает новый поведенческий признак. Мутация никогда не захватывает всей популяции. Мутируют отдельные особи, и по-разному. Но явные уроды быстро устраняются естественным отбором, а для устранения мутантов-пассионариев необходимо около 1200 лет.         Системы работают на биохимической энергии, абсорбируя (поглощая) ее из окружающей среды и выдавая излишек в виде работы (в физическом смысле). Оптимальное состояние, или гармоничность, системы, будь то один человек или многолюдный этнос, - это когда количества энергии, идущей на нужды самого организма и на пассионарность, равны. Тогда они уравновешивают друг друга, и система крепка. 5. Фазы этногенеза

Информация о работе Эволюция этноса по Гумилеву