Министерство транспорта Российской
федерации
Федеральное агентство железнодорожного
транспорта
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «Подъемно-транспортные,
путевые и строительные машины»
РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОМУ
ПРОЕКТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ
МАШИН»
НА ТЕМУ
«Разработка технологии
безопасного производства погрузочно – разгрузочных работ с применением грузоподъемных
средств»
Вариант 2
Выполнил
студент
Механического
факультета
группы
БТП-014
______________/./
/подпись, дата/
/номер зачетной книжки/
Проверил доцент
_________________/./
кафедры «Подъемно-транспортные, /подпись, дата/
путевые и строительные машины»
Санкт-Петербург
2013
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Основные задачи выполнения курсового
проекта по дисциплине безопасность эксплуатации
грузоподъемных машин:
1.1. Развитие навыков и методов инженерного
творчества, самостоятельного решения
задач в области безопасной эксплуатации
грузоподъемных машин.
1.2. Расширение и углубление знаний, полученных
в процессе теоретического обучения.
1.3. Усвоение методов расчета и конструирования
наиболее важных, часто изнашиваемых элементов
грузоподъемных кранов.
Процесс разработки технологии производства
грузоподъемных работ представляет сложную
комплексную задачу, при решении которой
должны учитываться:
а) экономические требования (минимальные
расходы, связанные с процессом эксплуатации
машин);
б) технологические требования, обусловленные
современной технологией и организацией
производства;
в) социальные требования, обеспечивающие
максимальную безопасность, легкость
управления и наилучшие условия для обслуживающего
персонала;
г) специфические требования, предъявляемые
к машинам в связи с особенностями их эксплуатации.
Выполняемый проект должен
выработать умение критически анализировать
ситуацию, выбирать наиболее целесообразные
конструктивные решения узлов, способствовать
получению конструкторских навыков, развитию
творческой инициативы и умению работать
самостоятельно, разбираться в технической
литературе, находить целесообразные
решения технических вопросов, использовать
и разрабатывать компьютерную технологию.
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Техническое
задание на проект
Организация строительства здания
(Таблица 1)
Описание параметров здания |
Этажность
здания |
4 |
Высота
этажа |
2,5 (м) |
Размер
ячейки (длина, ширина) |
6 (м) |
Содержание
Введение |
5 |
Глава 1. Анализ условий
производства работ, характер груза |
6 |
Глава 2. Разработка
схемы строповки грузов и подбор
грузозахват- ного рабочего органа |
7 |
Глава 3. Выбор грузоподъемной
машины |
16 |
3.1. Определение
грузовысотных характеристик ГПМ |
16 |
3.2. Оценка устойчивости
машины по коэффициентам собственной
и грузовой устойчивости |
24 |
Глава 4. Расчет опор |
26 |
Глава 5. Проект производства
работ и технологические карты на строительно-монтажные
и погрузочно-разгрузочные работы с использованием
ГПМ |
32 |
Глава 6. Обоснование
норм и расценок производства работ |
40 |
Глава 7. Освещение
участка работ и предупреждающие знаки |
46 |
Глава 8. Производственные
инструкции участника работ и акт-допуск
по форме приложения 1 (РД 11-06-2007) |
50 |
Заключение |
55 |
Список литературы |
56 |
Приложение |
57 |
Введение
Рабочая группа грузоподъемных устройств
и транспортного оборудования зачастую
является опасной зоной не только для
обслуживающего персонала, но и для посторонних
лиц. Опасности, которым в этих условиях
могут подвергаться люди, связаны, в основном,
с непреднамеренным контактом с движущимися
частями оборудования и возможным ударом
от падающих предметов при обрыве поднимаемого
груза, при высыпании его части, а также
с падением самого оборудования, наездами
и столкновениями. Безопасность персонала
при эксплуатации подъемно-транспортного
оборудования и машин обеспечивается
следующими методами:
- определения опасной зоны подъемно-транспортного
оборудования и машин (ПТМ); ,
- расчет на прочность канатов и грузозахватных
устройств (ГЗУ); ,
- определение устойчивости кранов; ,
- применение специальных устройств обеспечения
безопасности; ,
- регистрация, техническое освидетельствование
и испытание подъемно-транспортного оборудования,
машин и грузозахватных устройств.
Грузозахватные приспособления (крюки,
электромагнитные шайбы, грейферы, подхваты
и захваты) являются особо ответственными
деталями крана и изготавливаются под
форму перемещаемых грузов. Периодический
контроль за их состоянием рабочих поверхностей
(износ, отсутствие трещин и дефектов)
обеспечивает безопасность при эксплуатации
транспортных устройств.
В данном курсовом проекте предполагается
разработать технологию безопасного производства
погрузочно-разгрузочных работ с применением
специального грузоподъемного средства.
Глава
1. Анализ условий производства работ,
характер груза.
Целевое назначение данного
курсового проекта – разработать технологию
безопасного производства при разгрузке
различного груза определенных габаритов,
заданной максимальной массы с применением
автомобильного грузоподъемного крана-манипулятора,
а также научиться работать с технической
документацией, необходимой при написании
курсового проекта.
Работа будет проходить в
летнее время, в темное время суток, рельеф
местности представляет собой обычную
грунтовую насыпь (глина и песок).
Работа будет заключаться
в разгрузке габаритного груза: опалубки,
арматурных стержней в пачках 11,750,40,4, каждый из которых имеет максимальную
массу 2,7 т, кирпича на паллетах, массой
1,2 т каждый, лестничных маршей весом 1,7
т, лестничных площадок весом 1 т и др. с
помощью автокрана, установленного на
базе грузового автомобиля, грузоподъемностью
до 32 т.
Прежде чем приступить к работе,
непосредственно связанной с разгрузкой/погрузкой,
рабочим необходимо подготовить место
для установки машины, выровнять насыпь,
чтобы можно было встать на опоры (при
необходимости рассчитать шпальную решетку),
а также оградить территорию, на которой
будут производить работы (обозначить
опасные зоны работы).
До начала производства погрузочно-разгрузочных
работ с применением грузоподъемной машины,
выполняемых в темное время суток, строительная
площадка (участок работ) должна быть освещена
в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.
Перед началом работ в соответствии
с «ПБ 10-382-00» пунктом 9.5.9. «О порядке выдачи
наряда - допуска» стропальщики и крановщик
получают наряд допуск на работу, а так
же технологическую карту.
Необходимо выполнить
следующие задачи:
▪ Произвести выбор грузозахватных
приспособлений
▪ Произвести выбор грузоподъемной
машины
▪ Определить места установки
и технологию подготовки площадки грузоподъемной
машины
▪ Разработать последовательность
производства погрузочно – разгрузочных работ
▪ Определить меры безопасности
обслуживающего персонала при производстве погрузочно
– разгрузочных работ
Глава 2. Разработка схемы строповки
грузов и подбор грузозахватного рабочего
органа.
Строповка груза (пачка арматурных стержней)
Габариты: 11,75х0,4х0,4
м
Расчет необходимой
грузоподъемности стропа Q:
В соответствии
с «Правилами устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ
10-382-00)», рассчитаем грузоподъёмность
строп, состоящих из канатных типа 4СК
и канатных универсальных типа УСК1(СКП).
Нагрузка на 1 канатный
строп типа 4СК составляет:
– число строп (используется 4-ветьевой,
но т. к. задействованы только 2 );
– вес груза ();
– коэффициент, зависящий от угла наклона
стропов к вертикали (примерно при ).
Разрывное усилие:
где – коэффициент запаса прочности (зависит
от свойств стропа),
(для канатных)
Следовательно, необходимая грузоподъемность стропа
должна составлять:
Нагрузка на 1 канатный
строп типа УСК1(СКП) составляет:
– число строп;
– вес груза ();
– коэффициент, зависящий от угла наклона
стропов к вертикали (примерно при ).
Разрывное усилие:
где – коэффициент запаса прочности (зависит
от свойств стропа),
(для канатных)
Следовательно, необходимая грузоподъемность стропа
должна составлять:
В соответствии
с РД 10-33-93 и ГОСТ 25573-83, применяемых в строительстве
и других отраслях экономики для строповки
грузов, с учетом необходимой рассчитанной
грузоподъемности выбираем грузозахватное
устройство: строп канатный типа 4СК грузоподъемностью
8,0 т и строп канатный универсальный типа
УСК1(СКП) грузоподъемностью 8,0 т.
Расчет необходимой
длины стропа l:
L1 = 4,2 + 4,2 = 8,4 м
L2 = (1,26 + 1,26 +0,4) 2 = 5,84 м.
Схема строповки:
Строповка груза (паллет кирпича)
Габариты: 1,25х1,0х0,78
м
Расчет необходимой
грузоподъемности стропа Q:
В соответствии
с «Правилами устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ
10-382-00)», рассчитаем грузоподъёмность
строп, состоящих из канатных типа 4СК
и канатных кольцевых типа УСК2 (СКК).
Нагрузка на 1 канатный
строп типа 4СК составляет:
– число строп (используется 4-ветьевой,
но т. к. задействованы только 2 );
– вес груза ();
– коэффициент, зависящий от угла наклона
стропов к вертикали (примерно при ).
Разрывное усилие:
где – коэффициент запаса прочности (зависит
от свойств стропа),
(для канатных)
Следовательно, необходимая грузоподъемность стропа
должна составлять:
Нагрузка на 1 канатный
кольцевой строп типа УСК2(СКК) составляет:
– число строп;
– вес груза ();
– коэффициент, зависящий от угла наклона
стропов к вертикали (примерно при ).
Разрывное усилие:
где – коэффициент запаса прочности (зависит
от свойств стропа),
(для канатных)
Следовательно, необходимая грузоподъемность стропа
должна составлять:
В соответствии
с РД 10-33-93 и ГОСТ 25573-83, применяемых в строительстве
и других отраслях экономики для строповки
грузов, с учетом необходимой рассчитанной
грузоподъемности выбираем грузозахватное
устройство: строп канатный типа 4СК грузоподъемностью
4,0 т и строп канатный кольцевой типа УСК2(СКК)
грузоподъемностью 2,0 т.
Расчет необходимой
длины стропа l:
L1 = 0,54 + 0,54 = 1,08 м
L2 = (1 + 0,78 + 0,78 + 0,72 + 0,72) 4 = 16 м.
Схема строповки:
Строповка груза (лестничная площадка)
Габариты: 2,2х1,3х0,32
м
Расчет необходимой
грузоподъемности стропа Q:
В соответствии
с «Правилами устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ
10-382-00)», рассчитаем грузоподъёмность
строп канатных типа 4СК.
Нагрузка на 1 канатный
строп типа 4СК составляет:
– число строп (используется 4-ветьевой, );
– вес груза ();
– коэффициент, зависящий от угла наклона
стропов к вертикали (примерно при ).
Разрывное усилие:
где – коэффициент запаса прочности (зависит
от свойств стропа),
(для канатных)
Следовательно, необходимая грузоподъемность стропа
должна составлять:
В соответствии
с РД 10-33-93 и ГОСТ 25573-83, применяемых в строительстве
и других отраслях экономики для строповки
грузов, с учетом необходимой рассчитанной
грузоподъемности выбираем грузозахватное
устройство: строп канатный типа 4СК грузоподъемностью
1,6 т.