Расчет и проектирование многоступенчатого механического привода

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы научиться правильно применять знания, полученные в процессе учебы, на практике.
В процессе выполнения данной работы решаются следующие задачи:
расширение, углубление, закрепление и систематизация теоретических знаний и применение этих знаний для ведения расчетов при проектировании;
развитие навыков ведения самостоятельной творческой инженерной работы.

Оглавление

Техническое задание на проектирование 3
Введение 4
1.Кинематический и силовой расчет 5
1.1.Выбор грузового каната, расчет полиспаста и
грузового барабана 5
1.2.Выбор электродвигателя 6
1.3.Определение частот вращения, вращающих
моментов на валах 8
2.Расчет открытой ступени 9
2.1.Выбор материалов. Расчет допустимых напряжений. 9
2.2.Расчет модуля зацепления 9
2.3.Расчет геометрических размеров зубчатых колес 10
2.4.Расчет вспомогательных параметров 10
2.5.Расчет сил, действующих в зацеплении 10
2.6.Проверочный расчет передачи 11
2.7.Схема привода с кинематическим анализом 12
3.Предварительный расчет валов редуктора 13
3.1.Ведущий вал 13
3.2.Ведомый вал 13
4.Конструктивные размеры шестерни и колеса 15
5.Расчет зубчатых колес редуктора 16
6.Конструктивные размеры шестерни и колеса 21
7.Конструктивные размеры корпуса редуктора 22
8.Первый этап компоновки редуктора 23
9.Проверка долговечности подшипника 25
10.Второй этап компоновки редуктора 30
11.Проверка прочности шпоночных соединений 32
12.Уточненный расчет валов 33
13.Посадки зубчатого колеса, шестерни и подшипников 40
14.Выбор сорта масла 41
15.Сборка редуктора 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 586.65 Кб (Скачать)

     На  ведущем и ведомом валу применяю призматические шпонки со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. Шпонки вычерчиваю из расчета, что их длины на 5 – 10 мм меньше длины ступицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     11 Проверка прочности шпоночных соединений 

     Выбираю шпонку призматическую со скругленными  торцами по ГОСТ 23360-78.

     Материал  шпонок – сталь 45, нормализованная. Напряжение смятия и условие прочности  определяются из выражения

     

     Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице  [σсм] = 100 ¸ 120 МПа, при чугунной [σсм] = 50¸70 МПа

     Ведущий вал:  d = 38 45 мм; bхh = 14 x 9 мм; t1 = 5,5 мм, длина шпонки l = 70 мм (при длине ступицы полумуфты 82 мм); момент на ведущем валу Т2 = 122*103 Н·мм 

     МПа <см]

     (материал  полумуфт МУВП – чугун марки  СЧ 20 ГОСТ 1420-85)

     Ведомый вал:   из двух шпонок – под  зубчатым колесом и шестерней  - более нагружена вторая (меньше диаметр вала и поэтому меньше размеры поперечного сечения  шпонки). Проверяем шпонку под шестерней: d = 45 мм; b x h = 14 x 9; t1 = 5,5 мм, длина шпонки l = 63 мм (ширина шестерни 30 мм, ступицы 70 мм); момент на ведомом валу Т2 = 431,4*103Н·мм

             МПа <[σсм]

   Шестерня  выполняется из термообработанных углеродистых сталей.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     12 Уточненный расчет валов 

     Принимаю, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения по пульсирующему.

     Уточненный  расчет состоит в определении  коэффициентов запаса прочности  s  для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) значениями [s], прочность будет соблюдена при условии s³ [s].

     Расчет  производится для предположительно опасных сечений каждого из валов.

     Ведущий вал:

     Материал  вала тот же, что и для шестерни (выполнена заодно с валом), т.е. сталь 45, термическая обработка – улучшение.

     При диаметре заготовки 90 ¸ 120 мм (da1 = 84 мм) табл.3.3 [1] среднее значение σв = 730 МПа.

     Предел  выносливости при симметричном цикле  изгиба

     σ-1 ≈ 0,43σв = 0,43*730 = 313,9 МПа.

     Предел  выносливости при симметричном цикле  касательных напряжений

     t-1 ≈0,58 σ-1 =0,58*313,9 = 182,1МПа.

     Сечение по месту насаживания полумуфты, при передаче вращающего момента  от электродвигателя рассчитываю на кручение. Концентрацию напряжения вызывает наличие шпоночного паза. Коэффициент  запаса прочности: 
 

     ,

     где амплитуда и среднее напряжение пульсирующего цикла 

     при d = 45 мм ; b = 14 мм ; t1 = 5,5 мм (по табл. 8.5 [1]) 
 

     Принимаю  kτ = 1,68 (табл. 8.5  [1]), ετ ≈ 0,76 (табл.8.8[1]) и ψ τ ≈0,1 [1] 

     ГОСТ 16162-78 определяет, что конструкция  редуктора должна предусматривать  возможность восприятия радиальной консольной нагрузки, приложенной  в середине посадочной части вала. Величина этой нагрузки для одноступенчатых  зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть при 25*10 3 Н·мм< ТБ < 250*10 3 Н·мм.

     Принимаю  у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине  полумуфты l = 82 мм (муфта УВП для вала диаметром 45 мм), изгибающий момент в этом сечении от консольной нагрузки М = 2,5*(182,1*10 3) 1/2*(82/2) = 87,5*10 3 Н·мм.

     Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям 

     Результирующий  коэффициент запаса прочности 

     Коэффициент запаса, полученный в расчетах , результирующий получился меньше, т.к. консольные участки валов, рассчитываются по крутящему моменту и согласовываются с расточками стандартных полумуфт и являются прочными. Такой большой запас прочности (70,62 и 1,19) объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его со стандартной муфтой с валом электродвигателя.

     Поэтому проверку прочности вала в других сечениях нет необходимости.

     Ведомый вал.

     Материал  вала – сталь 45 нормализованная, σВ = 570МПа.

     Пределы выносливости σ-1 = 0,43*570 = 245 МПа и τ-1 = 0,58*245 = 142 МПа.

     Сечение А-А: диаметр вала в этом сечении 50 мм. Концентрация напряжений обусловлена  наличием шпоночной канавки (табл. 8.5 [1]): kσ = 1,59 и kτ =1,49; масштабные факторы εσ =0,775;

ετ = 0,67 (табл. 8.8 [1]); коэффициенты ψσ ≈ 0,15 и ψτ ≈0,1.

     Крутящий  момент Т2 = 431,4*10 3 Н·мм.

     Изгибающий  момент в горизонтальной плоскости 
 

     Изгибающий момент в вертикальной плоскости 

     Суммарный изгибающий момент в сечении А – А

     .

     Момент  сопротивления кручению (d = 50 мм; b = 14 мм; t1 = 5,5 мм) 
 

     Момент  сопротивления изгибу (табл.8.5 [1]) 

     Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных  напряжений

     .

\ Амплитуда нормальных напряжений изгиба

     ; среднее напряжение σm = 0.

     Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям 

     Коэффициент запаса прочности по касательным  напряжениям 

     Результирующий  коэффициент запаса прочности для  сечения А – А 

     Сечение К – К. концентрация напряжений обусловлена  посадкой подшипника с гарантированным  натягом (табл.8.7 [1]) kσσ = 3,1 и kττ = 2,26; принимаю ψσ= 0,15 и ψτ = 0,1.

     Изгибающий  момент

     Н·мм

     Осевой  момент сопротивления

     мм3

     Амплитуда нормальных напряжений

     МПа; σm = 0. 

     Полярный  момент сопротивления 

     WP = 2W = 2*8,9*103 = 17,8*103 мм3

     Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных  напряжений

     МПа

     Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям 

     Коэффициент запаса прочности по касательным  напряжениям 

     Результирующий  коэффициент запаса прочности для  сечения К – К 

     Сечение Л – Л. Концентрация напряжений обусловлена  переходом от Ç 45 мм к Ç 42 мм: при D/d = 45/42 ≈1,1  и r/d = 2,5/42 ≈ 0,06 коэффициенты концентраций напряжений kσ = 1,51 и kτ = 1,16 (табл. 8.2 [1]). Масштабные факторы εσ = 0,84;  ετ = 0,72 (табл. 8.8 [1]). Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения К – К.

     Осевой  момент сопротивления сечения

     мм3

\ Амплитуда нормальных напряжений

     МПа

     Полярный  момент сопротивления

     WP = 2*7,3*103 = 14,6*103 мм3 
 
 

     Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных  напряжений

     МПа

     Коэффициенты  запаса прочности 

     Результирующий  коэффициент запаса прочности для  сечения Л – Л 

     Сечение Б – Б. Концентрация напряжений обусловлена  наличием шпоночной канавки: kσ = 1,6 и kτ = 1,5; εσ = 0,84 и ετ =0,72.

     Изгибающий  момент (х1 = 60 мм)

     МБ – Б = FB x1 = 2617*60 = 157*103 Н·мм.

     Момент  сопротивления сечения нетто  при b =12 мм и t1 = 5,0 мм

     мм3.

     Амплитуда нормальных напряжений изгиба

     МПа.

     Момент  сопротивления кручению сечения  нетто

     мм3

     Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных  напряжений

     МПа 
 
 
 

     Коэффициенты  запаса прочности 

     Результирующий  коэффициент запаса прочности для  сечения Б – Б 

     Объединяю результаты в таблицу:

Таблица №3

Cечение А - А К - К Л - Л Б - Б
Коэффициент запаса s 5,89 2,83 3,69 4,07
 

     Во  всех сечениях коэффициент запаса s ˃ [s] = 2,5 (стр. 162[1]). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     13 Посадки зубчатого  колеса, шестерни  и подшипников 

     Посадки назначаю в соответствии с указаниями, данными в таблице 10.13 [1]

     Посадка зубчатого колеса и шестерни на вал  по ГОСТ 25347-82.

     Шейки валов под подшипники выполнить  с отклонением вала k6, отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по Н7.

     Полумуфту на ведущий вал напресовать по ГОСТ 25347-82.

     Мазеудерживающие  кольца по ГОСТ 25347-82. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    14 Выбор сорта  масла 

     Смазывание  зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в  масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны V определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: V= = 0,25 • 12,7 « 3,2 дм3.

     По  таблице 10.8 [1] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях σН < 600 МПа и скорости v = 3,93 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28 • 10-6 м2/с. По таблице 10.10 [1] принимаем масло индустриальное И-ЗОА (по ГОСТ 20799-75*).

Информация о работе Расчет и проектирование многоступенчатого механического привода