Расчет и проектирование многоступенчатого механического привода

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы научиться правильно применять знания, полученные в процессе учебы, на практике.
В процессе выполнения данной работы решаются следующие задачи:
расширение, углубление, закрепление и систематизация теоретических знаний и применение этих знаний для ведения расчетов при проектировании;
развитие навыков ведения самостоятельной творческой инженерной работы.

Оглавление

Техническое задание на проектирование 3
Введение 4
1.Кинематический и силовой расчет 5
1.1.Выбор грузового каната, расчет полиспаста и
грузового барабана 5
1.2.Выбор электродвигателя 6
1.3.Определение частот вращения, вращающих
моментов на валах 8
2.Расчет открытой ступени 9
2.1.Выбор материалов. Расчет допустимых напряжений. 9
2.2.Расчет модуля зацепления 9
2.3.Расчет геометрических размеров зубчатых колес 10
2.4.Расчет вспомогательных параметров 10
2.5.Расчет сил, действующих в зацеплении 10
2.6.Проверочный расчет передачи 11
2.7.Схема привода с кинематическим анализом 12
3.Предварительный расчет валов редуктора 13
3.1.Ведущий вал 13
3.2.Ведомый вал 13
4.Конструктивные размеры шестерни и колеса 15
5.Расчет зубчатых колес редуктора 16
6.Конструктивные размеры шестерни и колеса 21
7.Конструктивные размеры корпуса редуктора 22
8.Первый этап компоновки редуктора 23
9.Проверка долговечности подшипника 25
10.Второй этап компоновки редуктора 30
11.Проверка прочности шпоночных соединений 32
12.Уточненный расчет валов 33
13.Посадки зубчатого колеса, шестерни и подшипников 40
14.Выбор сорта масла 41
15.Сборка редуктора 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 586.65 Кб (Скачать)

     K – коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса, на распределение нагрузки между зубьями, для прямозубых колес K = 1.

     K – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, K = 1,068 (таблица 3.7. [1]).

     KFv – коэффициент динамической нагрузки, KFv = 1,25 (таблица 3.8. [1]).

     KF = 1*1,068*1,25 = 1,335

     Проверяю  зубья по напряжениям изгиба:

     σF2 = ((1,335*7190)/(35*4,03)) * 3.6 = 246,8 МПа

     σF1 = 246,8*(3,8/3,6) = 260,5 МПа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.7 Схема привода  с кинематическим анализом  
     

Рисунок 2. Кинематический анализ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Предварительный расчет валов  редуктора

       Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.

     3.1 Ведущий вал 

     Диаметр выходного конца при допускаемом  напряжении [tК] = 25 МПа определяем по формуле 

     dB1 = ((16*122*103)/3,14*25)1/3 = 29,2 мм.

     Вал редуктора соединен с электродвигателем  посредством муфты. Принимаем муфту  типа МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточками полумуфт под dДВ = 48мм и dB1 = 45 мм (муфты УВП могут соединять валы разных диаметров в пределах одного номинального момента, принимаю муфту МУВП 8-710-45-2-48-2-У3), примем под подшипниками dП1 = 45 мм. Шестерню выполняем за одно целое с валом. 

     3.2 Ведомый вал 

     Диаметр выходного конца вала определяем при том же допускаемом напряжении, что и ведущий, т.к. действуют те же силы и моменты, применяем то же допускаемое напряжение [tК] = 25 МПа. 
 
 
 
 
 

            
    dB2 = ((16*431,4*10 3)/3.14*25) 1/3 = 44,5 мм,

принимаем 45мм, диаметр вала под подшипниками принимаем 

     dП2 = 45мм, под зубчатым колесом dК2 = 50мм.

     Диаметры  остальных участков валов назначаем  исходя из конструктивных соображений  при компоновке редуктора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Конструктивные размеры шестерни и колеса 

     Шестерню  выполняем для посадки на вал  диаметром 45 мм, размеры ее определены ранее:  d1 = 120 мм, da1 = 128мм, df1 = 110 мм, b1 = 45 мм, ширина ступицы шестерни 60 мм.

     Колесо  кованое d2 = 836 мм, da2 = 844 мм, df2 = 826 мм, b2 = 40 мм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Расчет зубчатых колес редуктора 

     Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими  характеристиками: для шестерни –  сталь 45, термическая обработка –  улучшение, твердость НВ 230; для колеса  - сталь 45, термическая обработка  улучшение, но твердость на 30 единиц меньше – НВ 200.

     Допускаемые контактные напряжения

     , где σНlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов.

     Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической  обработкой (улучшением)

     σНlimb = 2НВ + 70;

     КHL – коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимаем КHL = 1, коэффициент безопасности [SH] = 1,10.

     Для косозубых колес расчетное допускаемое  контактное напряжение определяется по формуле 

     ;

     для шестерни [σН1] = ((2НВ1+70)* КHL)/ [SH] = ((2*230+70)*1)/1,10=481,8 ≈ 482 МПа;

     для колеса [σН2] = ((2НВ2+70)* КHL)/ [SH]=((2*200+70)*1)/1,10 = 427,3 ≈ 427 МПа.

     Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение

     Н] = 0,45*(482+427) = 409,05 ≈ 409 МПа. 
 
 

     Требуемое условие [σН] ≤ 1,23[σН2] выполняется.

     Коэффициент КНβ принимаем, как для случая несимметричного расположения колес, значение КНβ = 1,25, т.к. со стороны зубчатого колеса открытой передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев.

     Принимаем для косозубых колес коэффициент  ширины венца по межосевому расстоянию ψba = b/aw = 0,4.

     Межосевое расстояние из условий контактной выносливости активных поверхностей зубьев определяется по формуле:

       мм, ближайшее значение межосевого  расстояния по ГОСТ 2185-66 аw = 200  мм (второй ряд).

     Нормальный  модуль зацепления принимаем по следующей  рекомендации:

     mn = (0.01¸0.02) аw =200(0.01¸0.02) = 2,0¸4,0  мм, по ГОСТ 9563-60* принимаем mn = 2,0 мм.

     Примем  предварительно угол наклона зубьев b = 10° и определим числа зубьев шестерни и колеса

     .

     Принимаем z1 = 39 ; тогда z2 = z1 * u = 39 * 4 = 156

     Уточненное  значение угла наклона зубьев

        β = 12°50´

     Основные  размеры шестерни и колеса:

     диаметры  делительные: 

     проверяем аw = (d1 + d2)/2 = (80+320)/2 = 200 мм;

     диаметры  вершин зубьев:

     da1 = d1 + 2mn = 80 + 2*2 = 84 мм

     da2 = d2 + 2mn = 320 + 2*2 = 324 мм

     ширина  колеса:

     b2 = ψbaaw = 0.4*200 =80 мм,

     ширина  шестерни:

     b1 = b2 + 5 = 80 + 5 = 85 мм,

     определяем  коэффициент ширины шестерни по диаметру:

     ψbd = b1/d1 = 85/80 = 1.063.

     Окружная  скорость колес и степень точности передачи

       м/с, назначаем 8-ю степень точности  и принимаем KHv = 1.0 ¸ 1.05 [1], значения остальных коэффициентов принимаем:

     KHb = 1.04 (табл. 3.5[1]), K = 1.09 (табл. 3.4 [1]), KHv = 1,0 (табл. 3.6[1]),  таким образом

     KH = KHb K KHv =1.04*1.09*1.0 = 1.134

     Проверяем контактные напряжения: 

     Силы, действующие в зацеплении:

     окружная 

     радиальная 

     осевая  Fa =Ft tgb = 3050*tg12°50´ = 695,10 Н

     Проверка  зубьев на выносливость по напряжениям  изгиба 

     Коэффициент нагрузки KF = KFb *KFv , по таблице 3.7 [1] при ψbd =1,063, твердости НВ ≤ 350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор KFb  = 1,31 . по таблице 3.8 KFv = 1.3. Таким образом, коэффициент KF = KFb *KFv = 1,31*1,3 =1,703; YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zv у:

     шестерни 

     колеса  

     YF1 = 3,61, YF2 =3,60.

     Допускаемое напряжение

     .

     По  таблице 3.9 [1] для стали 45 улучшенной при твердости НВ ≤ 350 σ°Flimb = 1.8 HB.

     Для шестерни σ°Flimb = 1,8*230 =415 МПа, для колеса σ°Flimb =1,8*200 = 360 МПа. [SF] = [SF]'[SF]" – коэффициент безопасности, где [SF]' = 1,75 (табл. 3.9[1]), [SF]" = 1 (для поковок и штамповок), следовательно, [SF] = 1,75*1 = 1,75.

     Допускаемые напряжения:

     для шестерни [σF1] = 415/1.75 = 237 МПа;

     для колеса [σF2] = 360/1,75 = 206 МПа.

     Дальнейший  расчет будем вести для зубьев колеса, т.к. для него данное отношение  меньше.

     Определяем  значение коэффициентов Yb и K

     Yb = 1-/140 = 1-12°50´/140 =0,908

     K = [4+(εα – 1)(n-5)]/4εα

     Для средних значений коэффициента торцового  перекрытия εα = 1,5, и 8-й степени точности  K =0,92. 

     Проверяем прочность зуба колеса

     <F2] = 278МПа

     Условие прочности выполнено. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    6 Конструктивные  размеры шестерни и колеса 

     Шестерню  выполняем за одно целое с валом, ее размеры определены ранее:

     d1  = 80  мм

     da1 = 84 мм

     df1 = d1 – 2,5m = 80-2.5*2 = 75 мм

     b1  = 85 мм.

     Колесо  кованное:

     d2  = 320 мм

     da2 = 324 мм

     df2 = d2 – 2,5m = 320-2.5*2 = 315 мм

     b2  = 80 мм.

     Диаметр ступицы dст = 1.6dK2 = 1.6 * 50 =  80 мм; длину ступицы принимаем равной ширине зубчатого колеса lст = 80 мм; толщина обода δо = (2,5 ¸ 4)mn = (2,5 ¸ 4)*2,0 = 5 ¸ 8 мм, принимаем 10 мм; толщина диска С = 0,3 b2 = 0,3*80 = 24 мм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7 Конструктивные размеры корпуса редуктора 

Информация о работе Расчет и проектирование многоступенчатого механического привода