Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:30, реферат
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и
плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности
действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и
проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или
способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры
должна оценниваться на стадии проектирования, при анализе структур
управления действующих организаций для планирования и осуществления
мероприятий по совершенствованию управления.
Комплексный набор критериев эффективности системы управления
формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:
V по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям
производственно-хозяйственной организации;
V по степени соответствия процесса функционирования системы обективным
требованиям к его содержанию организации и результатам.
Критерием эффективности при сравнении различных вариантов
организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого
достижения конечных целей системы управления при относительно меньших
затратах на её функционирование.
труда; основных фондов и оборотных средств; материальных средств.
В группу обобщающих показателей вошли объем продаж и темп его роста,
объем продаж на 1 рубль затрат, валовая прибыль, чистая прибыль, чистая
прибыль на 1 рубль объема продаж, затраты на 1 рубль товарной продукции.
Группу
показателей эффективности
темпы роста производительности труда, экономия живого труда, заработная
плата на 1 рубль реализованной продукции, то же на 1 рубль чистой
продукции.
Показатели эффективности основных фондов и оборотных средств включают:
фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность, прибыль на 1 рубль основных
фондов, прибыль на 1 рубль основных фондов и оборотных средств,
оборачиваемость оборотных средств.
Показателем
материальных ресурсов
рубль реализованной продукции.
Эти показатели должны использоваться и в настоящих условиях. Однако они
не в полной мере охватывают все направления деятельности предприятий, в том
числе финансовую и маркетинговую.
Эти показатели приобретают особое значение в условиях рынка, когда
предприятия самостоятельно
разрабатывают стратегию
своего поведения. Финансовое положение предприятия определяется
коэффициентами: финансовой зависимости, ликвидности, рентабельности,
рыночной активности.
Рыночные
условия потребовали
критериев оценки эффективности управления. Имеет место необходимость
введения нескольких критериев базовых показателей, на основании которых
осуществляется оценка результативности УС; потребовалась оценка
эффективности по уровням управления и функциональным подсистемам.
Эффективность
управления отражает
социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность
управления проявляется
в достигнутых показателях
деятельности предприятия.
Эффективность,
как показатель
соизмерение затрат с результатом. В качестве последнего рассматривается
прибыль как конечный результат деятельности, а в качестве затрат - основные
производственные фонды и оборотные средства. Однако резельтат, как
экономическое понятие, шире такого толкования. Результат имеет
многообразные проявления.
Так, Д. Скотт Синк рассматривает 7 различных результатов:
действенность, экономичность, качество, прибыльность, производительность,
качесто трудовой жизни, внедрение новшеств.
При этом под действенностью (Д) понимается степень достижения системой
поставленных перед ней целей, степень завершения "нужной" работы.
Для оценки
действенности используются
a) качество - делаем ли мы продукцию, свойства которой
соответствуют определенным
b) количество - делаем ли мы нужную для потребителей продукцию в
объемах, обусловленных
c) своевременность - выполняем ли мы договорные сроки поставки
продукции.
Экономичность
(Э) оражает степень
показатель является измерителем результативности организационной системы в
отношении затрат.
Качество
(К) связано с понятием
конкретные свойства, закладываемые в продукт при его создании.
Прибыльность
(П) представляет собой
суммарными издержками. Этот показатель можно измерять по-разному.
Прибыльностьотражается в следующих показателях:
a) чистая прибыль, отнесенная к объему продаж:
Пч : Vп = Рv,
где Пч - чистая прибыль;
Vп - объем продаж;
Рv - рентабельность продаж;
b) чистая прибыль, отнесенная к совокупным активам:
Пч : АС = РА,
где АС - совокупные активы;
РА - рентабельность активов;
c) чистая прибыль, отнесенная к собственному капиталу:
Пч : КС = РК,
где КС - собственный капитал;
РК - рентабельность капитала;
d) валовый доход, отнесенный к издержкам производства:
ВД : И = Рп,
где ВД - валовый доход;
Рп - рентабельность производства.
Производительность
отражает соотношение
продукции и затрат труда на ее изготовление. Этот показатель может быть
представлен и соотношением изготовленной и реализованной продукции к
затратам живого и овеществленного труда. Показатель содержит элементы
предшествующих показателей результативности. Так, объем реализации (продаж)
связан с качеством и количеством продукции, в нем находят отражение первые
два условия действенности: качество продукции и ее объем. Использование в
расчете критерия производительности совокупности живого и овеществленного
труда связывает этот показатель с экономичностью.
Качество трудовой жизни - критерий, который отражает реакцию работников
на социально-технические условия труда, их психологическое состояние в
процессе работы. Этот критерий во многом опрееляет способость предприятия
эффективно функционировать.
Внедрение новшеств - критерий, отражающий, какое место заниает
обновление технической базы в повышении эффективности деятельности
предприятия, так как внедрение прогрессивной технологии повышает качество
продукции, снижает затраты а производство. Этот критерий используется как
один из важнейших
факторов для определения
предприятия. И Ансофф для оценки конкурентоспособного статуса фирмы (КСФ)
использует формулу:
КСФ=
* a,
где IF -
уровень стратегических
IK - критическая точка объма капиталовложений;
Io - точка оптимального объема;
a - коэффициент,
учитывающий другие факторы
статуса.
Естественно,
что приоритет, весомость
критериев результативности будут зависеть от ряда факторов конкретного
предприятия и, прежде всего, от его состояния: технического, финансового,
зрелости технологии и продукции, его положения на рынках сбыта, кадрового
обеспечения и др. Задача менеджмента состоит в установлении наиболее
эффективных действий, направленных на повышение эффективности
функционирования предприятия.
Эффективность управления предприятием может рассмотриваться и за
пределами его внутренних границ. Необходимо учитывать в этой связи эффект
воздействий управляющей системы на другие предприятия-поставщики
материально-сырьевых ресурсов, предприятия-потребители продукции.
Эффективность
управления может
масштабе - по отношению ко всему объекту и внешней среде, так и в локальном
аспекте - по отношению к процессу управления, техническому оснащению
отдельных подразделений структуры управления, подсистем управления.
Последнее приобретает очень важное значение: оценить вклад (ущерб) в общие
итоги деятельности
подсистем управления.
2. Ранговый метод планирования и оценки
эффективности.
В современных
условиях большой интерес
эффективности деятельности предприятий, основанный на системном подходе к
анализу результатов деятельности. Чаще всего эта задача решается при помощи
вовлечения в анализвсе большего числа показателей и отыскания из их числа
таких, которые в большей степени отражают результативность работы
коллектива прдприятия. Однако при увеличении количества показателей
неизбежно возникает вопрос определения их значимости, роли в достижении
эффективной деятельности. Для учета наравнозначности показателей
применяется их ранжирование - присвоение показателям фиксированной балльной
оценки, которая тем больше, чем важнее рассматриваемый показатель.
И.М. Сыроежин
предложил метод ранговой
Основу
методики представляет
упорядочивает показатели путем присвоения показателям соответствующих
закономерностей соотношений темпов их роста. Чем выше должен быть темп
роста одного показателя по отношению к темпам роста других, тем выше его
ранг.
Рассмотрим
порядок построения
Правила построения НСП
В методиках
определены требования к
системы и порядок установления их приоритетов. Требования сводятся к
следующему:
Показатели,
включаемые в НСП, должны
субъекта.
1. В НСП не включаются
которые рассчитываются как
других показателей, например, себестоимость, производительность
труда.
2. Набор показателей оценивается по их воздействию на значение
управляемой переменной, ее ускорение.
3. Показатели, для которых периодичноть учета больше, чем интервал
регулирования режима, исключаются из дальнейшего анализа.
4. В НСП могут входить самые разнообразные показатели, как
натуральные, так и
относительная величина - темп роста.
5. НСП является динамичной
приоритетов, можно менять и системы показателей.
Следующее
правило формирования НСП