Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:45, контрольная работа
Число проводов на опорах может быть разным. Обычно воздушная линия (ВЛЭП) рассчитана на передачу трёхфазного тока, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением свыше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов, то есть одной цепи. На опорах двухцепных ВЛЭП подвешивают две параллельно идущие цепи, то есть 6 проводов.Также бывают ВЛЭП с расщеплёнными фазами, когда вместо одного фазного провода большого сечения подвешивается несколько скреплённых между собой проводов меньшего сечения.
Рис. 1. Схема потока строительства
ВЛ, механизированного с помощью самоходных
машин:
а — расчистка просеки; б — вывозка и разгрузка
опор на пикетах ВЛ; е — бурение котлованов;
г — установка опор; д — монтаж проводов;
е — готовая линия; стрелки показывают
направление строительного потока по
трассе
К участку прокладывают автодорогу.
Организуют открытые стоянки автомобилей,
гусеничных машин и ремонтируемой
техники; полигон укрупнительной сборки
опор, пункт заправки и хранения
горюче-смазочных материалов, очистную
сточных вод; спортплощадку.
Строительство ВЛ идет наиболее успешно
тогда, когда работу и строительных и транспортных
организаций ведут сообща, т.е. направляют
на достижение конечной цели - ввод в эксплуатацию
готового объекта. Однако в реальной действительности
иногда участники строительства действуют
разобщенно и не заинтересованы в общем
народнохозяйственном эффекте. Так бывает,
если транспортные организации выполняют
лишь свой план перевозок по договорам
и неохотно откликаются на неожиданно
изменяющиеся заявки на перевозки при
задержках и неувязках, возникающих при
проектировании и снабжении (или при поставках
с заводов) не по вине строителей. Поэтому
нецелесообразно (по мнению автора) отрывать
транспорт от линейных строительных организаций.
Там, где транспорт входит в состав мехколонн,
упрощается материально-техническое обеспечение,
ускоряется и удешевляется строительство.
Эффективная технология перевозки грузов
и такелажно-монтажных работ на строительстве
ВЛ в значительной мере основывается на
применении специальных машин, совмещенных
с прицепными и навесными грузоподъемными
устройствами, лебедками и другими механизмами
вместо обычных грузоподъемных кранов.
Это относится и к средствам механизации,
используемым для выполнения ремонтно-эксплуатационных
работ при эксплуатации ВЛ, но осуществляющие
такие работы предприятия электрических
сетей оснащаются и специализированными
машинами, например универсальными машинами
на базе автомобилей и тракторов, позволяющими
выполнять весь комплекс работ по текущим
и плановым ремонтам; автоцистернами с
насосной установкой и телескопической
вышкой для очистки (обмыва) изоляторов
под напряжением без отключения линии;
автовышками, имеющими изолирующие конструкции,
позволяющими выполнять осмотры, замеры
и ремонты под напряжением на опорах и
проводах эксплуатируемых линий.
Самолеты и вертолеты, оборудованные аэросъемочными,
инфракрасными, такелажными и другими
устройствами, используют как при проектировании
(для выбора трассы линии), так и при строительстве
(для доставки людей и грузов) и эксплуатации
(для наблюдения за состоянием действующих
линий и обнаружения повреждений или мест
с повышенной температурой).
Строительно-монтажных работ
Универсальная ремонтная машина (рис.
2) снабжена рядом устройств, позволяющих
механизировать ремонтные работы в сетях
0,4-20 кВ. Монтажная вышка позволяет поднимать
на высоту до 10 м рабочего с инструментом
(массой до 100 кг) для замены изоляторов,
ремонта проводов и др. Для бурения котлованов
под опоры имеется бурильная установка,
а для извлечения из грунта дефектных
приставок - гидродомкрат. С помощью грузоподъемной
стрелы обеспечивают демонтаж негодных
и монтаж новых опор. Расширенная кабина
создает удобство быстрой перевозки ремонтной
бригады.
Рис. 2. Специальная эксплуатационная
ремонтная сетевая машина (МРС):
1 — стрела в транспортном положении (на
ее концах: слева — грузоподъемная подвеска,
справа — бур для устройства котлованов
под опоры ВЛ); 2 — поворотная платформа
с креслом машиниста и рычагами управления;
3 — прицеп; 4 — монтажная люлька; 5 — дополнительная
кабина на 3 чел.
Машина может комплектоваться
одноосным прицепом для доставки
к месту работ дополнительных
механизмов: передвижной электростанции
для питания электроэнергией
электроинструментов; насоса для водоотлива;
сварочного генератора для сварочных
работ и др.
Специальные машины (передвижные установки)
для очистки изоляторов непрерывной струей
воды, выполняющей обмыв без отключения
линии (под напряжением), созданы как для
BЛ напряжением 35-110 кВ (рис. 3), так и для
ВЛ 220-500 кВ.
В первом случае обмывочную установку
удалось скомпоновать на одном автомобильном
шасси (ЗИЛ-131), на котором установлены:
цистерна на 2,5 м воды; телескопическая
вышка для подъема рабочего, рукава для
воды и струенаправляющего аппарата на
высоту до 9,5 м; насос для подачи воды под
напором, достаточным для быстрой очистки
загрязненных изоляторов; барабаны для
размотки рукава и гибкого проводника
заземляющего устройства; гидроприводная
система; аутригеры и др.
Рис. 3. Передвижная установка УМ-110
для обмывки изоляторов на действующей
ВЛ: 2 – подача воды (внизу ее — водяной
насос); 3 — барабан с намотаным рукавом
для воды;
Аналогичная установка для
линий 220-500 кВ (УМ-500) размещена на двух
машинах. На серийной автомобильной вышке
ТВ-26Е, обеспечивающей подъем рабочего
на высоту до 26 м, в кузове смонтированы
два барабана для рукавов подачи воды
и один - для заземляющего проводника,
присоединяемого к заземлителю ближайшей
к машине опоры BЛ. На рабочей площадке
вышки установлены (аналогично машине
для ВЛ 35-110 кВ) струенаправляющий аппарат
и защитный экран. Управляет аппаратом
с помощью двух рычагов рабочий, находящийся
на рабочей площадке вышки (в «корзине»).
Вторая машина этой установки представляет
собой дооборудованную серийную автоцистерну
ЦР-7АПС (вместимостью 7 м3), на которой установлены
насосный агрегат и барабан с заземляющим
проводником, присоединяемый к тому же
заземлителю, что и первая машина.
Время обмыва трех гирлянд изоляторов
промежуточной опоры с помощью установки
УМ-500 не превышает 30 мин. По сравнению
со стоимостью долгого, трудоемкого и
малопроизводительного процесса ручной
очистки изоляторов, требующего отключения
линии, экономический эффект определен
в сумме 80 тыс. руб. в год. Оборудование,
навешенное на автомобилях повышенной
проходимости, можно после выполнения
работ демонтировать и хранить до срока
следующего обмыва, а автомобили использовать
в этот период по своему прямому назначению.
Предприятия Минэнерго СССР, осуществляющие
эксплуатацию, техническое обслуживание
и ремонт электрических сетей, комплектуют
автомобилями, специальными машинами
и механизмами, тракторами и прицепами
в соответствии с временными нормативами
комплектации этими средствами механизации.
Кроме того, иногда используют авиацию
не только для доставки грузов и людей,
но и для аэрофотосъемки, обеспечивающей
возможность оперативного обнаружения
слабых мест на ВЛ, например нагретых мест
соединения проводов, пробитых изоляторов
и др., а также проверки состояния элементов
опор ВЛ и оценки многих факторов, могущих
привести к разрушению ВЛ. Это предотвращает
внеплановые отключения и дает экономический
эффект по сравнению с обходами.
4. Основные типы и конструкции проводов для ВЛЭП
Провода
для воздушных линий
Для воздушных линий
Чем больше наружный диаметр провода, тем выше потери на коронный разряд. Поэтому для напряжений, превышающих 220 кВ, приходится выбирать провода большего сечения по сравнению с оптимальным, что несколько ухудшает экономические показатели ЛЭП. Для уменьшения потерь при передаче электроэнергии в ЛЭП обычно используется расщепление фаз, которое не связано с изменением конструкции проводов.
При воздействии агрессивной
атмосферы или атмосферы с
повышенной влажностью возможна интенсивная
коррозия алюминиевых и стале-
Кроме алюминиевых и сталеалюминиевых проводов в ЛЭП используются также провода из сплавов алюминия, которые при достаточно высокой электрической проводимости имеют высокие механические характеристики, позволяющие в ряде сплавов отказаться от применения стального сердечника и уменьшить массу проводов.
Алюминиевые сплавы на основе Al-Mg-Si достаточно широко применяются за рубежом для изготовления проводов для воздушных ЛЭП. Химический состав сплавов и их свойства в стандартах разных стран различаются незначительно. За базовые сплавы принимаются обычно сплавы по стандарту США, имеющие цифровое обозначение 6101 и 6201. В отечественной практике используются провода из упрочненного сплава сечением до 185 мм2 двух модификаций: провода из нетермообработанного сплава с пониженным уровнем прочностных характеристик и провода из термообработанного сплава, разрывная прочность и электрическое сопротивление которых соответствуют требованиям стандарта Международной электротехнической комиссии. Однако применение их в отечественной практике ограничено. В то же время сравнение характеристик сталеалюминиевых проводов и проводов из алюминиевого сплава свидетельствует в пользу последних. Так, если сравнивать сталеалюминиевые провода с номинальным сечением по алюминию 525 мм2 и заменяющего его аналога — провода из упрочненного алюминиевого сплава сечением 585 мм2, то провод из сплава алюминия имеет массу на 20 % меньше, разрывное усиление на 18 % выше и электрическое сопротивление на 5 % ниже. При этом экономическая эффективность достигается за счет увеличения длины пролетов и уменьшения количества опор на ЛЭП.
Самонесущие изолированные провода (СИП) применяются для воздушных распределительных сетей низкого и среднего напряжения взамен неизолированных алюминиевых и сталеалюминиевых проводов. Базовая конструкция провода на низкое напряжение: пучок скрученных изолированных светостабилизированным сшитым ПЭ фазных проводников с несущим нулевым проводом и проводом меньшего сечения для уличного освещения (рис. 10.11). Несущий нулевой провод выполняется из алюминиевого сплава на базе Al-Mg-Si с разрывной прочностью на единицу сечения не менее 295 МПа (для сравнения — разрывная прочность алюминия около 165 МПа). Провод подвешивается на опорах ЛЭП. СИП на напряжения 10—20 кВ имеет токопроводящую жилу из алюминиевого сплава и изоляцию из светостабилизированного сшитого ПЭ.
Эксплуатационные преимущества
изолированных самонесущих
5. Основные типы и конструкции опор для ВЛЭП
Опоры воздушных линий
Основными типами
опор ВЛ являются анкерные и промежуточные.
Опоры этих двух основных групп
различаются способом подвески проводов.
На промежуточных опорах провода подвешиваются
с помощью поддерживающих гирлянд изоляторов
(рис.2.1). Расстояние между промежуточными
опорами называется промежуточным пролетом
или просто пролетом, а расстояние между
анкерными опорами - анкерным
пролетом. Промежуточные опоры устанавливаются
на прямых участках ВЛ для поддержания
провода в анкерном пролете. Промежуточная
опора дешевле и проще в изготовлении,
чем анкерная, так как благодаря одинаковому тяжению
|
Рис. 2.3. Схема анкерного пролета ВЛ и пролета пересечения с железной дорогой |
Анкерные опоры предназначены для жесткого закрепления проводов в особо ответственных точках ВЛ: на пересечениях инженерных сооружений (например, железных дорог, ВЛ 330—500 кВ, автомобильных дорог шириной проезжей части более 15 м и т.д.) и на концах ВЛ. Анкерные опоры на прямых участках трассы ВЛ при подвеске проводов с обеих сторон от опоры в нормальных режимах выполняют те же функции, что и промежуточные опоры. Но анкерные опоры рассчитываются на восприятие односторонних тяжений по проводам и тросам при обрыве проводов или тросов в примыкающем пролете. Анкерные опоры значительно сложнее и дороже промежуточных, и поэтому число их на каждой линии должно быть минимальным.
Угловые опоры устанавливают в точках поворота линии. Углом поворота линии называется угол a в плане линии (рис.2.4), дополнительный до 1800 к внутреннему углу b линии. Траверсы угловой опоры устанавливают по биссектрисе угла b.