Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:45, контрольная работа
Число проводов на опорах может быть разным. Обычно воздушная линия (ВЛЭП) рассчитана на передачу трёхфазного тока, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением свыше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов, то есть одной цепи. На опорах двухцепных ВЛЭП подвешивают две параллельно идущие цепи, то есть 6 проводов.Также бывают ВЛЭП с расщеплёнными фазами, когда вместо одного фазного провода большого сечения подвешивается несколько скреплённых между собой проводов меньшего сечения.
Устройство ВЛЭП
Число проводов на опорах может быть разным. Обычно воздушная линия (ВЛЭП) рассчитана на передачу трёхфазного тока, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением свыше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов, то есть одной цепи. На опорах двухцепных ВЛЭП подвешивают две параллельно идущие цепи, то есть 6 проводов.
Также бывают ВЛЭП с расщеплёнными фазами, когда вместо одного фазного провода большого сечения подвешивается несколько скреплённых между собой проводов меньшего сечения. Расщепление проводов применяется для устранения появления протяжённого коронного разряда (на жаргоне электриков -- «короны») на проводах. Появление «короны» не только вызывает дополнительные потери в проводах, но и создаёт дополнительные искажения первоначально синусоидальной формы тока, на работу с которыми сети переменного тока не рассчитаны.
ВЛЭП до 1 кВ с глухозаземлённой нейтралью помимо фазных снабжена нулевым проводом (так называемая «четырёхпроводная сеть»). Иногда на одних и тех же опорах могут быть подвешены провода линий разного напряжения и назначения. Обычно это практикуется для линий низших в средних классов напряжений.
Воздушные линии электропередачи широко распространены в Беларуси и для них характерны: незначительный объем земляных работ при постройке; простота эксплуатации и ремонта; возможность использования опор воздушных линий с напряжением до 1 кВ для крепления проводов радиосети, местной телефонной связи, наружного освещения, телеуправления, сигнализации; более низкая стоимость сооружения 1 км (примерно на 25... 30 %) по сравнению со стоимостью сооружения кабельной линии).
Воздушные линии состоят из следующих основных конструктивных элементов: опор различного типа для подвески проводов и грозозащитных тросов; проводов различных конструкций и сечений для передачи по ним электрического тока; грозозащитных тросов для защиты линий от грозовых разрядов; изоляторов, собранных в гирлянды, для изоляции проводов от заземленных частей опоры; линейной арматуры для крепления проводов и тросов к изоляторам и опорам, а также для соединения проводов и тросов; заземляющих устройств для отвода токов грозовых разрядов или короткого замыкания в землю.
2.Общая
характеристика воздушной
В «Правилах устройства электроустановок» (ПУЭ) [9.7] содержится еще одно определение воздушной линии, несколько отличающееся от приведенного в § 9.1 в соответствии с ГОСТ. Оно гласит, что «воздушная линия — это устройство для передачи электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам инженерных сооружений». Здесь перечислены почти все основные элементы ВЛ (опоры, провода, изоляторы, арматура), за исключением грозозащитных тросов и фундаментов. Наглядное представление о составе конструктивных элементов ВЛ дает рис. 9.1.
Естественно, главными элементами являются провода фаз линии А, В, С, непосредственно
осуществляющие передачу электроэнергии.
Их разновидности и конструкции описаны
в § 9.3. Для защиты проводов от прямых
ударов молнии служаттросы, монтируемые в верхней части
опор на тросостойках.Опоры предназначе
На рис. 9.2 показан участок одноцепной воздушной линии между опорами, которые по виду отличаются от показанной на рис. 9.1. Эти опоры называются анкерными, а расстояние La между ними по трассе — анкерным пролетом. Такие опоры, в отличие от расположенных между нимипромежуточных опор, рассчитаны на противодействие значительным силам одностороннего тяжения по проводам, возникающим при их обрыве в примыкающем к анкерной опоре промежуточном пролете длиной L, а также при монтаже проводов и тросов. Провода на анкерных опорах жестко закрепляются на натяжных гирляндах изоляторов, а на промежуточных опорах — на поддерживающих гирляндах, имеющих длину lг. Длина гирлянды тем больше, чем выше номинальное напряжение линии.
В промежуточном пролете
провода и тросы провисают. Расстояние
по вертикали между точкой подвеса
на опоре и низшей точкой в пролете
называется стрелой провеса. На рис. 9.2стрела провеса провода обозначена fп, а троса
— fт. Расстояние
от низшей точки провода до земли, воды
или пересекаемых объектов hг называется габарит
Элементы ВЛ работают в сложных и разнообразных географических и климатических условиях, различающихся сезонными изменениями температуры и влажности воздуха, наличием в нем природных и индустриальных загрязнений. Кроме того, они должны противостоять воздействию сил, основными из которых являются [9.8]:
Обусловленные массой конструктивных элементов линии силы, действующие на одну опору, могут достигать сотен тысяч ньютонов (1 Н = 0,102 кгс), и провода, тросы и опоры должны быть рассчитаны на такие нагрузки.
При определенных погодных условиях (обычно при температуре воздуха от -3 до -5 °С и скорости ветра до 10 м/с) происходит образование ледяного покрова на проводах, тросах и опорах ВЛ с массой 900 кг/м3. Вес такого покрова, приходящийся на одну опору, может достигать тысяч ньютонов. Интенсивность гололедообразования неодинакова в различных регионах страны. Вся территория России делится на пять районов, различающихся возможной максимальной толщиной стенки гололеда. Карты районирования страны по гололедным условиям приводятся в ПУЭ. Данные табл. 9.3 характеризуют принцип такого районирования [9.7].
Таблица 9.3 Район по гололеду |
Нормативная толщина стенки гололеда, мм, для высоты 10м над поверхностью земли с повторяемостью | ||
1 раз в 5 лет* |
1 раз в 10 лет** |
1 раз в 15 лет*** | |
I |
5 |
5 |
На основании данных наблюдений, но не менее 10 мм |
II |
5 |
10 | |
III |
10 |
15 | |
IV |
15 |
20 | |
Особый |
20 и более |
Более 22 |
Аналогичным образом территория России делится на семь районов с различной максимальной скоростью ветра [9.7]. Ветровые нагрузки (скоростной напор ветра) также должны восприниматься всеми конструктивными элементами ВЛ. Обычно считается, что давление ветра направлено параллельно поверхности земли и перпендикулярно продольной оси линии. Силы, обусловленные действием ветра, в расчете на одну опору могут достигать сотен тысяч ньютонов и обязательно учитываются при проектировании механической части ВЛ. В табл. 9.4 приведены характеристики указанных семи районов.
Из табл. 9.4 видно, что максимальная расчетная скорость ветра равна 45 м/с (VII район), что соответствует давлению 1250 Па (1 Па = 0,102 кгс/м2). Отложения гололеда увеличивают площади поверхностей проводов и тросов, на которые оказывает давление ветер, что приводит к возрастанию горизонтальных нагрузок. Территория европейской части России в основном относится к II—III районам по гололеду и к I—II районам по ветру, территория Московской области — ко II району по гололеду и к I району по ветру.
Таблица 9.4 Район по ветру |
Нормативный напор, Па, на высоте до 15 м от земли (скорость ветра, м/с) с повторяемостью | ||
1 раз в 5 лет* |
1 раз в 10 лет** |
1 раз в 15 лет*** | |
I |
270 (21) |
400 (25) |
550 (30) |
II |
350 (24) |
400 (25) |
550 (30) |
III |
450 (27) |
500 (29) |
550 (30) |
IV |
550 (30) |
650 (32) |
800 (36) |
V |
700 (33) |
800 (36) |
800 (36) |
VI |
850 (37) |
1000 (40) |
1000 (40) |
VII |
1000 (40) |
1250 (45) |
1250 (45) |
Действие ветра обусловливает и два нежелательных явления, отрицательно влияющих на конструктивную часть ВЛ. Во-первых, это вибрация проводов и тросов, возникающая при равномерном движении воздуха со скоростью 4—8 м/с. Она характеризуется частотой колебаний в десятки герц и амплитудами до десятков миллиметров. Вибрация вызывает многократные перегибы проволок проводов и тросов, что в конечном счете приводит к их излому, ослаблению прочности провода или троса и к возможности их обрыва, т.е. к аварийной ситуации.
Во-вторых, при скоростях ветра 15—30 м/с может возникать так называемая пляска проводов и тросов. Обычно это явление наблюдается в период, когда провода и тросы покрыты гололедом. Эти колебания характеризуются частотой в единицы герц, однако их амплитуда может достигать величины, равной стреле провеса провода или троса. Возникающие при этом динамические воздействия на узлы крепления проводов к гирляндам изоляторов и последних к опорам настолько значительны, что могут приводить к поломкам арматуры и деталей опор. Кроме того, при пляске возможны касания и схлестывания проводов между собой и с тросами, что вызывает короткие замыкания и аварийное отключение линии.
Для борьбы с вибрацией
воздушные линии оснащаются виб
3.Средства механизации для
строительства и эксплуатации ВЛ
Электрические сети (линии электропередачи
и подстанции) сооружают строительно-монтажные
организации по проектам, разрабатываемым
специализированными институтами. Построенные
объекты передают эксплуатирующим их
предприятиям электрических сетей.
Основной организацией, осуществляющей
строительство BЛ, является механизированная
колонна (далее мехколонна), которую в
зависимости от объема и характера работ
комплектуют средствами механизации по
соответственному перечню - табелю. Так,
для комплектования наиболее распространенной
типовой мехколонны, предназначенной
для строительства ВЛ 35-750 кВ, институтом
«Оргэнергострой» разработан «Табель
оснащения мехколонны машинами, механизмами
и транспортными средствами для сооружения
ВЛ 35-750 кВ». В этом табеле указаны марки,
типы и количество средств механизации,
необходимых мехколонне из условий двухсменной
работы в течение четырех летних, месяцев
и односменной работы в остальное время
года, для строительства ВЛ широкого набора
различных конструкций, т.е. на железобетонных
или металлических опорах, с применением
проводов различных сечений, на разные
напряжения от 35 и до 750 кВ включительно.
Общее число машин в мехколонне - более
двухсот при среднем числе рабочих около
400 чел. Это показывает, что основной кадровый
состав в мехколонне определяют механизаторы,
работающие на самоходных машинах. Большая
насыщенность средствами механизации
обеспечивает возможность высокой механизации
работ. Среди табельных машин указаны:
96 автомобилей (частично повышенной проходимости
и оснащенные гидрокранами, лебедками),
в том числе грузовые бортовые, седельные
тягачи, самосвалы, специальные (ремонтные,
заправочные, бригадные и др.); 36 прицепов-опоровозов,
полуприцепов и роспусков (буксируемых
тягачами на автомобильном ходу либо тракторами);
23 грузоподъемных автомобильных и тракторных
крана; 27 подъемных вышек (для работ на
высоте), сваебойных и буровых машин и
экскаваторов; 60 других машин, включая
передвижные электростанции, компрессоры,
водомаслогрейки, сварочные и опрессовочные
агрегаты, раскатчики проводов и др.
Кроме того, предусмотрены: 60 передвижных
вагонов или прицепных
Мехколоннам, работающим в северных районах,
число механизмов увеличивают на 20% и выделяют
машины в северном исполнении. Соответственно
увеличивается и число механизаторов.
Дополнительно для случаев выполнения
работ в грунтах с большим притоком грунтовых
вод выделяют водоотливные установки;
для разработки скальных грунтов - станки
ударно- канатного бурения; при необходимости
вырубки лесных просек - лесосечные и лесовозные
машины на автомобильном и гусеничном
ходу. При необходимости арендуют вертолеты,
речные суда и другие транспортные средства.
Для мехколонн, сооружающих ВЛ 1150-1500 кВ,
а также для организаций сельского электросетевого
строительства, сооружающих ВЛ 0,4-35 кВ,
также имеются соответствующие табели
и нормативы по их оснащению машинами,
механизмами, средствами малой механизации
(в том числе механизированными инструментами)
и другими ресурсами.
Для конкретных объектов количество средств
механизации и транспорта уточняют проектом
производства работ и проектом организации
строительства, что позволяет сравнить
нужный комплект с «Табелем» и своевременно
принять меры к обеспечению всем необходимым.
Механизированные колонны обычно имеют
свои базы в областных центрах и других
городах, где располагаются: управление
мехколонны (начальник, заместитель, главный
инженер и несколько инженеров производственно-технического
отдела, а также службы главного механика
мехколонны, снабжения, бухгалтерия, мастерские
и гараж), жилой фонд; здания социально-бытового
назначения; склады. Рабочие, проживающие
со своими семьями в месте постоянного
базирования мехколонны, выезжают на трассы
строительства ВЛ, где проживают во временных
поселках, и возвращаются домой для отдыха,
а также для прохождения обучения и повышения
квалификации, для работы по подготовке
строительства на полигонах и в мастерских,
для участия в ремонте машин и др. Там же
организуют садовые или дачные участки
и подсобные хозяйства.
Наилучшим способом ведения работ на трассе
является поточно-механизированный, при
котором вдоль трассы осуществляют непрерывный
«поток» последовательных строительно-монтажных
операций (рис. 1). При современном уровне
техники комплексно-механизированным
способом выполняют следующие виды работ
по ВЛ: земляные (рытье котлованов, засыпка,
планировка); монтаж сборных фундаментов;
сооружение монолитных фундаментов (под
переходные, специальные опоры); погружение
свай; установку опор; монтаж проводов;
транспортирование конструкций и материалов
на трассу, включая погрузочно-разгрузочные
работы.
Кроме мехколонн, сооружающих линии электропередачи,
в электросетевом строительстве работают
мехколонны или строительно-монтажные
управления: по строительству и монтажу
подстанций и других зданий и сооружений,
необходимых для эксплуатации и ремонта
сетей; по сооружению линий связи, а также
по другим видам специальных работ. Кроме
того, действуют базы механизации, заводы
металлических и железобетонных изделий,
ремонтные и другие предприятия, входящие
вместе с механизированными колоннами
в более крупные организации.
На строительстве ВЛ мехколонна имеет
несколько участков производителей работ,
размещаемых на время строительства вблизи
трассы ВЛ или на площадке строительства
подстанции. На таких временных стоянках
монтируют сборно-разборные здания, устанавливают
передвижные жилые вагоны и необходимые
службы по типовым схемам. Так, в схеме
размещения притрассового поселка на
50 чел. предусмотрены: передвижные котельная
и электростанция; сборно-разборные профилакторий
для техники, установка обогрева двигателей,
эстакада осмотра машин; закрытый склад
и склад-навес; передвижные вагоны, оборудованные
под АТС и радиоузел, магазин, склад, баню
и прачечную, сушилку спецодежды, красный
уголок, медпункт, душевую, жилые квартиры
и др.