Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:33, дипломная работа
Познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают значительное влияние на современные политические воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались, и будут обращаться к исторически проверенным положениям, принципам, ценностям.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Происхождение государства………………………………………………......6
1.1 Характеристика первобытного общества, его структура и органы
управления ………………………………………………………………….7
1.2 Предпосылки возникновения государства………………………….12
1.3 Способы (пути, формы) образования государства…………………16
1.4 Основные отличительные черты государственной власти………...20
2. Теории происхождения государства………………………………………...22
2.1 Теологическая теория………………………………………………...24
2.2 Патриархальная теория……………………………………………….27
2.3 Договорная (естественно-правовая) теория…………………………30
2.4 Теория насилия………………………………………………………..36
2.5 Психологическая теория……………………………………………...39
2.6 Органическая теория………………………………………………….41
2.7 Марксистская (классовая, материалистическая) теория…………...45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы...................................................................51
На территории Европы главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Продолжая мысль Ф. Энгельса, говорившего о том, что в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах, современные ученые в научной литературе нередко называют Афины классической формой возникновения государственности. Там экономическое неравенство между аристократией и рядовыми общинниками становится фундаментом для утверждения господства имущих классов, приводит к возможности овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.
В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев, когда обострившиеся внутренние противоречия повлекли создание мощной государственной машины.[21]
В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом других обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, численность населения которых значительно превышала численность спартанцев, что объективно вызывало потребность в организации четкого управления ими, даже их подавления, с целью содержания оккупированных территорий в повиновении.
Таким образом, обобщая данные по западному и восточному путям возникновения государства, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и других общих исходных факторов родовая организация социальной жизни изживает себя, и ей на смену с неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.
Завершая рассмотрение возникновения государства как объективного исторического процесса, следует очень коротко охарактеризовать те главные черты, которые отличают государство от других форм организации власти в обществе. Сделать это нужно для того, чтобы осознать огромный эволюционный путь, проделанный обществом от его первобытнообщинного состояния до стройной системы государственной власти.
1. «Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекает неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным…».[22]
Государство же – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Её специфика в следующем:[23]
- если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества, и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
- в государстве учреждается такая власть, которая непосредственно не совпадает с населением, а персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением – организацией решения общих дел, получая за это денежное вознаграждение;
- обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, использующего в случае необходимости принуждение.
2. Другим важнейшим отличительным признаком государства стало разделение населения не по кровнородственному, а по территориальному принципу. «Возникли округа, волости и т.д., не совпадавшие с прежними родоплеменными единицами, хотя ещё иногда и сохранявшие их названия. Это было конечным результатом и оформлением давнего процесса перехода от кровнородственных связей к соседским. Вместе с тем введение территориального деления ослабляло остатки родоплеменной солидарности и влияния родоплеменной знати. На первых порах подразделение населения по территориальному признаку было ещё неполным и непоследовательным…Но в целом политическое и территориальное устройство настолько взаимосвязаны, что многие исследователи рассматривают территориальное деление как критерий возникновения государственности».[24] Осуществление государственной власти по административно - территориальному принципу позволяет четко определить её пространственные пределы и выявить основания для формирования её центральных и местных органов.
3. Третьей чертой государства, выделяемой современной теорией государства и права на основе признаков государственной власти, сформулированных Ф. Энгельсом, являются налоги, сборы, различные обложения, устанавливаемые государством для обеспечения содержания многочисленного аппарата служащих, представляющего политическую власть.
Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных признаков у какой-либо формы организации власти в обществе свидетельствует о том, что в таком случае имеют место лишь переходные формы к государству.
С момента появления первого государства прошло уже около 5 тыс. лет, и можно сказать, что всё это время люди, подчиняясь государственной власти и являясь гражданами (или подданными) определенного государства, задумывались над вопросами о причинах и путях его происхождения. Подобный интерес к данной проблеме обусловлен не только познавательным, академическим, но и её политико-правовым характером. Изучение процесса возникновения государства позволяет глубже понять и социальную природу этого института, его особенности и черты, даёт возможность четче определить все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.[25]
Следует отметить, что среди теоретиков государства не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения вышеназванного института политической власти. «При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные факты, как то, что первыми государственными системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах было рабовладельческое государство. Никто не оспаривает факта, что на территории нынешней Росси, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государства. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе, и характере этого процесса. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой».[26]
На сегодняшний день известно множество различных теорий, по-разному трактующих причины появления государства. Это объясняется тем, что создавались они в разные исторические периоды времени, и их авторы придерживались различных философских и идеологических взглядов, обращая внимание лишь на те или иные исторические особенности развития общества, свойственные определенным регионам земного шара, определенным народам, которым впоследствии придавалось универсальное значение. Таким образом и делался общий вывод об образовании государства.
Десятки созданных теорий и доктрин, сотни самых различных предложений продолжают дискутироваться в обществе и по сей день. Целью этой главы настоящей работы является рассмотрение нескольких наиболее известных теорий происхождения государства, краткий обзор идей их создателей и, по возможности, объективная оценка их с позиций современности.
Теологическая теория возникновения государства является древнейшей из существующих в мире. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения организации политической власти в обществе. Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о власти царя подобным образом: «Боги поставили Хаммурапи управлять «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу».[27] Похожее отношение к власти правителя наблюдалось и в древнем Китае: там император именовался «сыном неба».
Более широкое распространение теологическая теория получила в эпоху перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII–XIII вв. в Западной Европе существовала, например, теория «двух мечей». Она исходила из того, что основатели церкви имели 2 меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделялся церковью правом повелевать людьми и являлся слугой церкви. Основный смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской и доказать, что нет государства и власти «не от бога».[28]
Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова, доминиканского монаха Фомы Аквинского (1225-1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в его сочинениях, Аквинский касается вопросов о государстве в труде «О правлении властителей» (1265-1266), в произведении «Сумма теологии» (1266-1274) и в иных работах.
Своё учение о государстве, его происхождении Фома пытается построить, используя для его обоснования теории греческих философов и римских юристов. В частности, он старается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить её позиции. Так, например, от Аристотеля Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.
Вместе с тем Аквинский вносит ряд исправлений в учение Аристотеля соответственно своим богословским воззрениям. В отличие от Аристотеля, который считал, что государство создается с целью обеспечения блаженства в земной жизни, он не считает возможным достижение человеком полного блаженства силами государства без помощи церкви, а окончательное достижение этой цели считает возможным только в «загробной жизни».
Стоит отметить и важнейшую прогрессивную черту теории возникновения государства, созданной Фомой Аквинским: утверждение о том, что божественное происхождение власти относится лишь к её сущности, а так как приобретение и пользование ею могут быть противны божественной воле, то в таких случаях подданные имеют право отказать в повиновении узурпатору или недостойному властителю.[29]
В XVI-XVШ вв. теологическая теория пережила «второе рождение»: её стали использовать для обоснования неограниченной власти монарха. А сторонники королевского абсолютизма во Франции, например, Джозеф де Местр, рьяно отстаивали её и в начале ХIХ в.
Теологическая теория получила своеобразное развитие и в трудах некоторых современных теологов, которые, признавая рубежное значение «неолитической революции», утверждали, что переход к производительной экономике, начавшийся 10-12 тыс. лет назад, имел божественное начало. При этом теологи отмечают, что точных естественных причин этого качественного перелома в истории человечества наука до сих пор не установила, а вот религиозное обоснование содержится ещё в Библии.[30]
Оценивать теологическую теорию происхождения государства очень сложно: её нельзя доказать, нельзя также и прямо опровергнуть. Вопрос об истинности данной концепции решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. с вопросом веры. Одни ученые говорят, что здесь налицо явная не научность, что теория не основывается на объективных исторических фактах, в чём состоит её главный недостаток. Другие в ответ указывают на то позитивное обстоятельство, что во все времена подобная теория сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка, что у неё до сих пор имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления государственности.
Патриархальная теория происхождения государства была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.
Отцом-основателем данной теории по праву считается известнейший греческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.), достаточно подробно рассмотревший проблему происхождения государства в своём сочинении «Политика».
Опровергая попытки софистов, его современников, объяснить государство как результат добровольного соглашения людей, Аристотель утверждал, что подобная организация власти возникает не ради заключения наступательного или оборонительного союза, не в целях предотвращения возможности взаимных обид и даже не в интересах взаимного торгового обмена, как говорили его.
Информация о работе Возникновение государства как объективный исторический процесс