Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:06, статья
Военная доктрина или стратегия национальной безопасности США, которую в конце мая утвердил Барак Обама, декларирует существенное изменение внешней политики и политики безопасности Соединенных Штатов. Стратегия Обамы – это стратегия национального обновления и глобального лидерства США. Главное внимание в документе уделено укреплению самой основы силы и влияния Америки в мире,то есть экономике и финансам, образованию, инновациям.
Военная доктрина или стратегия национальной безопасности США, которую в конце мая утвердил Барак Обама, декларирует существенное изменение внешней политики и политики безопасности Соединенных Штатов. Стратегия Обамы – это стратегия национального обновления и глобального лидерства США. Главное внимание в документе уделено укреплению самой основы силы и влияния Америки в мире,то есть экономике и финансам, образованию, инновациям. Таким образом, под национальной безопасностью США подразумевается не только физическая безопасность их территории, но главным образом способность Америки оставаться мировым лидером на ключевых напрвлениях прогресса.
В Отличие от Буша, считавшего, что для США в мире нет ничего невозможного, и просчитавшегося в этом, Обама признает: ни одна страна не может справиться с нимим в одиночку. Там, где Буш уповал на силу Америки, Обама делает ставку на способность выстраивать коалиции и становиться их лидером.
В стратегии перечислены приоритеты национальной безопасности США. На первом месте стоит предотвращение применения оружия массового уничтожения, а также недопущение его дальнейшего распространения. Особую тревогу в этой связи по-прежнему вызывают Иран и Северная Корея. Вторую строчку занимает ликвидация «Аль-Каиды» и разгром ее союзников. США рассчитивыют в 2010-2011 годах переломить в свою пользу военную ситуацию в Афганистане, укрепить не только позиции кабульского правительства, но и сами основы афганского государства – армию, полицию, администрацию, суды с тем, чтобы с середины 2011 года начать вывод американских войск из этой страны.
Третьим приоритетом названы оздоровление глобальной экономики и мировых финансов и возвращение к устойчивому экономическому росту.
Одним из самых сложных вопросов американской внешней политики является вопрос о ценностях. Это четвертый по счет уприоритет. Администрация Буша, исповедовавшая по началу откровенно «реалистический подход» к международным делам, впоследствии исходя из политической целесообразности объявила о линии на «продвижение демократии» во всем мире. Притом, что помимо риторики такая линия мало что несла собой. В этой связи Белый дом упрекнули в лицемерии, циничных разменах, когда права человека за рубежом приносились в жертву тем или иным экономическим интересам. С т.зр. Обамы, основополагающие уенности универсальны, они способны сделать каждую нацию лучше и не подрывают национальную идентичность.
И пятым важным приоритетом США названо укрепление международного порядка как самостоятельной ценности, а не только как инструмента продвижения интересов США. У китайцев авторы Стратегии национальной безопасности США заимствовали определение структуры современных международных отношений: одна глобальная держава плюс несколько уеньров влияния. В этой группе находятся Европейский союз, Росся, Китай и Индия. Обама заверяет, что СШ намерены углублять сотрудничество с центрами влияния 21 века, идя от общих интересов к совместным действием. О России в этой связи сказано подчеркнуто уважительно. Отмечается, что она вернула себе важные международные позиции и ее голос окреп. Утверждается, что в интересах США – сильная, миролюбивая, процветающая Россия, уважающая международные нормы». Важнейшая область американско-российского сотрудничества – ядерная: на долю двух стран приходится 95% ядерных вооружений, имеющихся в мире. Главная совместная цель – недопущение распространения ядерного оружия.
Несмотря на то, что Америка с самого начала столетия ведет две войны, военная сила, сточки зрения Обамы - -не панацея. «Перебор» с применением силы подрывет позиции США, формирует в сознании международного сообщества имидж Соединенных Штатов как милитаристского государства, вбивает клинья между ними и теми, кто преследует те же цели, что и Америка, но расходится с ней в отношении средств их достижения. Применение силы допускается: 1) когда несиловые средства исчерпаны, 2) после сравнительной оценки цены действия и бездействия, 3) при международной поддержке – со стороны НАТО и СБ ООН. Тем не менее Обама не отказывается от возможности осуществлять односторонние силовые акции. Его Стратегия лишь требует, чтобы такие акции проводились с соблюдением международных стандартов. Здесь популярна концепция «умной силы» - которая включает «жесткую и мягкую» силу и соответствующий разнообразный инструментарий: вооруженные силы, дипломатию, помощь развивающимся странам, разведку, правоохранительные органы, а также – на негосударственном уровне – частные фонды и неправительственные организации, усилия отдельных граждан и т.п.
Прежде всего бросаются в глаза существенные, принципиальные отличия от сратегии Буша-младшего. Конкретно речь идет о следующем:
- отказ от борьбы с
терроризмом в качестве
- признание сложности
современного мира и
- упор на необходимость «ремонта Америки»
-признание глобальной
взаимозависимости и
-приоритет норм и институтов,
лежащих в основе
- заявка на лидерство США вместо их господства
Каковы шансы президента Обамы и его администрации на успех во внешних и военных делах? Трудности более чем очевидны. Ирак, из которого США вскоре начнут выводить свои войска, пока еще далек от политической стабильности. С началом ухода американских войск внутренние противоречия в этой стране могут обостриться. В Афганистане по-прежнему сохраняется тяжелая обстановка. Запланированная на ближайшее время операция в Кандагаре станет проверкойправильности военной стратегии Вашингтона в 2сердце Азии». Если поставленных целей не удастся достигнуть, перед Обамой встанет дилемма: оставаться в Афганистане, несмотря на все более очевидную бесперспективность войны, либо уходить, предоставив талибам праздновать победу.
Что делать в этой связи Москве? Нужно перестать бояться Америку – оснований для страхов в подходе нынешней администрации нет никаких - и пойти на более тесное сотрудничество с Соединенными Штатами там, где это отвечает интересам РФ. Америка – важнейший внешний ресурс российской технологической модернизации. Российско-американское сотрудничество в сфере нераспространения ядерного оружия – основа партнерства с США в области безопасности.
В СЛУЧАЕ ВЕРОЯТНОЙ ПОБЕДЫ Обамы на выборах 2012 года нужно реализовать «программу максимум», создав «несгораемую сумму достижений» на момент прихода в белый дом следующей администрации. Это потребует серьезных усилий – в основном внутри России – для привлечения в страну американских инвестиций, развития сотрудничества в сфере науки и образования, реализации идеи российско-американского Тихоокеанского партнерства,в результате которых нынешние заявления администрации США о заинтересованности в сильной и современной России окажутся подкрепленными материальными интересами.