Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 23:57, реферат
Доктрина национальной безопасности в США – это интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.
Стратегия национальной безопасности США, обновляемая с известной периодичностью, является лишь официальным, документальным резюме по вопросам национальной безопасности.
Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру:
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
|
Внешняя политика и концепция национальной безопасности США в период президенстсва Дж. Буша-младшего Б. Обамы |
Реферат |
Студента 442 группы Института истории и международных отношений ( направление: 031900 «международные отношения») Пьянзиной Анны |
|
|
Саратов
2014
Доктрина национальной безопасности в США – это интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.
Стратегия национальной безопасности США, обновляемая с известной периодичностью, является лишь официальным, документальным резюме по вопросам национальной безопасности.
Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру:
Формирование политики национальной безопасности в годы президентства Дж. Буша-младшего (2001—2009) шло под воздействием различных политико-теоретических школ и концепций. Однако ключевое влияние оказали два крупных политико-идеологических течения: неоконсерватизм и неолиберализм, возникший на основе развития принципа либерального интернационализма.2 Каждое из этих течений имеет долгую историю, однако важно отметить, что на протяжении 1990-х гг. представители обоих направлений всё больше сближали свои позиции. Правление Дж. Буша-младшего стало периодом торжества неоконсерваторов.
Делая анализ основ политики национальной безопасности США при Дж. У. Буше-младшем, важно отметить, что к началу 2000-х гг. Америка являлась единственной супердержавой. История показывает, что ни одна страна, не сумела сохранить лидирующие позиции в международных отношениях долгое время. Осознание этого и нежелание утратить своё исключительное положение путём превращения в рядовую великую державу подтолкнули Вашингтон к проведению активной упреждающей политики, направленной на повышение управляемости текущими мировыми процессами. Ключевой целью политики национальной безопасности США в рассматриваемый период стало укрепление доминирующего положения в мировой политической системе.
Основные положения политики национальной безопасности были сформулированы в так называемой «доктрине Буша», которая появилась в сентябре 2002 г.3 Поскольку сам президент посредственно разбирался в мировой политики, над внешнеполитической стратегией работала в основном его команда. Наибольшим влиянием пользовались вице-президент Д. Чейни, министр обороны Д. Рамсфельд, заместитель министра обороны П. Вульфовиц, а также советник по национальной безопасности К. Райс. Меньшее влияние на президента оказывал госсекретарь К. Пауэлл, который фактически оказался в изоляции: президент опасался его популярности и самостоятельности, но вместе с тем он не был близок к остальным ключевым фигурам американской внешней политики4.
В рамках «доктрины Буша» была разработана стратегия «смены режимов», тесно связанная со стратегиями «превентивных действий» и «демократизации»5. Она предусматривала выделение среди стран международного сообщества «неблагонадежных» государств, применительно к которым провозглашалось необходимым открыто добиваться отстранения стоящих у власти правительств. Одновременно США начали практиковать превентивные вмешательства, оправдывая военное нападение на другое государство в том случае, если угроза агрессии с его стороны может возникнуть в будущем. В этом и заключался революционный характер «доктрины Буша» — не в озвучиваемых целях, а в способе их достижения, в декларации готовности к одностороннему применению силы даже тогда, когда угроза не стала явной6. При этом Вашингтон провозгласил политику «свободных рук» в принятии внешнеполитических решений и право самостоятельно действовать по необходимости. И если, с одной стороны, США выступили в поддержку существующих институтов, призвав к их сохранению и умеренному реформированию, то с другой — утвердили в качестве краеугольного камня внешней политики двусторонние контакты и временные коалиции. В рамках «доктрины Буша» особенно подчёркивалось, что в случае возможной угрозы Америка будет готова действовать в одностороннем порядке и нанесёт превентивный удар7.
На основе анализа официальных документов и выступлений президента8 можно выделить четыре измерения национальной безопасности.
Первый приоритет заключается в обеспечении военного превосходства (прежде всего над другими странами9) и адаптации вооружённых сил к действиям против транснациональных террористических сетей. Центральное место было отведено инновационным разработкам и их внедрению в военную отрасль10. В итоге основное внимание уделялось развитию высокоточного вооружения, построению глобальной системы ПРО, использованию космических технологий в военных целях, развитию коммуникации и связи (что сопряжено с обеспечением информационной безопасности).
Вторым приоритетом политики национальной безопасности США при Дж. У. Буше стала война с терроризмом как ответ на события 11 сентября 2001 г. Белому дому было важно предотвратить повторение подобных атак, а также нанести решительное поражение транснациональным террористическим организациям11. В контексте внутренней безопасности Буш провел широкомасштабные институциональные реформы; предпринял широкие меры по предотвращению биотерроризма, повышению безопасности границ, обеспечению информационной и инфраструктурной безопасности. Особое значение придавалось улучшению информационного обмена как между правоохранительными и разведывательными органами, так и между органами государственной власти, частным сектором (который владеет 85% всех жизненно важных инфраструктурных объектов) и международными партнерами. После террористических актов в Мадриде в 2004 г. и в Лондоне в 2005 г., исполнителями которых являлись выросшие в Европе мусульмане, приобрела особую актуальность проблема распространения терроризма внутри США, поскольку возникли опасения, что некоторые американцы-мусульмане захотят активным образом поддержать идеи джихада. В итоге активизировалась деятельность спецслужб и органов правопорядка по поиску подобных террористов и, предупреждению их действий12. На международной арене США создали широкомасштабную антитеррористическую коалицию (136 стран предложили в той или иной мере военную помощь, 89 стран разрешили пролёт над своей территорией, 142 страны заморозили финансовые активытеррористов)13. Также Вашингтон начал оказание военно-технической помощи другим странам — борцам против терроризма и сделал упор на сотрудничество в целях контроля над технологиями оружия массового уничтожения14. Не последнее место в войне против терроризма отдавалось непосредственным силовым методам воздействия на те страны, которые активно поддерживают террористов. В 2001 г. американские войска свергли режим талибов в Афганистане. Постепенно война против терроризма стала трансформироваться в войну против государств-изгоев. Выявляется третий приоритет — трансформация политико-социальной системы на основе принципов демократии и свободного рынка. Она нашла выражение в нескольких направлениях: во-первых, в силовом давлении на отдельные режимы (в Афганистане в 2001 г.; в Ираке в 2003 г.) с целью их свержения; во- вторых, в международной деятельности по оказанию помощи в развитии беднейшим странам15, которая в 2009 г. достигла рекордного показателя — 28,7 млрд долларов, а доля страны в мировом объёме ВВП составила 24%16. Третьим направлением деятельности по изменению политической системы мира стала пропаганда демократических идеалов через поощрение публичной дипломатии. Четвёртое направление заключается в продвижении принципов свободного рынка через двусторонние (при Буше подписаны с 9 странами) и многосторонние (в 2005 г. создана зона свободной торговли Доминиканская Республика — Центральная Америка) соглашения о свободной торговле. Последним приоритетом стало обеспечение инфраструктурной безопасности, как на территории США, так и в глобальном масштабе. От неё в первую очередь зависит эффективность функционирования американской военной машины, экономики и государственного аппарата. Основное внимание уделялось информационной безопасности17, повышению безопасности на транспорте, обеспечению непрерывной работы глобальных линий коммуникаций (в том числе через расширение сети военных баз), сохранению контроля над сетью Интернет18. Можно констатировать, что политика национальной безопасности США принесла плоды. Американцам удалось сохранить лидерство в военной сфере, укрепить глобальную инфраструктуру, обеспечить содействие демократизации и экономической либерализации ряда стран и нанести решительное поражение терроризму. Однако необходимо указать на ряд просчётов19. Во-первых, крупной ошибкой Дж. Буша стало начало войны в Ираке, которая подорвала доверие к США со стороны международного сообщества. В дальнейшем Вашингтону пришлось вести более умеренную политику, направленную на улучшение отношений с другими государствами и восстановление имиджа. Во-вторых, несмотря на успех военных операций в Афганистане и Ираке, американские попытки создать эффективные демократии в этих странах провалились. Фактически это обозначило предел американских возможностей в области социальной инженерии, который невозможно преодолеть без применения новых технологий. И наконец, активная и затратная политика Дж. Буша-младшего, в том числе в сфере национальной безопасности, негативно сказалась на финансовой стабильности американской экономики, успешное функционирование которой и является (наряду с доминированием в области вооружений) залогом сохранения глобального доминирования. В настоящее время Бараку Обаме как раз приходится преодолевать «издержки» политики предшественника.
Внешняя политика США опирается на три столпа – доктрину непревзойденного американского военного превосходства (США должны всемерно укреплять свою военную мощь, чтобы сохранить статус единственной мировой сверхдержавы), концепцию превентивной войны (готовности наносить военные удары до того, как в отношении США и их союзников будут предприняты агрессивные действия) и готовности действовать в одиночку, если многостороннего сотрудничества для достижения внешнеполитических целей США оказывается невозможно достичь.
Внешнеполитические шаги, предпринятые администрацией Б. Обамы, способны выступить сильным стимулом для ревизии американской стратегической мысли. В отличие от стратегических новаций Дж. Буша-мл., которые вызывали общественный резонанс, генеральная линия Обамы явно претендует на новый прагматизм, коалиционный подход с опорой на «умную силу» в разрешении различных проблем международной значимости.
Стратегия национальной безопасности, обнародованная в мае 2010 г.20, вместе с другими доктринальными документами (Четырех годичный обзор военной политики21, Обзор ядерной политики 22, Стратегия в сфере кибербезопасности23 и т.п.), дает достаточно развернутое представление о внешнеполитических приоритетах администрации Обамы. По Стратегии национальной безопасности можно судить о степени преемственности и новизны в подходе соответствующей администрации к вопросам безопасности США.
В новом документе выделяются четыре аспекта: безопасность; экономическое процветание; продвижение «универсальных ценностей»; укрепление миропорядка под американским руководством24.
В такой постановке вопроса, пожалуй, нет ничего нового. Стратегия национальной безопасности Обамы, как и все предыдущие документы такого рода, сохраняет акцент на поддержание американского лидерства в мире. Вместе с тем подход нынешнего руководства США содержит ряд важных нововведений не только тактического, но и стратегического характера.
Впервые в стратегии предлагается интегрировать основные инструменты американской мощи: дипломатию, военную силу, экономические механизмы, разведку, силы обеспечения внутренней безопасности.
Новая стратегия Обамы отражает острейший системный кризис, с которым столкнулись Соединенные Штаты в конце прошлого десятилетия. Конечно, речь идет не о выживании США, а о перенапряжении сил в попытке консолидировать однополярный мир. Тезис о перенапряжении повторяется в тексте документа три раза. Неоднократно говорится и о том, что ни одна страна не в состоянии нести бремя ответственности в одиночку25.
В последнее время представители экспертного сообщества довольно часто высказывают те или иные оценочные суждения относительно «внешнеполитической стратегии Обамы». Противники молодого амбициозного президента, разумеется, отмечают ее несостоятельность и предрекают в этой связи большие проблемы для Соединенных Штатов. Сторонники, напротив, находят немало позитивных тенденций в том, что именуется ими системой внешнеполитических задач новой вашингтонской администрации. Прагматичный американский президент своей политикой и своей риторикой смог приостановить деградацию внешнеполитических позиций и явно улучшить имидж США в мире. Однако создается впечатление, что внешняя политика крупнейшей державы, от действий которой, без преувеличения, зависят судьбы мира, пока строится практически ad hoc – от проблемы к проблеме 26.
Согласно Стратегии-2010, условия применения военной силы включают в себя защиту США и их союзников, а также, в более широком ключе, – мира и безопасности в региональном и глобальном масштабе, включая случаи гуманитарных кризисов. При проведении военно-силовых действий США будут искать широкую международную поддержку, работая с такими институтами, как НАТО и ООН. Кроме того, США сохраняют за собой право на односторонние действия при четком указании на необходимость силовой акции, ее целей и возможных последствий. Очевидно, что, описывая условия применения силы столь расплывчатым образом, по существу обходя вопрос о легитимности, США оставляют за собой возможность максимальной гибкости в принятии решений по использованию военной силы. Как указывается в документе, из внешних военных угроз наибольшую опасность для США представляет оружие массового поражения, особенно ядерное оружие, в случае его передачи неядерным государствам или организациям экстремистов.
Как утверждают аналитики, это первая национальная стратегия, когда-либо представленная президентом США, в которой внутренняя безопасность провозглашена частью более широкой стратегии национальной безопасности.
Исходя из этого, можно предположить, что на ближайшие годы США вряд ли согласятся с чем-то меньшим, чем глобальное лидерство, тем более что военные, технологические, экономические да и финансовые возможности им это позволяют.
Успехи или неуспехи США во внешней политике должны были послужить проверкой их способности к мировому лидерству на фоне усиливающихся национальных устремлений жителей всех континентов и резких сдвигов геополитических балансов.
Во-первых, необходимо учитывать, что в современной стратегии задан курс на координацию процесса формирования новой системы международных отношений Соединенными Штатами, основанной на увеличении сотрудничества между странами и налаживании ключевых стратегических отношений. Хотя термин «многополярный мир» не используется в новой стратегии, делается акцент на многостороннее партнерство, так например, в сферу ключевых американских интересов, по словам Х. Клинтон, входит укрепление альянсов от Европы и Северной Америки до Восточной Азии и Тихого океана. Долговременные цели внешней политики США – поддержание мира и обеспечение безопасности – обязывают Вашингтон формулировать новые подходы и приоритеты своего ближневосточного курса, что, в свою очередь, было обусловлено быстрыми и глобальными политико-экономическими изменениями в регионе, который является своего рода «лакмусовой бумажкой мировых процессов, где находятся энергоресурсы и идет перекройка интересов стран».