Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:18, реферат
При социологическом измерении жизни общества, в т.ч. уровня и качества жизни населения, социальная компонента является одной из центральных составляющих. В социологии, как и в остальных науках, уровень и качество жизни населения предстает интегральной характеристикой. Не существует одного показателя, характеризующего уровень и качество жизни. Различные экономические школы предлагают свои подходы, но, практически все они базируются на анализе объективных данных, поставляемых статистикой.
Рисунок 6
Динамика удовлетворенности россиян содержанием работы (2005-2010 гг.)
(в % от числа работающих в каждом году)
Отношение россиян ко второй стороне их работы – оплате труда – демонстрирует картину, диаметрально противоположную удовлетворенности содержанием работы. Большинство опрошенных (56,6%) не довольны оплатой своего труда, однако нельзя не заметить значительных положительных сдвигов. По сравнению с ситуацией 5-летнй давности существенно – с 25,9% до 18,3% – сократилась доля работников, совсем не удовлетворенных размером оплаты труда.
Рисунок 7
Динамика удовлетворенности россиян размером заработной платы на основном месте работы (2005-2010 гг.)
(в % от числа работающих)
Со времен перестройки советское, а затем российское образование характеризуется изменениями, обозначаемыми сначала как «реформа», затем, когда термин приобрел негативное восприятие в сознании масс, как «модернизация». Эти изменения происходят одновременно с глубинными общественными трансформациями, следствием которых стал переход от относительно гомогенной социальной структуры к значительной социальной стратификации.
Специалисты отмечают, что современные
тенденции экономического развития,
сам научно-технологический
Обучение в обычной
Рисунок 8
Оценка доступности образовательных учреждений
(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей дошкольного и школьного возраста)
Однако, добившись желаемого устройства
ребенка в школу, многие из родителей
испытывают серьезное разочарование
качеством того образования, которое
получает ученик. С одной стороны,
очевидно, что школа так и не
вышла из состояния острого кризиса,
а общество нацелено на получение
его членами максимально
Рисунок 9
Удовлетворенность качеством современного общего образования
(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей школьного возраста)
За лимитом времени
Жилищный вопрос по-прежнему остается самым острым для россиян. На протяжении длительного времени он вызывает негативные оценки граждан, большая часть которых не удовлетворена своими жилищными условиями. Перспективы развития этой сферы и возможности граждан пока не внушают оптимизма.
Рисунок 10
Удовлетворенность жилищными условиями в целом (2005-2010 гг.)
(в % от общего числа опрошенных)
Руководители Федерального собрания РФ несколько лет назад при запуске приоритетных национальных проектов выступали с заявлениями о том, что законодательная база строительства жилья создана, ипотека станет главным источником финансирования жилья. К 2010 году как минимум треть граждан страны должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств.[4] Однако намерения, как всегда, не реализованы. Сегодня результаты опроса не подтверждают этих заявлений: на ипотечный кредит рассчитывают всего 8,5% респондентов, а 60% россиян по-прежнему декларируют невозможность приобрести жилье ни при каких условиях.
Рисунок 11
Планируемые населением способы улучшения жилищных условий
(в % от числа нуждающихся в улучшении жилищных условий)
Половина опрошенных пребывает в растерянности относительного возможного источника нахождения средств на приобретение жилья, что во многом объясняется тем, что имеющиеся доходы и отсутствие каких-либо перспектив не побуждают людей даже обдумывать решение жилищной проблемы применительно к себе самим. Это значит, что может возродиться забытая многими проблема, когда в стенах одной квартиры живут несколько поколений семьи - а ведь еще лет 30 назад это было нормальным. Бабушки смотрели за внуками и правнуками, пока их родители учились в институтах или находились на работе, а ночевать отправлялись на кухню. Однако в прежние времена у них был реальный шанс встать на очередь на улучшение жилищных условий.
Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса, в ряды очередников записывают только тех граждан, кто не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему и способен это доказать. Таких обнаруживается немного.
Наконец, нельзя отказываться от политики поддержки людей, чьи знания и энергия приносят только пользу - военнослужащих, молодых семей, бюджетников. Россияне готовы поддержать намерения государства относительно преференций молодым семьям, в т.ч. и в жилищной сфере, а также оказать помощь в получении жилья социально незащищенным слоям населения.
Рисунок 12
Социальные группы, которые следует поддержать в первую очередь при реализации приоритетного национального проекта «Жилье»
(в % от общего числа опрошенных)
Одна из причин того, что социальные последствия реформ оказываются не совсем адекватны планируемым результатам, состоит в том, что власть при принятии решений, чаще всего пользуется критериями, отличными от тех, которые важны для граждан, населения страны. Можно сколько угодно ориентироваться на соображения политической, экономической, управленческой эффективности и т.д., но если предпринимаемые властью действия входят в противоречие с базовыми интересами населения и снижают уровень его жизни, то социальный конфликт между властью и обществом становится неизбежен.
Сегодня можно уже подвести некоторые
итоги первого десятилетия
На наш взгляд, задача науки сегодня при обсуждении проблематики уровня и качества жизни населения состоит в том, чтобы уйти от чрезмерной политизированности при обсуждении вопросов, при этом следует задавать тон этим обсуждениям, а не идти за мнением властей или оппозиции. Одним из основных условий для разработки показателей является их эмпирическая или статистическая проверяемость, для того, чтобы в ходе научных и общественных дебатов звучали факты, а не домыслы или псевдонаучные фантазии.
1.http://www.vedomosti.ru/
2. Социально-психологическое самочувствие учителя: время перемен / Отв. ред. Л.Я. Рубина. - Свердловск, 1990. - С.3.
3. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социол. исслед. 2005, №2, С.80-82.
4. http://www.rost.ru/projects/
Информация о работе Уровень и качество жизни в РФ на современном этапе