Уровень и качество жизни в РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:18, реферат

Краткое описание

При социологическом измерении жизни общества, в т.ч. уровня и качества жизни населения, социальная компонента является одной из центральных составляющих. В социологии, как и в остальных науках, уровень и качество жизни населения предстает интегральной характеристикой. Не существует одного показателя, характеризующего уровень и качество жизни. Различные экономические школы предлагают свои подходы, но, практически все они базируются на анализе объективных данных, поставляемых статистикой.

Файлы: 1 файл

доклад про качество жизни.docx

— 341.70 Кб (Скачать)

 

Рисунок 6

Динамика удовлетворенности россиян содержанием работы (2005-2010 гг.)

(в % от числа работающих в каждом году)

Отношение россиян ко второй стороне  их работы – оплате труда – демонстрирует  картину, диаметрально противоположную  удовлетворенности содержанием  работы. Большинство опрошенных (56,6%) не довольны оплатой своего труда, однако нельзя не заметить значительных положительных  сдвигов. По сравнению с ситуацией 5-летнй давности существенно –  с 25,9% до 18,3% – сократилась доля работников, совсем не удовлетворенных размером оплаты труда. 

 

Рисунок 7

Динамика удовлетворенности россиян размером заработной платы на основном месте работы (2005-2010 гг.)

(в % от числа работающих)

Со времен перестройки советское, а затем российское образование  характеризуется изменениями, обозначаемыми  сначала как «реформа», затем, когда  термин приобрел негативное восприятие в сознании масс, как «модернизация». Эти изменения происходят одновременно с глубинными общественными трансформациями, следствием которых стал переход  от относительно гомогенной социальной структуры к значительной социальной стратификации.

Специалисты отмечают, что современные  тенденции экономического развития, сам научно-технологический характер экономического роста, интеллектуализация основных факторов производства требуют  коренного повышения уровня и  качества образования. По их подсчетам, уже сейчас на долю новых знаний, воплощаемых в современных технологиях  и технике, в квалификации кадров, организации производства и социального  развития, в индустриальных странах  приходится 70-85% прироста ВВП. Само социальное обеспечение работников и их семей  зависит от уровня и качества образования; так, в 1990-е годы ХХ в. в США зарплата ученых выросла почти в 2 раза, имеющих магистерское образование – на четверть, у работников с высшим образованием осталась на прежнем уровне, а со средним – напротив, снизилась почти на 20%.[3]Поэтому вопросы качества образования (не только высшего) и его доступности для основных групп населения становятся едва ли не ключевыми для дальнейшего развития страны, ее конкурентоспособности на мировой арене. Тему модернизации и инновации не будем даже обозначать.

Обучение в обычной общеобразовательной  школе доступно практически каждой из семей, где есть дети дошкольного  и школьного возраста (90%), 3% респондентов с трудом могут получить общее  среднее образование для своего ребенка (не столько из-за недостатка средств, сколько из-за отсутствия самих  учреждений образования – в основном это жители сел и пгт). Услуги же других образовательных учреждений – дошкольного и дополнительного  образования уже не столь доступны, получить их при необходимости могут  от 59% до 71% россиян с детьми дошкольного  и школьного возраста. И здесь  в качестве главных причин недоступности  услуги респонденты отмечают не только недостаточность самих учреждений или малое количеством мест в  них, но и как высокий уровень  оплаты, предъявляемый учреждениями. Прежде всего с такой ситуацией  родители сталкиваются, когда хотят  отдать ребенка в школу/лицей  с более насыщенной программой обучения по отдельным предметам (28% отметили недоступность подобной услуги) и, конечно, при устройстве ребенка в детский  сад (для 19% родителей с детьми шансов устройства детей в сад практически  нет, еще 18% в затруднении оценить  ситуацию). 

 

Рисунок 8

Оценка доступности образовательных учреждений

(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей дошкольного и школьного возраста)

Однако, добившись желаемого устройства ребенка в школу, многие из родителей  испытывают серьезное разочарование  качеством того образования, которое  получает ученик. С одной стороны, очевидно, что школа так и не вышла из состояния острого кризиса, а общество нацелено на получение  его членами максимально качественного  общего среднего образования, с другой стороны, содержание самого образования  и концепции развития общеобразовательной  школы еще требуют своего анализа  и широкого гласного обсуждения. Ведь еще до введения экспериментов, предложенных в этом году Министерством образования  и науки, в штыки воспринятых  педагогической и научной общественностью, гражданским обществом, о полной удовлетворенности обучением ребенка  в школе заявили всего 7% родителей (!!!), 47% в какой-то мере удовлетворены  качеством школьного обучения, а  треть родителей высказали серьезные  претензии школе. 

 

Рисунок 9

Удовлетворенность качеством современного общего образования

(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей школьного возраста)

За лимитом времени выступления  обратимся только еще к одному показателю из перечня «индекса счастья», действительно делающим россиянина счастливым или несчастным, – это  квартирный вопрос, испортивший не только москвичей. Жилье, наряду со здоровьем  и обеспеченностью работой, является важнейшим фактором, определяющим стабильное и уверенное самочувствие населения  и укрепляющее "онтологическую безопасность" государства. Зачастую это единственная значимая собственность, которой обладает среднестатистический россиянин. От наличия  и качества жилья во многом зависит  здоровье людей, их семейное благополучие и удовлетворенность жизнью. Оно  всегда было одной из самых острых и злободневных тем советской, а  затем и российской жизни. Однако до сих пор более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются мечтой для миллионов российских семей.

Жилищный вопрос по-прежнему остается самым острым для россиян. На протяжении длительного времени он вызывает негативные оценки граждан, большая  часть которых не удовлетворена  своими жилищными условиями. Перспективы  развития этой сферы и возможности  граждан пока не внушают оптимизма.

Рисунок 10

Удовлетворенность жилищными условиями в целом (2005-2010 гг.)

(в % от общего числа опрошенных)

Руководители Федерального собрания РФ несколько лет назад при  запуске приоритетных национальных проектов выступали с заявлениями  о том, что законодательная база строительства жилья создана, ипотека  станет главным источником финансирования жилья. К 2010 году как минимум треть  граждан страны должны иметь возможность  приобрести квартиру, отвечающую современным  требованиям, за счет своих и заемных  средств.[4] Однако намерения, как всегда, не реализованы. Сегодня результаты опроса не подтверждают этих заявлений: на ипотечный кредит рассчитывают всего 8,5% респондентов, а 60% россиян по-прежнему декларируют невозможность приобрести жилье ни при каких условиях. 

 

Рисунок 11

Планируемые населением способы улучшения жилищных условий

(в % от числа нуждающихся в улучшении жилищных условий)

Половина опрошенных пребывает  в растерянности относительного возможного источника нахождения средств  на приобретение жилья, что во многом объясняется тем, что имеющиеся  доходы и отсутствие каких-либо перспектив не побуждают людей даже обдумывать решение жилищной проблемы применительно  к себе самим. Это значит, что может  возродиться забытая многими  проблема, когда в стенах одной  квартиры живут несколько поколений  семьи - а ведь еще лет 30 назад  это было нормальным. Бабушки смотрели за внуками и правнуками, пока их родители учились в институтах или  находились на работе, а ночевать отправлялись на кухню. Однако в прежние времена  у них был реальный шанс встать на очередь на улучшение жилищных условий.

Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса, в ряды очередников  записывают только тех граждан, кто  не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему и способен это  доказать. Таких обнаруживается немного.

Наконец, нельзя отказываться от политики поддержки людей, чьи знания и  энергия приносят только пользу - военнослужащих, молодых семей, бюджетников. Россияне готовы поддержать намерения государства  относительно преференций молодым  семьям, в т.ч. и в жилищной сфере, а также оказать помощь в получении  жилья социально незащищенным слоям  населения.

Рисунок 12

Социальные группы, которые следует поддержать в первую очередь при реализации приоритетного национального проекта «Жилье»

(в % от общего числа опрошенных)

Одна из причин того, что социальные последствия реформ оказываются  не совсем адекватны планируемым  результатам, состоит в том, что  власть при принятии решений, чаще всего  пользуется критериями, отличными от тех, которые важны для граждан, населения страны. Можно сколько  угодно ориентироваться на соображения  политической, экономической, управленческой эффективности и т.д., но если предпринимаемые  властью действия входят в противоречие с базовыми интересами населения  и снижают уровень его жизни, то социальный конфликт между властью  и обществом становится неизбежен.

Сегодня можно уже подвести некоторые  итоги первого десятилетия нового века, опираясь на анализ как социальных явлений и процессов, лежащих  на поверхности и фиксируемых  «невооруженным глазом», так и тех  подспудных течений в обществе, которые  выявляются и фиксируются с помощью  социологических исследований.

На наш взгляд, задача науки сегодня  при обсуждении проблематики уровня и качества жизни населения состоит  в том, чтобы уйти от чрезмерной политизированности при обсуждении вопросов, при этом следует задавать тон этим обсуждениям, а не идти за мнением властей или  оппозиции. Одним из основных условий  для разработки показателей является их эмпирическая или статистическая проверяемость, для того, чтобы в  ходе научных и общественных дебатов  звучали факты, а не домыслы или  псевдонаучные фантазии.

 

1.http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/262462/ekonomiku_nuzhno_zarazit_virusom_innovacij_anhel_gurria#ixzz1QVlbL0XH 

2. Социально-психологическое самочувствие учителя: время перемен / Отв. ред. Л.Я. Рубина. - Свердловск, 1990. - С.3.

3. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социол. исслед. 2005, №2, С.80-82.

4. http://www.rost.ru/projects/habitation/hab1/h11/ah11.shtml


Информация о работе Уровень и качество жизни в РФ на современном этапе