Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:13, реферат
Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Тоталитаризм — порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям. Поэтому при выявлении общих черт этого типа политической системы отправным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и общественного сознания. Именно в идеологии тоталитарная система черпает жизненные силы. Идеология призвана выполнять социально-интеграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику.
Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется тоталитаризм на всеобщей идеологии публичной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением её гражданского общества.
Эту новенькую
форму организации политической
власти, сложившуюся в нашей стране
в 30-е годы, в литературе частенько
называют тоталитаризмом. Если же мы попытаемся
вычленить смысловое ядро данного
понятия, то обнаружим, что слово
«тоталитаризм» употребляется для
обозначения превосходной степени
остальных узнаваемых понятий —
диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.
Этимологически оно производно от слов
тоталитарность, либо «целостность».
Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная
власть становится всепроникающей, контролирующей
жизнь человека и общества в её самых частных,
мелких проявлениях. При этом забывают,
что рост количественных конфигураций
в какой-то момент приводит к появлению
нового свойства, а новое качество не есть
удвоенное либо утроенное старое: сохраняя
со старым в том либо ином отношении сходство,
оно, тем не менее, принципиально от него
различается.
Для того чтоб раскрыть
содержание понятия «тоталитаризм»,
необходимо перейти от оценочного употребления
термина к научному, значительно ограничив
область его внедрения. Во-первых, хронологически,
отказавшись от истолкования в качестве
тоталитарных тех либо других политических
режимов прошедшего — древневосточных
деспотий, исламских теократий, российского
страны времен Ивана Грозного и т.П. В истории
мы можем отыскать только слабые прообразы
тоталитаризма, сходные с ним формально,
структурно, но не по существу. Тоталитаризм
— явление, присущее только XX веку. И, во-
вторых, что не менее принципиально, нужно
сузить область внедрения термина в структурном
аспекте: многое из того, что совершалось
в сталинскую эру, не связано напрямую
с тоталитаризмом, а вполне объяснимо
с учетом логики авторитарного режима.
Следовательно, и сам тоталитаризм — явление,
не сводимое к экономическим, социальным
либо политическим условиям того времени.
Его нельзя представить как следствие
предпосылки под именованием
«авторитаризм 20-х годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении, ежели экономика и политика, ему присуща другая логика, ежели логика объективного процесса. Выражаясь с известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом которой является командно-административная система, это явление не экономического, общественного либо политического плана, а культурно- идеологическое по собственной сущности. С точки зрения человека, придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин смотрится сумасшедшим: сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны, коллективизация поставила её на грань голода, репрессии в партии грозили разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса накануне неизбежной войны с Германией значительно снизил обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но совершенно другая, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?
Сталин различался от собственных предшественников: для Ленина и его соратников власть, сколь угодно твердая и насильственная, была все-таки средством для заслуги определенной цели — построения социализма в планетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но корректировка её в 1921—22 годах привела к либерализации политики (нэп, линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.Д.). Не то — Сталин. Для него целью была конкретно власть, а социализм, марксизм- ленинизм — лишь средствами её заслуги, поэтому он так просто менял не лишь тактику, но и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не лишь в личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью проступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не лишь психологические, но и исторические.
Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина, выделил, что это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь самые серьезные последствия.
Вторая часть
нашего определения: тоталитаризм —
это переживание власти как абсолютной
ценности и высшего смысла человеческого
существования, транслированное по
всем этажам социальной иерархии и
признанное в таком качестве большинством
индивидов. Для того чтоб появился и
существовал тоталитаризм, нужен
был не лишь Сталин, но и масса
индивидов, отравленных ядом абсолютной
власти — власти над историческими
закономерностями, временем, пространством
(«Мы покоряем пространство и время,
мы — юные хозяева земли»), над
собой и другими людьми. Эта
власть часто не давала материальных
благ, напротив, она требовала величайшей
самоотдачи, самопожертвования, и если
поначалу, как Павка Корчагин, не щадили
себя, позднее, как Павлик Морозов, не щадили
родного отца, то в застенках Ежова —
Берии уже не щадили никого.
Появление такового,
тоталитарного, индивидума — первая предпосылка
формирования тоталитаризма, без которой
он не мог появиться даже в том случае,
если бы были налицо другие. Вторая предпосылка
— тенденция к идеократии, проявившаяся
с самого начала революционного движения
и получившая зрелую форму в условиях
русского авторитаризма, на базе публичной
принадлежности и централизованного управления
обществом, планового ведения хозяйства.
План тут выступал как директива, как закон:
речь шла о вполне гегелевском по духу
господстве идеи над реальностью. Фактически
идеократия реализовалась через партократию
— монополию компартии на власть, не ограниченную,
по существу, никаким законом и даже уставом
самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма
— культ народа в революционном сознании
до- и послеоктябрьской эры. Этот культ
высвобождал народные массы от всякой
моральной самооценки и самоцензуры, ставил
их по ту сторону добра и зла. Тем самым
в структуре массового революционного
деяния высвобождалась энергия разрушения,
направляемая этикой революционной целесообразности
на ликвидирование всяких ограничений,
препятствующих достижению абсолютной
власти революционного субъекта над реальностью.
Все, что творилось, оправдывалось благом
народа и именовалось борьбой с неприятелями
народа.
Основные
черты тоталитаризма
Режим тоталитарной
власти в различие от авторитаризма
оказывается внеполитическим образованием
— в эру тоталитаризма политические дела
и университеты в обществе, по существу,
исчезают либо стают формально- декоративными.
Организация тоталитарной власти имеет
иерархический характер: вверху пирамиды
находится вождь, владеющий абсолютной,
ничем не ограниченной властью; внизу
— массы, столь же полностью ему подвластные.
таковая организация власти формально
сходна с авторитаризмом. В реальности
же тоталитарная власть неделима на уровни:
на любом уровне социальной иерархии индивидум,
владея властью, владел тем самым абсолютной
властью над вверенным ему «объектом».
Различие было конкретно в объекте приложения
власти, но не в её характере. К примеру,
хоть какой начальник районного масштаба
владел всеми атрибутами власти — партийной,
хозяйственной, судебной, карательной
и т.П. Поэтому для функционирования тоталитарной
власти не необходимо было принуждения,
идущего сверху вниз: тоталитарный индивидум
добровольно подчинялся вышестоящему,
получая в обмен на покорность возможность
абсолютной власти «на собственном месте».
Можно сказать, что ограничения в структуре
тоталитарной власти вытекали из пересечения
личных властей, что создавало непрерывное
и неизменное напряжение во всех узлах
системы и было источником энергии, питавшей
существование данной системы.
С тоталитарной властью неразрывно связана тайна власти. Властный поступок тоталитарного индивидума постоянно непредсказуем, спонтанен, вызывается не столько наружной необходимостью, какими-то настоящими обстоятельствами, сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения обычной логики. В силу данной тайны система тоталитарной власти пронизана ужасом. Ужас есть нужное дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и это ужас не лишь перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный ужас в душе тоталитарного индивидума перевоплощается и снимается в виде рвения к абсолютной власти. Карательные органы в данной системе — материализация повсеместного ужаса, собственного рода арбитр в споре, столкновении личных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы. Они и составляли основной контингент ГУЛАГа.
Верхний и нижний
уровни в структуре тоталитарной
власти взаимосвязаны и взаимно
необходимы друг для друга. На её вершине
находился Сталин, он был эмблемой
абсолютной власти, поклонение ему
как бы освящало и узаконивало
для каждого собственное
Естественно, не моментальный, а протяженный
в историческом времени.
Исчезновение личного знака системы изменило
духовную атмосферу внутри её. Новейшие
поколения как бы вышли из-под влияния
той идеологической и психологической
силы, которая сформировывала в каждом
качестве тоталитарного индивидума.
пробы заменить Сталина не удались — уж совсем тесновато срослись его личные и символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его преемник Хрущев получил значение комического героя — шута, напялившего на голову корону.
Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева в того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна личности вождя, а совместно с ней и вождь. Вождь обязан быть, по крайней мере, равен системе, а не быть частицей, рожденной данной системой.
После погибели Сталина тоталитаризм в течение длительных тридцати лет переживал обратное перерождение в авторитаризм, и конкретно механика этого обратного перерождения диктовала необходимость обращения к Ленину, его наследию, но не к тому, где он отказывался от социалистической утопии в пользу реально достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года», автору и творцу авторитарного режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило человека в положение если и не диссидента, то оппозиционера по отношению к существовавшему режиму. С этого обращения началась перестройка.
базы тоталитарного общества и психология равенства.
В базу тоталитарного коммунистического страны положен принудительный принцип равенства. Человек обязан навсегда бросить «надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого- или из собственных сограждан» (Г.Бабеф).
Тоталитаризм
– это полный контроль над всеми
сферами жизни общества.
Всего этих сфер – пять: экономика, публичные
дела, политика, национальные дела, личность.
Основой системы в экономике был строго
регламентированный центром распределительный
механизм. К примеру в СССР в
1928 – 1935 годы введение карточек трактовалось
не как вынужденная мера, а как ступень
на пути к социализму. Были закрыты банковские
учреждения.
Народные комитеты контролировали каждую
тонну сплава, каждый ящик гвоздей и т.
Д. Основой публичных отношений была командно
- административная система, которая ощущала
себя уверенно, делая упор на фермеров
и рабочих.
Она сформировывала массовую психологию
равенства: «Пусть бедные, но все равны».
В
Сталинской концепции социализма было
место лишь такому работнику. Что касается
третьей системы, то в правовом государстве
не может быть единой власти, а обязаны
существовать три независящие друг от
друга власти: законодательная, исполнительная,
судебная, в СССР же было соединение законодательной
и исполнительной гос власти. Судебная
власть в годы гражданской войны была
сосредоточена в руках ВЧК, остальных
чрезвычайных и внесудебных органов, местных
исполкомов, подчиняющихся Совнаркому.
Велись альбомные дела, составляемые для
высшего управления страны. Происходило
систематическое вмешательство госаппарата
в сферу правосудия. Характер административно-командной
системы сказывался на отношениях наций
и народностей. Под видом Федерации в 30-е
годы утверждалось ожесточенное централизованное
правительство. Искоренялась и сама государственная
структура страны. К примеру в докладе
о проекте Конституции СССР в 1936 году Сталин
говорил, будто в СССР существует только
60 государственных общностей, в то время,
как их было в два раза больше. Созданный
в 1936 году Совет
Национальностей не достаточно занимался
конкретными государственными неуввязками.
В этом же году были ликвидированы такие
формы национально-административного
деления, как национальные районы и национальные
сельские советы, которые занимались созданием
условий для воплощения школьного образования
и культурно-просветительной деятельности
на родных языках. Основой пятой системы
- была личность. Человек, отчужденный
от принадлежности, власти, управления
не мог быть личностью в правовом отношении.
Права личности подменялись классовыми,
групповыми, партийно-бюрократическими
интересами.
Человек не имел гарантий правовой защиты.
Школа воспитывала личность в духе непримиримости
к «врагам народа». И ими не редко оказывались
мать, отец, родственники и близкие.
Определение культа личности и его «единственно верная идеология».
Тоталитаризму
присуще коллективно –
Из чего, в свою очередь, сделал логический
вывод: «У нас незаменимых нет»,- который
и подвел черту под представлениями о
значении индивидума в тоталитарном государстве.
Для заслуги всеобщего и фактического равенства предполагалось внедрение насилия и принуждения над личностью. С началом ХХ века тоталитарные идеи воплотились в конкретные массовые социальные движения - коммунистическое (социалистическое) и фашистское (национал- социалистическое). конкретно на «почвах» таковых идей и систем «расцветал» культ личности.
Культ личности - крайнее возвеличение, а тотчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической либо религиозной власти; очень завышенная оценка функции и роли фаворита. Более частенько культ личности встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.
Культ политических
управляющих - неотъемлемый элемент
обожествления власти. Он ведет свое
начало от языческого идолопоклонства,
воскрешая такие его атрибуты,
как монументы, мавзолеи, мемориальные
комплексы, сложные религиозно-
В тоталитарных
государствах идейные истоки культа
личности лежат в идеологии, её претензии
на монопольное обладание истиной,
универсальную, всеобщую значимость. «Отцы»
таковой, «единственно верной идеологии»
наделяются свойствами пророков и ясновидцев.
Культ личности рождается на базе
естественных для человеческого
общества потребностей в преемственности
поколений, почитании старших, уважении
выдающихся личностей (героев), принесших
благо своему народу. Принципиальной
непосредственной предпосылкой культа
личности является большая концентрация
политической, духовной, экономической
и социальной властей в руках
одного человека, а также полная
личная зависимость людей не столько
от результатов собственной
Тяжелое наследие такового дела к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, в особенности в странах Востока.