Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:58, реферат

Краткое описание

И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые известные из них. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, илирелигиозная теория.

Файлы: 1 файл

политология практика.docx

— 41.76 Кб (Скачать)

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий элемент  формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и  методов, с помощь которых осуществляется государственная  власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский  режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный  режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности 
 

3)Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Вопросы о государстве  и его функциях в обществе с  давних пор относятся   к числу  основополагающих  и   дискуссионных   и   в государствоведении. Это объясняется тремя следующими причинами. Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы. Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.

Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является  одним из важнейших в общей теории государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих  перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа  и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его  органы и какие вопросы они  преимущественно решают. Функции  призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед  ним задачи.

Функции характеризуют  государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны  с объективными потребностями, устанавливаются  в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется  социально обусловленная роль, которую  призвано выполнять государство  на том или ином историческом этапе  своего развития.

В политической науке  существуют различные классификации  функций государства. С точки  зрения принципа разделения властей  функции подразделяются на законодательные, которые осуществляют законодательные (представительные) органы власти, управленческие, которые осуществляют исполнительные органы власти и судебные, которые  осуществляют судебные органы власти. Общепринятым является деление функций  государства на внутренние и внешние. Внутренние функции: 
 
политическая, состоящая в обеспечении политической стабильности, выработке общезначимого политического курса, осуществлении властных полномочий, гарантий прав и свобод личности; 
 
• экономическая, которая включает организацию, координацию и регулирование процессов в экономике, используя для этого налоговую и кредитную политику, определенные санкции и стимулы экономического роста; 
 
• правовая, находящая выражение в обеспечении правопорядка, защите социально-политического строя от дестабилизирующих и разрушительных действий экстремистов, установлении правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан; 
 
• социальная, которая направлена на удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставление социальных гарантий престарелым, инвали дам, безработным, молодежи; страхование жизни, здоровья, собственности; 
 
• культурно-воспитательная, образовательная, информационная. 
 
Среди внешних функций выделяют следующие: 
• оборона страны, заключающаяся в обеспечении безопасности, суверенитета, территориальной целостности страны; 
 
• сотрудничество с другими государствами, находящее выражение в установлении и развитии взаимовыгодных экономических, политических, культурных, торговых и иных 
связей и отношений; 
 
• поддержание мирового порядка, участие в делах мирового сообщества с целью обеспечения наиболее благоприятных условий развития для собственной страны и решения проблем, требующих совместных усилий. 
 
Содержание и полнота реализации этих функций, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, детерминированы типом общества, политической системой, политическим режимом, формами государственного правления и 
устройства.
 
 

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ     

 Государственная  власть в правовом государстве  не является абсолютной. Это обусловлено  не только господством права,  связанностью государственной власти  правом, но и тем, как организована  государственная власть, в каких  формах и какими органами она  осуществляется. Здесь необходимо  обратиться к теории разделения  властей. Согласно этой теории  смешение, соединение властей (законодательной,  исполнительной, судебной) в одном  органе, в руках одного лица  чревато опасностью установления  деспотического режима, где невозможна  свобода личности. Поэтому для  того, чтобы предотвратить возникновение  авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви  власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.     

 С помощью разделения  властей правовое государство  организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках  своей компетенции, не подменяя  друг друга; устанавливается взаимный  контроль, сбалансированность, равновесие  во взаимоотношениях государственных  органов, осуществляющих законодательную,  исполнительную и судебную власть.      

 Принцип разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.    

 Классическим  образцом в этом отношении  являются США. Согласно теории  разделения властей в ней законодательная  и исполнительная власти, действуют  как две силы в замкнутом  круге своих полномочий. Но при  этом предусмотрены формы воздействия  органов одной власти на органы  другой. Так, президент наделен  правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою  очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении  законопроекта в его пользу  отдадут голоса 2/3 депутатов каждой  из палат Конгресса. Сената  наделен полномочием утверждения  членов правительства, назначаемых  президентом. Он также ратифицирует  договоры и иные международные  соглашения, заключаемые президентом.  В случае совершения президентом  преступлений, Сенат обращается  в суд для решения вопроса  о вынесении ему "импичмента , т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте  Палата Представителей. Но могущество  Сената ослабляется тем, что  ее председателем является вице-президент.  Но последний может принимать  участие в голосовании лишь  в том случае, если голоса разделяются  поровну. Конституционный контроль  в стране осуществляет Верховный  суд США.  
     В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.  
      В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."      

 К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:  
-  Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;   
-  органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.     

 К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:   
 -  Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;  
 -  Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;   
 -  Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.      

 К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:  
 -  Конституционный Суд Российской Федерации;   
 -  Верховный Суд Российской Федерации;   
 -  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;   
 -  районные народные суды; суды специальной юрисдикции.  
 
      Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Информация о работе Теории происхождения государства